РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ

Куркина Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы

Коммуникативные способности - индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности. Коммуникативные способности позволяют успешно вступать в контакт с другими людьми, осуществлять коммуникативную, организаторскую и другие виды деятельности, они определяют качественные и количественные характеристики обмена информацией, восприятия и понимания другого человека, выработки стратегии взаимодействия. Коммуникативные способности связаны с возможностями нейтрализации или минимизации факторов, затрудняющих коммуникацию: личностных, смысловых (мотивы, цели, установки), собственно коммуникативных (техника общения), языковых (владение языком и речью), психофизиологических (задатки, возможности, темповые характеристики и т.д.)[1]

Формирование полноценной личности, способной эффективно взаимодействовать с людьми, адекватно реагировать на изменяющуюся действительность, - одна из задач современной школы. Школьник сегодня должен уметь успешно вступать в контакт с окружающими, осуществлять различные виды деятельности, воспринимать и понимать других, вырабатывать стратегии взаимодействия… Ученик средней школы уже обладает определёнными коммуникативными способностями, но ему ещё предстоит научиться управлять собственным интеллектом, реагировать на собеседника, воспринимать жесты, мимику, научиться понимать контекст и подтекст и многое другое. Школьник окружён колоссальным количеством информации, ежесекундно воспринимает и перерабатывает её, научить использовать её при подготовке к ЕГЭ - одна из задач учителя. Учащимся необходимо помочь развить коммуникативные способности.

Развитию коммуникативных способностей может способствовать подготовка одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Структура экзаменационной работы такова, что ученик показывает как теоретическую подготовку по языкознанию, так и свою подготовленность к созданию собственного развёрнутого высказывания на одну из предложенных тем (сочинение).

Разумеется, можно ограничиться лекционной формой уроков, предложить готовую схему деятельности, показать возможные варианты ответов и попробовать добиться повторения школьниками текстов сочинений. Но в таком случае о развитии коммуникативных способностей учащихся говорить не приходится. На мой взгляд, гораздо полезнее часть занятий провести, используя групповой метод обучения. Группа учащихся напишет сочинение, предварительно выбрав вариант, проведёт словарную работу, составит план, подберёт примеры, используя жизненный или читательский опыт. [2]

В качестве примера обратимся к одному из уроков.

Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения (зона С ЕГЭ). Определение темы, проблемы, авторской позиции. Комментарий, аргументация».

Цели урока:
- повторить термины,
- продолжить работу по определению темы, проблемы текста, авторской позиции;
- развивать умение сравнивать, анализировать;
- воспитывать коммуникативные навыки.

Ход урока:

Чтение текста (статья И. Ильина «Шум»). Данный текст можно найти в открытом банке заданий ФИПИ.

Школьники разделены на группы. Это теоретики (работа с терминами), группа, комментирующая текст, группа определения проблемы, группа определения авторской позиции. Работа по подбору аргументов (доказательств собственной позиции) предполагается коллективная, так как может оказаться, что мнений может быть множество.

Кстати, опыт показал, что в каждом классе (мною проведено несколько уроков в разных классах разных годов обучения) получается крайне интересная деятельность, так как всегда находятся лидеры, а также школьники, которые не обладают навыками коммуникативного общения, но имеют собственное мнение, подчас спорное, но всегда привлекающее внимание остальных.

На первом этапе осмысливается текст, находятся ключевые слова (шум, дерзкий парень), группой «теоретиков» даются объяснения терминам «проблема» (над чем размышляет автор), «комментарий» (подтверждение тезисов словами из текста, цитатами) и др. В это время учащиеся, работая в группах, имеют возможность общаться с одноклассниками, обсуждать, говорить и слушать, возможно, спорить. В каждой группе налицо определённое общение с автором текста. В это время происходит взаимодействие, поиск путей решения учебной задачи. Обнаруженные коммуникативные способности развиваются.

На втором этапе происходит представление готовых ответов учащихся. Здесь начинается работа каждого ученика над осмысливанием информации, дети вправе принимать или не принимать работу каждой группы, но даже несогласие должно обязательно быть объяснено, причём корректно и доказательно. Не последнюю роль здесь будут играть как интеллектуальные возможности каждого, так и умение общаться. Школьники высказывают собственное мнение, используя определённые речевые конструкции, подбирают позу, жесты, мимику, тембр голоса, определённым образом воздействуя на аудиторию. Умение убедить - важное умение для старшеклассника. Здесь и проявляются коммуникативные способности.

Представляются значения терминов «тема текста» (о чём), «идея» (зачем), «авторская позиция» (автор может рассуждать, иронизировать, предостерегать), «комментарий», «аргумент». Более того, данной группе учащихся предстоит трансформировать научный текст для собственной работы с ним в сочинении, то есть адаптировать определение, учитывая интересы собеседников и слушателей. Полезным окажется заполнение в течение урока заранее подготовленных рабочих таблиц.

Определение темы, проблемы. Тема: о шуме «полезном» и «неполезном». Проблема: проблема воздействия шума на человека, который он сам и порождает. Авторская позиция: шум, порождаемый человеком, мешает жить, вредит.

Собственную позицию каждый ученик должен сформулировать самостоятельно, но целесообразно озвучить несколько вариантов ответов. Возможно, кто-то из учащихся будет спорить с автором, с одноклассниками (один из учащихся, например, активно возражал против тезиса, что громкая музыка в наушниках никак не мешает ему выполнять домашнее задание. Одноклассники пришли к выводу, что это может быть, во-первых, личностная особенность юноши, а во-вторых, понятие «музыка» не есть «шум», так как шум - это отсутствие полезной информации). Это очень интересный и полезный момент урока. Появляются оппоненты; определение собственного мнения, его опубликование и возможность убеждения оппонента - важное умения для старшеклассника. Навязать мнение на уроке кому-либо вряд ли удастся: старшеклассники уже имеют определённые знания и жизненный опыт, они знакомы с основами общественной морали, так что выступающим придётся корректировать свои высказывания, подбирать лексику, манеру выступления, используя свой темперамент, знания… Надо добавить, что все учащиеся в конце концов согласились с мнением автора.

При работе на следующем этапе урока, когда ребята начинают подбирать аргументы к сочинению, они учитывают требования к доказательствам. Основными принципами аргументации собственного мнения являются следующие положения: аргументы должны быть правдивыми, опираться на авторитетные источники, должны отражать объективную реальность, соответствовать здравому смыслу, должны быть корректными. Среди аргументов школьники приводили фрагменты стихотворений С.Есенина, Ф. Тютчева, где говорится о тишине в лесу, в поле. Интересным показался пример Евгения Онегина, бежавшего в деревню от утомительной светской суеты и шума. Вспомнили финал романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, когда главные герои наконец оказались в тишине «среди зацветающих вишен».

Следующий этап урока - работа с черновиком сочинения. Очень полезно через несколько минут попросить зачитать несколько вариантов работ. Это будут не готовые сочинения, а тезисы, словесные зарисовки, но высказывания школьников побудят некоторых согласиться или не согласиться с мнением другого человека, то есть в той или иной форме произойдёт общение с ним, а это и есть одна из целей урока.

Подведение итогов - очень важный этап урока. Можно задать вопросы: Какие затруднения возникли? Достигли ли мы целей урока? Оцените своё душевное состояние.

Анализ затруднений, возникших у школьников, выполнять можно и сообща. Возможно, в каком-либо классе ребята вообще не сформулируют затруднения коммуникативного характера. В таком случае полезно обратить на это внимание.

Логичным домашним заданием станет сочинение. Учителю необходимо напомнить, что сочинение - это тоже форма общения ученика с человеком, читающим его работу. Экзаменационное сочинение читает эксперт, который затем выставит оценку. Убедить эксперта в успешности своей работы - одна из коммуникативных задач школьника. Ему на помощь придёт умение владеть богатством русского языка, кругозор, умение извлекать информацию из разных областей знания.

Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Из данного определения можно заключить, что общение имеет все три стороны своего проявления: и коммуникативную, и интерактивную, и перцептивную.[3]

Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми.

В старшем школьном возрасте дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов. Современный школьник должен осознавать, что общаться с окружающими ему придётся в жизни много, не всегда с удовольствием. [4] Научить общаться достойно образованному человеку, понимать различные формы общения призван данный урок.

1. Психология общения. Энциклопедический словарь. - М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.

2. nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/02/02/razvitie-kompetentnostey-uchashchikhsya-na-urokakh-russkogo

3.kadrovik.ru/modules.php?file=article&name=News&op=modload&sid=13972

4. childpsy.ru/lib/articles/id/10458.php

© 2010-2022