Система работы над различными видами речевой деятельности на уроках развития речи в 5-7 классах

Опыт работы в специальной школе показывает, что глухие школьники имеют определенные особенности речевого развития. Онивыражаются в неправильном лексическом и грамматическом оформлении собственной речи, в неумении связно и правильно выражать свои мысли. Поэтому главной задачей обучения глухих школьников является: научить их правильной грамотной речи, а также практически владеть всеми видами речевой деятельности. Главной целью уроков развития речи в школе для глухих детей всегда ставилось обучение... Основными видами работ по развитию описательно-повествовательной речи в 5-7-х классах являются сочинения и изложения. С целью повышения эффективности работы над письменным изложением и формирования навыков самостоятельного изложения были использованы изложения с вариантами, изложения при открытой книге (по тексту). Они направлены на формирование у учащихся навыков вариативного изложения текста. Каждая работа над изложением, если она имеет цель не проверку умения писать изложения, а обучение изл... Текст Пишут ученики Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году. Он прожил почти всю жизнь в своей усадьбе Ясная Поляна. Ясная Поляна находится недалеко от города Тулы. Лев Николаевич Толстой родился и жил в Ясной Поляне недалеко от Города Тулы. И далее учащиеся с помощью учителя заменяют исходные конструкции в тексте другими, синонимичными ей.   Текст Пишут ученики Широкая аллея, обсаженная высокими елями, ведет к небольшому белому дому. Этот белый дом окружен кустами сирени. Здесь жил и работал Л. Н.Толстой. Л. Н.Толстой жил и работал в небольшом доме, вокруг которого росли кусты сирени,              Или. Усадьба Л.Н.Толстого - это небольшой белый дом, окруженный кустами сирени. Здесь жил и работал писатель.   Использование вариантных синтаксических структур, по мнению А.Г.Зикеева, обогащает и совершенствует связную речь учащихся, способствуют их умственному развитию. Таким образом, учитель подводит учащихся к написанию (составлению) плана. План на различных годах обучения постепенно усложняется по содержанию и по организации работы. Так, в 5-м классе план можно дать в готовом виде в форме вопросительных предложений. В 6-м классе план можно составлять коллективно. Постепенно учащиеся приучаются с п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система работы над различными видами речевой деятельности на уроках развития речи в 5-7 классах


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА


Департамент образования

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих детей»




Система работы над различными видами речевой деятельности на уроках развития речи в 5-7 классах

(материал из опыта работы)





Учитель русского языка и литературы:

Филина Татьяна Михайловна





2013 год

Введение

Цели и задачи обучения глухих школьников.

Основные виды работы по развитию описательно - повествовательной речи.

  1. Работа над изложением.

  2. Общие выводы по проведению обучающего изложения.

  3. Школьные сочинения.

  4. Сочинения по картине.

  5. Сочинения на основе наблюдений над сезонными явлениями природы.

  6. Сочинения, основанные на личных впечатлениях

  7. Сочинения - описания.

  8. Сочинения - рассуждения.

  9. Сочинения по сюжетным картинкам.

  • Сочинение по одной картинке.

  • Сочинение по серии картинок.

  • Работа над рассказом по его началу.

  • Составление рассказа по данному концу.

  1. Заметка

  2. Сочинения - отзывы.

  3. Отзывы о кинофильмах.

Общие выводы.

Список используемой литературы.



Опыт работы в специальной школе показывает, что глухие школьники имеют определенные особенности речевого развития. Они выражаются в неправильном лексическом и грамматическом оформлении собственной речи, в неумении связно и правильно выражать свои мысли.

Поэтому главной задачей обучения глухих школьников является: научить их правильной грамотной речи, а также практически владеть всеми видами речевой деятельности.

Главной целью уроков развития речи в школе для глухих детей всегда ставилось обучение школьников речевым навыкам и умениям. А именно, умение читать и понимать прочитанный текст, умение выражать свои мысли в связных высказываниях.

Это предполагает формирование умений пересказывать текст или излагать содержание собственного рассказа о каких - либо событиях и впечатлениях по плану, составленному коллективно или самостоятельно, умений внести в текст элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.

Накопился уже определенный опыт работы в этой области, который можно обобщить.

Задача данной работы: определить систему работы по видам речевой деятельности и дать методику обучения учащихся этим видам работ.

За основу написания данной работы была взята Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений первого вида и пособие для учителей «Обучение русскому языку в 5-7 классах школ глухих И.В. Колтуненко и Л.П.Носковой, а также работы учащихся 5-7 классов по развитию речи Нижегородской школы - интерната глухих детей.

Особое внимание учителей сосредоточено на обучении учащихся письменной речи и, в первую очередь, на выработке навыков изложения и сочинения.

Учителю следует провести подготовительную к письменной работе беседу по следующим вопросам.

Сочинение и изложение - это тексты.

Текст - это два или несколько предложений, связанных по смыслу. У каждого из них есть тема.

Тема - это то, о чем говорится в тексте.

Сочинение - это пересказ своих мыслей.

Сочинить - значит выдумать и рассказать.

Сочинить текст - значит, передать содержание своих мыслей.

Изложение - это пересказ чужого текста своими словами. Изложить уже известный текст - значит, пересказать его содержание устно или письменно. Текст, в котором описывается предмет или явление, называется описанием,

В описании нет событий. В нем говорится о том, каков предмет или явление.

Текст, в котором действия следуют одно за другим, называется повествованием. События в нем развиваются последовательно, действия следуют одно за другим.

Тексты - рассуждения. В них автор рассуждает.

Основными видами работ по развитию описательно-повествовательной речи в 5-7-х классах являются сочинения и изложения. С целью повышения эффективности работы над письменным изложением и формирования навыков самостоятельного изложения были использованы изложения с вариантами, изложения при открытой книге (по тексту). Они направлены на формирование у учащихся навыков вариативного изложения текста.

Каждая работа над изложением, если она имеет цель не проверку умения писать изложения, а обучение изложению, имеет три этапа:

  1. Подготовка к изложению.

  2. Письмо изложения.

  3. Анализ (разбор) работ учащихся.

  4. Подготовка к изложению также имеет следующие части:

  5. Вступительная беседа учителя.

  6. Словарная работа.

  7. Чтение текста детьми, анализ текста и составление плана.

  8. Устный пересказ текста.

Во вступительной беседе учитель подготавливает учащихся к его восприятию, отмечает, что нужно отразить в письменном изложении. Например, в предварительной беседе по тексту для изложения «Ясная Поляна» (7-й класс) учитель спрашивает учащихся, кто такой Л.Н.Толстой, какие рассказы писателя они читали. Учащиеся уже знакомы с некоторыми рассказами писателя «Прыжок», «Акула», «Кавказский пленник».

При проведении беседы, очень краткой и целенаправленной, применяются наглядные пособия (например, на данном уроке при написании изложения «Ясная Поляна» висит портрет Л.Н.Толстого, иллюстрации Ясной Поляны).

В зависимости от содержания текста и его сложности словарная работа проводится до чтения текста, или в процессе первого чтения детьми, или после чтения. Объясненные слова и словосочетания записываются на доске и в тетради учащихся.

Например, учителем на доске дается объяснение следующих слов и предложений. Усадьба - отдельный дом со всеми строениями и угодьями (лес, озеро, поле). Живописный - красивый. Древние сосны - очень старые. Дом окружен кустами сирени - вокруг дома росли кусты сирени. Аллея, обсаженная высокими елями - дорога с высокими елями по обеим ее сторонам.

Затем текст читается учащимися 2-3 раза. Предлагается текст.

Ясная Поляна

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году,. Он прожил почти всю жизнь в своей усадьбе Ясная Поляна. Ясная Поляна находится недалеко от города Тулы.

Широкая аллея, обсаженная высокими елями, ведет к небольшому белому дому. Этот белый дом окружен кустами сирени. Здесь жил и работал Л.Н. Толстой. Около дома находится большой парк. В парке пруд. За прудом видна деревня Ясная Поляна.

По прекрасным живописным аллеям парка писатель любил прогуливаться по утрам. В прохладной тишине летнего утра он обдумывал свои произведения. Летом в жаркие дни Лев Николаевич любил отдыхать в тени древних сосен.

Из ближайшей деревни в усадьбу часто прибегали крестьянские ребятишки. Толстой очень любил беседовать с ними. Он писал для детей рассказы и сказки. Лев Николаевич построил для крестьянских детей школу, где сам учил их.

Теперь усадьба Ясная Поляна стала музеем. В дом - музей Л.Н Толстого приезжают люди со всей России и из других стран. Они изучают жизнь и творчество писателя.

После чего учитель выясняет понимание содержания прочитанного. В ходе беседы выясняется последовательность событий текста, отдельные его смысловые части, элементы описания, характеристики.

Например, «О ком говорится в рассказе? Где родился и жил Д.Н.Толстой? Опишите усадьбу Л.Н.Толстого».

При работе над содержанием текста можно пользоваться заменой более доступной пониманию фразой и другой формой слова, т.е. перефразировкой. Работу над перифразом начинают с отдельных предложений, а затем переходят к отдельным частям текста и текста в целом. При этом выражают одну и ту же мысль по-разному.

Как отмечает АХ.Зикеев, «...перед учителем стоит задача сформировать у учащихся способность с помощью различных синтаксических средств передать общий смысл высказывания вместе с теми или иными оттенками в значении».

«Думайте, как можно составить иначе предложение, как сказать по-другому», - говорит зритель ученикам.

Так, в предлагаемом тексте целый абзац (начало рассказа) можно заменить одним предложением.

Текст

Пишут ученики

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году. Он прожил почти всю жизнь в своей усадьбе Ясная Поляна. Ясная Поляна находится недалеко от города Тулы.

Лев Николаевич Толстой родился и жил в Ясной Поляне недалеко от Города Тулы.

И далее учащиеся с помощью учителя заменяют исходные конструкции в тексте другими, синонимичными ей.

Текст

Пишут ученики

Широкая аллея, обсаженная высокими елями, ведет к небольшому белому дому. Этот белый дом окружен кустами сирени. Здесь жил и работал Л. Н.Толстой.

Л. Н.Толстой жил и работал в небольшом доме, вокруг которого росли кусты сирени,

Или.

Усадьба Л.Н.Толстого - это небольшой белый дом, окруженный кустами сирени. Здесь жил и работал писатель.

Использование вариантных синтаксических структур, по мнению А.Г.Зикеева, обогащает и совершенствует связную речь учащихся, способствуют их умственному развитию.

Таким образом, учитель подводит учащихся к написанию (составлению) плана. План на различных годах обучения постепенно усложняется по содержанию и по организации работы.

Так, в 5-м классе план можно дать в готовом виде в форме вопросительных предложений.

В 6-м классе план можно составлять коллективно. Постепенно учащиеся приучаются с помощью учителя к делению текста на смысловые части при его анализе.

В 7-м классе план в основном составляется в форме повествовательных и назывных предложений. Иногда дается задание составить план самостоятельно.

В ответах на пункты плана учащиеся должны охватить уже больший объем разделов текста.

Завершающей работой по подготовке учащихся к письменному изложению является устный пересказ текста.

После того, как учащиеся поняли содержание прочитанного, установили последовательность событий, на следующем уроке они приступают к самостоятельному письменному изложению, предварительно прочитав текст еще раз.

Вот пример изложения ученика 7-го класса.

Сережа К.

Ясная Поляна

План.

1.Л. Н. Толстой в Ясной Поляне

2.Описать усадьбу Л.Н. Толстого

3.Любовь писателя к крестьянским ребятишкам

4.Ясная Поляна - музей

Лев Николаевич Толстой родился и жил в Ясной Поляне недалеко от города Тулы.

Усадьба Л.Н Толстого - это небольшой белый дом, окруженный кустами сирени. Здесь жил и работал писатель. Около дома находится большой парк. В парке пруд. За прудом видна деревня Ясная Поляна. По утрам писатель любил гулять в парке. Летом он отдыхал среди древних сосен. В усадьбу прибегали крестьянские ребятишки. Толстой беседовал с ними. Он писал для детей рассказы и сказки. Лев Николаевич построил для детей школу, где сам учил их.

Теперь усадьба Ясная Поляна стала музеем. В дом - музей Толстого приезжают люди со всей России и из других стран. Они изучают жизнь и творчество Л.Н Толстого.

Ученики во время письма в случае сомнения в правописании слов могут обращаться к учителю за помощью, а также пользоваться данным к рассказу словарем.

В работе по перефразировке помогает прием написания изложения при открытой книге (по тексту).

А вот пример, когда школьники пишут изложение при открытой книге. Перед учащимися текст изложения.

Как белочка зимует.

Белке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Шубка у нее пушистая, теплая.

Гнездо белка в дупле делает. Внутри гнездо сухое, мягкое. Уютно в нем, тепло. Заберется белочка в гнездо, свернется клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит. В хорошую погоду белочка из гнезда вылезает и прыгает с дерева на дерево - еду себе добывает: еловую шишку сорвет, сухой гриб разыщет, который сама летом сушиться оставила.

Но главная еда у белки еще с осени в кладовочке запасена - в дупле и на ветках старого дерева. Там у нее желуди, орехи и грибы.

Заберется в гнездо - залезет, спрячется в гнезде.

Разыщет - найдет.

Еда в кладовочке запасена - пища в дупле спрятана.

Ученик 5-го класса пишет изложение, перефразируя его после предварительной работы.

Саша К.

Как белочка зимует

Белка зимой не боится мороза и ветра, потому что шубка у нее пушистая, теплая. Белка делает гнездо в дупле. Гнездо в дупле сухое, мягкое, уютное, теплое. Залезет белочка в гнездо. Свернется клубочком, прикроется пушистым хвостиком и спит.

Вылезает белочка из гнезда в хорошую погоду. Она прыгает с дерева на дерево. Белка срывает еловою шишку и ищет сухой гриб. Но больше всего белка любит желуди, орехи и грибы.

Анализу письменных работ в классе предшествуют:

1.Проверка, исправление и оценка письменных работ

2.Классификация ошибок, встречающихся в письменных работах учащихся (искажение содержания, нарушение последовательности, ошибки на построение предложений, словарные ошибки, на искажение слов, синтаксические и морфологические ошибки на пройденные правила, ошибки на употребление прямой речи).

Общие выводы по проведению обучающего изложения.

Итак, при проведении обучающего изложения предварительная работа над текстом для глухого ребенка имеет большое значение» Особенное значение приобретает словарная работа и анализ текста, так как при объяснении словаря у глухого ребенка формируются понятия и уточняются значения слов, которые используются в письменной и устной речи.

Работа над словарем тесно связывается с изучением грамматических форм языка, поэтому объяснение слов дается в контексте, в словосочетаниях.

В работе над текстом учитель должен добиться осознанного понимания прочитанного, Школьное сочинение - это творческая устная или письменная работа, в которой ученик излагает свои мысли и выражает индивидуальные склонности, интересы, дает развитие своему воображению.

В то же время это учебная работа, упражнение в развитии связной речи, в построении текста.

В число письменных работ по развитию речи входят описания (предметов, явлений, объектов, поступков), сочинения (по картине, по серии картинок, на основе личных наблюдений и впечатлений на заданную тему, по прочитанным произведениям).

По жанру или типам текста в методике обучения языку различают:

сочинения - повествования;

сочинения - описания;

сочинения - рассуждения.

Как отмечает М.РЛьвов, чаще всего встречаются сочинения смешанного жанра: в повествованиях вполне возможны элементы описания, рассуждения, в описании - элементы рассуждения.

Большое место в работе по развитию описательно - повествовательной речи занимают картины.


Сочинение по картине.

На протяжении нескольких лет в школе проводятся устные журналы на тему произведений живописи. Так как картина-это одно из средств развития речи учащихся и формирования у них коммуникативно-речевых умений.

На уроках развития речи учащиеся уже познакомились со многими произведениями живописи. Причем, непосредственной работе над картиной какого - либо художника всегда предшествовал рассказ об этом художнике, а также написание изложения на тему о художнике. Например, «И.И.Шишкин-художник-пейзажист», «В, И. Суриков - исторический живописец», «И.К.Айвазовский - художник - маринист», «В.А.Тропинин, В.А.Серов - художники - портретисты», «В.М.Васнецов - художник - сказочник».

В схему работы по составлению рассказов по картине включается ее общий предварительный анализ, обсуждение изображенного, составление плана, устный рассказ.

План сочинения необходим, когда у учащихся еще не выработан навык написания сочинения по картине или картина сложна для них. План, помогая ученику, в то же время связывает его определенным порядком расположения мыслей. Поэтому следует чередовать сочинения по плану и без плана.

Учитель указывает порядок работы: сначала нужно рассмотреть, что изображено на картине, что в ней главное, а затем - что изображено в центре композиции, на первом и втором планах. При таком рассмотрении дети лучше рассказывают, что видят на картине.

При подготовке к сочинению по картине важно показать использование выразительных средств языка (эпитетов, метафор, сравнений).

Система упражнений по речевому развитию учащихся на основе восприятия картин.

По характеру учебных действий учащихся упражнения, используемые при работе с картинами, могут быть разделены на следующие виды:

-рассматривание картины как произведение изобразительного искусства;

-беседа по картине и ее анализ. Рассказ учителя, связанный с содержанием картины, историей ее создания, жизнью и творчеством художника (это может быть текст-образец);

-определение жанра картины. («Определите, что это за картина: пейзаж, портрет, сюжетная картина». «Почему вы так думаете? Что такое пейзаж? Можно ли назвать данную картину пейзажем?»);

-объяснение названия картины учащимися. («Как вы думаете, почему картина так называется?»);

-определение по названию темы картины («Что вы видите на этой картине? Что изображено на картине? Какое время года? Когда бывает такое небо?»).

-объяснение значений слов, подбор синонимов, выражающих определенные оттенки значения. («Рассмотрите картину. Какие оттенки желтого цвета вы видите в осенней листве? Подберите к слову жёлтый близкие слова»; «С помощью каких слов можно подчеркнуть размер и торжественность деревьев, изображенных на картине? Какие синонимы можно подобрать к слову большие?»; «Объясните значение слова простор, Подберите к нему синонимы;

-выбор подходящего для данной картины слова из тех, которые предложены учителем;

-выделение и характеристика отдельных элементов картины, способствующих созданию образа.

(«Подберите прилагательное и глаголы, которые помогают описать данного героя картины (например, Серого Волка)»; «Выберите слова, раскрывающие образ Аленушки, образ темного леса»);

-работа с карточками, обозначающими черты характера (для характеристики героя картины);

-выявление характера персонажа на основе анализа его внешнего облика (позы, выражения лица, одежды) и взаимодействия с другими героями картины;

-определение изобразительных средств, помогающих созданию определенного настроения. (Как, с помощью, каких средств художник сумел выразить такое настроение? Какими словами можно передать настроение, которое вызывает у вас эта картина? Какие чувства хотел выразить художник в этой картине?);

-работа со словарем терминов и понятий изобразительного искусства.

Понятия, связанные с восприятием произведений изобразительного искусства.


  1. Произведение живописи (картина),

  2. Изображение человека на картине (портрет).

  3. Портрет художника, выполненный им самим (автопортрет).

  4. Создание художественных образов с помощью красок (живопись).

  5. Рисунок к тексту, поясняющий его (иллюстрация).

  6. Краски, разводимые водой (акварель).

  7. Морской пейзаж (Марина).

  8. Человек, который пишет картину (художник).

  9. Рисунок, выполненный с натуру (этюд).

  10. Картина с изображением природы (пейзаж).

  11. Картина с изображением предметов: цветов, утвари, снеди (натюрморт).

Вот пример текста сочинения ученицы 7 класса.

Аня К.

В.А. Серов «Девочка с персиками».

В. А. Серов - русский художник-портретист. «Девочка с персиками» - одна из его лучших картин. Серов написал картину в 22 года. Портрет девочки он написал всего за один месяц. Серов работал над портретом в усадьбе Абрамцево.

На картине изображена дочь Саввы Мамонтова - Вера. Девочка сидит за столом, спиной к окну. В руках она держит персик. На ней розовая блузка, в волосах большой темный бант.

У девочки загорелое лицо, высокий чистый лоб, большие карие глаза. Глаза у нее блестят. На лице играет румянец. Эта девочка серьезная. Художник через портрет передал смелый характер девочки.

Свет заполняет всю комнату.

Я ощущаю чувство радости, когда смотрю на картину.

«Девочка с персиками» стала знаменитой. Картина Серова находится в Третьяковской галерее.

Саша К. - ученик 5 класса пишет о картине И.И.Шишкина

«Утро в сосновом лесу».

Иван Иванович Шишкин - известный русский художник-пейзажист. Особенно известна его картина «Утро в сосновом лесу».

Фигуры медведей в ней написаны другом И. И. Шишкина - известным русским художником Константином Аполлоновичем Савицким.

Наступило утро в сосновом лесу; В лесу прохладно. Солнце золотит верхушки деревьев. Сосны высокие, могучие. Некоторые сосны лежат на земле.

Трое медвежат и мать - медведица вышли на прогулку. Двое медвежат залезли на дерево. Они лазают, карабкаются. Третий медвежонок встал на задние лапы и смотрит вдаль. Медвежата веселые, маленькие, мохнатые. Мать-медведица следит за своими шалунами. Она рычит, оскалила зубы.

Мне понравилась эта картина. На картине сосны и животные как живые. Я люблю природу и животных.

В связи с изучением на уроках литературы в 6 кл. темы «Устное народное творчество» было написано сочинение по картине В.М.Васнецова.

Саша М.

Богатыри

Виктор Михайлович Васнецов - известный русский художник. «Богатыри - лучшая его картина. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович - русские богатыри.

В центре картины - Илья Муромец на вороном коне. Он рослый и сильный. Илья Муромец поднес руку ко лбу. Он осматривает просторы. На руке силача висит огромная палица. В другой руке его щит и копье.

Слева от Ильича Муромца самый младший богатырь - Алеша Попович. Он вложил стрелу в лук. Взгляд у него лукавый.

Три богатыря зорко смотрят вдаль, нет ли в поле врага?

На заднем плане черные холмы, грозовое небо, потому что не все спокойно на Руси. Но богатыри не боятся встретить врага. Они - защитники Земли Русской.

Работа по закрытой картине в школе глухих проводится с целью развития разговорной речи, так как главное в этом виде работе - научить ребят грамотно задавать вопросы. Ответы учителя помогают им угадать содержание картины. «Вы хотите узнать, что нарисовано на этой картине?»- спрашивает учитель. «Спрашивайте еще». «А как вы думаете?» «Догадайтесь сами». «Послушайте это предложение за экраном,»- продолжает учитель.

Ведение беседы по картине способствует формированию умения спрашивать и отвечать. Однако для развития навыка речевого общения наибольшее значение имеют беседы, связанные с деятельностью учащихся, их впечатлениями, наблюдениями и интересами.

Сочинения на основе наблюдений над сезонными явлениями природы - один из путей обучения речи на конкретных фактах. Перед любым из таких сочинений проводилась предварительная работа, которая заключалась в том, что по заданию учителя учащиеся делали выписки из рассказов, прочитанных раннее по литературе. Еще школьники наблюдали за сезонными изменениями в природе во время экскурсий, прогулок. На уроках географии учащиеся также вели наблюдения за сезонными изменениями с соответствующими записями.

Таким образом, скапливается материал для будущего сочинения, словарь, который будет использоваться учащимися в сочинении. Такая предварительная работа позволяет учителю помочь учащимся более художественно описать наблюдаемые явления природы.

Затем на уроках развития речи проводится беседа по плану, по какому учащиеся будут писать сочинения.

План.

  1. Время года.

  2. Погода (небо, солнце, воздух, земля).

  3. Деревья, кусты, трава.

  4. Звери и птицы весной.

  5. Твое отношение ко времени года.

На каждый пункт плана учащиеся отвечают по-разному. Например, «Пришла холодная зима». « Наступила волшебница - зима». «Вот и пришла морозная снежная зима».

Некоторые примеры сочинений такого вида. Пишет ученик у класса.

Саша М.

Вот и пришла волшебница-зима. На улице холодно. Все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Белые легкие снежинки тихо падают и ложатся на землю. Земля покрывается толстым слоем снега. Снег полезный, потому что под ним сохраняются невредимо семена трав, цветов и хлебов.

Кругом лежат сугробы. Дует морозный холодный ветер.

Ели и сосны надели снеговые шапки и сосны. На макушках елок висят гирлянды крепких смолистых шишек.

Чист, прозрачен и свеж морозный воздух. Тихо в лесу. Зимой в лесах и полях мало птиц и зверей.

Только красногрудые снегири и синички ищут себе корм. Рыжая леса бегает по лесу и тоже ищет норки мышей.

Мне нравится зима, потому что кругом красиво, много снега, зимой можно кататься на коньках, на лыжах. Хорошо зимой!

Вот пример другого сочинения ученика 6 класса о золотой осени.

Стас Б.

Наступили теплые осенние дни. Ласковое солнышко светит по-осеннему, пригревает землю. С деревьев тихо падают багряные и желтые листья.

На земле лежит золотой ковер из листьев. Деревья надели разноцветный наряд.

В лесу на березах дрожат под ветром желтые листочки. Только ели и сосны остались зеленые. В воздухе пахнет осенней листвой. В саду растут астры и осенние цветы. Рябины стоят красные, потому что много ягод на ветках Особенно красивы клены. Я люблю золотую осень, потому что все вокруг красиво.

Сочинение о весне ученицы 5 класса.

Катя К.

Пришла весна. На улице потеплело. Согрелась земля. Просыпаются деревья. Солнце весной дольше остается на небе и греет сильнее.

На реке затрещал лед, и по воде поплыли большие белые льдины. На полях появились проталины. Снег начинает таять. Вода ручейками сбегает в реки и озера. Первые прилетают грачи. Жаворонок высоко в воздухе поет песню. Скворцы, дрозды, кукушки появляются одни за другими. Хлопотливые муравьи, пестрые бабочки, неуклюжие жуки выходят на свет. Я люблю это время года, потому что природа пробуждается.

Сочинения, основанные на личных впечатлениях, являются основным видом работ по развитию речи учащихся 5-7 классов.

Тематика этих сочинений, связанных с жизнью и деятельностью учащихся, обогащает их речь теми словами и выражениями, которые необходимы в жизни для речевого общения. Ценность таких сочинений еще и в том, что у учащихся развивается самостоятельность при выполнении этих работ.

В 5-7 классах учащиеся писали много сочинений по личным наблюдениям. На уроках развития речи они описывали проведение каникул, выходных дней, праздников, делали отчеты о работе в мастерской, на пришкольном участке и в саду, составляли рассказы о вечерах отдыха и праздничных вечерах, описывали экскурсии, походы в кино, театр, цирк.

Обучение сочинению на основе личного опыта или наблюдений детей начинается с подготовки к сочинению, с выбора темы учителем и обдумывания им хода работы - накопления впечатлений в процессе прогулок, экскурсий, посещения различных объектов, проведения каникул. Как правило, ученики по заданию учителя накапливают материал за рамками урока, например, дома, во время проведения тех или иных каникул.

Урок по подготовке к сочинению начинается обычно с вступительной беседы, во время которой обобщаются впечатления и наблюдения детей. Вопросы беседы должны помогать учащимся последовательно излагать свои мысли. Например, учащиеся рассказывают о проведенных каникулах, как правило, по такому плану.


  1. Какие были каникулы?

  2. Погода во время каникул.

  3. Где ты провел каникулы? С кем?

  4. Занятия во время каникул (прогулки, игры, общения с друзьями, чтение, просмотр телепередач, помощь по дому).

  5. Твои впечатления о каникулах.

Учитель обращает внимание на структуру рассказа: с чего начать рассказ, о чем надо рассказать потом (в соответствии с планом), что надо особенно выразить, как об этом можно сказать, чем можно закончить высказывание. Вводит в рассказы учащихся новые слова и выражения, предлагает составить некоторые конструкции предложений.

Вопросы, которые задает учитель, должны носить обобщающий характер.

В ходе письменной работы учитель оказывает индивидуальную помощь ребятам, выписывает на доску трудные для написания слова и выражения.

Приведу пример сочинения ученика 7 класса о летних каникулах.

Коля Ф.

Были летние каникулы. Они продолжались три месяца.

Лето было дождливое. Только в июле стояли жаркие дни. Я провел каникулы в деревне.

Во время каникул я помогал бабушке по хозяйству: пылесосил, полол грядки, выносил мусор, чистил картофель. Мы ходили в лес за грибами. Набрали много разных грибов. Потом мама варила грибной суп, жарила грибы, солила, закрывала на зиму.

Летом я плавал в реке, загорал на берегу, Я читал повесть «Тимур и его команда», потом писал отзыв.

Мне запомнился день двенадцатое июня. Был праздник - День Независимости России. Я с друзьями ездил в Нижний Новгород. Мы были на Чкаловской лестнице. В городе было народное гулянье, празднично и красиво.

Я отдохнул очень хорошо. Это самые замечательные каникулы!

Учащиеся любят писать сочинения по личным наблюдениям. Но они охотнее описывают события, происходящие в школе. Объясняется это, видимо тем, что учащиеся всегда могут получить помощь учителя и воспитателя, всегда могут поделиться своими впечатлениями с ними, с товарищами. А дома, к сожалению, родители мало уделяют внимания своим глухим детям, мало с ними разговаривают. Поэтому, наверное, сочинения на тему о выходном дне, получаются краткими и малоинтересными. Сочинения о выходном дне учащиеся пишут тоже по определенному плану.

  1. Утром в воскресенье.

  2. Помощь по дому.

  3. Прогулка, общение с друзьями.

  4. Вечер в семье.

Вот сочинение на эту тему ученика 6 класса.

Сережа К.

В субботу после уроков я приехал домой. Потом мы с братом ездили в деревню. Я мылся в бане.

В воскресенье утром я вернулся домой. В этот день мы с мамой ездили на рынок. Мама купила мне брюки. Еще мы купили продукты:

Мама приготовила обед. Мы обедали. Затем мама постригла меня. Я мылся в душе. Вчера к нам в гости приехал Дима Бочкарев. Мы с ним разговаривали. Вечером я смотрел по телевизору фильм «Власть огня». Я лег спать в одиннадцать часов вечера.

Выходной день я провел хорошо.

Описывая события из собственной жизни, учащиеся рассказывают о реальной ситуации, которая возникает перед ними, в динамике ее протекания. Ученик рассказывает о ситуации, свидетелем или участником которой он был. Случай, который произошел в жизни ребенка, имеет для него большое значение, он более эмоционально окрашен. Вот, например, как описывает поход в цирк ученик 6 класса.

Саша М.

В четверг вечером мы ездили в цирк. Цирк носит название Юрия Никулина. Юрий Никулин был артистом цирка и кино.

На арене цирка выступали артисты: ловкие жонглеры, воздушные гимнасты, смелые акробаты, веселый клоун, дрессированные обезьяны, железный человек. Ведущий цирка объявлял номера. Зрители аплодировали артистам цирка. Клоун смешил зрителей.

Мне понравилось выступление железного человека. Он поднимал зубами гири весом пятьдесят килограммов. А дрессированная обезьяна каталась на велосипеде.

Мне очень понравились костюмы артистов. Костюмы были яркие и красивые.

Очень жалко, что после первого отделения мы уехали в школу.

А вот как описывает праздник школьной елки ученик 5 класса.

Саша К.

Двадцать седьмого декабря в нашей школе был новогодний праздник. В зале стояла большая пушистая елка. Вечером ребята украсили елку разными игрушками: фонариками, цепочками, флажками, шарами, бусами и повесили много разноцветных лампочек.

Начался новогодний концерт. Сна чала ребята выступали на сцене, а потом все пришли в зал. Ребята надели маски и костюмы. У меня тоже была маска. Возле елки ребята весело водили хоровод. Дед Мороз играл с ребятами, разговаривал, смеялся, поздравлял ребят, плясал, вручал детям подарки.

Мне понравился новогодний праздник, потому что я хорошо повеселился и получил подарок от Деда Мороза.

Учащиеся 5-7 классов очень часто ходят на детские спектакли в кукольный театр. После посещения спектакля дети пишут об этом. Как правило, учащиеся с помощью учителя называют героев спектакля, передают в своих рассказах краткое содержание увиденного в театре. Например, один из учеников 6 класса пишет так:

Аня К.

Тринадцатого марта мы были в кукольном театре. Театр кукол находится на улице Большая Покровская, недалеко от кинотеатра « Октябрь». В театр мы приехали на школьном автобусе.

Мы смотрели спектакль « Золотой ключик» по сказке А. Толстого.

- Этот спектакль о добром Буратино и о злом Карабасе - Барабасе, о бедном папе Карло. В спектакле были еще герои: кукла Мальвина, лиса Алиса, Пьеро, Пудель Артемов и другие.

Буратино - это деревянный мальчик с длинным носом. Его сделал папа Карло из полена. Буратино был добрым и хотел учиться.

Спектакль мне очень понравился, потому что у Буратино было много друзей. Папа Карло стал работать в театре и перестал голодать.

Среди сочинений на основе личных впечатлений и наблюдений следует выделить в особую группу сочинения - описания (предметов, различных объектов, явлений природы, деревьев, игру и т.д.).

Глухой ребенок должен четко понимать, что собой представляет описание, и какое именно описание он должен выполнить.

Описать предмет - значит сначала дать общую характеристику предмета описания или впечатления от него, а потом говорить об отдельных признаках, деталях этого предмета. Можно еще сказать о назначении предмета или дать общую оценку его.

Глухим учащимся легче писать рассказы повествовательного характера, а не описательного. Они затрудняются вводить в повествования даже небольшие элементы описания.

Описывая предметы, школьники подбирают синонимы, эпитеты, сравнения, точные выражения, что обогащает их речь. Некоторые описания делаются по аналогии с данными учителем образцами. Например, учащиеся читают описание линейки.

Слово линейка произошло от слова линия. На ней есть шкала деления. Линейка - это нужный для ученика предмет. Она необходима на уроке математики. А на уроках труда она нужна, чтобы изготовить какую - нибудь поделку. Недаром говорят: « Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Линейки бывают длинные и короткие, деревянные, пластмассовые, металлические.

Моя линейка деревянная, светло - коричневого цвета. Она пятнадцатисантиметровая. Пользуюсь ею часто.

А затем по аналогии глухой ученик пишет о ручке так.

Сережа К.

Слово «ручка» многозначное. Я буду писать о ручке - предмете, которая нужна для письма. Это маленький предмет, но очень важный для ученика. Ручка нужна и в школе и дома.

Раньше писали ручкой с металлическим пером и чернилами. Теперь таких ручек нет. Вместо чернил в ручке есть стержень, в нем паста. Паста разного цвета. Дома у меня целый набор ручек. А на уроке пишу одной: На верху у ручки колпачок, стержень синий. Мне нравится писать этой ручкой.

Первые сочинения описательного характера в пятом классе дети писали по вопросам. Например, описывали хорошо знакомый им класс.

Учитель при этом объясняет, что описать помещение - значит, перечислить признаки этого помещения и находящиеся в нем предметы: какой общий вид помещения, каковы пол, стены, двери, окна и т.д. После этого ученики пишут так.

Артем П.

Я учусь в пятом классе. Он находится на втором этаже. Наш класс большой, очень светлый и уютный. В классе два окна. Они большие и высокие. Окна обращены во двор школы. Длина класса семь метров. Дверь выходит в коридор.

Стены голубого цвета. В классе пол покрыт линолеумом. На стенах висят красивые часы, картина, на которой изображен пейзаж, доска и стенды. В классе стоят столы, стулья и парты. На столе и в шкафу находятся школьные принадлежности; В классе еще есть тумбочка и вешалка.

Мне нравится наш класс. Наши ученики всегда следят за чистотой и порядком.

В следующих классах ребята описывают предметы, помещения по памяти. Так, например, в 6 классе ученик описывает продовольственный магазин

Сережа К.

Рядом с нашим домом находится продовольственный магазин. В этом магазине я всегда покупаю чипсы или продукты. В нем есть отделы: молочный, хлебный, гастрономический, овощной, кондитерский.

В магазине продают молочные продукты: молоко, творог, сметану, кефир, йогурты, сыр. Еще в магазине можно купить вкусный хлеб, сладкие булочки, красивые торты и разные сладости.

Продавцы стоят за прилавком и продают продукты. Покупатели идут в кассу, а кассиры берут деньги.

Я люблю ходить в продовольственный магазин.

А вот ученица описывает экскурсию на почту.

Катя К.

Сегодня была интересная экскурсия. Ребята нашего класса ходили на почту. Мы узнали, как на почте люди отправляют письма, открытки, посылки, денежные переводы, бандероли. Мы наблюдали, как работники почты выполняли свою работу.

Потом мы были на телеграфе. Там отправляют телеграммы и заказывают междугородние разговоры.

В класс мы принесли бланки телеграммы, почтового и телеграфного перевода.

Я доволен экскурсией, потому что узнал много нового о почте.

Ученики учатся описывать птиц и животных. Они охотно рассказывают, какие у них у них дома есть четвероногие или крылатые друзья (собачки, кошки, попугайчики). Но вот описывать то или иное животное вызывает у них затруднение. Поэтому учителю следует знакомить учащихся с тем, как описывают животных в научных и художественных книгах. После чего расспросить ребят, как животное появилось у них дома, какова (например, у них кошка или собака) собою, каковы ее повадки, как ребенок заботится о животном.

Вот как после такой предварительной работы ученик описывает своего кота.

Дима Б.

У нас дома живет кот. Его зовут Чижик. Этого кота нам принес папин друг. Чижик похож на маленького тигренка, потому что весь полосатый. Только лапки и мордочка у него белые. Хвост у кота длинный и на кончике черный. У Чижика красивые усы. Ушки длинные. Наш кот большой и тяжелый.

Он любит играть. У него есть любимая игрушка - пушистый паук. Еще Чижик просит открыть ему дверь.

Я люблю своего кота и всегда ухаживаю за ним.

Вот, например, как описывает снегиря ученица 5 класса.

Настя Б.

Снегирь - это зимующая птица. Она небольшая. У снегиря черная головка и красновато -розовая грудка. Клюв у птицы крепкий, лапки тоже крепкие, потому что надо держаться на ветке дерева.

Кормится снегирь различными семенами и ягодами. Красногрудые снегири украшают зимнюю природу. Они часто прилетают к нашим кормушкам.

Сравнительное описание окружающих предметов и явлений развивает у учащихся их мышление, наблюдательность. Сопоставляя и сравнивая предметы и явления, дети учатся выделять в них существенное и типичное. В 5 классе для сравнительного описания можно брать окружающие детей предметы (например, книгу и тетрадь, тарелку и кружку); растения и деревья (помидор и огурец; березу и елку) животных (белку и зайца). Сравнивая предметы и явления, учащиеся устанавливают сходство, которое имеется между этими предметами (изготовлены из бумаги, имеются листы, когда сравнивают книгу и тетрадь). Затем отмечают различия (количество листов, наличие и отсутствие печатного текста, назначение предмета, цена и т.п.).

Учащиеся сравнивают также и различные явления. Например, в 5 классе ученики сравнивают весну и зиму так.

Катя К.

Зима и весна - времена года. После зимы приходит весна. Зимой на улице холодно. Кругом лежит снег. А весной становится теплее, природа пробуждается. Все чаще светит солнышко. Снег тает. Зимой все деревья в снегу; не слышно птиц. А весной на деревьях появляются почки. Прилетают птицы.

Люди зимой одеваются по - зимнему, а весной по - весеннему. Зимой люди расчищают дороги от снега, а весной убирают старые листья, работают в саду.Больше всего я люблю весну, потому что все вокруг оживает.

В последующем школьники уже должны сравнивать и описывать более сложные объекты (например, школьную мастерскую, пришкольный участок и парк, спортивный и актовый зал школы).

Рассуждение - наиболее трудный для глухих школьников жанр. Учащиеся составляют только небольшие высказывания с элементами рассуждения,

С текстами - рассуждениями дети знакомятся при выполнении отдельных упражнений и во время чтения художественной литературы, Сравнивая наблюдаемые явления, дети объясняют их причины и делают выводы, - это и есть элементы рассуждений. Например, учащиеся рассуждают на тему «Почему лето - самое лучшее время года». Ученица пишет:

Аня К.

Я согласна с автором, что время - самое лучшее время года. Во - первых, летом у меня всегда каникулы. Это самая замечательная пора. Во - вторых, летом тепло. И, наконец, летом так много удовольствий! Можно купаться, загорать, ходить в гости, гулять в парке, собирать грибы и ягоды в лесу, кататься на велосипеде, помогать бабушке в огороде, читать книги,

Другой ученик рассуждает, почему «Огонь - друг и враг человека».

Коля Ф.

Огонь - друг человека. Огонь помогает человеку получить металл. При помощи огня в доме человека появляется тепло и электричество.

Огонь и недруг человека, его враг. Пожар уничтожает леса, дома. Гибнут люди и животные. Поэтому надо осторожно обращаться с огнем, уметь правильно вести себя во время пожара.

Сочинение по сюжетным картинкам.

Сочинение по одной картинке с заданием отразить в нем то, что предшествовало моменту, изображенному на картинке и что последовало за ним требует от учащегося творческого воображения. Учителю заранее необходимо подготовить лексический материал, нужный учащимся для рассказа по картинке и способствующий развитию их речи.

На уроке учащиеся внимательно рассматривают изображенные на картинке предметы и явления, устанавливают существующие между ними связи и взаимоотношения. В целях активного восприятия содержания картины для развития речи и словесного мышления глухих школьников очень важно, чтобы при рассматривании картинки учащиеся высказывали ,что они думают, когда смотрят на нее.

Учащиеся в 5 классе рассуждают о том, что могло случиться с Ниной

(рассказ по картинке "Нина сломала ногу "). Нина шла по дороге и упала. Нина каталась на санках (лыжах), упала и сломала ногу. Она поскользнулась и т.д.

А дальше по вопросам учитель стимулирует ребят на свободные высказывания. Учащиеся предлагают различные конструкции, которые передают близкую по содержанию картинки информацию. Например, такие

варианты ответов: "Девочка долго лежала в постели и не ходила в школу",

"Девочке наложили гипс, и она долго лежала в постели" Далее; Друзья

навестили Нину ", Друзья пришли навестить Нину. " Друзья пришли к Нине ".

Таким образом, ученики заканчивают свои высказывания по содержанию картинки, после чего пишут рассказ.

Настя Б.

Нина сломала ногу

Была зима. На дороге было скользко. Нина шла быстро, поскользнулась, упала и сломала ногу. Девочка не могла ходить в школу, потому что долго лежала в постели.

Друзья пришли навестить Нину. Они расспрашивали подругу о здоровье. Ребята рассказали, как идут дела в школе. Через три недели Нина выздоровела и пошла в школу.

Вот вариант написания этого рассказа ученика Саши К.

Однажды зимой ребята вышли на каток.

Нина каталась с ребятами. Вдруг она упала и сломала ногу. Врач сделал ей гипс. Нина не могла ходить в школу. Она лежала в постели. Друзья навестили Нину. Они расспрашивали ее о здоровье и рассказывали о жизни в школе. Ребята пожелали Нине здоровья. Скоро Нина поправилась и пошла в школу.

В развитии связной речи большую роль играют сочинения по серии сюжетных картин, которые наглядно изображают развертывание сюжетной линии, т.е. раскрывают последовательность сюжета и создают оптимальные условия для составления связного текста.

Учитель может предложить ученикам самим расположить картинки в определенной логической последовательности. После чего сначала рассматриваются картинки, потом проводится словарная работа последовательно по каждой картинке. Например, в 5 классе по серии картинок " Чемпион ", кто такой чемпион, что, значит, тренироваться, что такое соревнование.

В процессе беседы о содержании каждой картинки учащиеся пишут заголовки к ним, из которых потом можно составить план. По нему ученики рассказывают, а потом и пишут рассказ по картинкам.

Ученик 6 кл. Саша К.

Чемпион

Саша учился в школе и любил спорт: Решил он заниматься лыжным спортом.; Каждый день Саша делал зарядку, много тренировался. В воскресенье он ходил на лыжах в лес. И вот наступили главные соревнования. Саша участвовал в них. Он победил и стал чемпионом. Саша молодец! Он хороший спортсмен.

А вот варианты других сочинений по серии картинок «Разбитая чашка» в 6 классе.

Сережа К.

Однажды Миша уронил чашку и разбил ее. Рядом лежал щенок. Мама увидела и спросила: "Кто это сделал? " Миша ответил, что щенок разбил чашку.

Мама выгнала щенка на улицу.

Была зима. Шел снег. На улице было холодно. Щенок хотел домой. Он лапами скребся в дверь. Миша смотрел в окно и думал о щенке. Мальчику стало жалко собачку.

Он пришел к маме и во всем сознался.

Миша сказал, что виноват. Это не щенок разбил чашку, а он сам. Мама простила сына, потому что мальчик честно признался свою ошибку.

Коля Ф. Пишет так:

Саша нечаянно разбил чашку; Щенок был рядом. Мама увидела и спросила: "Кто разбил? "Мальчик сказал, что это сделал щенок. Мама выгнала щенка на улицу.

На улице шел снег: Было холодно. Щенок замерз и просился домой. Саша смотрел в окно и пожалел щенка. Ему стало стыдно. Мальчик подошел к маме и рассказал правду. Мама простила сына. Саша поступил правильно.

Работа над рассказом по его началу обогащает представления об окружающем мире. Перед учениками стоит задача: по началу рассказа (завязке событий) последовательно рассказать, когда, как и кем совершались дальнейшие события.

Например, учащимся 5 класса дается сочинение по данному началу рассказа: «Папа с охоты принес маленького зайчонка. Дети побежали в коридор смотреть на лесного гостя...»

Учащиеся читают его и определяют место отрывка в рассказе. «Это начало рассказа», - говорят они. А дальше раскрытию содержания рассказа помогают вопросы: «Какой был зайчонок? Опишите его». Хорошо при этом использовать иллюстрацию, где изображен зайчонок.

Затем последовательно следуют вопросы, отражающие дальнейший ход событий. «Как вел себя зайчонок?». «Что принесли ему дети?». «Как они ухаживали за зайчонком?». «Что могло произойти потом?». Учащиеся свободно высказываются по вопросам, после чего составляется план. Он может быть коллективным, х. Папа принес зайчонка.

  1. Какой был зайчонок (описать его).

  2. Дети ухаживали за зайчонком.

  3. Лесного гостя отпустили в лес.

После устного рассказа по плану и вопросам учащиеся 5 класса пишут рассказ с такими вариантами:

Саша К.

Зайчонок

Папа с охоты принес маленького зайчонка. Дети побежали в коридор смотреть на лесного гостя.

Зайчонок был серенький. У него были длинные уши, короткий хвост, маленькие лапки. Он боялся, озирался по сторонам.

Дети принесли ему морковки. Зайчонок боялся есть. Ребята стали ухаживать за ним. Они кормили его морковью, капустой, яблоками, травой.

Зайчонок привык к детям, стал ручным.

Наступила весна. Дети отпустили зайчонка на волю. Зайчонок убежал к лесным жителям.

А ученица Аня К. пишет так.

Лесной гость

Папа с охоты принес маленького зайчонка. Дети побежали в коридор смотреть на лесного гостя.

Зайчонок был маленький, серенький, пушистый. Он дрожал, потому что боялся. Дети гладили зайчонка. Они ухаживали за ним, кормили его морковкой» капустой.

Зайчонку было грустно и скучно дома. Дети пожалели зайчонка и отнесли его в лес. Зайчонок обрадовался и поскакал к лесным жителям.

Несколько сложнее для учащихся является составление рассказа по данному концу, т.к. глухим школьникам труднее развернуть сюжет рассказа. Надо мысленно прослеживать действия в обратном направлении: от конца событий - к его началу. Например, учащимся 6 класса дается такой конец рассказа: «Аптекарь сказал: «Молодцы, ребята! Из ваших трав приготовят много лекарств «. Для развертывания сюжета рассказа можно поставить следующие вопросы: «Кому сказал аптекарь эти слова?». «Что принесли ребята в аптеку?». «Где они достали лекарственные растения?». «Кто, когда и где их собирал?».

После чего ребята пишут рассказ.

Саша М.

Нужная помощь

На уроках биологии ребята изучали лекарственные растения. Учительница рассказала ученикам о том, как эти растения помогают человеку. Школьники решили собрать лекарственные растения. Летом они пошли в лес. В лесу они собрали много разной травы: крапиву, ромашку, подорожник, мать-и-мачеху, шалфей, одуванчик.

Ребята отнесли растения в аптеку. Аптекарь сказал: "Молодцы, ребята! Из этих трав мы сделаем много лекарств"

Заметка - особый вид сочинения, в котором ученики пишут о жизни в своем коллективе, об успеваемости и поведении, о проведенных экскурсиях, о спортивных соревнованиях, о важных событиях в общественной жизни, о любимых занятиях. Т.е. учащиеся сообщают о каких-то фактах, наблюдениях и выражают свое отношение к ним. Надо прежде всего объяснить ученикам, что заметка обращена к другому лицу, к читателю. Поэтому в заметке пишут сжато, но так, что могло бы заинтересовать читателя.

Вначале в выборе темы заметки учащимся помогает учитель. А затем темы могут предлагаться и самими учениками. Перед написанием учащимся дается примерный структурный план, по которому учащиеся устно рассказывают по той или иной темы заметки.

  1. Заглавие

  2. Вступление

  3. Основная часть (о чем хочешь рассказать)

  4. Заключение и вывод

  5. Подпись.

К основной части заметки также можно составить вопросы или дать отдельный повествовательный план. Необходимо учить школьников составить различные варианты вступительной и заключительной частей. Пишет заметку на тему «Мой товарищ» ученик 5 класса.

Сережа К.

У меня есть друг. Я хочу рассказать о нем: Моего друга зовут Игорь. Ему 13 лет Он живет в Нижнем Новгороде. Он невысокого роста. У него темные волосы, короткая стрижка, большие карие глаза. Одет он всегда чисто, аккуратно.

Игорь учится в шестом классе. Он хорошист. В свободное время Игорь играет в футбол. Мой друг хорошо относится к товарищам и ко мне. Мы с ним много общаемся.

Я люблю своего товарища, потому что он добрый, веселый и спокойный мальчик.

А вот какие заметки об экскурсии в Москву пишут ученики 7 класса.

Саша М.

Двадцать пятого ноября, во вторник вечером мы поехали в Москву. Я хочу рассказать о Красной площади. Красная площадь - это главная площадь страны.

Сразу я увидел храм Василия Блаженного. Храм построили древние зодчие. Перед каменным собором Василия Блаженного стоит памятник и на нем подпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Я видел кремлевские куранты - главные часы на Спасской башне. По брусчатке Красной площади простым шагом идут люди. Еще я видел зубчатые стены московского кремля. Мы постояли у Вечного огня.

Мне очень понравилась Красная площадь. Я надолго запомню эту экскурсию.

На эту же тему (об экскурсии в Москву) пишет другая ученица.

Катя К.

Совсем недавно у нас была экскурсия в Москву. Я расскажу о Третьяковской галерее. Третьяковская галерея находится в Лаврушинском переулке.

Павел Михайлович Третьяков - это основатель галереи. Он бал богатый купец. Третьяков покупал картины и развешивал у себя в доме. Затем дом стал музеем. Потом Третьяков подарил картины и галерею городу Москве.

В Третьяковке мы видели картины Васнецова, Шишкина, Репина, Саврасова, Перова, Сурикова, Айвазовского.

Я довольна экскурсией и советую всем побывать в Третьяковской галерее.

С 5 класса учащиеся начинают писать сочинения - отзывы о прочитанных книгах, которые они читают на уроках литературы и на внеклассных занятиях. Ученики в своих сочинениях раскрывают тему произведения, выражают индивидуальное отношение к происходящему. Такие отзывы школьники пишут в отдельных читательских дневниках и, как правило, по определенному плану.

  1. Какой рассказ вы прочитали?

  2. Кто написал рассказ? (Кто автор?)

  3. Где и когда происходили события?

  4. О ком написано (говорится) в рассказе?

  5. О чем написано в рассказе?

  6. Понравился тебе рассказ? Почему? Кто тебе понравился?

После написания отзыва о том или ином произведении - учащиеся делают зарисовки. Например, после чтения в 6 классе и работы над содержанием рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Сережа К. пишет отзыв о рассказе.

Мы прочитали рассказ «Кавказский пленник».

Рассказ написал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. События в рассказе происходят летом на Кавказе.

В этом рассказе говорится о русском офицере Жилине, его товарище Костылине, девочке Дине и о татарах. В рассказе написано о том, как русский офицер Жилин служил на Кавказе.

Однажды Жилин с товарищем Костылиным попали в плен к татарам. Татары просили выкуп. Жилин и Костыляв убежали из плена. Потом татары поймали пленников. Дина, дочь хозяина, помогала Жилину выбраться из ямы. Потом Жилин убежал и встретил казаков. Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина выкупили за пять тысяч.

Мне понравился в рассказе Жилин, потому что он сильный, храбрый офицер.

Он не бросил своего товарища.

Как показывает практика, глухие школьники не любят писать отзывы о кинофильмах, т.к. пересказ содержания фильма для них затруднителен. Поэтому таков вид работы проводится в школе крайне редко. А вот детский киножурнал «Ералаш» всегда привлекает внимание ребят. Отзыв о нем они писали по плану.

  1. Что такое ералаш?

  2. Из чего состоит киножурнал «Ералаш»?

  3. О чем ты хочешь рассказать?

  4. Почему ты любишь «Ералаш»?

Артем П.

Ералаш - это путаница, беспорядок. Киножурнал «Ералаш» состоит из коротких сюжетных фильмов. Я хочу рассказать о фильме «Сила воли». Мальчик сидел за столом и два часа смотрел на шоколадку, потому что он тренировал силу воли. Но под столом лежали обертки от шоколадок. Мальчик съел много шоколада. У него нет силы воли.

Мне нравится «Ералаш», потому что этот киножурнал юмористический, веселый и поучительный.

Таким образом, обучение глухих школьников связной речи на всех этапах должно быть подчинено главной цели: развитию у них самостоятельного, творческого, логически стройного мышления и на этой основе - точной и выразительной связной речи. Описанные в данной работе виды работ с учебными текстами способствуют расширению словарного запаса учащихся, формированию у них способности по - разному выражать одну и ту же мысль, умению понимать тексты, выраженные в различных синтаксических вариантах.

Работа над связным текстом должна носить систематический, последовательный и целенаправленный характер.

5 класс. Вид работы. Тема.

Изложение «Дружная работа».

Изложение «Лиса».

Изложение «Как белочка зимует».

Изложение «Курица и котенок Васька».

Изложение « И.И.Шишкин - художник - пейзажист».

Рассказ «Как я провел летние (зимние, осенние, весенние) каникулы».

Рассказ «Первый день в школе».

Рассказ о школе.

Рассказ по плану «Золотая осень».

Рассказ о своем рабочем дне по плану.

Рассказ «Мои занятия спортом».

Рассказ о празднике русского языка.

Рассказ о зиме.

Рассказ «Как мы готовимся к Новому году».

Рассказ о школьной елке.

Рассказ о Масленице.

Рассказ о майских праздниках.

Описание выходного дня.

Описание класса,

Описание своего дня рождения.

Описание экскурсии в музей на выставку художественного училища.

Описание снегиря.

Описание картинки в городском сквере.

Сравнительное описание «Зима и весна»,

Рассказ по картинкам о путешествии письма.

Рассказ по картинке «Работа на участке».

Рассказ по картинке «В библиотеке».

Рассказ по картинке «Нина сломала ногу».

Рассказ по картинке «Чемпион».

Рассказ по началу « Зайчонок».

Рассказ по началу «За грибами».

Работа по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Работа по картине А.К. «Грачи прилетели».

Заметка «Мой товарищ».

Отзыв об экскурсии в кукольный театр.

Отзыв о прочитанном произведении.

6 класс* Вид работы. Тема.

Изложение «Как из земли хлеб растет».

Изложение «Плохой поступок».

Изложение «Урок дружбы».

Изложение «Зима».

Изложение « В.М.Васнецов - художник - сказочник».

Изложение «Товарищ».

Изложение «Занятия спортом помогли».

Рассказ о летних (зимних, весенних, осенних) каникулах.

Рассказ о своей семье.

Рассказ по плану «Мои учителя».

Рассказ по серии картинок «Разбитая чашка».

Рассказ по картинке «Рыжик»

Рассказ по картинке В.М.Васнецова «Богатыри», «Иван - царевич на сером волке».

Рассказ по данному началу «Товарищ».

Рассказ по данному началу «Добрый поступок».

Рассказ по данному концу «Нужная помощь».

Рассказ о празднике 8 Марта.

Рассказ о весне.

Рассказ о празднике весны и труда.

Рассказ о празднике 9 Мая.

Описание погоды.

Описание выходного дня.

Описание экскурсии.

Описание внешности знакомого.

Описание зимнего пейзажа.

Описание колхозного поля.

Описание продовольственного магазина.

Описание своей квартиры.

Сравнительное описание «Лето и осень».

Сравнительное описание продовольственного и промтоварного магазинов.

3аметка о читательской конференции.

Заметка «Всероссийская перепись населения 2010 года».

Отзыв о прочитанном произведении.

Отзыв о детском спектакле.

Отчет о дежурстве класса по школе.

7 класс. Вид работы. Тема.

Изложение «Ясная поляна».

Изложение «Огонь - друг и враг человека».

Изложение «Третьяковская галерея».

Изложение «В.А.Серов - художник - портретист», «В.И.Суриков исторический живописец».

Изложение «Лесная мозаика».

Изложение «Первый полет в космос».

Изложение «Как мы с сыном пожар тушили».

Изложение «Где ежик?».

Работа по картине В.А. Серова «Девочка с персиками», ю. Работа по картине И.Репина «Бурлаки на Волге».

и. Работа по картине «Случай на рыбалке».

Рассказ «Летние (зимние, осенние, весенние) каникулы».

Рассказ о выходном дне.

Рассказ о своем городе.

Рассказ «Золотая осень».

Рассказ «Мой любимый школьный предмет».

Рассказ - рассуждение «Летние удовольствия»,

Рассказ - рассуждение «Оберегайте лес от пожара».

Рассказ по началу «Помощь товарища», «Рыбаки».

Рассказ о весне.

Рассказ «Я и мои друзья».

Описание погоды.

Описание предметов (линейки, ручки).

Описание памятника «Солдатам, защитившим будущее».

Сравнительное описание «Весна и лето».

Характеристика Дины (из рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»).

Отзыв о прочитанном произведении.

Отзыв об экскурсии в цирк.

Отзыв о детском спектакле.

Отзыв о детском киножурнале.

Отчет о проделанной работе в мастерской.

Заметка об экскурсии в Москву.

Заметка о литературном празднике в школе.

Заметка о маме.

Заметка об экскурсии в Художественный музей.

В результате проведения перечисленных выше видов работ по развитию связной речи в школе глухих учащиеся приучаются к порядку написания творческих изложений и сочинений. Систематическая и последовательная работа над связной речью помогает школьникам в определенной последовательности, обусловленной планом, передавать словесно то, что происходило в повседневной жизни. При изложении на письме прочитанного текста и своих собственных мыслей глухие школьники опираются на усвоенную структуру построения высказывания. Требования к изложению и сочинению в специальной школе из класса в класс усложняются с точки зрения их содержания и видов.

Список используемой литературы

  1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений первого вида 0-7 классов. М., Просвещение, 2003г.

  2. Пособие для учителей «Обучение русскому языку в 5-7 классах школы глухих». И.В.Колтуненко, Л.П.Носкова. М., Просвещение, 1982г.

  3. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей. Л.Н.Быкова, Е.А. Горбунова. М., Просвещение.,1991 г.

  4. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. А.Г.Зикеев. М., Издательский центр «Академия», 2000 г.

  5. Речевая подготовленность глухих учащихся к обучению по общеобразовательным программам. АХ. Зикеев. Ж.Дефектология, №1,

  6. 1997г.

  7. Обучение глухих школьников русскому языку в 5-7 классах. М.И.Глебова. М., Просвещение,1965г.

  8. Русская речь. Развитие речи. Учебник для общеобразовательных учреждений. Е.И.Никитина. М., Дрофа, 2002г.

  9. Сочинения по картинам. В.И.Воробьева, С.К.Тивикова. Издательство АСТ, 2001 г.

  10. Рабочая тетрадь (развитие речи). Т.Г. рабыльникова. М.,1998г.

  11. Работы учащихся Нижегородской специальной (коррекционной) школы - интерната глухих детей 5-7 классы, и. Учебник для 5 класса школы глухих. Русский язык. Л.П.Носкова, И.В.Колтуненко. М., Просвещение., 1993г.

  12. Учебник для 6 класса школы глухих. Л.П. Носкова, И.В.Колтуненко. М., Просвещение, 1994г.

  13. Учебник для 7 класса школы глухих. А.Ф.Аксенова, Т.П.Палант, М., Просвещение.,1986г.

  14. Особенности самостоятельной письменной речи глухих школьников А.М.Голбдберг. Издательство «Просвещение», 1996г.

  15. Формирование и коррекция речевых навыков и умений в употреблении сложносочиненных предложений младшими школьниками с нарушениями в развитии. А.Г.Зикеев. Ж. Дефектология №1, 2004г.

  16. Сборник диктантов по русскому языку для учащихся 5-11 классов, ООО «Юнипресс», 2002г.

  17. Формирование лексических средств межфразовой связи в письменной речи глухих учеников. Ж. Дефектология №1,1989г.

  18. К вопросу об определении основных путей работы по развитию связной речи глухих учащихся старших классов. А.Г.Зикеев. Ж. Дефектология №2,1980г.

  19. Система работы по развитию связной устной речи. Ладыженская Т.А. М., 1975г.

  20. Методика обучения изложению и сочинению в школе глухих. Тбилиси, 1989г.

  21. Методика развития речи на уроках русского языка. М., 1991г.

  22. Система обучения сочинениям в 4-8 классах/ под редакцией Т.А.Ладыженской. М., 1974г.

  23. Особенности развития письменной речи глухих старшеклассников в условиях экспериментального обучения/ повышение эффективности обучения глухих школьников. М., 1986г.

  24. Совершенствование навыков связной речи. Коровин К.Г. / Интенсификация учебного процесса в школе слабослышащих. М., 1988г.

  25. Развитие самостоятельной письменной речи слабослышащих учащихся. Туджанова К.И. М., 1997г.

  26. Функционально - смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Улан - Удэ, 1974г.

  27. Новые средства развития письменной речи детей. Кукушкина О.И. Ж. Дефектология №1, 2004 год.


© 2010-2022