Урок-повторение Обособленные члены предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка. 11-й класс

Тема:Обособленные члены предложения

Цель урока: повторить, углубить,систематизировать знания об обособленных членах предложения.

Задачи:выработать умения и навыки определять обособленные члены предложения,

совершенствовать умение графически объяснять условия обособления; совершенствовать навыки правильного чтения предложений с обособленными членами;

закрепить пунктуационные навыки учащихся, совершенствовать навыки целесообразного использования обособленных членов в собственных высказываниях.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

-Какие простые предложения называются осложненными?

- Какие члены предложения называются однородными?

-Какими еще словами и членами осложняются предложения?

3. Актуализация знаний

Обособленными называются такие второстепенные члены предложения,которые выделяются по смыслу и при помощи интонации,пауз.Обособленными могут быть определения,обстоятельства и дополнения.Обособление - это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами.

При повторении темы следует обратить внимание на интонационное выделение обособленных членов: перед обособленным членом (если он находится не в начале предложения) повышается голос, делается пауза, фразовое ударение, характерное для интонационно-смысловых отрезков, на которые членится предложение.

1. Учащимся предлагается поработать со схемой и ответить на вопросы

- Какие члены предложения называются обособленными?

- Какие члены предложения могут обособляться?

- Как подчеркиваются обособленные члены?

- Что такое распространенные обособленные члены?

- На какие группы делятся предложения с обособленными членами?

- Вспомните условия обособления определений, приложений, обстоятельств и дополнений.

1) Согласованные определения: а) распространенные определения,выраженные прилагательными с зависимыми словами или причастными оборотами;например: Чистые звуки моцартовской музыки,похожие на голоса серебряных труб,привели его в восхищение.(Пауст.) Ум,направленный на одно отрицание,бледнеет,сохнет.(Т.) б) нераспространенные однородные определения;например:Потом пришла весна,яркая,солнечная. (М.Г.)

2) Несогласованные определения в сочетании с однородными согласованными определениями,например: Барак,высокий,с односкатной крышей,чернел перед нами.(Фад.)

Обособляются перед определяемым словом распространенные и нераспространенные определения,имеющие дополнительный обстоятельственный оттенок значения (причины,условия,уступки).Например: Отраженные играющим морем,эти звездочки прыгали по волнам то исчезая,то вновь блестя.(почему?-«потому что были отражены играющим морем»)

Распространенные и нераспространенные определения обособляются перед и после определяемых слов,выраженных местоимениями.Например: Пораженный страхом,я иду за матушкой в спальню. Не хотелось ей,бедной,постригаться.

2. Выполнение заданий

Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Обозначьте графически обособленные члены предложения

Даниил Гранин известный публицист в очерке «О милосердии» рассказывает о беде приключивш..йся с ним однажды.

Поскользнувшись писатель неудачно упал на улице.

Окровавле(н, нн)ый он (не)спеша шёл по тротуару вызывая любопытные взгляды прохожих.

(Не)смотря на обилие людей на улице никто к пострадавш..му так и (не) подошёл.

5.Все включая пожилую женщину и молодых ребят отводили глаза, отворачивались

Проверь себя!

1. Д. Гранин, известный публицист, в очерке «О милосердии» рассказывает

о беде, приключившейся с ним однажды.

2. Поскользнувшись, писатель неудачно упал на улице.(обстоятельство)

3. Окровавленный, он не спеша шёл по тротуару, вызывая любопытные взгляды прохожих. (определение и обстоятельство)

4. Несмотря на обилие людей на улице, никто к пострадавшему так и не подошёл.(обстоятельство-существительное с предлогом несмотря на)

5. Все, включая пожилую женщину и молодых ребят, отводили глаза, отворачивались.(дополнение)

Выписать первое предложение, определить способы связи в словосочетаниях.

Проверьте.

Согласование:известный публицист, приключившейся беде

Управление:рассказывает в очерке, рассказывает о беде,приключившейся с ним

Примыкание:приключившейся однажды

Работа в группах
Задание: вспомнить, рассказать, подтверждая примерами

  • 1 группа - условия обособления несогласованных и согласованных определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными;

  • 2 группа - условия, при которых определения не обособляются;

  • 3 группа - условия обособления и необособления приложений;

  • 4 группа - значение и условия обособления дополнений;

  • 5 группа - условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями;

  • 6 группа - условия обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

3. Самостоятельная работа

  • Для отработки условий обособления учащимся предлагается работа с текстом (текст распечатан для каждой парты).

  • (1) На этого человека нельзя было смотреть без смеха. (2)Низенький, толстенький, нос - картошкой, на голове - пучок коричневых волос, похожих на слипшуюся малярную кисточку. (1)У него был неприятный, какой-то каркающий голос, отчего казалось, что он всё время задорно спорит или чем-то горячо возмущается. (2)Одевался бог весть как: человеку уже за сорок, а у него то майка из-под рубашки торчит, то из рукава конец шарфа выглядывает, то он шапку задом наперёд нахлобучит. (3)"Беспутный" - так с ворчливой укоризной называли его пожилые женщины. (4)Беспутный жил один в ветхом домике, работал кочегаром в школьной котельной, после смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем своё радостное лицо, испачканное сажей.

  • (5) Сашка, ты бы умылся, что ли! (6)Чего ты чумазым по улице ходишь, детей пугаешь! - кричали женщины и сердито качали головой.

  • (7) Не только семейные женщины, строгие хранительницы морали, - любой житель деревни, от мала до велика, считал себя обязанным дать Сашке какой-нибудь очень полезный совет, язвительно пошутить над его ... жизнью, снисходительно поучить уму-разуму. (8)Родители, ругая своих детей за нерадивую учёбу, непременно поминали школьного кочегара:

  • (9) Вот не будешь учиться - станешь таким, как этот Сашка!

  • (10) Умер Сашка, как и жил, как-то нелепо. (11)Когда были первые морозцы, шёл по дороге, поскользнулся и ударился затылком. (12)Несколько дней ходил, ощущая неприятное головокружение, но все, кому он жаловался, только смеялись:

  • (13) Сашка, у тебя голова не может болеть: она же у тебя пустая. (14)На работе потерял сознание, пока бегали за фельдшером, он помер. (15)Местный плотник на другой день сколотил крест, начал вырезать имя умершего, но тут выяснилось, что никто не знает его отчества. (16)Пришли в школу, нашли трудовую книжку покойного, выяснили, что по батюшке его величали Григорьевич.

  • (17) Вечером несколько учителей пошли в избушку, чтобы там прибраться перед похоронами. (18)В маленькой каморке были печь, пружинная кровать, накрытая пикейным одеялом, у окна деревянный стол. (19)А над столом большая картина. (20)На ней изображено небо, голубое и ясное, как взгляд ребёнка. (21)Среди неба - пушистое, мягкое облако, в котором, будто в перине, лежит маленький круглолицый ангел.


  • 1. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными обстоятельствами и обособленным определением. Напишите номер этого предложения.1и 4

  • 2. Среди предложений 1- 8найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.1 и 7

  • 3. Среди предложений 7-10 укажите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.4,8,12,

  • 4. Среди предложений 17-21 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.18

  • 5. Среди предложений 17-21 найдите предложение с обособленными одиночными определениями. Напишите номер этого предложения.20

Выполнение заданий:

Вставьте в предложения определения из словаря для справок. Объясните условия обособления

1. Недавно я читал статью одного детского психолога (…). 2. (…) они плохо развиваются и недобирают вес. 3. (…) отказники быстро приобретают проблемы со здоровьем. 4. Такие младенцы (…) почти не двигаются и не улыбаются. (Арсений Русак)
Для справок:
тихие и смирные,
обделенные вниманием,
отнюдь не рожденные больными,
работающего с детьми-отказниками

Проверь себя!

1.Недавно я читал статью одного детского психолога, работающего с детьми-отказниками.

2. Обделённые вниманием, они плохо развиваются и недобирают вес.

3. Отнюдь не рожденные больными, отказники быстро приобретают проблемы со здоровьем.

4. Такие младенцы, тихие и смирные, почти не двигаются и не улыбаются.

Найдите в тексте и назовите обособленные приложения. Объясните условия обособления

Мы, дети послевоенного времени, помним горький привкус лебеды и сладость созревшей ежевики. Беспризорники, худосочные пай-мальчики, мои ровесники, чувствовали себя под защитой разбойного мира, где все за одного. Думал ли я, послевоенный гаврош, потерявший в 42-м своего отца, что в 21 веке в России обнаружится полтора миллиона беспризорных детей? Дети-сироты при живых родителях - явление, не подлежащее оправданию. (Ю.П.Ремесник)

Притча о добром Самарянине

Проверьте расстановку знаков препинания при обособленных обстоятельствах.
Выпишите те предложения, в которых знаки препинания расставлены неверно или отсутствуют. Составьте схемы предложений

1.Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, снявшим с него одежду.

2. Они изранили его и ушли, оставив едва живым.

3. Один священник шел той дорогою, и, увидев его, прошел мимо.

4. Оказавшийся в том месте, левит тоже прошёл мимо.

5. Самарянин же, проезжая, и, увидев его, сжалился, и, подойдя, перевязал ему раны.

6. Посадив раненого на своего осла, привез человека в гостиницу и позаботился о нем.

7. На другой день отъезжая дал содержателю гостиницы два динария и велел позаботиться о человеке.

8. Кто из этих троих был ближним попавшемуся разбойникам?

Проверь себя!

3. Один священник шел той дорогою_

и, увидев его, прошел мимо.

4. Оказавшийся в том месте_левит тоже прошёл мимо.

5. Самарянин же, проезжая_и_увидев его, сжалился_и, подойдя, перевязал ему раны.

7. На другой день, отъезжая, дал содержателю гостиницы два динария и велел позаботиться о человеке.

Какие пороки изобразил скульптор Михаил Шемякин в «Памятнике порокам.Равнодушие»?

Подготовка к ЕНТ:

1.Укажите, чем осложнено предложение:

В то время, именно год назад, я еще сотрудничал с издательством.

A) вводное слово B) приложение C) дополнение D) определение

E) уточняющее обстоятельство (Е)

2. Укажите, чем осложнено предложение:

Любопытство свойственно фазанам и часто губит их, притупляя чувство опасности.

A) обособленным определением B) обособленным дополнением C) вводными словами D) обособленным обстоятельством E) обособленным приложением (D)

3. Определите, чем осложнено предложение:

Брат, увлеченный работой, ничего не замечал.

А) Распространенным приложением В) Вводными словами С) Обособленным дополнением Д) Обособленным обстоятельством Е) Обособленным определением

Проверьте!

1- Е; 2- D; 3- Е

Подведение итогов урока

О чем заставил вас задуматься этот урок?

Достигнуты ли цели, поставленные перед нами?

Домашнее задание

Журналист Арсений Русак сказал о том, что некоторые считают равнодушие защитной реакцией современного человека на обилие страданий и несчастий, окружающих его. Если все воспринимать близко к сердцу и всем сочувствовать, то можно сойти с ума. Согласны ли вы с такой точкой зрения или готовы её опровергнуть? Напишите рассуждение на эту тему, используя в качестве аргументов материалы урока.

Какие виды определений вам известны? Перечислите условия обособления определений.

Согласованные определения обособляются, если:

1. стоят после определяемого слова;

2. относятся к личному местоимению;

3. имеют дополнительное обстоятельственное значение.

Вспомните условия обособления несогласованных определений.

Несогласованные определения обособляются, если:

1. относятся к имени собственному;

2. относятся к личному местоимению;

3. выражены формой сравнительной степени прилагательного или инфинитивом.

Назовите условия обособления обстоятельств.

1. Выражены деепричастием или деепричастным оборотом.

2. Обособляются существительные с предлогом несмотря на.

Не обособляются.

1. Деепричастие = наречию.

2. Деепричастный оборот - сказуемое.

3. Деепричастный оборот - фразеологизм.

Не являются деепричастными оборотами и не обособляются предложные сочетания смотря по, начиная с, исходя из.

Сформулируйте условия обособления дополнений.

Обычно обособляются существительные с предлогами или предложными сочетаниями: кроме, вместо, помимо, за исключением, исключая, сверх и др. с ограничительным или расширительным значением (включения, исключения, замещения).

Какие виды определений вам известны? Перечислите условия обособления определений.

Согласованные определения обособляются, если:

1. стоят после определяемого слова;

2. относятся к личному местоимению;

3. имеют дополнительное обстоятельственное значение.

Вспомните условия обособления несогласованных определений.

Несогласованные определения обособляются, если:

1. относятся к имени собственному;

2. относятся к личному местоимению;

3. выражены формой сравнительной степени прилагательного или инфинитивом.

Назовите условия обособления обстоятельств.

1. Выражены деепричастием или деепричастным оборотом.

2. Обособляются существительные с предлогом несмотря на.

Не обособляются.

1. Деепричастие = наречию.

2. Деепричастный оборот - сказуемое.

3. Деепричастный оборот - фразеологизм.

Не являются деепричастными оборотами и не обособляются предложные сочетания смотря по, начиная с, исходя из.

Сформулируйте условия обособления дополнений.

Обычно обособляются существительные с предлогами или предложными сочетаниями: кроме, вместо, помимо, за исключением, исключая, сверх и др. с ограничительным или расширительным значением (включения, исключения, замещения).


3. Самостоятельная работа

Для отработки условий обособления учащимся предлагается работа с текстом (текст распечатан для каждой парты).

(1) На этого человека нельзя было смотреть без смеха. (2)Низенький, толстенький, нос - картошкой, на голове - пучок коричневых волос, похожих на слипшуюся малярную кисточку. (1)У него был неприятный, какой-то каркающий голос, отчего казалось, что он всё время задорно спорит или чем-то горячо возмущается. (2)Одевался бог весть как: человеку уже за сорок, а у него то майка из-под рубашки торчит, то из рукава конец шарфа выглядывает, то он шапку задом наперёд нахлобучит. (3)"Беспутный" - так с ворчливой укоризной называли его пожилые женщины. (4)Беспутный жил один в ветхом домике, работал кочегаром в школьной котельной, после смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем своё радостное лицо, испачканное сажей.

(5) Сашка, ты бы умылся, что ли! (6)Чего ты чумазым по улице ходишь, детей пугаешь! - кричали женщины и сердито качали головой.

(7) Не только семейные женщины, строгие хранительницы морали, - любой житель деревни, от мала до велика, считал себя обязанным дать Сашке какой-нибудь очень полезный совет, язвительно пошутить над его ... жизнью, снисходительно поучить уму-разуму. (8)Родители, ругая своих детей за нерадивую учёбу, непременно поминали школьного кочегара:

(9) Вот не будешь учиться - станешь таким, как этот Сашка!

(10) Умер Сашка, как и жил, как-то нелепо. (11)Когда были первые морозцы, шёл по дороге, поскользнулся и ударился затылком. (12)Несколько дней ходил, ощущая неприятное головокружение, но все, кому он жаловался, только смеялись:

(13) Сашка, у тебя голова не может болеть: она же у тебя пустая. (14)На работе потерял сознание, пока бегали за фельдшером, он помер. (15)Местный плотник на другой день сколотил крест, начал вырезать имя умершего, но тут выяснилось, что никто не знает его отчества. (16)Пришли в школу, нашли трудовую книжку покойного, выяснили, что по батюшке его величали Григорьевич.

(17) Вечером несколько учителей пошли в избушку, чтобы там прибраться перед похоронами. (18)В маленькой каморке были печь, пружинная кровать, накрытая пикейным одеялом, у окна деревянный стол. (19)А над столом большая картина. (20)На ней изображено небо, голубое и ясное, как взгляд ребёнка. (21)Среди неба - пушистое, мягкое облако, в котором, будто в перине, лежит маленький круглолицый ангел.

1. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными обстоятельствами и обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

2. Среди предложений 1- 8найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

3. Среди предложений 7-10 укажите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

4. Среди предложений 17-21 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

5. Среди предложений 17-21 найдите предложение с обособленными одиночными определениями. Напишите номер этого предложения.




Благодарная средняя школа









План-конспект

урока русского языка

в 11 А классе

на тему:

«Обособленные члены предложения»



Подготовила:Дарибай Р.М.









2014-2015 учебный год


Объявление!


29 января в 10 Ә классе в 10-40 проводится открытый урок русского языка на тему «Местоимение как часть речи».

Дарибай Р.М.

© 2010-2022