- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья Проблема формирования духовности в процессе преподавания литературы
Статья Проблема формирования духовности в процессе преподавания литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рогова Р.З. |
Дата | 25.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проблема формирования духовности в процессе преподавания литературы.
Рогова Рамзия Закиевна, преподаватель
русского языка и литературы высшей
квалификационной категории
ГАПОУ «Нижнекамский педагогический
колледж» Республики Татарстан
В современном мире одной из главнейших проблем человечества является проблема формирования духовности. Наш технократический век особенно остро обнажил разрыв между развитием науки, техники, материального мира и развитием духовности: человеческая цивилизация находится на самом высоком витке развития, но переживает те же нравственные проблемы, что и тысячу лет назад. Прогрессивно мыслящие люди, ученые, педагоги-новаторы ищут выход из нравственного тупика. Возрос интерес к личностно-ориентированным технологиям: к Гуманной педагогике Ш.А. Амонашвили, к Человековедению Е.Н. Ильина. Снова и снова обращаемся к педагогическому наследию Коменского и Корчака, Макаренко и Сухомлинского. Как спасти новое поколения от разложения? Как уберечь их, только народившихся на свет, от наркотического дурмана, от сквернословия, от жестокости и насилия?
Для меня, как для преподавателя - словесника, открытием в свое время явилась технология Е.Н. Ильина, учителя литературы 84 школы г. Санкт-Петербурга, который провозгласил литературу человековедением, предметом формирующим человека. Это открытие совпало с моими внутренними ощущениями, убеждениями, поисками. Наступил этап пристального изучения и постепенного внедрения в собственную практику концептуальных положений системы Ильина, благодаря чему уроки литературы в моей практике стали превращаться в уроки воспитания (человековедения). Существенно изменились и формы организации обучения на уроке, и используемые методы и средства, такие как:
-
Обращение к личности ученика, к его потенциальным внутренним возможностям и жизненным силам, к его самовоспитанию, то есть обеспечение средствами художественного произведения свободного творческого саморазвития личности. На уроке это положение обеспечивается через сочетание индивидуальных и групповых форм работы, свободный выбор заданий в микрогруппах, свободное высказывание мнений, в ходе которого нет правильных (неправильных) ответов, а есть разные позиции, взгляды, точки зрения .
-
Метод духовного контакта, заключающийся в совместной деятельности учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении. На уроке проявляется в демократическом общении с учеником как с личностью, духовно равной учителю; через создание ситуаций личной обращённости педагога к каждому ученику.
-
Постановка вопроса - проблемы, которая служит ядром урока, является злободневной, личностно-значимой и требует тщательного изучения произведения, учебника, дополнительного материала. Организуется на уроке в форме коллективного поиска, учебной дискуссии, раскрепощённого обсуждения.
-
«Раскручивание» яркой конструктивной детали, подводящей к формулированию вопроса-проблемы, то есть построение разговора не от образа или проблемы, а к образу и проблеме. На уроке этот приём служит способом введения учащихся в структуру материала через «деталь» - «вопрос» - «проблему».
-
Приём «открытой этики», когда словесник воспитывает и этим учит, а не наоборот. Данный проём помогает укрепить связь учебного процесса с воспитательным и служит для реализации на уроке принципа обучающего воспитания: обучение - не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания.
-
Сократовские беседы, ведущие учащихся в высокий духовный мир вообще и в мир собственной души и духа, помогающие развитию способности ученика к самостоятельному решению жизненных проблем, к осознанному выбору мировоззренческой позиции.
-
Нравственный потенциал личности учителя как основа субъектно-субъектных отношений в процессе осмысления литературного материала.
Таким образом, на личностно-ориентированном уроке ученик становится «творцом» научного знания, участником его порождения. Применение такой технологии обучения позволяет, учитывая специфику педагогического образовательного учреждения, по-новому взглянуть и на осуществление профессиональной направленности. Подготовка будущих учителей ставит преподавателя перед необходимостью чёткого выделения этого направления, обеспечивающего организацию познания студентами особенностей, глубин педагогической профессии. Профессиональная направленность на личностно-ориентированном уроке литературы осуществляется за счёт следующих подходов:
-
студенты участвуют в процессе формулирования дидактической цели урока, благодаря чему формируется не только умение постановки перспективы, но и развиваются навыки целенаправленной деятельности;
-
на мотивационном этапе студенты обосновывают и определяют круг знаний, умений, навыков по теме, что способствует осознанию сложности и необходимости перевода в будущей профессиональной деятельности внешних мотивов во внутренние;
-
метод микропреподавания предполагает развитие у студентов профессиональных качеств и педагогической техники: культуры общения, направленности речи педагога, выразительного показа чувств и отношений, рефлексии;
-
работа в малых группах даёт возможность студентам распределить задания внутри группы с учётом интересов, склонностей, способностей каждого и проследить алгоритм пошаговых действий на пути к реализации основных целей урока;
-
самооценка и взаимооценка проводится студентами с опорой на оценочные листы, в которых чётко выделены этапы урока. Таким образом происходит не только формирование умения оценивать свою и чужую деятельность, но и осмысление дидактических единиц урока.
Разовое применение этих подходов не обеспечивает формирования профессиональной направленности у будущих педагогов. Только целенаправленная, ежеурочно осуществляемая система работы в этом направлении даёт желаемый результат.
Позднее встреча с выдающимся педагогом современности Ш.А. Амонашвили помогла мне осознать самое главное: каковы бы ни были формы, методы и приемы организации деятельности студентов на уроке, важно одно - уроки и воспитательные мероприятия должны способствовать своим содержанием, искусством общения, духовностью атмосферы, царящей на них, усвоению студентами основополагающих принципов Гуманной Педагогики:
-
очеловечивать среду вокруг ребенка;
-
проявлять творящее терпение;
-
принимать ребенка таким, какой он есть;
-
строить с ребенком сотруднические взаимоотношения;
-
восполниться оптимизмом в отношении любого ребенка;
-
проявлять преданность и быть искренним в отношении любого ребенка.
В процессе изучения технологий личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская, Е.Н. Ильин, Ш.А. Амонашвили и др.), применительно к средней профессиональной школе, были выделены следующие группы методов учебно-воспитательной деятельности:
-
предоставления студентам свободы выбора содержания обучения и воспитания (выбор тем докладов, рефератов, классных часов, мероприятий), свободы выбора форм и методов обучения и воспитания, свободы выбора форм и методов контроля подготовленности, свободы выбора партнера для выполнения совместных заданий;
-
опережающая самостоятельная работа (подготовка к мероприятию): самостоятельное изучение теоретического материала по духовно- нравственному воспитанию и его обсуждение, выполнение отдельных практических задач для получения соответствующих теоретических знаний, нравственных убеждений с целью побуждения студентов к самостоятельному поиску путей решения профессиональных, учебных и воспитательных задач;
-
побуждение к рефлексии учебно-воспитательной, учебно- профессиональной деятельности в разных ее видах и содержании и др.
Именно такой подход к организации учебно - воспитательной деятельности способствует решению проблемы перехода от дидактоцентризма к воспитанию (развитию, становлению) личности.