- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях С. А. Есенина Я покинул родимый дом и Низкий дом с голубыми ставнями
Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях С. А. Есенина Я покинул родимый дом и Низкий дом с голубыми ставнями
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сачук А.И. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях "Я покинул родимый дом" и "Низкий дом с голубыми ставнями"
Цели урока:
-
обучение сравнительному анализу стихотворений;
-
развитие умения находить художественные изобразительные средства и выявлять их функцию;
-
развитие монологической речи учащихся;
-
воспитание чувства прекрасного.
Эпиграф: Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моём творчестве. С. Есенин
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
- Родина, родная природа. Человек издавна признается ей в любви, воспевает ее красоту в своих произведениях. Мы восхищались мастерством в изображении природы поэтами XIXв.: Афанасием Афанасьевичем Фетом и Федором Ивановичем Тютчевым.
Задание в тетради: Напишите, пожалуйста, 5-7 слов, которые вызывают в вашем сознании образ Родины, родного дома.
Уч-ся зачитывают слова.
Такие образы ассоциируются у вас с образом Родины. А какой предстает наша Родина на полотнах художников? Какие чувства художников переданы?
Репродукции с картин В. Поленова. Сл.1-4+отрывок из стихотворения
2.Постановка учебных задач и цели.
О чём, о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке?
(Должны сказать дети: Сегодня на уроке мы будем говорить о творчестве поэта ХХ века Сергея Александровича Есенина и его отношении к родному краю, родному дому.)
Какая цель перед нами стоит сегодня?
Цель- проанализировать поэтический текст С. Есенина; узнать, какие приемы использует поэт для того, чтобы донести до нас искренние чувства в изображении Родины и родной природы.
Учитель. Свои чувства к Родине, к природе родного края можно передать не только на полотне. Свои эмоции, свое отношение к Родине можно передать с помощью художественного слова. Так делают поэты. Сегодня мы говорим о Сергее Есенине.
3.Открытие новых знаний.
Работа со статьей учебника в группах
Читаем статью учебника о С. Есенине. Вопросы для групп на доске.
-
Что повлияло на формирование характера Есенина, на становление его творчества? (Какие факты биографии Есенина вы можете привести, из которых видно, как формировался характер Есенина, как развивалось его творчество?)
-
Каков же внутренний мир Есенина?
-
он любил жизнь и природу;
-
свою собственную участь Есенин не отделяет от судьбы природы.
-
-
Найдите ключевые фразы (из второй статьи), смысл которых мы подтвердили стихотворениями Есенина.
-
Поэзия С. Есенина - искренний, задушевный рассказ о своей жизни, о любви, о радостях и горестях, переживаниях, мечтах.
-
Поэт мысленно воссоздает картины родных мест. При этом в стихотворных посланиях он сливается с природой родных мест.
-
Всеобщее обсуждение. Подготовка вывода (в каждой группе).
Вывод (делают дети): С. Есенин пришел в поэзию как глубоко лирический поэт, все творчество которого было посвящено одной главной теме - теме Родины.
Обращаемся к эпиграфу. О чём он?
Это слово «Родина» Есенин мог бы написать с одинаковым правом и с прописной буквы, и со строчной буквы, потому что образ родины в его стихах принял конкретные очертания рязанской деревни, и в то же время было не только Константиново - это была вся Русь.
Чтение стихотворений. Фонохрестоматия.
4.Закрепление.
Анализ стихотворений (работа в группах).
Учитель: Стихотворения написаны в разные годы: 1918 и 1924 г. Сегодня мы не просто анализируем поэтический текст, чтобы понять его смысл. Мы сравниваем два стихотворения, написанные в разные годы: одно в 1918г., другое - в 1924г., и, помня о теме урока, посмотрим, как изображает Родину и родную природу С. Есенин.
Обратите внимание: мы будем говорить не о каждом стихотворении отдельно, а о двух сразу - «Я покинул родимый дом» и «Низкий дом с голубыми ставнями». По каждому пункту анализа попытайтесь сделать вывод (тексты стихотворений и план анализа на столах у каждого ученика и группы).
а) Что объединяет стихотворения?
Тема:________________________________
Вывод: Основная тема лирики С. Есенина - тема Родины, родного дома.
В обоих стихотворениях Есенин воспевает такую Родину, какую он хорошо, до мельчайших деталей, знал и любил.
б) Центральные образы.
-Рассмотрите пейзажные зарисовки, найдите центральные образы стихотворений.
Родимый дом,
голубая Русь,
образ матери,
образ отца
Низкий дом с голубыми ставнями
Вывод: С образами родимого дома с голубыми ставнями, голубой Руси, с образами матери и отца связывается, прежде всего, возвращение поэта на Родину, его встреча с отчей землей.
в) Чувства лирического героя к родному краю
-Какие чувства испытывает лирический герой к родному краю, к родному дому?
-Найдите в стихотворениях фразы, приемы, художественные средства, помогающие понять эти чувства?
Чувство любви к родному краю;
Чувство родства (связи) со всем, что окружает лирического героя.
- дом родимый (тепло говорит о доме);
- композиция 1-го и 2-го четверостиший: сначала о природе, затем о матери и об отце (полное слияние с природой)
- «старый клен головой на меня похож» «олицетворение наоборот»
Чувство любви, преданности своему дому.
Он постоянно вспоминает дом, родину; живет этими воспоминаниями.
- До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес…
- как бы я и хотел не любить,
Всё равно не могу научиться.
- композиция стихотворения кольцевая:
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
(что бы ни случилось в жизни лирического героя, он всегда возвращается мыслями к родному дому - это его точка опоры).
Вывод: Стихотворения пронизаны глубокой, через все невзгоды пронесенной любовью к отчему краю. Нас покоряет и захватывает удивительная гармония чувства и слова, единство внешнего рисунка стихотворения с внутренней эмоциональностью. «Половодье чувств».
Мысль о том, что человек является частью природы, что он с нею кровно связан, выражена в стихотворениях. Природа чувствует по-человечески, а человек ощущает себя деревом. «Олицетворение наоборот - то, что происходит с человеком, отождествляется с явлениями природы».
г) Лиризм стихотворений.
- Каков ритм стихотворений?
Более быстрый, подвижный, динамичный.
Двустопный анапест
Везде мужская рифма
Более медленный, размеренный, неторопливый
Трехстопный анапест
Рифма дактилическая/мужская
НО: Стихотворения, написанные в разное время, роднит глубокий лиризм, усиленный музыкальным звучанием стиха. Мелодика стихотворений завораживает: она построена на ассонансах: и - у \ а - и
д) Различие.
-В чём различие этих стихотворений?
Многое роднит стихотворения С. Есенина. И тем не менее, они написаны в разные годы.
Природа. Пейзажные образы.
- Как же изображена природа в стихотворениях? Найдите в стихотворениях пейзажные образы.
Длинными гирляндами выстраиваются поэтические образы, одухотворяющие природу:
- березняк над прудом;
- золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде (сравнение);
- стережет голубую Русь старый клен (олицетворение).
- поле, луга и лес, принакрытые сереньким ситцем этих северных бедных небес (метафора, эпитеты);
- седые журавли с курлыканьем в тощие дали;
- березь да цветь; да ракитник, кривой и безлистный;
- под дешевеньким ситцем родимая выть.
Учитель (дополнение):
Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя поэта. Есенинское искусство живописания природы. Всё это завораживает нас, читателей.
НО: В первом стихотворении природа боли возвышенная, сказочная. Во втором - обычная, повседневная, но также любимая поэтом. Поэтому разное настроение стихотворений; разные интонации.
Цветовая гамма.
(Опережающий) вывод: Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает свежесть образам стихотворений.
-Какие цвета находим в стихотворениях?
- голубая Русь (дважды)
Синий и голубой - любимые цвета поэта. Они усиливают ощущение необъятности просторов России.
- золотою лягушкой;
- березняк над прудом;
- яблонный цвет.
- О чём говорят эти цвета?
- серенький ситец небес;
- седые журавли;
- березь да цветь.
Учитель (дополнение): Синий, золотой (малиновый) - это цвета есенинской России, Родины.
Вывод: В первом стихотворении больше светлой, безмятежной грусти, сказочной красивости. А во втором чувства поэта обострены и картина Родины, нежно любимой, дана без прикрас, со всей бедностью и неяркостью.
Стихотворения написаны в разные годы. Многое произошло в жизни С. Есенина. Но неизменной осталась любовь к Родине и тяга к родному дому.
Учитель (зачитывает):
Друг поэта, артист В. Чернявский, вспоминал: «К деревне и дому Есенин возвращался чуть ли не во всех наших разговорах до последнего года жизни. Он заговаривал об этом с внезапным приливом нежности и мечтательности. Это был самый почвенный уголок его личного внутреннего мира».
- Что имел в виду В. Чернявский?
- Сила Есенина в том, что интимнейший уголок своего внутреннего мира он смог выразить в словах обыденных, неброских, но пронизанных истинным трепетом души и потому безраздельно покоряющих читательское сердце.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Обратитесь еще раз к статье учебника:
Какой же предстает Родина в стихотворениях С. Есенина?
- Достигли ли мы поставленных в начале урока задач и цели?
6. Самооценка.
7. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть (на выбор учащегося).