Возвращение к человечности

В работе представлен вариант проведения урока литературы в 8 классе по рассказу А.Платонова «Возвращение». Интерес представляет сравнение двух произведений А.Платонова и К.Паустовского (рассказ «Снег»). Автор предлагает свой путь изучения этих рассказов, дает возможность учителю сравнить художественные особенности текста  и выяснить элементы своеобразия творческой манеры авторов.В основе работы анализ аналитического и эмоционального восприятия текста; использованы приемы ассоциативного прочтения...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Возвращение к человечности (урок литературы в 8 классе по программе В.Я.Коровиной)

(Из опыта работы учителя ГБОУ средняя школа 365 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга Розенберг Татьяны Алексеевны)

В курсе литературы 8 класса (программа В.Я.Коровиной) в разделе «Литература 20 века» есть замечательный рассказ А.Платонова «Возвращение». Не буду перечислять достоинства этого известного и непростого рассказа писателя (многие считают неоправданно ранним его появление в программе 8 класса), а хочу предложить свой опыт его изучения в 8 классе. Возможно, кому-то он покажется интересным.

Считаю, что сквозная тема любви в курсе 8 класса только выиграет, если ученики прочитают рассказ А.Платонова, а сразу после его прочтения еще и рассказ К.Паустовского «Снег». Опыт такого соединения и сопоставления дает, как мне кажется, замечательный результат, тем более что путей для такого аналитического чтения много. Вот некоторые из них:

1. Любовь и война (испытание и сохранение чувств);

2. Человек и война (герои и их выбор);

3.Мир и война (изменение и сохранение отношений людей к жизненным ценностям).

Однако какой бы путь учитель ни выбрал, вместе со своими учениками ему придется ответить на вопрос: возможно ли сохранить хрупкие человеческие чувства при столкновении с жестоким миром реальной жизни, может ли любовь победить войну?

  1. В основу композиции урока положена работа с текстом. Начнем с осмысления двух названий «Возвращение» и «Снег». Детям предлагается составить ассоциативный понятийный ряд, возникающий при прочтении этих двух слов. В результате мы получаем ряд конкретных и отвлеченных понятий: «снег» - белизна, чистота, тишина, покой, падение, красота и др.; «возвращение» - путь, поиск, движение, дом, понимание, исправление, «блудный сын» и др.

  2. После короткого комментария-объяснения дети попробуют написать свою версию (5-6 предложений), объясняющую смысл одного из названий (можно сделать по вариантам, можно организовать работу в группах). Дети не могут или затрудняются ответить, высказывают поверхностные суждения. Это не страшно, наоборот, здесь ключ к постановке темы дальнейшего исследования текста.

  3. Составим, например, для них условия почти математической задачки, напоминающей знаменитое « из пункта А в пункт Б»: 1. Составьте график (схему, вопросник) движения героев домой. Дети предлагают - учитель пишет их предложения на доске, указывая имя ученика, автора мысли: куда и откуда каждый из героев едет; где и почему останавливается; зачем едет домой; сколько дней живет в доме; какие поступки совершает; о чем думает, мечтает, что вспоминает; хочет ли уезжать из дома и куда и т.д. (для сильного класса можно вспомнить и о роли ДОМА в «Белой гвардии» М.Булгакова, если текст был уже прочитан).

  4. Схема движения героев получается очень наглядной и понятной для восьмиклассников, она помогает им ответить на вопрос урока - получается, что путь А.Иванова («Возвращение») труден и долог, этот путь приносит ему и радость, и страдание (ожидания поезда, повторные проводы друзей, 3 дня у Маши, попытка уехать из дома и снова возвращение); путь же Н.Потапова («Снег»)- короткий, верный путь надежды и обретения счастья.

Чтобы подтвердить этот вывод, разделим тетрадь на две графы и выпишем детали, описывающие чувства героев дома: у А.Иванова - «тихая радость», «спокойное довольство», «морщины усталости», «что-то мешает» и т.д.

У героя К.Паустовского таких слов будет удивительно мало, в основном они «спрятаны» в письмах героя, но главное - в интонациях, настроении («вспоминаю наш дом, наш сад», «полюбил все отсюда, издали», «милый для меня уголок»). Дети замечают, что перед ними разные подходы к изображению человеческих чувств, но каждый раз это изображение и соединение внешнего и внутреннего состояния героев.

Здесь можно снова вернуться к разговору о смысле названия: ученики говорят о чистоте чувств героев рассказа Паустовского, связывают ее с чистотой снега; говорят о понимании и надежде, которые побеждают ненависть и жестокость, этим героям не страшна война, им не надо возвращаться к человечности, они ее не утратили, их связь с Домом не утрачена. Почему это им удалось?( ученикам нужно назвать слова из текста, в которых заключены главные ценности жизни героев - память, любовь, книги, семья, традиция, рояль, музыка…)

С рассказом А.Платонова сложнее - ученики говорят, что герой не готов к «возвращению», к пониманию, прощению и любви, им еще не до конца пройдет путь от войны к ДОМУ, связь с ним разорвана и не восстановлена. Вместе с учениками перечитываем последние слова рассказа (вспоминаем понятие открытого финала). Пройдет ли герой этот путь? - задаем ученикам вопрос. Они отвечают по-разному, но обязательно с опорой на содержание текста. Дети должны найти ключ к пониманию состояния героя в конце рассказа - они находят слова «обнажившееся сердце» - именно это словосочетание кажется детям главным на пути возвращении героя к человеческим чувствам. Удачей урока становятся найденные учениками слова Петрушки, сына Иванова, «у нас дело есть, жить надо». В них заключен главный смысл «второго» возвращения героя домой.

Вот теперь мы снова обратимся к письменному заданию о смысле названия рассказов (выбрать можно один из них, предлагаем и более сложное задание сравнительного характера - мы получаем новые интересные ответы, читаем и обсуждаем их, если есть время).

Последний вопрос урока станет домашним заданием: «Путь какого героя вам кажется интересным, близким к реальной жизни? Почему? Чей путь заставил вас сопереживать героям? Сочувствовать? Радоваться? Верить и надеяться?»

Уверены, что в результате проделанной работы ученики не только задумаются над непростыми вопросами, которые задает жизнь, но и начнут свой путь по проникновению в тонкую художественную ткань произведений, созданных мастерами русского слова.



© 2010-2022