Элективный курс по литературе 11 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дружбинская средняя (полная) общеобразовательная школа »


«Рассмотрено»

На м/о учителей

_____________________

МБОУ «Дружбинская СОШ»

Протокол №

от «___»_______201__г.

«Согласовано»


Заместитель директора МБОУ «Дружбинская СОШ»

_______/___________/

«__»__________201_г.


«Принято»

Педагогическим советом

Протокол №

от «__»______201__г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «Дружбинская СОШ»

______ /С.Г.Ащеулова/

Приказ №

от «____»_______201__г.




Элективный курс «Погружаясь в глубину поэтического текста» (Развитие теоретико-литературных понятий)




для 11 класса (базовый уровень)


наименование учебного предмета, класс, ступень, уровень

( базовый, профильный - для 9-11 классов)


на 2013 - 2014 учебный год











Составитель _____________Руф Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы __________________


_______________________________


(Ф.И.О. педагога, название предмета,

квалификационная категории


Дружба 2013

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Постигая глубину поэтического текста…» (Развитие теоретико-литературных понятий. Обучение творческому письму) предназначена для обучения учащихся 11-х классов общеобразовательных школ; рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Цель курса:

- формирование умений творческого чтения и письма, анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории и истории литературы;

- развитие речи учащихся (умения строить высказывание, воспринимать семантику языковых единиц); развитие логического и образного мышления (умения анализировать, сравнивать, обобщать, начального умения интерпретировать текст); развитие исследовательских навыков и творческих способностей.

- воспитание интереса к художественному слову.

Задачи курса:

  • формирование духовно богатой, высоконравственной творческой личности через приобщение учеников к глубине и красоте поэтических текстов русских поэтов 19-20 веков;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

  • формирование потребности в самостоятельном чтении и интерпретации поэтических текстов;

  • развитие устной и письменной речи учащихся в процессе обучения творческому письму;

  • развитие умения постигать содержание художественного произведения на различных уровнях через языковые средства создания литературных образов, впечатлений, ассоциаций;

  • формирование навыка интерпретации теоретико-литературных понятий при анализе поэтического текста;

  • развитие умения создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения;

  • развивать потребность учеников к речевому самосовершенствованию.

Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 11-х классов посвящён одной из ключевых задач литературного образования в школе - обучению творческому письму в процессе анализа художественного (поэтического) текста (в ходе работы с теоретико-литературными понятиями).

Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую для успешного овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов по литературе.

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по литературе и русскому языку; даёт школьникам возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области и реализовать их в процессе создания творческой письменной работы.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Предполагаемые результаты обучения: элективный курс закладывает основы филологического взгляда на художественный текст, обеспечивает понимание художественного текста и помогает учащимся наиболее эффективно выразить свои мысли, чувства и ощущения по поводу прочитанного в устной и письменной форме. Данные навыки помогут воспитать читателей, способных к сопереживанию, разовьют потребность к речевому самосовершенствованию, научат чувствовать слово, выражать себя в слове, помогут овладеть школьникам богатыми ресурсами родного языка и научиться интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста.

Требования к уровню подготовки учащихся



  1. Выявлять роль изобразительно-выразительных средств языка в произведениях разных жанров.

  2. Определять, вычленять и оценивать структуру текста; самостоятельно анализировать тексты, показывая индивидуальность писателя.

  3. Идти при лингвистическом анализе от гипотезы идейно-тематического содержания к конкретному анализу языковых средств и снова возвращаться к высказанной гипотезе.

  4. При анализе произведения на различных языковых уровнях (лексическом, фонетическом, комплексном и др.) отмечать обусловленность авторского отбора тех или иных языковых средств.

  5. Владеть специальной терминологией словесности; работать со словарями разных видов.

  6. Видеть и анализировать стилистические возможности языковых средств, средства художественной изобразительности.

  7. Понимать композицию как систему динамического развертывания словесных рядов в сложном словесно-художественном единстве.

  8. Уметь интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста.

  9. Анализировать форму и содержание исходного текста, ориентируясь на творческие задания к нему.

  10. Создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения.

Требования к уровню освоения содержания курса

На занятиях данного элективного курса предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: творческие мастерские, лабораторные занятия, практикумы, уроки-размышления, уроки-семинары, диалог с текстом, цветовой эксперимент, погружение в текст и другие.

Практика показывает, что с большей пользой проходят уроки общения, на которых учащиеся высказывают свою точку зрения, спорят, доказывают, и творческие мастерские, где ребята могут попробовать себя в роли исследователя и творца. На таких занятиях каждый ученик может побывать в роли учителя и ученика и оценить свой опыт и ответ одноклассника.

В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. В свою очередь, учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения изученного материала.

Формой итогового контроля может стать обучающая самостоятельная работа, собеседование, творческая работа или защита проекта учащегося по теме курса.







Тематический план курса (34 часа)

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

Форма занятий

1.

Художественное произведение - особый, законченный в себе мир

I ч

Лекция

2.

Интерпретация текста. Восприятие, истолкование, оценка. Алгоритм анализа поэтического текста.

1 ч

Лекция

3.

Лексико-семантический анализ.

1 ч

Семинар-практикум

4.

Лингвостилистический анализ.

1 ч

Семинар-практикум

5

Анализ стихотворения в контексте творчества самого автора;

1 ч

Семинар-практикум

6

Анализ стихотворения в контексте национального литературного процесса; мирового литературного процесса.

1 ч

Семинар-практикум

7.

Ключевые образы стихотворения.

Сопоставление и развитие словесных образов.

1 ч

Погружение в текст

Словесное рисование

8

Лексические цепочки. Ассоциативные ряды.

1 ч

(Творческое письмо)

9-10.

Изобразительно-выразительные средства языка (тропика стихотворений).

2 ч

Лекция с элементами практикума

11-12.

Стилистические и риторические фигуры речи.

2 ч

Лекция с элементами практикума

13.

Работа эпитета как средства создания образности поэтического текста.

1 ч

Семинар-практикум

14.

Роль метафоры в создании многозначной образной системы поэтического текста.

1 ч

Семинар-практикум

15.

Учимся видеть сравнения.

Способы выражения сравнения.

1 ч

Диалог с текстом

16.

Олицетворения.

1 ч

Творческая мастерская

17.

Творческие задания к тексту (работа с дидактическим материалом или с карточками)

1 ч

Творческое письмо

18-19.

Звучание стиха. Стихотворный размер. Особенности ритма и интонации.

2 ч

Лабораторная работа

20-21

Строфика. Рифмовка. Два типа звуковых повторов: аллитерация и

2 ч

Лабораторная работа

22-23

ассонанс.

Творческая работа "Звуковые узоры" (анализ художественных произведений с точки зрения фоносемантики, рифмы, размера).

2 ч

Творческое письмо

24.

Интонация и знаки препинания в стихотворении. Цветовой эксперимент.

1 ч

Цветовой эксперимент
Погружение в текст

25-26.

Изобразительные возможности средств графики в поэтическом тексте.

2 ч

Дискуссия и практикум

27

Цветовая, звуковая, графическая гамма стиха.

1 ч

Лабораторная работа

28.

Авторская позиция.

Особенности художественного мира поэта.

1 ч

Диалог с текстом
(урок-размышление)

29-30.

Творческая мастерская.

2 ч

Творческая мастерская

31-32

Зачет.

2 ч

Зачётная (письменная) работа

33-34

Защита мини-проекта

2 ч

Творческий или исследовательский проект (например: «Риторические фигуры в поэзии А. Ахматовой»)

Всего часов

34 ч











Формы контроля по освоению ЭК

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

  • текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

  • промежуточный (проводится в форме лабораторной или творческой работы);

  • итоговый (проводится в форме зачетной письменной работы или защиты проекта.

Схема анализа поэтического текста (работа с теоретико-литературными понятиями)

  1. Дата написания стихотворения.

  2. Реально-биографический и фактический комментарий.

  3. Жанровое своеобразие.

  4. Идейное содержание.

  5. Ведущая тема.

  6. Основная мысль.

  7. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении, в их динамике и статике.

  8. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на стихотворение.

  9. Преобладание личных и общественных интонаций.

  10. Построение стихотворения.

• Сопоставление и развитие словесных образов:

  1. по сходству;

  2. по контрасту;

  3. по смежности;

  4. по ассоциации;

  5. по умозаключению.

• Основные изобразительные средства: эпитет, иносказание, метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм.

• Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: антитеза, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, восклицание, обращение, перифраз.

• Основные особенности ритмики:

  1. тонический, силлабо-тонический стих, «дольник», «свободный стих»;

  2. стих. размеры - ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, анапест, амфибрахий.

• Способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая).

• Рифма (мужская, женская, дактилическая; точная, неточная).

• Строфика (двустишье, трехстишье, катрен, пятистишье, октава, «онегинская строфа»).

• Эфрония (благозвучие) и звукопись (аллитерация и ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.













Учебно-методическое обеспечение курса

Литература для учащихся

1. Беленький Г.И., Хренова О.М. Читаем, думаем, спорим: Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе. 8 класс. - М.: Просвещение, 1995.

2. Граник Г.Г., Шаповал Л.А. и др. Литература. Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 8-11 классы. - М.: «Образование от А до Я», 1999.

3. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим. Вопросы и задания по литературе: Учебное пособие по литературе для учащихся 7 класса. - М.: Просвещение, 1996.

4. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. - М.: Просвещение, 1997.

5. Фогельсон И.А. Литература учит. 9 класс: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1990.

6. Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 классы: Педагогический практикум. - М.: «Первое сентября», 2002.

7. Штильман С.Л. Учимся читать классику от заглавия до последней строки: Пособие для учителей и учащихся. - М.: «Школьная пресса», 2002.

Литература для учителя

1. Альбеткова Р.И. Интерпретация художественного произведения. // Русский язык и литература для школьников. - 2002.- №2; 2003.- №1-4.

2. Альбеткова Р.И. От слова - к словесности. Проблемы и размышления. // Русская словесность.- 2002.- №4.- С. 44-52.

3. Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя: Пособие для учителя.// Под ред. М.Л.Семановой.- М.: Просвещение, 1987.

4. Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики. // Русский язык в школе. -2002.- №2.- С.3.

5. Каганович С.Л. Новые подходы к школьному анализу поэтического текста. // Литература: Приложение к газете «Первое сентября».- 2004.- №6.- С.2-6.

6. Перепелкина Н.А. Работа над образными средствами языка на уроках грамматики. // Русский язык в школе.- 1999.- №4.- С.26.

7. Шафранская Э.Ф. Работаем со стихотворным текстом. // Русский язык и литература для школьников.- 2002.- №1, 2; 2003.- №1-3.

8. Шафранская Э.Ф. Анализ лирического текста. В помощь учителю и ученику. // Русская словесность.- 2002.- №3.- С.38-43.


© 2010-2022