Н. В. Гоголь «Невский проспект»

Данный  урок является наглядной иллюстрацией писательского метода Н.В.Гоголя, творчество которого, закончив собою первый период, является одновременным переходом ко второму периоду русского реализма.Урок рассчитан для 10 класса. На этом уроке ведётся и анализирование и работа с учебником, также сопоставительная характеристика героев. Проверяется домашнее задание- сообщение о героях, история героев. Оценка Петербурга всегда была неоднозначна: ненависть и любовь сплетались воедино. Именно сюда стр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по повести Н.В. Гоголя «Невский проспект».


  1. Авторы урока: Хайруллина Лилия Миннефаязовна - учитель русского языка и литературы ([email protected])

  2. Образовательное учреждение: МБОУ «Верхнечелнинская СОШ»

  3. Предмет: Литература.

  4. Тема: Н.В.Гоголь «Невский проспект».

  5. Продолжительность: 2 урока по 40 минут.

  6. Класс: 10.

  7. Технологии: мультимедийные технологии.

  8. Краткая аннотация: Данный урок является наглядной иллюстрацией писательского метода Н.В.Гоголя, творчество которого, закончив собою первый период, является одновременным переходом ко второму периоду русского реализма.

Тема урока: Н.В.Гоголь «Невский проспект».

(повесть Н. В. Гоголя «Невский проспект»)

Цели и задачи урока:

  1. Показать особенность создания образа Петербурга у Гоголя.

  2. Сравнить его с образом Петербурга у Пушкина.

  3. Закреплять умение анализировать, сопоставлять, делать выводы.

  4. Развивать мышление.

  5. Воспитывать грамотного, вдумчивого читателя.

Этапы урока:

  1. Беседа с учащимися

  2. Описание Петербурга в произведениях Гоголя.

  3. Аналитическое чтение повести.

  4. Образы Пискарева и Пирогова.

  5. Беседа с учащимися.

  6. Работа с учебником.

  7. Самостоятельная письменная работа.

  8. Домашнее задание.

ОН.В. Гоголь «Невский проспект».борудование: Компьютер учителя, медиапроектор, экран, компьютерная презентация.

Ход урока

  1. Беседа с учащимися

На экране проектора слайд №1 «Петербург Николая Васильевича Гоголя», (рис.1).

Учитель:

-Н.В. Гоголь «Невский проспект».

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы поняли слова писателя Набокова? (Слайд №2, рис.2).

Учитель:

- В чем сходство и различие пушкинского и гоголевского образов Петербурга? (Пушкин в «Медном Всаднике» восхищается Петербургом - творением Петра I. И хотя город является источником беды для « маленького человека» Евгения, поэт все же оправдывает строительство города государственной необходимостью. А у Гоголя Невский проспект «лжет во всякое время дня и ночи»).

- Давайте вспомним, как встретил Петербург Гоголя.

НН.В. Гоголь «Невский проспект».

ачинается показ презентации:

Слайд № 3 «В столицу! В Петербург!» (рис.3)

(По щелчку левой кнопки мыши, появляется изображение мчащейся тройки, которая уносит Гоголя из Полтавы в Петербург. Текст читает Филипп Гузеев).

Слайд № 4 «Но Петербург не оправдывает …» (рис.4)

Н.В. Гоголь «Невский проспект».


Слайд № 5 Стихотворение Н. Асеева (рис. 5)

УН.В. Гоголь «Невский проспект».

читель:

- Какие места в городе связаны с именем Гоголя? Какие памятники писателю вы знаете?

Идет показ презентации: Слайды № 6, 7, 8, 9, 10, 11 (рис.6, рис.7, рис.8, рис.9, рис.10, рис.11). Чтобы увидеть фотографию в цветном изображении, нужно щелкнуть по ней левой кнопкой мыши.

Н.В. Гоголь «Невский проспект».


  1. Описание Петербурга в произведениях Гоголя

Учитель: Давайте вспомним описание Петербурга в «Ночи перед Рождеством» и сравним с описанием Невского проспекта в повести «Невский проспект».

ИН.В. Гоголь «Невский проспект».

дет показ презентации: слайды № 12 и 13 (рис.12 и рис.13). По щелчку левой кнопки мыши, появляется изображение, летящего на черте кузнеца Вакулы. Текст читает Филипп Гузеев.

Учитель:

- В чем вы видите сходство и различие атмосферы, колорита города?


  1. Аналитическое чтение повести

Учитель:

- Назовите героев повести «Невский проспект». (Обратить внимание, что повесть не только о Пискареве и Пирогове, что она начинается и заканчивается описанием Невского проспекта, олицетворяющего в повести Петербург, т. е. Невский проспект - это еще один герой повести и герой самый главный.)

- Почему повесть начинается и заканчивается описанием Невского проспекта? (Невский проспект выступает как своеобразный герой повести, соединяющий все ее части. Он незримо присутствует на протяжении всего повествования как начало всех похождений и злоключений героев).

- В чем вы видите особенность изображения Невского проспекта? Почему автор восклицает: «Нет ничего лучше Невского проспекта», но дальше не показывает его достопримечательностей? На чем он сосредоточил свое внимание и внимание читателей?

Чтение текста с начала повести до слов: «Стой! - закричал поручик Пирогов» [2].

Учитель:

-Н.В. Гоголь «Невский проспект». Перед нами проходит своеобразный парад частей тела и деталей одежды вместо людей. Как называется этот прием и зачем автор его использует? (Метонимия помогает показать бездуховность обитателей проспекта).

  1. Образы Пискарева и Пирогова

На экране слайд №14. Иллюстрации к повести «Невский проспект». Художник Д.Н. Кардовский. 1905 год (Рис.14).

Сообщения учащихся (домашнее задание - пересказ истории Пирогова и Пискарева).

Учитель:

- Случайно ли Гоголь дал героям такие фамилии?

  1. Беседа с учащимися

- Почему Пискарев «обречен» погибнуть, а Пирогов «обречен» благополучно жить дальше?

- Какова художественная функция снов Пискарева в повести? (мечты героя, его внутренний мир)

- Как вы считаете, в чем причина гибели Пискарева? (несоответствие мечты и реальности).

- Почему Пискарев и Пирогов оказались героями одной, а не разных повестей? (Тема столкновения мечты и реальности).

  1. Работа с учебником

- Найдите в главе учебника «Две судьбы: трагедия и анекдот» [3, стр. 96] информацию о том, как объяснял образ Пирогова Ф. М. Достоевский. Согласны ли вы с его пониманием?

7. Домашнее задание:

Прочитайте главу учебника «Миссия Гоголя: наследие и наследники» [3, стр. 101].

Список использованных источников и дополнительной литературы


  1. Н. В. Гоголь «Невский проспект». - Калининград,: Янтарный Сказ, 2003;

  2. Б.И. Турьянская, Л.Н. Тороховская, Е.В. Комиссарова, Г.И. Михеева «Литература в 9 классе. Урок за уроком». - М.: Русское слово, 2002.

  3. Н. Н. Сухих «Литература. 10 класс». - М.: Академия. 2010;


8

© 2010-2022