Рабочая программа по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
















Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОБД. 02 Литература
























2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ЛИТЕРАТУРА разработана на Государственного образовательного стандарта среднего общего образования по литературе.

Организация-разработчик: Государственное областное автономное профессиональное образовательное учреждение «Липецкий колледж транспорта и дорожного хозяйства».

Разработчики:

преподаватель литературы Знаменщикова И.А.

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

преподаватель литературы Бобряшова С.А.

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

преподаватель литературы Кушнарёва А.В.

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность


Рекомендована Методическим советом ГОАПОУ «ЛКТиДХ».

Заключение Методического совета №____________ от

«____»__________20__ г.







СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература


  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессий технического профиля.

УК 23.00.00. Техника и технология наземного транспорта

23.01.03 Автомеханик

23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин

23.01.07 Машинист крана (крановщик)

23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин

УК 15.00.00. Машиностроения

15.01.17 Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для получения общего среднего образования на базе основного общего образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих:

Изучение дисциплины «Литература» осуществляется в рамках изучения дисциплин общеобразовательного цикла (базовый уровень).


  1. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Изучение литературы на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

В результате изучения учебной дисциплины «Литература» обучающийся должен

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных

направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающихся 293 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся 195 часов;

самостоятельной работы обучающихся 98 часов.









  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

293

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

195

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

-

контрольные работы

23

Самостоятельная работа обучающихся (всего)

98

в том числе:


  • Выполнение проекта

  • Написание сочинений

  • Выполнение реферата

  • Работа с литературным произведением

19

10

21

48

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта.


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОБД. 02 Литература

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1. Введение. Характеристика эпохи.

Содержание учебного материала

6


1

Русская литература и русская история. Общая характеристика.


2

2

Становление романа как жанра в русской и мировой литературе. Литературная критика и журнальная полемика.


2

3

Литература рубежа веков конца XVIII-начала XIX вв.

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа

Выполнение реферата


3

Тема 2. Творчество русских писателей

1 половины 19 века

Содержание учебного материала

38

1

Творчество А.С.Пушкина

Роман «Евгений Онегин». Основные темы и мотивы лирики.

2

2

Творчество М.Лермонтова

Роман «Герой нашего времени». Лирика

2

3

Творчество Н.В.Гоголя. Поэма « Мертвые души»

2

4

Творчество А.Н. Островского. «Гроза»

2

5

Творчество И.А. Гончарова

Роман «Обломов»

2

6

Творчество И.С. Тургенева. Роман « Отцы и дети»

2

7.

Творчество Н А. Некрасова. Поэма « Кому на Руси жить хорошо»

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

5

Самостоятельная работа:

Выполнение проекта


19

Тема 3.

Творчество русских писателей

2 половины 19 века

Содержание учебного материала

49

1

Творчество Ф.И.Тютчева

2

2

Творчество А.А.Фета

2

3

Творчество М.Е. Салтыкова - Щедрина

Роман «Господа Головлевы»

2

4

Творчество Ф.М.Достоевского

Роман «Преступление и наказание»

2

5

Творчество Н.С.Лескова

Обзорное изучение.

2

6

Творчество Л.Н.Толстого

Роман - эпопея «Война и мир»

2

7

Творчество А.П.Чехова

Пьеса «Вишневый сад». Обыкновенные люди в рассказах А.Чехова

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

5

Самостоятельная работа:

Работа с литературным произведением


24

Тема 4.

Зарубежная литература

Содержание учебного материала

5

1.

И.Гете. Трагедия «Фауст»


2

2.

Оноре де Бальзак. Повесть «Гобсек»

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа:

Написание сочинения


3

Тема 5. Повторение

Содержание учебного материала

5

1.

Повторение литературных произведений I половины 19 века

2

2.

Повторение литературных произведений II половины 19 века

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа:

Написание сочинения

3

Тема 6

Русская культура и литература на рубеже XIX-XX вв.

Содержание учебного материала

15




1.

Русская литература XX века. Трагические события 1 половины ХХ века и их отражение в литературе.

2

2.

Творчество И. Бунина

Светлые и темные стороны деревенской жизни в рассказах.

2

3.

Творчество И.Куприна. Рассказ «Олеся»

2

4.

Традиции русской сатиры в прозе А. А. Аверченко.

2

5.

Поэзия серебряного века.

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа:

Выполнение реферата

7

Тема 7

Русская литература 1917 - 1941 г

Содержание учебного материала

42



1.

Творчество М.Горького. Пьеса «На дне».

2

2.

Творчество А.Блока. Поэма «Двенадцать», Любовная лирика

2

3.

Творчество С. Есенина. Стихотворения из цикла «Персидские мотивы»

2

4.

Творчество В.Маяковского. Поэмы «Облако в штанах», «Во весь голос»

2

5

Творчество Е. Замятина

2

6 .

Творчество А.Платонова

2

7.

Творчество М.А.Булгакова .Роман « Мастер и Маргарита»

2

8

Творчество А.Н. Толстого Роман « Петр 1»

2

9.

Творчество А.Ахматовой, М.Цветаевой, Н.Заболоцкого

2

10 .

Творчество М.Шолохова Роман « Тихий Дон».

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольная работа

7

Самостоятельная работа:

Работа с литературным произведением


21

Тема 8

Литература второй половины XX века.

Содержание учебного материала

22

1.

Литература периода ВОВ. «Лейтенантская проза»

2

2.

Творчество и судьба А.Твардовского. Поздняя лирика А. Твардовского

2

3.

Творчество Б.Пастернака Роман « Доктор Живаго»

2

4.

Творчество А.Солженицына. Повесть «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ».

2

5.

Творчество В.Шукшина. Тема города и деревни в рассказах В.Шукшина

2

6.

Творчество Ю.Трифонова. «Городская» проза Ю.Трифонова

2

7.

Новые темы, проблемы, образы поэзии периода «оттепели». Творчество Н.Рубцова, Б.Окуджавы.

2

8 .

Творчество А.Вампилова. Пьесы «Старший сын».

2

9.

Творчество В.С. Высоцкого.

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

2

Самостоятельная работа:

Выполнение реферата


11

Тема 9

Творчество современных писателей

Содержание учебного материала

5

1.

Творчество В.П.Астафьева. Человек и природа в рассказах В.Астафьева

2

2.

Творчество В.Г.Распутина. Повести «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», новеллистика Распутина рубежа 20-21 вв.

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-


Контрольные работы

-


Самостоятельная работа:

Работа с литературным произведением


3


Тема 10

Новейшая современная поэзия и проза

Содержание учебного материала

8



1.

Литература на современном этапе. Эволюция модернистской прозы и поэзии. Проза В. Пелевина, рассказы Т.Толстой.

2

2.

«Новый автобиографизм» С.Довлатова.

2

3.

Поэзия и судьба Иосифа Бродского.

2

4.

Новейшая русская поэзия.

5

Дифференцированный зачет

2


Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа:

Написание сочинения


4

ВСЕГО:

293

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины «Литература» требует наличия учебного кабинета «Русского языка и литературы».

Оборудование учебного кабинета «Русский язык и литература»:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплекты учебно-наглядных пособий.

Технические средства обучения: ноутбук, проектор, экран.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Учебники и учебные пособия

1. Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. - М.,

2014.

2. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. - М., 2013

3. Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч.1, 2, 3). 11 кл./

Под ред. Ю.И. Лысого. - М., 2013.

4. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. - М., 2014.

5. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч. -

М.: Русское слово, 2014

Для преподавателей

  1. История русской литературы XIX в., 1800-1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. - М., 2014.

  2. История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. - М., 2013.

  3. Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. - М., 2014.

  4. Литературные манифесты от символизма до наших дней. - М., 2013.

  5. Михайлов О. Жизнь Бунина. - М., 2013.

  6. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. - М., 2014.

  7. Набоков В. Лекции по русской литературе. - М., 2014.

  8. Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. - М., 2014.

  9. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. - М., 2014.

  10. Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ - начала ХХ в. - М., 2013.

  11. Соколов А.Г. История русской литературы XIX-XX века. - М., 2013.



4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знать:

образную природу словесного искусства;

оценка деятельности обучающихся при написании сочинений

содержание изученных литературных произведений;

оценка деятельности обучающихся при

написании контрольных работ

основные факты жизни и творчества писателей классиков 19-20 веков

оценка деятельности обучающихся при написании конспектов

основные закономерности историко - литературного процесса и черты литературных направлений

оценка деятельности обучающихся при написании докладов, сочинений.

основные теоретико- литературные понятия;

оценка деятельности обучающихся при написании конспектов

Уметь:

воспроизводить содержания литературного произведения

оценка деятельности обучающихся при написании сочинений, при декларировании отрывков произведений

выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы русской литературы, соотносить произведение с литературными направлениями эпохи

оценка деятельности обучающихся при написании рецензий

определять род и жанр произведений

оценка деятельности обучающихся при написании контрольных работ

сопоставлять литературные произведения, выявлять авторскую позицию

оценка деятельности обучающихся при разработке проектов

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

оценка деятельности обучающихся при написании рецензий, сочинений

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений

оценка деятельности обучающихся при написании сочинений

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

оценка деятельности обучающихся при написании рецензий


6

© 2010-2022