Урок по русскому языку для 8 класса Дополнение. Прямое и косвенное дополнение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет

Русский язык

Четверть 2

18.11.15

Класс 8б

Тема урока

Дополнение. Прямое и косвенное дополнение

Ссылки, ресурсы

Учебник, ИД, презентации, бумага, маркеры, магнитики

Цели урока

Цели урока:

  • обеспечить повторение и закрепление знаний о второстепенных членах предложения

  • содействовать формированию знаний о дополнении

  • развивать у учащихся умение видеть дополнение, определять вид дополнения, способ выражения дополнения, отличать дополнения, выраженные н.ф. глагола от СГС, логически излагать свои мысли

  • развивать познавательный интерес у учащихся


Результаты обучения для учащихся

Знают о ВЧП, о видах и способах выражения дополнения

Умеют 1. Определять ВЧП,

2. определять виды дополнений

3. отличать дополнения, выраженные н.ф. глагола от СГС

4. правильно употреблять слова в словосочетаниях

Основные идеи, отработанные по теме урока

Прямое и косвенное дополнение, инфинитив в роли дополнения, сочетаемость слов в определённом падеже, отличие подлежащего от омонимичных форм дополнения в В.п.

Задания


Время

Чем будет заниматься учитель

Чем будут заниматься ученики.

Деление на группы + Создание эмоц. настроя

3 мин

По цвету магнитиков

+

Записывают число и тему (только слово «Дополнение»)

Делятся на группы + берутся за руки и говорят: «Привет»

Актуализация Выполнение синтаксического разбора предложения

5 мин

Солнце утром осветило землю своими золотыми лучами.


1 учащийся выполняет синтаксический разбор на доске

1 учащийся - индивид.задание: сопоставляет тексты и делает выводы о роли ВЧП (приложение 1)

Ассоциации

5 мин

Тема нашего урока «Дополнение»

- Что же нам известно о дополнении?

- Почему же мы ещё и в 8 классе изучаем этот член предложения?

-Дописываем тему «Прямое и косвенное дополнение»

Записывают на доске ассоциации

(как подчёркивается, вопросы, чем выражается, от чего чаще всего задаём вопросы)

-Мы ещё не всё знаем о дополнении


Работа в группах

7 мин

Корректирует, направляет

1 группа - находят в предложениях дополнения и делают вывод о том, как не ошибиться в определении дополнений при совпадении И.п. подлежащего и В.п. дополнения

(приложение 2)

2 группа - изучает §13 и рассказывает о прямом и косвенном дополнении, переносит информацию на постер

(приложение 3)

3 группа - изучает, когда н.ф.глагола является дополнением

(приложение 4)

4 группа - определяет, каким способом связи соединяются дополнения в с/с, исправляя ошибки в сочетании слов

(приложение 5)


Физминутка

2 мин

Делает упражнения

Делают упражнения

Реализация + закрепление

15 мин

Наблюдает

1 гр. - Законы защищают суды

Город украшает сад. Звук выстрела заглушил страшный рёв. Прекрасное пробуждает доброе. Деревья роняют листья.

2 гр. - Я хочу рассказать о своем проекте. Мой друг не надел спортивной куртки, поэтому простудился. Хозяйка жарко натопила печь. Пришлите нам почтовых марок.

3 гр. - Врач запретил мне читать лежа. Мать велела поставить чайник. Я начал разыскивать книгу.

4 гр. - сторониться от сверстниц,

отзыв на книгу, вдуматься над вопросом, удостоен наградой, отличалась среди девочек.

Мини-тест

5 мин

1.Укажите прямое дополнение.

А) обсуждать с друзьями

B) увлекаться спортом

С) законспектировать статью

2.Укажите косвенное дополнение

А) играть роль

B) встреча с друзьями

С) выпить воды

3. Что ищет он в стране далекой? (М. Ю. Лермонтов) В этом предложении дополнением является слово

A) что

B) в стране

C) ищет

4. В предложении «Свою постылую свободу я потерять не захотел» инфинитив является

А) ПГС

В) СГС

С) дополнением

5. В каком случае выделенное слово является дополнением?

А) Мы сели отдохнуть на скамейку у реки.

В) Машины шли медленно из-за снегопада.

С) Моему брату часто приходится ездить на такси.


1. С

2. В

3. А

4. В

5. С


Рефлексия

2 мин

- Что мы узнали сегодня нового на уроке?

- Чему научились на уроке?

Рефлексируют +

На оценочное окно помещают свои магнитики

+ 1 учащийся каждой группы заполняет лист оценивания

Домашнее задание

1 мин

§13, упр.87,88

Записывают в дневник

Приложение №1

Сравните тексты и сделайте вывод о роли второстепенных членов предложения.

Текст 1

Зашуршала верхушка. Птица прокричала. Начала, сбилась, сконфузилась и замолчала.

Текст 2

Вдруг зашуршала верхушка сосны.

Какая-то птица прокричала хриплым озабоченным голосом три раза одну и ту же фразу. Начала в четвертый раз, сбилась, сконфузилась и замолчала.

Приложение №2

1 группа

Задание: Найдите дополнения

Сделайте вывод о том, как не ошибиться в определении дополнений при совпадении И.п. подлежащего и В.п. дополнения

1. Корни деревьев питают листья.

2. Трамвай обогнал троллейбус.

3. Мать любит дочь.

4. Солнце заслонило облако.

5. Звук выстрела заглушил страшный рёв.

6. Косяк перелетных птиц обгоняет наш самолет.

7. Городские улицы украшают многоэтажные дома

Приложение №3

2 группа

Задание: изучите §13 и расскажите о прямом и косвенном дополнении, поместите информацию на постер.

Сгруппируйте словосочетания в 2 колонки по виду дополнения

Беречь здоровье, хранить верность, выступать против предательства, уважать маму, выполнены строителями, уважение к родным, защищать честь, говорить о здоровье, не принимать решения, взяться за оружие, не изменять клятве, выпить молока

Приложение №4

3 группа

Задание: изучите алгоритм определения роли инфинитива в предложении. Сделайте вывод о том, когда инфинитив является частью сказуемого, а когда - дополнением.

  1. Определите, к какому слову относится инфинитив

  2. Входит ли «найденный» глагол в группу вспомогательных глаголов?

да нет

СГС ↓

3. Действия, обозначаемые глаголами, относятся к разным лицам?

да

дополнение

Определите синтаксическую роль инфинитива в предложении

1. Наташа просила проводить ее.

2. Я не желаю с ними знакомиться.

3. Ему посоветовали много гулять.

4. Не стану описывать мое состояние.

Приложение №5

4 группа

Задание: исправьте ошибки в сочетании слов,

определите, каким способом связи соединяются дополнения в с/с

и от какого члена предложения зависят

1. Мама одела на ребёнка комбинезон.

2. Вера в победе не покидала наших солдат на войне.

3. Все пассажиры должны оплачивать за проезд

4. Нужно больше уделять внимания на здоровье детей.

5. Жители были разбужены от страшного грохота.

6. Знакомые очень рады за наши успехи.

7. Я очень скучаю по вам.


© 2010-2022