Классный час на тему «КОГДА ГОВОРИЛИ ПУШКИ, МУЗЫ НЕ МОЛЧАЛИ…»

  Тема: «Когда говорили пушки, Музы не молчали…» (Стихи и песни времён Великой Отечественной войны) Цель: познакомить учащихся с поэзией времён Великой Отечественной войны в форме литературно-музыкальной композиции. Задачи: Развивающие: ·         развитие познавательных и творческих способностей учащихся ·         развитие устной речи учащихся, навыков публичного выступления Воспитательные: ·         формирование уважительного отношения к боевому прошлому нашей страны, к её культуре ·         фо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ №2 города Чаплыгина.







Классный час на

тему:

«КОГДА ГОВОРИЛИ ПУШКИ,

МУЗЫ НЕ МОЛЧАЛИ…»

(5 Б класс)



Подготовила:

классный руководитель 5 Б класса

Грошева Алла Владимировна.

Чаплыгин - 2015г.

Тема: «Когда говорили пушки, Музы не молчали…» (Стихи и песни времён Великой Отечественной войны)

Цель: познакомить учащихся с поэзией времён Великой Отечественной войны в форме литературно-музыкальной композиции.

Задачи:

Развивающие:

  • развитие познавательных и творческих способностей учащихся

  • развитие устной речи учащихся, навыков публичного выступления

Воспитательные:

  • формирование уважительного отношения к боевому прошлому нашей страны, к её культуре

  • формирование умений работать в коллективе, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.

Форма проведения мероприятия: литературно-музыкальная композиция с элементами беседы.

Подготовительный этап:

Задача учителя: помочь пятиклассникам в поиске и отборе материала для сообщений, подготовить иллюстративный материал (презентацию), продумать композицию мероприятия.

Задача учащихся: изучить материал, составить сообщения, подготовить устные выступления по индивидуальным темам.

Ход сценария

Вступительное слово учителя: Есть такое крылатое выражение: «Когда говорят пушки, музы молчат». Но в годы Великой Отечественной войны музы не молчали. «В дни войны у писателей была одна задача: лишь бы слово их разило врага, лишь бы оно держало под локоть нашего бойца, зажигало и не давало угаснуть в сердцах советских людей жгучей ненависти к врагам и любви к Родине». Эти слова принадлежат Михаилу Александровичу Шолохову, который, как и многие другие поэты и писатели, в годы войны стал военным корреспондентом и сражался против ненавистного врага мощным оружием - СЛОВОМ.

В Советской Армии была официально введена особая должность - писатель.

«Ни одна армия в мире не имела такой силы, как наше искусство, наша литература», - писал Василий Чуйков, маршал Советского Союза.

А маршал Советского Союза Баграмян, вспоминая о первых, самых тяжёлых месяцах войны, писал: «Именно в этот труднейший период войны у народа-великана, у русского народа родилось в те дни много песен. Они были бодры и воспевали Родину, воспитывали ненависть к врагу, мужество, отвагу, боевую дружбу - всё то, что помогало преодолеть военные трудности».

Самым популярным литературным жанром становится поэзия. Стихи писали на фронте, в перерывах между боями, их печатали все газеты.

Раньше поэты воспевали родные просторы, прелесть садов и полей. Но в этот мирный пейзаж врываются приметы войны: дым пожарищ, свежие солдатские могилы, бредущие по дорогам толпы беженцев... И, обращаясь к другу - поэту Алексею Суркову, Константин Симонов писал:

1-й ученик:

... Нас пули с тобою пока еще милуют,

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За русскую землю, где я родился.

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

Подъем патриотических чувств народа заставил обратиться к истории нашей Родины, к ее самым героическим страницам. Солдаты в окопах перечитывают «Войну и мир», А. Толстой дописывает свой роман «Петр I».

Силы в борьбе с врагом солдаты находили в светлых, проникновенных, идущих от самого сердца стихах, обращенных к самым дорогим людям - женам, детям, матерям... И как заклинание звучали стихи Константина Симонова:

2-й ученик

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера ...

Одной из популярных песен в годы войны была «Землянка» на стихи Алексея Суркова. Он участвовал в боях под Истрой, попал на минное поле, чудом остался жив... А ночью сидел у огня в землянке и писал письмо жене. Позже эти стихи были напечатаны в гарнизонной газете, Константин Листов сочинил к ним музыку. Так родилась песня...

Верность фронтовому братству навсегда сохранила Юлия Друнина, шагнувшая с порога школы в железную метель войны («Не знаю, где я нежности училась...»):

3-й ученик:

Не знаю, где я нежности училась, -

Об этом не расспрашивай меня.

Растут в степи солдатские могилы,

Идет в шинели молодость моя.

В моих глазах - обугленные трубы.

Пожары полыхают на Руси.

И снова нецелованные губы

Израненный парнишка закусил.

Нет! Мы с тобой узнали не по сводкам

Большого отступления страду.

Опять в огонь рванулись самоходки,

Я на броню вскочила на ходу,

А вечером над братскою могилой

С опущенной стояла головой...

Не знаю, где я нежности училась:

Быть может, на дороге фронтовой.

1-й ученик:

Только взял боец трёхрядку,

Сразу видно - гармонист.

Для началу, для порядку

Кинул пальцы сверху вниз.

Позабытый деревенский

Вдруг завёл, глаза закрыв,

Стороны родной смоленской

Грустный памятный мотив.

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

2-й ученик

Это строки из поэмы Александра Трифоновича Твардовского «Василий Тёркин». С первого и до последнего дня войны Твардовский - военный корреспондент. Но всё-таки главный его творческий подвиг в годы Великой Отечественной - его бессмертная и всеми любимая «книга про бойца без начала и конца» - так автор называл свою поэму. Другой не мене известный поэт Константин Михайлович Симонов писал: «Где-то в 1944 году во мне твёрдо созрело ощущение, что «Василий Тёркин» - это лучшее из всего написанного о войне на войне. И что написать так, как написано ЭТО, никому из нас не дано».

3-й ученик:

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей,

Чтобы радостью нежданной

У бойца согрелась грудь,

Как от той гармошки драной,

Что случится где-нибудь.

Пусть читатель вероятный

Скажет с книжкою в руке:

- Вот стихи, а всё понятно,

Всё на русском языке…

Я доволен был бы, право,

И - не гордый человек -

Ни на чью иную славу

Не сменю того вовек.

Учитель:

С первого дня Великой Отечественной войны до победного праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов. Как верный друг, она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость. Очень хорошо об этом сказал поэт Михаил Светлов: «В бою песня встаёт комиссаром перед самым передним окопом». С первых дней войны появились десятки новых песен. Песни очень быстро передавались из уст в уста, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды. Сколько замечательных песен пелось в те суровые годы!

Советские поэты и композиторы с огромным подъёмом принялись за работу. Их девизом стали слова: «Песня - фронту». Только в Москве и только в первую неделю войны было создано около двухсот новых песен.

Руководитель Краснознамённого ансамбля песни и пляски Красной Армии Александр Васильевич Александров писал: «Я не был никогда военным специалистом, но у меня всё же оказалось могучее оружие в руках - песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие!»

Песни, которые пели в годы войны на фронте и в тылу, разнообразны по своему характеру: героические и шуточные, боевые и лирические. Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста. Прошло более шестидесяти лет, но песни тех грозных незабываемых лет, выдержав суровое испытание временем, по-прежнему поются и вызывают у слушателей самые искренние чувства.

Давайте и мы с вами познакомимся с наиболее известными песнями, созданными в годы Великой Отечественной войны и ставшими для солдат верными друзьями.

Выступления учащихся, готовивших материал о песне «Священная война» (группа 3 человека).

24 июня 1941 года, второй день Великой Отечественной войны. В газете «Известия» опубликовали стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…» Стихотворение прочитал руководитель Краснознамённого ансамбля песни и пляски Красной Армии Александр Васильевич Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. И на следующий день, придя на репетицию, композитор объявил: «Будем разучивать новую песню - «Священная война», и уже через два дня, 27 июня 1941 года, состоялась премьера песни. 27 июня песню впервые исполнили на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны.

Вставай страна огромная!

Вставай на смертный бой!

Все помещения вокзала были до отказа заполнены военными и провожающими, как говорится, яблоку негде упасть. В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Ведущий объявил, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», но его слова потонули в общем гуле. Но вот поднимается рука Александрова, первые такты, и зал постепенно затихает… (Звучит песня «Священная война»)

Мы почувствовали, что песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах - волнение, слёзы, и это передалось нам, исполнителям: у нас у всех тоже слёзы стояли в глазах. Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Пять раз подряд мы пели «Священную войну», и всё больше и больше людских голосов подхватывало песню. Последний раз песню пел, казалось, единый общий хор…»

С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом. Её пели всюду. Каждое утро по радио после боя кремлёвских курантов звучала «Священная война». Песня стала гимном военного времени.

Выступления учащихся, готовивших материал о песне «Моя Москва» (группа 3 человека).

И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Эти знакомые всем слова из знаменитой песни высечены на гранитном постаменте памятника героическим защитникам Москвы на 23 километре Ленинградского шоссе - том самом рубеже, где суровой осенью 1941 года был остановлен враг. Отсюда его погнали обратно, прочь от нашей столицы. Памятник был сконструирован и построен молодыми московскими архитекторами, скульпторами и строителями в ознаменование 25-летия разгрома гитлеровских войск под Москвой. А как была создана песня, ставшая гимном великому городу-герою?

В журнале «Новый мир" № 9-10 за 1941 год было опубликовано стихотворение мало кому известного тогда молодого поэта-фронтовика Марка Лисянского «Моя Москва». В нём было всего две строфы, но именно они стали основой будущей песни. Весной 1942 года композитор Исаак Осипович Дунаевский, художественный руководитель ансамбля песни и пляски Центрального Дома культуры железнодорожников, прочитал это стихотворение в вагоне агитпоезда. Тут же, прямо на полях журнальной страницы, он записал мелодию, навеянную подсказанной первой строфой «Моей Москвы». Но песни-то не было. Нужна была еще строфа. И не одна… А где отыскать в ту пору незнакомого автора этих стихов? По каким местам пролегла его фронтовая дорога? И Дунаевский обратился за помощью к режиссеру ансамбля Сергею Ивановичу Аграняну, с которым в первые месяцы войны написал уже не одну песню. Именно он, любимец ансамбля, «замечательный парень», как называет его в одном из своих писем Исаак Осипович, и написал остальные строфы о любви к прекрасному городу, без которых представить теперь эту песню уже невозможно.

Вспоминая о впечатлении, которое произвело на него появление этой песни Дунаевского, композитор К. В. Молчанов писал:

«..Честно говоря, я не знаю песни, в особенности тех лет, которая бы так ясно, с такой предельной точностью отразила отношение всех советских людей к Москве. И для тех, кто был на фронте, и для тех, кто оставался в далеком тылу, Москва была не просто столицей, а поистине сердцем страны. Вот эти чувства людей, внутренне тянувшихся к Москве, Дунаевский, по-моему, и передал удивительно точно».

(Звучит песня «Моя Москва».)

Выступления учащихся, готовивших материал о песне «Синий платочек» (группа 3 человека).

Поэт Алексей Сурков, прошедший всю Великую Отечественную войну, писал в своей книге воспоминаний «Голоса времени»: «Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками «Идёт война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова, в общем-то, не очень сильной песенки «Синий платочек».

Да, лирические песни в годы войны были востребованы солдатами наравне с песнями героическими. И одной из наиболее популярных песен, исполнявшейся артистами фронтовых бригад по просьбе солдат, была песня, написанная еще в 1940 году - «Синий платочек». Это была песня мирных дней и до в первые месяцы войны у нее были совсем другие слова. Исполняла её талантливейшая и одна из самых любимых певиц того времени Клавдия Ивановна Шульженко. Но чем чаще Шульженко пела «Синий платочек» на фронтовых концертах, тем больше ею овладевало чувство неудовлетворённости: певица считала, что песне нужны другие слова. Как-то Клавдия Ивановна выступала со своим ансамблем на легендарной Дороге жизни. Здесь она познакомилась с военным корреспондентом и поэтом Михаилом Максимовым. Узнав, что он пишет стихи, Шульженко попросила его написать новый текст «Синего платочка»: «Песня популярна в народе, у неё простая запоминающаяся мелодия, но нужны другие слова, которые отражали бы сегодняшний день, нашу великую битву с фашизмом. Тогда песня будет нужна армии».

Предложение взволновало поэта. Писать песни ему никогда не приходилось, однако всего лишь за одну ночь новый текст был готов. Он понравился Клавдии Ивановне, и вскоре она уже пела новый, фронтовой «Синий платочек» для своих слушателей. Именно с текстом Михаила Максимова песня вошла в историю песен Великой Отечественной войны.

(Звучит песня «Синий платочек».)

Выступления учащихся, готовивших материал о песне «В лесу прифронтовом» (группа 3 человека).

(Начинает звучать песня «В лесу прифронтовом».)

Шёл второй год войны. Михаил Васильевич Исаковский, замечательный поэт, участник Великой Отечественной войны, был на реке Каме, там и родилась одна из самых лирических песен военного времени. Поэт вспоминал: «Работая, я представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь…»

Свои стихи Исаковский послал своему старому товарищу, композитору Матвею Блантеру и, спустя несколько месяцев, услышал песню по радио.

Композитор выбрал для песни форму вальса. Чудесная мелодия звучит, словно живое человеческое дыхание, пробуждает воспоминание о родном доме, о мирной жизни. Но не только. В этой музыке слышен и призыв к борьбе. Сам Матвей Блантер говорил: «В лирических песнях, которые мы писали, хотелось дать возможность солдату «пообщаться» с близкими, высказать сокровенные думы подруге, невесте, жене, которые находились где-то в далёком тылу».

Песня сразу стала любимой. Рассказывают, что когда в 1943 году песня впервые прозвучала в эфире, на радио позвонил солдат, лечившийся после ранения в одном из московских госпиталей, и сказал: «Гармонист, что «Осенний сон» играл - это я был. Автор, наверное, из наших бойцов? Неужели нет? Откуда же он про меня знает?»

Самуил Яковлевич Маршак сказал о творчестве Михаила Исаковского так: «Мало сочинить песню. Надо так её сочинить, чтобы она жила долго и чтобы с каждым днём казалась нам свежее, роднее, ближе. Михаилу Исаковскому удаётся сочинять именно такие, подлинно народные песни».

Выступления учащихся, готовивших материал о песне «В землянке»

(группа 3 человека).

Кто из бывших фронтовиков не помнит и не любит одну из самых известных песен Великой Отечественной воины - «В землянке». Её авторы - поэт Алексей Сурков и композитор Константин Листов.

Алексей Александрович Сурков во время финской и Великой Отечественной войн был военным корреспондентом. Когда он писал стихотворение «Бьётся в тесной печурке огонь», он не собирался его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней. «Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно, - вспоминал Сурков. - Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне. Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков…»

В начале 1942 года в Москву проездом на несколько дней заехал композитор Константин Листов, позвонил Суркову и попросил его, как он говорил, что-нибудь «певческое». Сурков сказал: «Костюша! Чего-нибудь нет, а вот я написал тут один стишок - письмо жене, она в эвакуации. Прочти, может, что получится…» Листов побегал глазами по строчкам, промычал что-то неопределенное и ушел. Ушел, и все забылось. Но через неделю композитор вновь появился с в редакции, попросил у фотографа Савина гитару и под гитару спел новую свою песню «В землянке». Все свободные от работы затаив дыхание прослушали песню. Всем показалось, что песня «вышла».

«Землянку» любили на всех фронтах, но особенно она вызывала сильное чувство у тех воинов, которые воевали под Москвой. Это не было чувство уныния и тоски. Это было чувство любви к родине, ненависти к врагу. Песня звучала как вызов врагу, как презрение к смерти и воодушевляла на подвиг ради «негасимой любви» своих родных и близких.

(Звучит песня «В землянке».)

Заключительное слово учителя.

Я благодарю всех, кто сегодня позволил нам создать неповторимую атмосферу праздника: ребят, подготовивших очень хорошие сообщения, наших гостей, работников библиотеки. Мы все вместе прикоснулись к очень значимым событиям нашей истории, к прекрасным песням, которые живут и сегодня, к тому, что нельзя предавать забвению. Об этом прекрасно сказал поэт-участник Великой Отечественной войны Юрий Воронов:

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть,

Она, как сила, нам нужна…

Исполнение песни «Журавли».

Песни и стихотворения , уже написанные в послевоенные годы, и песни военных лет разделяют десятилетия. Но и те и другие пронизаны глубоким патриотизмом, чувством гордости за свою страну. Это показывает, что русские поэты и композиторы всегда вместе с народом, и в часы побед, и в дни великих испытаний.

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

Звучит песня Д. Тухманова «День Победы».


© 2010-2022