Урок по литературе в рамках ФГОС по повести А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Конспект урока литературы по повести А.Сент-Экзюпери « Маленький принц».Урок простроен с требованиями ФГОС: системно-деятельностный подход. В конспекте урока отражены УУД и формы контроля на каждом этапе. Тип урока -урок проблематизация. В основе урока положена технология диалог. Диалог разворачивается с помощью методического приема КПС (карта первичных смыслов), автором которого является Е.Н. Ковалевская. Урок также отражает специфику инновационной школы города Томска -Школа Совместной деятельн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

  1. Цель урока.


Цель данного урока - выявить многозначность произведения, дать несколько вариантов его толкования.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные

УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации - фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?

Необходимый уровень (базовый) - решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) - решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».

Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.


II. Работа с текстом.

1. Формулирование темы урока.





2. Анализ текста.

Актуализирует смыслы учащихся, оформившиеся в КПС, мотивирует их участие в обсуждении возникших проблем.









3. Работа с текстом после чтения.













- Последним произведением писателя является сказка-притча «Маленький принц», о которой мы узнали на прошлом уроке.

1.Какие воспоминания автора легли в основу сказки «Маленький принц»?

2. Почему пустыня стала местом действия сказки?

Сегодня мы подробнее остановимся на этой сказке, для этого давайте сформулируем тему урока (о чем бы вам хотелось поговорить на уроке)

Совместно обсуждая предложения, приходим к совместному решению.

Формулируем тему урока:

Удивительный мир...

(знак многоточие очень важен в данной теме, именно многоточие создает недосказанность, свободу-открытость, проблемность, поиск)

Дома вы должны были попробовать сформулировать смысловое поле (КПС)

Автор

Материал

Версия

Проблема

Марков Кирилл

«Маленький принц», эпизод с рисунком удава

Мир взрослых и детей различны

Взрослые не понимают детей

Пинчук Влад

эпизоды встречи маленького принца с жителями разных планет

У каждого человека свои ценности, каждый сам выбирает свой жизненный путь

Ценности взрослых связаны с материальным, забыли про душу

Смолякова Катя, Исагова Роксана, Лушов Паша

эпизод встречи с лисом

Человек несёт ответственность за тех, кого приручил

Человек в ответе не только за свою судьбу, но и несёт ответственность за друга

Новиченок

Андрей, Лушов Алеша

эпизод смерти

Готовность принять смерть, чтобы быть рядом с другом

Способность жертвовать ради других

Работа по группам. Найдите эпизоды, проанализируйте, и ответьте на вопросы: Какие темы освещаются в сказке, идея произведения, проблематика.


Принимаем работу групп, делаем общий вывод:

- Давайте вспомним какие темы освещает А.Экзюпери в своем произведении? (взаимоотношения между детьми и взрослыми , тему дружбы и преданности, долга и справедливости, смысла жизни).

- Какова идея произведения? (Показать, что имеет в жизни настоящую ценность. А это забота, преданность, дружба, любовь и доброта).

- Какова же главная проблема сказки - повести? (Это проблема взаимоотношения между детьми и взрослыми).

- Какая фраза заставила вас задуматься и почему? («Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». Взрослые не всегда понимают детей. А если бы они помнили себя маленькими и могли бы рассудить с позиции ребенка, то быстрее нашли бы общий язык со своими детьми).

- Как часто в жизни бывает, что взрослые не всегда понимают детей. Да и зачастую дети не понимают взрослых. Взрослый человек живет разумом, а ребенок душой и интуицией, которую, взрослея, к сожалению, утрачивает.

III. Итог урока.

Таким образом

- Какая фраза заставила вас задуматься и почему? («Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». Взрослые не всегда понимают детей. А если бы они помнили себя маленькими и могли бы рассудить с позиции ребенка, то быстрее нашли бы общий язык со своими детьми).

- Как часто в жизни бывает, что взрослые не всегда понимают детей. Да и зачастую дети не понимают взрослых. Взрослый человек живет разумом, а ребенок душой и интуицией, которую, взрослея, к сожалению, утрачивает.

IV. Домашнее задание.

К следующему уроку дома вы приготовите небольшие презентации о планетах. (работа групповая)

Тема: Удивительный мир... героя и писателя.

Цель: создать не уроке условия для проблематизации текста повести А.Сент-Экзюпери « Маленький принц», проявить проблемы в содержания совместной деятельности.

Задачи:

Образовательная: формировать знание о проблематике повести;

Развивающая: совершенствовать культуру коллективной деятельности, воспитывать культуру устной речи, развивать творческие способности учащихся,

развивать читательский интерес учащихся, творческое воображение, внимательное и бережное отношение к слову; развивать умение оформлять собственную точку зрения и умение её отстаивать.

Оборудование: иллюстрации из сказки, мультимедийный проектор.

Литература:

1. Сент -Экзюпери А. Южный почтовый. Ночной полет. Земля людей. Письмо заложнику. Маленький принц. -М.: Художественная литература, 1983.

2. Шкунаева И. А. Действия ради человека // Современная французская литература. -М.,1961.208.с.

3. Яценко Н. Меня выдумал Экзюпери // В мире книг, 1983. № 4. 47 с.

© 2010-2022