Занятие в коммуникативно-мыслительной технике Понимание по тексту Плутарх об Аристиде

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Загородняя Елена Витальевна, учитель русского языка и литературы

"МБОУ СОШ №5.Многопрофильная" г.Нефтеюганск, ХМАО- Югра.

Диагностика понимания текста и развитие способности понимания на внеурочном занятии по тексту Плутарха "Аристид"

Цели: развивать у учащихся способность понимания текста, диагностировать уровень развития способности понимания, развивать коммуникативные навыки и навыки схематизации

Занятие в коммуникативно-мыслительной технике ""Понимание текста" проводится с учащимися 7-8 классов как внеурочное (Может быть использовано на уроке риторики)

Оборудование:

Текст для анализа. (Приложение 1)

Диагностическая карта (Приложение 2)

Карточки задания группам (Приложение 5)

Листы и маркеры для схем

Слайдовая презентация.

Сценарий занятия

Этапы

Работа учителя

Работа учеников

Этап знакомства с текстом и актуализация знаний

Вы прочитали текст(См.Приложение 1)

Сегодня мы с вами поговорим о Плутархе и об Аристиде Справедливом. Вы знаете, кто это? Смотрим презентацию.

В какую эпоху переносит нас текст? Что вам известно об этом времени?

Садятся по группам ( 5-6 человек) произвольно. Знакомятся с текстом.

Выясняют, кто такие Плутарх и Аристид.

Определяют, что речь идет о Древней Греции. Вспоминают о политической и социальной жизни греческих городов.

Выдвижение первичных смысловых версий индивидуально в технологической карте

-Выполните задание 1 в диагностической карте.(см. Приложение 2) В чем основной смысл данного текста?

-Зачитайте получившиеся версии. (Сходные версии группируются) (Версии распределяются по уровням понимания(см.Приложение 3) и служат основанием для первичной диагностики)

-Сдайте технологические карты на диагностику.

-Почему по одному тексту мы получили разные версии понимания?

-Что необходимо проделать с отрывком, чтобы точно понять, что имел в виду автор?

После занятия учитель группирует версии по шкале понимания и вносит в таблицу диагностики.

(см.Приложение 6)

Пишут в технологической карте. В чем основной смысл данного текста?

Зачитывают несколько версий.

Затем сдают карты на диагностику.

Предлагают виды деятельности:

определить понятие «остракизм»; охарактеризовать героя, выявить ключевые слова.

Выполнение заданий на продвижение понимания. (в группах)

Задания группам:

1.Выделите ключевые слова и, опираясь на текст, дайте определение. Что такое остракизм? Представьте ваши выводы в виде схемы.

2. Выделите ключевые слова. Дайте характеристику Аристиду, опираясь на текст. Представьте ваши выводы в виде схемы.

3. Выделите эпизоды, которые помогают оценить основания для остракизма Аристиду. Оцените справедливость применения остракизма.

Выполняют групповые задания. Обсуждают

1 группа.

Определение.

"Остракизм" Выписывают ключевые слова и составляют схему.

2 группа Выписывают ключевые слова и составляют характеристику Аристида

3группа

Анализируют эпизоды

Обобществление работы (Коллективная работа)

Представление работы групп.

Группы поочередно представляет свою работу, другие внимательно слушают и оценивают соответствие выводов тексту, убедительность аргументов и точность схемы.



В конце обсуждения должны возникнуть вопросы:

Как Плутарх относился к остракизму?

Какие общечеловеческие проблемы он поднимает в данном тексте?

1.Дают определение остракизма. Остракизм(от греческого черепок)-буквально голосование черепками за изгнание отдельных граждан по решению народного собрания. Каждый гражданин, обладавший правом голоса, мог написать на черепке имя того, кто опасен для города(Афины) в 4-5 веках до нашей эры.

2.Каким нам показан Аристид?

3.Справедливость остракизма

(Эпизоды с крестьянином, молитва Аристида Справедливого)

Аристид Справедливый- Остракизм несправедливый

Фиксация изменения смысловых версий (В диагностической карте)

Сформулируйте, изменилась ли ваша версия понимания?

Если версия изменилась, то что повлияло на изменения.

После урока учитель фиксирует изменение версий (См.Приложения 4,6)

Пишут вторую версию понимания в диагностической карте.( Ответы на вопросы 2,3).

Рефлексия

Что вы узнали на уроке?

Как мы работали? Что надо проделать, чтоб понять текст ? Что вам понравилось?

Приложения (материалы к уроку)

Приложение 1

Прозвище Справедливого, вначале доставлявшее Аристиду любовь афинян, позже обратилось в источник ненависти к нему, главным образом потому, что распространялись слухи, будто Аристид, разбирая и решая все дела сам, упразднил суды и незаметно для сограждан сделался единовластным правителем. Да и народ с неудовольствием взирал на каждого, кого возвышала над толпою слава или громкое имя. И вот афиняне подвергли Аристида остракизму, скрывши ненависть к славе под именем страха перед тиранией.

Остракизм не был наказанием за какой-нибудь низкий поступок; благопристойности ради он назывался «усмирением и обузданием гордыни и чрезмерного могущества», но по сути дела оказывался средством утишить ненависть: чувство недоброжелательства находило себе выход не в чем-либо непоправимом, но лишь в десятилетнем изгнании того, кто это чувство вызвал.
Обыкновенно суд происходил так. Каждый, взяв черепок, писал на нем имя гражданина, которого считал нужным изгнать из Афин, а затем нес к определенному месту на площади, обнесенному со всех сторон оградой. Сначала архонты подсчитывали, сколько всего набралось черепков: если их было меньше шести тысяч, остракизм признавали несостоявшимся. Затем все имена раскладывались порознь, и тот, чье имя повторялось наибольшее число раз, объявлялся изгнанным на десять лет без конфискации имущества.
Рассказывают, что когда надписывали черепки, какой-то неграмотный, неотесанный крестьянин протянул Аристиду - первому, кто попался ему навстречу, - черепок и попросил написать имя Аристида. Тот удивился и спросил, не обидел ли его каким-нибудь образом Аристид. «Нет, - ответил крестьянин, - я даже не знаю этого человека, но мне надоело слышать на каждом шагу "Справедливый" да "Справедливый"!..» Аристид ничего не ответил, написал свое имя и вернул черепок.

Уже покидая город, он воздел руки к небу и произнес молитву, противоположную той, с какою некогда обращался к богам Ахилл: он молился, чтобы никогда не пришел для афинян тяжелый час, который заставил бы их вспомнить об Аристиде.

Плутарх.








Приложение 2

Диагностическая карта

  1. В чем основной смысл данного текста?



  1. Сформулируйте, изменилась ли ваша версия понимания



  1. Если версия изменилась, то что повлияло на изменения.

Приложение 3

Шкала

Уровень понимания

балл

«0 уровень» - текст понимается буквально, на вопрос, в чем смысл текста, ребенок начинает пересказывать , или не понимает смысл текста (говорит, что «Остракизм усмиряет человека» , надо иметь свое мнение, должна быть демократия, текст об Аристиде и крестьянине.)

0

«1 уровень»- частичное понимание текста. Версии типа :текст о том, как происходило голосование за изгнание; должна быть справедливость; остракизм - средство утишения ненависти.

1

«2 уровень» - частичное, но более полное понимание текста «Плутарх высказал свое мнение об остракизме» Остракизм не нравился Плутарху.

2

«3 уровень» - полное понимание текста. Остракизм не был наказанием за какой-нибудь низкий поступок; а способом выражения чувства недоброжелательства и зависти. Остракизм несправедлив.

3

Приложение 4

Диагностика углубления понимания. Как изменилась версия.

Если была полная версия и она не изменилась

1

Если была неполная версия и она изменилась на более полную

1

Если была неполная версия и она не изменилась на более полную

0

Если была неполная версия и она изменилась на неполную

0


Приложение 5

Задания группам:

1.Выделите ключевые слова и, опираясь на текст, дайте определение. Что такое остракизм?

2. Выделите ключевые слова. Дайте характеристику Аристиду, опираясь на текст.

3.Какие основания для остракизма Аристиду приведены в тексте? Оцените справедливость применения остракизма


Приложение 6


ФИО

Диагностика "Аристид"

Первичная версия

Изменение версии

1

Арестова Ольга

2

1

2

Быков Дмитрий

0

0

3

Волкова Ирина

0

1

4

Гаврилов Глеб

2

1

5

Дымов Игорь

1

1

6

Ершов Владислав

2

1

И т.д

Анализ диагностики

Кол-во

%

Всего:

Уровень 3

Уровень 2

Уровень 1

Уровень 0

Изменение версии в сторону углубления понимания




© 2010-2022