Имя числительное как часть речи. 6 класс. Урок в технологии деятельностного подхода

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в технологии деятельностного метода

УМК под редакцией М.М.Разумовской.

(Русский язык, Учеб.для 6 кл.общеобразоват.учреждений/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской,П.А.Леканта. - М.: Дрофа, 2008.)

Предмет: Русский язык

Класс: 6

Тема урока: Имя числительное как часть речи.

Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)

Цель :

Познакомить учащихся с понятием

«числительное» как части речи.

Задачи:

- обучающие

Познакомить обучающихся с признаками числительного как части речи: общим значением, морфологическими признаками, синтаксической роли в предложении, об отличии числительных от других частей речи с числовым значением.

-развивающие

Находить числительные в тексте,

различать количественные и

порядковые числительные,

употреблять числительные в речи,

соблюдая грамматические нормы.

- воспитательные

Воспитать интерес к русской

словесности, любовь к русскому

языку.

­с

Этап урока

Содержание

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Многие сказки начинаются так: «В тридевятом царстве, тридесятом государстве жил-был царь. И было у него три сына…» К какой части речи относятся слова тридевятое, тридесятое, три? - На какой вопрос отвечают эти слова?

Ответ: Какое? Которое? Сколько?

- Что они обозначают?

Ответ: количество, счет, порядок при счете.

- И в каком же по счету государстве происходила эта сказочная история?

Ответ: двадцать седьмое царство, тридцатое государство

Сегодня мы познакомимся со словами-счетоводами, то есть именами числительными.

2.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Перед вами ряд слов.

Тройка, трижды, три, три пятых, тройной, третий.

- Выделите корень в этих словах, как называются такие слова?

Ответ: Это слова с одним корнем ТР-, они однокоренные.

  • А теперь вы будете в парах составлять словосочетания с этими словами. Так работа будет вы­полняться быстрее, веселее и правильнее, потому что вы всегда сможете помочь друг дру­гу, если возникнут затруднения. Какие правила работы в паре надо соблюдать?

Коллективная проверка полученных предложений.

- Молодцы! Вы хорошо поработали. Придумали очень интересные словосочетания со значением числа.

- А теперь определите части речи данных слов.

3.

Выявление места и причины затруднения.


  • Кто не смог выполнить задание? Что не смогли сделать? ( определить, к какой части речи отнести слово «третий». Может быть, это прилагательное?)

  • Кто смог выполнить задание? Проверим, что получилось.

Ответ: Тройка- сущ., трижды - наречие, тройной - прилагательное; три, три пятых и третий - числительные.

- Сверьте свои ответы с эталоном на доске, исправьте, если допустили неточности.

- Что вы делали, чтобы определить морфологическую принадлежность слов?

Ответ: задавали вопрос.

- Почему некоторые из вас затруднялись, выполняя это задание?

Ответ:

  1. не смогли правильно задать вопрос.

  2. не смогли обосновать свои ответы (не знаем морфологические признаки числительного)

3.не уверены в правильности обоснования.

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

- Значит, какую цель мы должны сегодня достигнуть?

Ответ: Чем же отличаются имена числительные от других слов, связанных с понятием числа?

- Что для этого надо сделать?

Ответ: Узнать, какими признаками обладает числительное как часть речи.

  • Как можно сформулировать тему нашего урока?

Ответ: «Слова-счетоводы», «Числительное как части речи», «Имена числительные»

  • Записываем тему урока: я пишу па доске, а вы в тетради…Что может нам помочь в открытии нового знания?

Ответ: Знания, которые открывали раньше.


  • Давайте вспомним алгоритм работы над уже известными частями речи.

Ответ:

1.Что обозначает?

2.На какие вопросы отвечает?

3. Как изменяется?

4.Синтаксическая роль.

- Этот план поможет нам открыть новую часть речи - числительное.

План проецируется на доску.

5.

Реализация построенного проекта.

- Прочитайте лингвистический текст в учебнике ( упр.437). Ответы на какие вопросы нашего алгоритма вы получили?

Ответ: Имена числительные - это самостоятельные части речи. Они обозначают число, количество предметов, порядок предметов при счете. Отвечают на вопросы: Сколько? Который? Какой (ая,ое, ие)?

- Составим кластер, обозначив уже открытые знания о числительном.

Имя числительное как часть речи.6 класс.Урок в технологии деятельностного подхода.


Числи-тельное


Имя числительное как часть речи.6 класс.Урок в технологии деятельностного подхода.Имя числительное как часть речи.6 класс.Урок в технологии деятельностного подхода.

Имя числительное как часть речи.6 класс.Урок в технологии деятельностного подхода.

Имя числительное как часть речи.6 класс.Урок в технологии деятельностного подхода.

- На какие вопросы мы не еще не нашли ответа?

Ответ: Как изменяются числительные и какова их роль в предложении.

- Вернемся к сказочному зачину( начало урока). Выпишите словосочетания, в состав которых входят числительные?

- Самопроверка по эталону на доске. Ответ: в тридевятом(каком?) царстве, в тридесятом (каком?) государстве, три(кого?) сына.

- Какие из этих числительных отвечают на вопросы прилагательных ( вот почему мы испытывали затруднения в словах с корнем -тр-)? Что они обозначают ( проговаривание правила во внешней речи)?

Ответ: Числительные «тридевятом», «тридесятом»отвечают на вопрос

( каком?)

- Числительные, отвечающие на вопрос какой (ая,ое,ие)?, - порядковые.

Какое из этих числительных отвечают на вопрос сколько? Что оно обозначает?

Ответ: Числительное «три» обозначает количество.

- Числительные, отвечающие на вопрос сколько? - количественные. Дополните кластер.


Беседа с введением нового понятия. Работа с таблицей на экране (доске)


числительное в словосочетании и предложении

количественное числительное

порядковое числительное

три сына

с тремя сыновьями

тридевятое царство

Три сына продолжали дело отца.

Мы увидели мать с тремя сыновьями

В тридевятом царстве жил-был царь. Это царство тридевятое.

- Посмотрите на доску. Перед вами таблица. Прочитайте ее название и скажите, над чем мы будем работать.

- Мы будем говорить, какую роль играют числительные в словосочетании и предложении.

- Правильно.

Ученики анализируют расположение материала в таблице.

- Эти числительные различаются, как мы уже выяснили, не только по своему значению, но еще и по тому, какую они роль выполняют в предложении. Посмотрим сначала на словосочетание порядкового числительного с существительным. Каким словом (главным или зависимым) является числительное «тридевятое»?

Ответ: «Тридевятое» - зависимое слово (царство- какое? - тридевятое), оно похоже на прилагательное.

- Как изменяются порядковые числительные?

Ответ: Порядковое числительное тридевятое изменяется так же, как и прилагательные, по числам, падежам и родам и согласуется с существительным. Тридевятое царство, тридевятому царству, тридевятым царством.

- А теперь разберем предложения с этим сочетанием. Таких предложений в нашей таблице два. Прочитайте первое. Каким членом предложения является числительное в нем? А во втором предложении у числительного та же роль?

Один ученик делает синтаксический анализ первого предложения.

Второй ученик работает со вторым примером.


Ответ: В первом предложении - определение, во втором - сказуемое.

- Порядковое числительное в этих предложениях является самостоятельным членом предложения или нет?

Ответ: Это самостоятельный член предложения.

- Обратимся к словосочетаниям количественных числительных с существительным. Эти сочетания у нас разные. Почему?

Ответ: В этих сочетаниях числительные в разных падежах (и.п./ т.п.). Значит, количественное числительное три изменяется по падежам: три сына, трем сыновьям, с тремя сыновьями…

Синтаксический анализ одного предложения делает один ученик на доске.

Второй (сильный) ученик работает с другим примером самостоятельно.


Ответ: В первом предложении числительное - подлежащее, во втором - дополнение.

- Таким образом, сочетание числительного с существительным часто рассматривается как один член предложения и может быть любым членом предложения.

Обобщение по таблице ( делают ученики)


- Какие новые сведения о числительном как части речи мы узнали, работая с таблицей?

Ответ: как изменяются и какую синтаксическую роль играют порядковые и количественные числительные.

- Что мы выяснили об изменении числительных?

Ответ: Порядковые числительные изменяются по числа, родам, падежам, а количественные - по падежам.

-Дополните кластер.- Какими членами предложения являются порядковые и количественные числительные?

Ответ: Порядковые числительные обычно являются определением, количественные числительные могут быть любым членом предложения и рассматриваются с существительным как один член предложения.

-Дополните кластер.



Имя числительное как часть речи.6 класс.Урок в технологии деятельностного подхода.

Числи-

тельныеИмя числительное как часть речи.6 класс.Урок в технологии деятельностного подхода.

Имя числительное как часть речи.6 класс.Урок в технологии деятельностного подхода.

Имя числительное как часть речи.6 класс.Урок в технологии деятельностного подхода.


6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


  • Самостоятельно прочитайте теоретический материал в учебнике ( §35). Соотнесите эти сведения с нашим кластером.


  • Поработайте в парах. Расскажите о числительном своему товарищу по парте. Чтобы ваш ответ был доказательным, надо подтверждать его ( чем?) примерами (отвечают ученики) Используйте примеры из §35.

Взаимопроверка правила

После взаимопроверки слушаются 1-2 ученика.

- Итак, мы узнали с вами о числительном как части речи. Теперь что мы должны сделать?

Ответ: потренироваться в применении нового знания.

- Интересный вопрос: Сколько слов надо знать, чтобы досчитать до тысячи?

Ответ: учащиеся предполагают, три ответа, например, сорок, сто, восемьдесят записываются на доске. Обращаем внимание на их правописание.

- Ответ на этот вопрос вы получите, если поработаете с текстом на экране ( или карточках). Прочитайте текст:

Сколько надо слов, чтобы досчитать до тысячи?

Когда мы пересчитали все эти числительные, то оказалось: чтобы сосчитать до тысячи, нужно использовать всего-навсего 37 слов!

Это 10 названий первого десятка ( от одного до десяти), 9 наименований во втором десятке ( от одиннадцати до девятнадцать), 8 названий для десятков ( от двадцати до девяноста), 9 наименований сотен ( от ста до девятисот) и слово тысяча. Вот и все. Считайте на здоровье!

А секрет такой экономии «счетных слов» заключается в том, что имена числительные «вращаются повторением немногих основных понятий» ( такое точное замечание сделал Ф.И. Буслаев - известный русский языковед прошлого века).

- Так сколько же слов понадобится, чтобы сосчитать до тысячи? А теперь проверим, кто был ближе всех к разгадке ученик, ответивший сорок.

- Чем объясняется экономия «счетных слов»?

Ответ: словами из текста

- Обратите внимание на ряд слов, продолжите его: Досчитать, пересчитали, сосчитать…( учащиеся дополняют его считайте, счетных). Допишите словарные слова : расчет, рассчитывать. Как называются такие слова?

Ответ: Однокоренные слова.

- Объясните правописание этих слов.

Ответ: Эти слова с чередующимися гласными в корне -чит -чет. Перед корнем приставка С-, так как приставки З - не бывает.

- Если вы испытываете затруднения в словарных словах, куда вы обращаетесь?

Ответ: К орфографическому словарю, учителю, Интернет-справочникам.

- Почему в этом тексте много слов с такими корнями?

Ответ: В это тексте много слов с такими корнями, потому что он о счетных словах ( тема текста)

- Закрепляем на тренажере новые знания.

Работа с тренажером по морфологии


Имя числительное

Это 10 названий первого десятка ( от одного до десяти), 9 наименований во втором десятке ( от одиннадцати до девятнадцать), 8 названий для десятков ( от двадцати до девяноста), 9 наименований сотен ( от ста до девятисот) и слово тысяча.___________________________________________________________



1.Часть речи __________ _______порядок при счете _______________

Общее значение

2. Морфологические признаки:


1.Начальная форма первый___________________________


2. Постоянные признаки:

______ _______

Количественное Порядковое

____3. Непостоянные признаки:

_______ _______ ________ _____ _____ _____________ _____падеж________род число простое сложное составное

4. Синтаксическая роль:

______

_ _ _ _

_ . _ . _

~~~~~~




______ _________ ________ _________ _________

Подлежащее Сказуемое Дополнение Обстоятельство Определение




* Работу можно дать по вариантам.

Взаимопроверка. Один ученик проговаривает разбор.

- Какие колонки тренажера остались неоткрытыми?

Ответ: Какие числительные являются простыми, сложными, составными.

- Об этом мы поговорим на следующем уроке.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-А теперь проверим, чему мы научились. Решите тест.

1.Найди числительное.

А.четырехугольник Б.сорок В. четверка

2. Какой частью речи являются слова миллион, миллиард?

А. существительное Б. наречие В. числительное

3. Я родился в две тысячи первом году. Числительное в этом предложении

А. порядковое Б. количественное

4. Сколько числительных в загадке: Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поёт.(Косяки, скрипящая дверь, человек, открывающий ее)

А. три Б. пять В. два

5. В предложении: Три и два - пять. Числительное пять является:

А. подлежащим Б. определением В. сказуемым.

Ответы: ( эталон открывается на экране(доске): Б, В, А, Б, В.

- Подведем итоги теста…

8.

Включение в систему знаний и повторение.

- Какова была цель нашего урока? Мы достигли ее?

Ваши успехи говорят о том, что вы молодцы…

А теперь ответьте на мои вопросы:

- В котором часу ты сегодня проснулся?

- Сколько ложечек сахара тебе положить в чай?

- Сколько у вас сегодня уроков?

- А первый урок какой?

- Какую роль играют числительные в нашей жизни?

Ответ: Числительные сопровождают нашу жизнь с самого утра…Без них нельзя обойтись… Ясно, что нам жизненно необходимы числительные.

9.

Рефлексия учебной деятельности.

Учитель использует прием «ЗХУ»

Ученикам дается задание заполнить таблицу.

Запись надо вести словами

Знал

Узнал

Хочу узнать


  • Что нужно сделать тем ученикам, у которых еще остались затруднения? (потрениро­ваться)

  • Как вы думаете, а тем ученикам, у кого не осталось вопросов и затруднений, надо тре­нироваться или нет?

  • Где еще вы можете потренироваться по теме нашего урока? (дома, на следующем уроке)

10.

Домашнее задание.

Найдите и выпишите 8 пословиц, или поговорок, или загадок с числительными, подчеркните числительные как члены предложения.

Планируемые результаты обучения:

Регулятивные:

  • Контролировать процесс и результаты деятельности;

  • Осуществлять действие по образцу и заданному пра­вилу;

  • Проявлять целеустремленность, настойчивость в до­стижении цели.

Познавательные:

  • Работа с учебным материалом( в виде таблицы, лингвистического, учебно-познавательного текста);

  • Объяснение правила с опорой на схему;

  • Формирование логических действий: анализа, срав­нения;

  • Развитие знаково-символических действий: моделиро­вания, преобразования модели;

  • Рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные:

  • Уметь организовывать партнерство, деловое сотрудни­чество при выполнении различных заданий.

Личностные:

  • Понимание роли приобретения новых знаний;

  • Познавательный интерес и готовность к сотрудниче­ству;

  • Мотивационная основа учебной деятельности;

  • Адекватная самооценка на основе критериев успешно­сти учебной деятельности.

Используемая литература:

1. Лебедев Н.М.Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991

2. .Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 кл./И.И.Постникова , И.М.Подгаецкая, М.Н. Везерова и др. - М.: Просвещение, 2007.


© 2010-2022