- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Творческий отчетОрганизация учебной деятельности на уроках русского языка через проблемный метод
Творческий отчетОрганизация учебной деятельности на уроках русского языка через проблемный метод
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Балыбердина Н.Н. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гилевская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Уткина Ильи Никифоровича»
626077 Тюменская область, Ярковский район, с. Гилево, ул.Центральная, 33 Тел. 83453137145
Творческий отчет
« Организация учебной деятельности на уроках русского языка через проблемный метод»
подготовила Балыбердина Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы 1 категории.
с. Гилёво, 2012г.
Русский язык в умелых
руках и опытных устах -
красив, певуч,
выразителен, гибок,
послушен и вместителен
А.И Куприн
Мое педагогическое кредо наиболее точно выражается словами Адольфа Дистервега: «Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя». Несомненно, в центре образовательного процесса стоит ученик, однако в современных условиях, когда происходит переориентация образования со знаниевого на компетентностный подход, учитель перестает быть просто источником знаний, это скорее проводник в мир информации, которая окружает формирующуюся личность. И здесь на первый план выступает личность самого учителя, так как он способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому.
Цель моей педагогической работы: средствами русского языка и литературы способствовать формированию личности ребенка, ориентированного на устойчивое развитие, обладающего способностью генерировать собственные варианты, принимать решения в условиях неопределенности, готовности к постоянному совершенствованию своих качеств, диалогу и продуктивной совместной деятельности с другими людьми, умеющего сохранять и развивать свое нравственное и физическое здоровье.
Задачи, которые я перед собой ставлю:
-
работать над созданием педагогической среды, ориентированной на развитие у учащихся познавательных интересов и мотивации к учению, формирование ключевых компетенций;
2) выстраивать индивидуальные траектории развития личности учащегося через систему личностно-ориентированного мониторинга, включающего изучение динамики и прогнозирование продвижения ребенка в зоне его ближайшего развития.
В своей деятельности я придерживаюсь и использую следующие современные концепции:
-
Теория содержательного обобщения В. В.Давыдова. Согласно этой теории учебный предмет не просто трактует систему знаний, а особым образом (через построение его содержания) организовывает усвоение ребенком содержательных обобщений - генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования.
-
Теория активизации учения Т. И. Шамовой. Сущность принципа активности в обучении. Активизация учения - мобилизация преподавателем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учащихся на достижение конкретных целей обучения и воспитания.
-
Теория индивидуализации обучения И. Э. Унт. В понимании индивидуализации обучения И.Э.Унт опирается на необходимость правильного и исчерпывающего отражения, во-первых, общих черт учета индивидуальных особенностей детей и, во-вторых, охвата, по возможности, всех форм и методов учета этих особенностей.
-
Теория личностно (индивидуально) - ориентированного обучения Е. В. Бондаревской, Д. Г. Левитеса, А. В. Петровского, И. С. Якиманской.
Качество образования учащихся в современной педагогике чаще всего определяется посредством понятия компетенции. Данный подход обусловлен требованием постиндустриальной эпохи, общеевропейской тенденцией интеграции экономики и системы высшего образования.
Компетенция понимается мною как осведомленность человека в какой-либо области, владение умениями и навыками. Путем анализа предметных образовательных сфер и их соотношения с социально - культурной ситуацией я пришла к выводу, что необходимо выделить и отрабатывать следующие типы предметных компетенций: техническая; информационная, психологическая; коммуникативная; правовая; социальная; культуроведческая.
Разные виды компетенций не существуют независимо друг от друга, они координируются в процессе социальных практик, дополняют одна другую и входят как компоненты в структуру личности.
Компетентностный подход к обучению учащихся для меня представляется самым перспективным в условиях реформирования системы образования.
На сегодняшний день существует немало проблем в преподавании русского языка и литературы, поскольку результаты обучения проявляются не только на школьных экзаменах, но и на вступительных, где далеко не все выпускники могут логично излагать свои мысли, обосновывать выводы, поддерживать диалог на заданную тему, грамотно писать. Поэтому, на мой взгляд, школьное обучение языку не должно сводиться к тому, чтобы подготовить грамотного ученика в узком понимании этого термина, что практически ограничивается натаскиванием в овладении орфографических навыков и умений. Необходимы действенные усилия по переходу от информативно-рецептивных методов обучения к поисково-эвристическим с активным участием самих учащихся.
Таким образом, деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения. Педагогическое творчество чаще всего состоит в том, что учитель испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своей школы, с учетом особенностей конкретного детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. Все наработанное наукой он тщательно "просеивает", отбирая то, что помогает ему достичь наилучших результатов, внося свои коррективы и достижения.
Исходя из понятия компетенции и новых требований к преподаванию урока в современных условиях, я выбрала тему исследования: « Организация учебной деятельности на уроках русского языка через проблемный метод»
Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие - важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.
Наряду со мной многие известные ученые, критики, педагоги рассматривали данную тему. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Ж. Ж. Руссо. Особенно близко подходил к этой идеи К. Д. Ушинский. Он, например, писал: «Лучшим способом перевода механических комбинаций в рассудочные мы считаем для всех возрастов, и в особенности для детского, метод, употреблявшийся Сократом и названный по его имени Сократовским. Сократ не навязывал своих мыслей слушателям, но, зная, какие противоречия ряда мыслей и фактов лежат друг подле друга в их слабо освещенных сознанием головах, вызывал вопросами эти противоречащие ряды в светлый круг сознания и, таким образом, заставлял их сталкивать, или разрушать друг друга, или примиряться в третьей их соединяющей и уясняющей мысли».
Я считаю, что задачей школы является формирование гармонически развитой личности. В современной педагогике исследуются вопросы общего развития детей в процессе обучения. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности - наличие высокого уровня мыслительных способностей.
Чтобы научиться применять проблемное обучение в школьной практике, надо хорошо знать структуру преподавания современного урока. Она выглядит примерно так (традиционный и проблемный урок ):
-
актуализация прежних знаний учащихся (что означает не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и применение их часто в новый ситуации, стимулирование познавательной активности учащихся, контроль учителя) - возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;
-
усвоение новых знаний и способов действия (в значении более конкретном, чем понятие «изучение нового материала»)- выдвижение предположений и обоснование гипотезы;
-
формирование умений и навыков (включающих и специальное повторение, и закрепление) - доказательство гипотезы и проверка правильности решения проблемы.
Я думаю, что она включает в себя основные способы деятельности учащихся на уроках, являясь выражением целей образования, выступает как внешний показатель учения.
Таким образом, структура проблемного урока, в отличие от структуры не проблемного, имеет элементы логики познавательного процесса (логики продуктивной мыслительной деятельности), а не только внешней логики процесса обучения. Структура проблемного урока, представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможности управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью ученика.
Организация уроков русского языка с элементами проблемного обучения.
Чтобы урок с проблемным обучением заинтересовал ребенка, надо подобрать нестандартные задания, удивить, заинтересовать их, вовлечь в работу. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету.
Существуют различные способы для решения данного условия. Это могут быть нетрадиционные уроки: исследование, экскурсия, урок-игра, конференция с использованием элементов ИКТ, различные предметные олимпиады и конкурсы всестороннего кругозора и многое другое. Обычно я на уроке изучения нового материала предлагаю детям через выполнение нетрудных заданий сформулировать тему урока, например, тема "Слитное и раздельное написание НЕ с наречием" хорошо усваивается учениками, если дать набор прилагательных и попробовать образовать от них наречия.
НЕлепый, НЕвоспитанный. НЕуклюжий, НЕбрежный, НЕдоступный, НЕ кислые, а сладкие ягоды, вовсе НЕ интересный (прилагательные) - нелепо, невоститанно, неуклюже, небрежно, недоступно, не кисло, а сладко, вовсе не интересно (наречия).
Путем сравнения и сопоставления (одних из методов проблемного обучения) семиклассники скажут, что у наречий нет окончания, оно не изменяется и имеет, как и прилагательное, степени сравнения, потом они же сами назовут тему и цель урока.
Очень большое значение имеет на уроках самостоятельная работа учащихся. Она нужна при решении какой-то проблемной ситуации, например, определить части речи у слов жгут, мыло, печь. Чтобы их разграничить, я прошу составить с ними предложения.
1) Для остановки кровотечения накладывают жгут. (имя существительное)
2) Осенью жители сел и городов жгут траву .(глагол).
Для усложнения задания я предлагаю ученикам выполнить разбор слов по составу, называя у каждой морфемы вид. Дети определяют, что у существительного будет нулевое окончание, а у глагола - ут ( по нему можно определить спряжение).
Очень удобным и распространенным видом проблемного обучения в настоящее время является тестирование, которое уже нужно внедрять в начальной школе, но в разумных пределах. Старшеклассники могут проверить свои знания, решая разного вида сложности задания. Также они учатся находить ответы, создавая свои сочинения и сжатые изложения. Учащиеся самостоятельно определяют тему и идею текста, учатся выделять микротемы в каждом абзаце, сравнивать свое мнение с авторским. Сжатие текста позволяет им найти самое главное в произведении, создать новый вид синтаксической конструкции, реализовать свою точку зрения.
Еще очень часто для психологической разгрузки я даю детям в среднем звене небольшие творческие задания, например, составить из анаграммы новые слова или на каждую букву русского алфавита придумать примеры на какую-нибудь тему "Блюда", "Профессии", "Качества человека" и др., эта же работа проверяет орфографические умения учащихся ( правила написания слов). Эту игру у меня любят шестиклассники, и я в свободное время ее провожу.
Мои ученики также участвуют в различных конкурсах школьного и внешкольного уровня, занимая призовые места. Например, ученицы 6 класса набрали в олимпиаде по русскому языку 35 и 65 баллов (Сидорова Дарья, Чекалина Дарья - УРФО), перешли во 2 тур, получив 60 и 80 баллов соответственно. Семиклассницы Корюкина Марина и Налобина Виктория получили по 56 и 70 очков, также перешли во 2 тур.
Результаты ЕГЭ в 9 классе постоянно меняются. Конечно, нельзя сразу научить детей думать и работать по-новому, но они стараются. В сентябре уровень выполнения контрольного среза по русскому языку составил 71%, октябрь-70%, ноябрь-75%. Качество знаний учащихся 10 класса варьируется от 50 до 66%. Использование проблемного метода позволяет ребятам старшего звена лучше адаптироваться к новым условиям, они стараются больше узнать информации, тем самым повышая свой интеллект и уровень образования.
Нестандартные формы проведения внеклассных мероприятий способствуют развитию ребенка как толерантной личности, умеющей помочь кому-нибудь в сложной ситуации, давать оценку фактам и событиям жизни, в которых они находятся. Здесь не обойтись без постановки проблемных ситуаций. Это можно уже посмотреть на детях начальной школы. Родители каждый день ставят перед ними задачи: Переходи дорогу на зеленый свет! НЕ разговаривай с незнакомцами и не бери у них ничего! Учись хорошо, не обижай товарищей!
Такие формулы - послания учат детей быть собранными, внимательными, разрабатывать пути-выходы из сложившихся ситуаций. Постепенно с возрастом школьники начинают самостоятельно оценивать какие-нибудь факты, полагаясь на себя. Именно эти условия формируют в них задатки проблемного обучения, им легко решать простые задачи. Например, в 7 классе на мероприятии" Что такое добро?" ученики приводили различные примеры из жизни, при этом различая "положительное" и "отрицательное" добро, составили вместе критерии разграничения данного понятия, придумали проблемные ситуации, где добро может быть разным. В конце мероприятия все пожелали друг другу быть уважительнее, гуманнее, добрее к себе и окружающим.
Таким образом, проблемное обучение помогает творчески развиваться самому педагогу и его ученикам, если овладеть какими-нибудь его приемами, способами, и оно впоследствии приведет к расширению кругозора учащихся, умению самостоятельно добывать информацию и ее же анализировать, применять в жизни, решать нестандартные ситуации на практике.
Список литературы:
-
Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. - Ростов-на-Дону, 1990.
2. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе.-М.,1999.
3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Изд-во МГУ, 1995.
4. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, 2002.
5. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. - М., 2006.
6. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 2001.
7. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 2007.
8. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1995.
9. Развитие учащихся в процессе обучения\ Под ред. Л. В. Занкова. - М., 2003.