Разработка урока на тему Употребление деепричастий и деепричастных оборотов в речи (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повторительно-обобщающий урок в 7 классе по теме

«Употребление деепричастий и деепричастных оборотов в речи».

(Разработка урока с методическими комментариями.)

№ п/п

Этапы урока

Комментарии

1.

Цели урока:

Образовательные:

  1. обобщить и систематизировать сведения учащихся о деепричастии и деепричастном обороте;

  2. совершенствовать навыки постановки знаков препинания при деепричастии и деепричастных оборотах;

  3. отработать умение правильно использовать деепричастные обороты в речи.

Воспитательные:

  1. воспитывать чувство товарищества и коллективизма, умение работать в парах.

  2. воспитание уважительного отношения к русскому языку, к родной природе.

Развивающие:

  1. развивать у учащихся творческие способности, познавательные способности - речь, мышление, внимание, воображение, восприятие;

Развивать умения работать в парах.

Организационный момент: так как урок является заключительным в изучаемой теме, учитель сообщает тему и кратко цели урока сам.

2.

Каждое слово нам чем-то знакомо,
Нужно только подумать, вглядевшись в него…
Каждое слово очень весомо…
Будь же внимателен, будь осторожен,
Если используешь в речи его.

С. И. Лунина

На экране слайд № 1 с темой урока и эпиграфом. Учитель читает эпиграф, выясняет с детьми связь с темой урока.

Запись в тетради темы урока.

3.

Обучающиеся выполняют проверочную работу по теме «Деепричастный оборот».

Дети выполняют самостоятельную работу без повторения потому, что тема уже достаточно изучена. Работа выполняется на ноутбуках мобильного компьютерного класса при помощи программы Тестер, которая по окончании работы сразу выдаёт оценку.

4.

Проводится «Разминка»:

-Синтаксический разбор предложения (Следуя совету старожила, я взял в тайгу проводника, хорошо знающего местность.)

- разборы у доски: морфемный (следуя, старожила) и фонетический (знающего)

-Получают индивидуальное задание в учебнике, работают со словарем. (сдают работу когда выполнять полностью)

- Проверка домашнего задания.

Перед работой по теме урока проводится повторение. Два ученика работают у доски, два (слабоуспевающих) ученика работают с учебником и словарём на своих местах.

С остальными проводится фронтальный опрос по домашнему заданию. (Расставив знаки препинания в предложениях, должны объяснить пунктуационные правила. Данный вид работы является проработкой экзаменационного задания ГИА)

5.

Проверка выполненных разборов на доске.

(Класс анализирует разборы, задает вопросы по предложению)

Вопросы учителя: - найти слово, в котором звуков больше чем букв (следуя, знающего)

- верно ли, что в слове СЛЕДУЯ два мягких согласных.

Выполнившие разборы комментируют свою работу. Ребята из класса задают вопросы по правописанию тех или иных слов.

Учитель задаёт вопросы по фонетике, опираясь на слова из предложения. (Данный вид работы является проработкой экзаменационного задания ГИА).

Учитель спрашивает о значении деепричастного оборота в предложении.

6.

Повторение изученного материала о деепричастии и деепричастном обороте.

Презентация- слайд № 2.

Ребята в произвольном порядке открывают картинки, где им предлагаются вопросы на повторение, дают ответы с примерами.(приложение 1)

7.

«Лингвистическая физминутка»

Все дети выходят к доске, получают карточки со словами. Два ученика должны разделить ребят на две группы, выяснив по какому орфографическому принципу можно сгруппировать слова. Объясняют свой выбор, находят «лишнее» слово.

Все слова прикрепляются на крыло доски.(приложение 2)

8.

Тренировочные упражнения.

- Напоминаю тему урока. Учимся правильно употреблять деепричастные обороты в речи и выясняем какова их роль, зачем используем в речи.

Презентация - слайд № 10 (со 2-го слайда по гиперссылке)

Отработка умения построения предложений с деепричастными оборотами, заменять фразеологизмами.

(приложение 3)

9.

Работа с текстом.

Проработав текст, выйти на создание продолжения с использованием деепричастных оборотов. (приложение 4)

А) читаем текст вслух;

Б) определяем тему, основную мысль;

В) определяем тип текста, обосновать;

Г) объясняем пропущенные орфограммы;

Д) НАХОДИМ ДЕЕПРИЧАСТИЯ И ДЕЕПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ, выделяем их (остальные знаки препинания в тексте расставят дома)

Презентация - слайд № 14 (переход с 1-го по гиперссылке)

Тема - лакомство мишки.

Основная мысль - человеку не следует слишком внедряться в дикую природу; надо сохранять окружающий мир.

Воспитательный момент - дети тоже могут и должны сохранять природу (например, не мусорить, не разорять гнёзд, не разрушать муравейники).

10.

Объяснить роль оборотов в тексте, какую информацию они сообщают читателю.

Презентация - слайд 15.

- Если прочесть без оборотов, то картина происходящего не совсем ясна.

-Текст получается без эмоциональной окраски.

Значение оборотов в тексте:

  1. Почему поплыли по протоке;

  2. Люди наслаждаются природой, отдыхают;

  3. Мишка увлечённо, жадно собирает ягоды;

  4. Ягоды ему очень нравятся, лакомство;

  5. Мишку застали врасплох, т.к. он был очень увлечён;

  6. От резкого падения чуть не утонул;

  7. Поспешил скрыться от людей.

11.

ЗАДАНИЕ: добавить по смыслу 2-3 предложения, чтобы в них были и деепричастия, и деепричастные обороты. (ребята РАБОТАЮТ ПАРАМИ)

Можно в качестве подсказки использовать слова на доске (с физминутки) или взять один из вариантов подсказки у учителя.

Презентация - слайд 16.

Пока дети составляют предложения, выставить оценки за работу на уроке. (приложение 5)

12.

Проверка получившихся текстов. Читают 2-3 человека.

13.

ИТОГ УРОКА. Оценки. Домашнее задание на слайде.

Подводя итог, дети сами говорят о роли деепричастий и деепричастных оборотов в речи.

Объявляются оценки.

Домашнее задание (слайд № 17) на основе текста: расставить остальные знаки препинания, придумать и написать 4-5 предложений с деепричастным оборотом, причастным оборотом и фразеологизмом.

14.

Рефлексия.

Как олимпийцы - бросить мячики в корзинку. Если вы считаете, что материал темы сегодняшнего урока вам в повседневной жизни не нужен - бросьте мячик в урну. Если же вы чувствуете, что эти знания помогут вам правильно, доходчиво, эмоционально излагать свои мысли, отдайте свой мячик «тигрёнку».







Приложение 1.

  1. Что обозначает деепричастие?

  2. Что такое деепричастный оборот?

  3. Как выделяется на письме одиночное деепричастие и деепричастный оборот?

  4. На какие вопросы отвечает деепричастие?

  5. С помощью каких суффиксов образуется деепричастие?

  6. Назовите иначе деепричастный оборот.

  7. Какие окончания бывают у деепричастий?

Приложение 2.

п о ж а л е т ь п р е д л о ж и т ь п л о в е ц к о с о л а п ы й с о б и р а т ь к а с а л с я

г л я д е т ь з а п а с а л с я з а х о т е л о с ь в ы б и р а я с ь о г о р ч и л с я т р е щ а т ь

Приложение 3.

Слайд 11.

В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых допущена ошибка в употреблении деепричастия?

А) Заканчивая сочинение, у меня кончилась тетрадь.

Б) Зверь, поднявшись на задние лапы, громко рявкнул.

В) Увидев ядовитую змею, ребят объял ужас

Г) Среди кустов извивается, поблескивая на солнце, ручей.

Слайд 12.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Исполняя эту пьесу,

1) было чувство радости.

2) я передавал свое настроение.

3) учитывался авторский замысел.

4) зал хорошо слушал пианиста.

Слайд 13.

Делать без желания - спустя рукава

Немного приуныть - повесить голову

Работать без отдыха - засучив рукава.

Говорить по совести - положа руку на сердце

Взяться за дело энергично - засучив рукава

работать небрежно - спустя рукава

Сидеть без дела - сложа руки





Приложение 4.

Ра(нн,н)им августовским утром плыл я со своим пр**водником по горной речке. Спасаясь от шумных перекатов пр**водник направил лодку в (не)глубокую протоку.

Любуясь дикой жизнью мы «р**боту» медведя услышали издали. Он громко ворчал с треском ломая черёмуховые ветки дотягиваясь до кистей любимых ягод.

Вытянув в трубочку свои подвижные губы пр(и,е)чмокивая об**едал медведь ягоды. Мы (не)выдержали и засмеялись.

От (не)ожиданности медведь ра(с,з)терявшись рухнул в воду. Окунувшись с головой он зафыркал и (не)оглядываясь на нас поплыл (в)низ по реке.

Приложение 5.

Вариант № 1. глядя в след / пожалели (пожалев), что вспугнули / решили (решив) не мешать / отплыли (отплыв) / поднимая высоко лапы / шлёпая по воде /

косолапый пловец / предложить (предложив) / лохматый сладкоежка /

Вариант № 2. помешали собирать / касался (касаясь) воды)/ решили (решив) попробовать

лакомство / запасался витаминами/ нам захотелось / огорчился (огорчившись)

выбираясь (выбравшись) на берег / прибрежные кусты/


© 2010-2022