Готовимся к сочинению на ЕГЭ (памятка для учащихся)

  Данный материал представляет собой памятку для учащихся, которая поможет им подготовиться к сочинению в формате ЕГЭ.    Как построить сочинение? Что такое проблема текста? Какие существуют виды проблем? Как сформулировать проблему? Как оформить комментарий? Как отличить комментарий от пересказа? Чем текстуальный комментарий отличается от концепционного? Как выявить и сформулировать позицию автора? Как выразить своё мнение и привести аргументы?   Ответы на эти вопросы представлены в памятке в с...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Готовимся к сочинению на ЕГЭ (часть С)

Как построить сочинение?

Традиционно выделяются три части сочинения:

  1. Вступление, в котором обычно формулируется проблема текста.

  2. Основная часть, включающая в себя:

а) комментарий к проблеме;

б) авторская позиция;

в) собственная позиция;

г) первый аргумент;

д) второй аргумент.

3)Заключение, в котором подводится итог.

Формулируем проблему (К 1)

Что такое проблема текста?

Проблема - это сложный вопрос, волнующий конкретного человека в определённой ситуации, многих людей или всё человечество.

Виды проблем.

  1. Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления . Например: В чём смысл человеческой жизни? Что такое свобода? Как связаны язык и мышление?

  2. Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества. Например : можно ли избежать социальной несправедливости? Возможно ли построение идеального общества? Что такое подлинный и мнимый патриотизм?

  3. Политические (социально-политические) проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп :как создать правовое государство? Как защитить политические права и свободы граждан? В чём опасность политики национализма? Нужна ли обществу цензура?

  4. Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды:

Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы? Каким должно быть гармоничное взаимодействие человека и окружающей среды? Как уберечь нашу планету от экологической катастрофы?

Общество должно заботиться не только об охране природы, но и о сбережении материальных и духовных богатств человечества, поэтому в конце ХХ века заговорили об экологии культуры и экологии языка.

  1. Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними, духовными качествами, которыми руководствуется человек с определёнными правилами поведения:

Что такое совесть (порядочность, вежливость, интеллигентность)? Следует ли помогать ближнему? Всегда ли нужно прислушиваться к мнению старших? Какого человека можно назвать культурным?

Как выявить проблему текста?

Основная мысль текста - это ответ на некоторый вопрос, над которым размышлял автор. Подумайте над тем, на какой вопрос отвечает автор своим текстом. Этот вопрос и есть проблема.

Как сформулировать проблему текста?

Проблему текста нужно не только выявить, но и правильно сформулировать. Часто на вопрос

Какова проблема прочитанного вами текста? получаешь ответ: Автор говорит о том, что…

Уже по началу такого ответа можно точно определить, что он неверен. Если мы указываем на то, что именно говорит нам автор, значит, речь идёт об основной мысли текста, о позиции автора.

Правильнее будет так:

Автор ставит перед читателями следующий вопрос…

Автор рассуждает над проблемой…

В тексте поднимается проблема…

Текст заставляет каждого из нас задуматься над проблемой…

…? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста.

Автор затрагивает (ставит, освещает) проблему… и т. п.

Типичные способы формулирования проблемы текста:

1.Проблема чего?

Эту конструкцию можно использовать в том случае, когда формулировка проблемы не очень сложна и может быть выражена одним словом или словосочетанием.

Например:

  • В тексте поднимается проблема одиночества.

  • Автор затрагивает проблему «отцов и детей».

  • В центре внимания автора проблема экологии культуры.

  • В поле зрения автора проблема воспитания молодого поколения.

  • Автор обращает внимание читателей на проблему ответственности человека перед самим собой.

  • Автор предлагает для всеобщего обсуждения проблему патриотизма.

  • Прочитанный текст заставил меня задуматься над проблемой влияния человека на природу.

2. Формулировка в виде вопроса:

  • Возможно ли гармоничное сочетание духовного и материального, «поэзии» и «прозы» в жизни человека? Этой сложной проблеме посвящает свой текст писатель Ю. Нагибин.

  • Автор текста размышляет над судьбой русского языка и предлагает читателям задуматься над следующей проблемой: обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?

  • Что может помочь не только выжить в нечеловеческих условиях, но и не утратить человеческого достоинства? Эту проблему рассматривает автор на примере сложной судьбы замечательного русского учёного А.Ф.Лосева.

Употребление слова проблема в контексте:

Сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная… проблема.

Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.

Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность… какой-либо проблемы. Точка зрения на какую-либо проблему.

Коснуться какой-либо проблемы. Уделить внимание какой-либо проблеме. Над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения.

Учимся комментировать ( К 2 )

Что такое комментарий?

Комментарии - рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.

Комментарий - аналитический свёрнутый пересказ. К глаголам добавляйте оценку: автор с тревогой говорит, автор иронично замечает и т. д. Синонимы к слову автор: писатель, публицист, имя собственное.

2 типа комментария:

  1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

  • Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

  • На чём заостряет внимание?

  • Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?

  • Какие эмоции автора выражены в тексте?

  • Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

  1. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, её актуальность. Подумайте о том, насколько важно то, о чём пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой; если возможно, коснитесь «истории вопроса», то есть коротко расскажите о том, насколько эта проблема освещена в литературе (публицистике), как её рассматривали, пытались решить другие авторы, в чём своеобразие авторского видения проблемы.

Помните: комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.

Как оформить комментарий?

Типичные конструкции:

  • Автор раскрывает проблему на примере…

  • В центре внимания автора…

  • Автор говорит о том, что…

  • Автор обращает внимание на…

  • Автор особо подчёркивает, что…

  • Автор доказывает (убеждает, приглашает к размышлению и т. п.)…

  • Автор отвергает (осуждает, иронизирует, одобряет, поддерживает)…

  • Следует обратить внимание на мысль о том, что…

  • Заслуживает внимания высказывание…

  • Автор не случайно использует слово (слова)… упоминает (кого? что? с какой целью?)…

  • Автора волнует…

  • Автор негодует (восхищается, удивляется)…

  • Автора тревожит…

Возможны два способа изложения материала.

  1. От формулировки проблемы к комментарию.

Например:

Какова роль музыки в жизни человека? Над этой проблемой размышляет автор текста - известный русский композитор Дмитрий Кабалевский. Разумеется, человек, посвятивший свою жизнь служению искусству, не может спокойно относиться к тому, что многие ждут от музыки только развлечения, поэтому его речь звучит очень эмоционально. Свои мысли Кабалевский подтверждает словами Генделя, Бетховена, Чайковского - величайших композиторов мира. Впрочем, каждый духовно развитый человек знает о том, что музыка, как и любой другой вид искусства, может не только развлекать, но и пробуждать душу, напоминая нам о духовной стороне жизни.

  1. От комментария к формулировке проблемы.

Например:

Читая текст Ф.Вигдоровой, мы вместе с повествователем становимся свидетелями случайного разговора. Пожилого человека, ветерана войны, школьники поздравили с Днём Победы, только, по его словам, «почёта никакого не получилось». Почему? Да потому, что произносили торжественные, но «неживые» слова. Герой подчёркивает, что даже не говорили, а читали по бумажке. Он убеждён: «От души так не говорят». Размышляя над прочитанным, понимаешь, что автор предлагает каждому из нас задуматься над проблемой искренности человеческого слова.

Как отличить комментарий от пересказа?

Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, говорим о том, что делает автор.

Позиция автора ( К 3 )

Что такое позиция автора?

Позиция автора - это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы. По-другому, позиция автора - это основная мысль текста, то, что мы привыкли называть «идеей».

Если проблема текста - это вопрос, то позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Позицию автора следует выразить кратко, одной-двумя фразами.

Как выявить позицию автора?

Авторская позиция проявляется:

  • В подборе фактов, отборе жизненного материала и его осмыслении под авторским углом зрения;

  • В соотношении персонажей;

  • В языковом оформлении текста.

Как сформулировать позицию автора?

  • Позиция автора такова: …

  • Автор считает, что…

  • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

  • Автор убеждает нас в том, что…

Можно начать абзац так:

Позиция автора мне хорошо понятна. Он считает, что…

Избежать повтора слов автор или фамилии автора помогут конструкции типа:

  • В тексте доказывается мысль о том, что…

  • Основная мысль текста заключается в том, что…

Выявление авторской позиции в художественном тексте может потребовать от вас больших усилий, чем в публицистическом тексте. Постарайтесь ответить на следующие вопросы:

  • Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?

  • Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

  • Какие слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение - сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам?



Собственная позиция (своё мнение по проблеме с аргументами)

( К 4)

Конструкции, которые могут помочь выразить свою позицию:

А) Согласие:

Я полностью согласен с автором…

Я тоже считаю, что…

Трудно не согласиться с автором…

Я разделяю чувства автора (негодование, неприятие, восторг и т.д.) и думаю…

Вслед за автором я считаю,…

Б) Частичное согласие:

В чём-то я согласен с автором, но кое с чем мне хотелось бы поспорить…

Позиция автора близка мне, но…

Думаю, проблема глубже, чем кажется на первый взгляд…

В) Несогласие:

Я думаю (мне кажется, как мне представляется, по всей видимости), следует не согласиться с автором…

Я думаю (мне кажется, как мне представляется, по всей видимости), автор не вполне прав…

и т. п.

Учимся аргументировать

Синонимы к термину аргументация : доказательство, подтверждение, объяснение, приведение доводов, примеров.

Важно! Сначала вы должны выразить своё собственное мнение (отношение) к позиции автора текста - согласны или не согласны с мнением автора, а лишь потом аргументировать свою позицию, своё отношение к позиции автора текста.

Помните, не надо доказывать всем известные нравственные аксиомы (берегите лес, уважайте старших, любите родину), надо подтвердить актуальность, важность, жизненность нравственных постулатов (утверждений).

Итак, аргумент должен доказывать тезис. Оптимальным количеством является 2 аргумента:

один взят из вашего жизненного опыта, знаний, а другой аргумент - из художественной литературы.

Чаще всего используются следующие аргументы:

  • реальные факты, события;

  • ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений;

  • пословицы и поговорки;

  • примеры из личной жизни и жизни окружающих;

  • мнение очевидцев, общественное мнение;

  • законы природы, выводы науки;

  • примеры из художественной литературы.

Можно посоветовать следующее: не придумывайте различные истории про одноклассников и знакомых. Убедительнее будет сослаться на обобщённые наблюдения. Так, вместо предложений типа Есть у меня один знакомый… используйте конструкцию Мы часто можем встретить людей, которые…, а дальше описывайте те положительные или отрицательные качества, которые типичны для многих ваших друзей, знакомых, соотечественников и т. д.

Примеры аргументов:

  1. От своих сверстников я часто слышу высказывания о том, что…

  2. В Москве мне как-то встретился шофёр такси…

  3. Тезис. Общение с книгой важно в детстве, в период формирования личности.

Аргумент. В детстве содержание книги воспринимается особенно ярко и часто вызывает сильные эмоции. Думаю, это подтвердит каждый, кто путешествовал по стране чудес вместе с Алисой, кто помогал Робинзону осваивать необитаемый остров, кто боролся с тёмными силами вместе с героями народных сказок.

4 . В качестве примеров из жизни могут быть использованы различные случаи, ситуации, факты из чьей-либо биографии. Например:

Сосредоточиться на рассказе учителя или статье учебника нелегко. Но оказывается, ещё труднее сосредоточиться на собственных мыслях! Когда Ушинский был юношей, он составил для себя распорядок дня, в котором был и такой пункт: с семи утра до восьми «думать о чём-нибудь дельном». Это он тренировал свою способность к сосредоточению.

  1. Пример из жизни может быть связан не с конкретным человеком, а с обобщённым лицом. Например:

Существуют разные виды поведения людей, попавших в трудное положение. Довольно часто в этих случаях начинают…

  1. Можно также использовать предположительный пример, то есть рассказать о том, что могло бы быть при определённых условиях. Например:

Тезис. Умение сочувствовать, сопереживать - одно из важнейших качеств человека.

Аргумент. Давайте на минуту представим себе мир, в котором нет людей, способных к сочувствию. У вас трудности, вам нужна помощь, а лучший друг (впрочем, возможны ли в таком мире друзья?) говорит: «Мне некогда! Разбирайся сам». Вы заболели, вам плохо, а родители равнодушно заявляют: «Сходи к врачу», - и как ни в чём не бывало принимаются за домашние дела… Хотелось бы вам жить в таком равнодушном мире? Думаю, нет. От людей, которые нас окружают, мы ждём сочувствия, готовности разделить с нами горе и радость. Именно внимание окружающих помогает человеку понять, что он не одинок, что ему есть для чего жить в этом мире.

  1. Художественная литература даёт богатейший материал для построения аргументации. Например:

Тезис. Человек должен воспитывать в себе «талант доброты».

Аргумент. Русская классическая литература всегда защищала нравственные ценности. Именно «таланту доброты» учили своих читателей многие русские писатели. Например, Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» изображает героя, которого, как это ни странно, толкает на преступление стремление помочь окружающим. Однако писатель показывает, что Раскольников, стремящийся облагодетельствовать человечество, не задумывается о том, что в душе его нет добра, а есть только эгоистическое желание стать избранным, властелином судеб. В то же время в образе Разумихина мы видим деятельное доброе начало: искреннее, бескорыстное желание помочь другу , попавшему в беду. Так Достоевский даёт своим читателям нравственный урок: подлинное добро находит свой источник в человеческой душе.

Первому протянуть руку помощи незнакомому человеку, не ответить грубостью на чью-либо неловкость, ошибку, понять и простить раздражение, гнев другого человека - с этими простыми поступками в нас растёт и крепнет тот самый «талант доброты», о котором рассуждает автор.

  1. Ссылки на авторитет.

Имени лица обычно сопутствуют добавочные характеристики: известный русский писатель, выдающийся учёный, философ и т. п.

Например: Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что…;

Гениальный русский учёный Д.И.Менделеев однажды сказал, что…; Ещё Пётр I говорил, что…; Любой историк скажет вам, что…; Большинство врачей считает, что…; Как установлено японскими учёными…

  1. Ссылка на конкретное лицо. Цитация.

«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Мы повторяем чеховский афоризм, не задумываясь о связи рамочных звеньев в ряду: лица и мыслей. Какие у человека мысли - такое и лицо. Какое лицо - такие и мысли.

  1. Ссылка на конкретное лицо. Косвенная речь.

Любопытную мысль высказал Д.Гранин в одной из своих книг. Он писал, что время и сейчас распределяется так же, как и две тысячи лет назад. Большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки, значительная часть протекает в бездействии, и почти вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо.

Литература

  1. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.

  2. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. - Ростов н/Д : Легион, 2012. - 230 с.

  3. Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем ( Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку). - ИД «Первое сентября», «Русский язык», 2006, №12, с .30-36.

  4. Балясникова Т.А. Русский язык. Применение кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С).10-11 классы. - М.: Планета,2011. - 224 с.















© 2010-2022