- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку (7 класс) по программе В. В. Бабайцевой
Рабочая программа по русскому языку (7 класс) по программе В. В. Бабайцевой
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Куликова С.Н. |
Дата | 27.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом
Утверждена приказом № от 28.08.2015г.
Протокол №1 от 28.08.2015г.
Рабочая программа
по русскому языку
для 7 Б класса
на 2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по русскому языку в 7 классе.
Цели обучения русскому языку :
-
формирование у обучающихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике;
-
воспитание бережного отношения к языку и речи, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения;
-
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
-
освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета
-
формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию
Задачи курса русского языка:
-
дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
-
развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формирование и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
-
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
-
формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;
-
формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
-
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа составлена на основании:
-
Федерального закона Российской Федерации от 29.12. 2012. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
-
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)
-
«Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089.
-
Учебного плана МАОУ СОШ №11 на 2015-2016 учебный год (утвержден приказом № от
3. Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания (в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской).
Рабочая учебная программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к УМК для 5-9 классов, опубликованной в сборнике Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 - 9 кл., 10-11 кл./ сост. Е. И. Харитонова - М.: Дрофа, 2008. Авторы программы В. В. Бабайцева, А. Ю. Купалова, Е. И. Никитина, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Л. Д. Чеснокова)
Принцип построения программы линейный.
4. Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.
Выбор программы объясняется общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Для этого в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией В.В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой.
5. Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.
Основная часть теоретических сведений, представленных в данной программе, освещается традиционно. Однако имеются и некоторые особенности.
-
Части речи выделяются с учетом четырех признаков. Новым является морфемный признак, который дополняет три традиционных (общее грамматическое значение, морфологические категории и синтаксические функции). Этот признак способствует эффективному формированию правописных навыков, орфографической зоркости учащихся.
-
При рассмотрении причастия и деепричастия, которые выделены в учебнике как самостоятельные части речи, закономерно обращение к глаголу и имени прилагательному, глаголу и наречию.
-
Работа по развитию речи осуществляется совместно с изучением частей речи, орфографии и пунктуации.
6. Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Русский язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения
человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим программа под редакцией В.В.Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
7. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.;
В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №11 на 2015 - 2016 учебный год и годовым календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 140 (115+25) учебных часов, т.е. 4 часов в неделю, в том числе для проведения контрольных уроков предусмотрено 7 часов, для написания изложений и сочинений - 7 часов.
8. Формы организации образовательного процесса.
Организация образовательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия.
Формы организации учебного процесса:
-
индивидуальные;
-
групповые;
-
индивидуально-групповые;
-
фронтальные;
-
практикум.
9.Технологии обучения.
-
Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
-
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей.
-
Информационно-коммуникационные технологии.
-
Здоровьесберегающие технологии.
10. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
Современные образовательные технологии обеспечивают включение в образовательный процесс специально организованной деятельности учащихся. Среди образовательных (учебно-познавательных) компетенций одной из главных является деятельностная компетенция, которая включает элементы логической, методологической учебной деятельности, целеполагание, планирование, анализ, рефлексию, самооценку, приемы решения учебно-познавательных проблем, функциональную грамотность. Уроки литературы в большей степени способствуют развитию коммуникативной, информационно-познавательной компетентности. Основными видами деятельности на уроках являются: выделение главной мысли текста. Работа с текстом строится на интерпретации, алгоритмизации, презентации. В процессе овладения диалогом, монологом развиваются умения слышать, понимать собеседника, строить умозаключения, доказывать мысль.
11. Виды и формы контроля (согласно уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения).
В планировании предусмотрены и разнообразные виды и формы контроля.
Виды контроля: текущий контроль и промежуточный контроль.
Формы контроля:
-
устный и письменный опрос учащихся;
-
тесты;
-
контрольные работы;
-
наблюдение, беседа;
-
фронтальный опрос;
-
опрос в парах;
-
практикум;
-
тесты;
-
комплексный анализ текста;
-
устные рассказы на лингвистические темы;
-
сочинения;
-
изложения;
-
диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями).
12.Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленным федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения.
Личностными результатами освоения программы являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
1) владение различными видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
• владение разными видами чтения текстов разных стилей;
•владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
• владение монологом и диалогом;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
-
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
-
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
-
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
-
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
-
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения;
-
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
-
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
13. Информация об используемом УМК:
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта под редакцией В.В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой:
-
Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова
-
Русский язык. Практика.7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под редакцией под ред. С.Н.Пименовой.
-
Русская речь. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /
Е. И. Никитина
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Реализация программы под редакцией В.В.Бабайцевой предъявляет к учащимся следующие требования:
знать: определения основных изученных в 7 классе частей речи, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил; морфологические признаки причастий, деепричастий, союзов, предлогов, частиц и междометий; правила правописания этих частей речи; способы образования причастий и деепричастий, союзов и предлогов;
особенности строения текстов разных типов;
уметь: различать прилагательные и причастия, глаголы и деепричастия; пользоваться деепричастиями, деепричастными оборотами и служебными частями речи в соответствии с закреплёнными в языке этическими нормами; производить морфологический, морфемный, словообразовательный и синтаксический разборы, правильно определять омонимичные части речи и их синтаксическую функцию;
понимать: синтаксическую и стилистическую роль изученных частей речи;
владеть: навыками употребления изученных частей речи при составлении связанного текста, для связи предложений и частей целого текста;
применять: полученные орфографические, пунктуационные знания на практике, строить связанные тексты различных типов речи с учётом морфологических, синтаксических и орфоэпических особенностей изученных частей речи.
Приложение
Календарно-тематическое планирование учебного материала на 2015-2016 учебный год
Предмет: русский язык
Класс: 7
Учитель: ………
Количество часов в год - 140
Количество уроков в неделю - 4
Программа (гос., авт., кто автор) под ред. В.В.Бабайцевой
УМК: В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы
Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н.Пименовой
Е.И.Никитина. Русская речь. 7 класс.
№ урока
Содержание учебного материала
Кол-во
часов
Тип урока
Виды и формы
контроля
Требования
к уровню подготовки обучающихся
Дата проведения
план
факт
1
Введение. Русский язык как развивающееся явление.
1
объяснения нового материала
знать:орусском языке как развивающемся явлении;
уметь: объяснять процессы, происходящие в языке
2-7
Повторение изученного в 5-6 классах.
6
повторения
тест, проверочная работа
знать: основные сведения по орфографии, лексике. фонетике и морфологии, изучаемые в 5-6 классах
уметь: применять изученные правила на практике
8
Повторение. Что такое текст?
1
повторения
развития речи
знать: основные признаки текста, понятие микротекста и микротемы
уметь: составлять тексты
9
Диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»
1
контрольный
знать: основные орфографические и пунктуационные правила
уметь: применять их на практике
10
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.
1
повторения
11-13
Понятие о причастии.
3
объяснения нового материала
тест
проверочная работа
знать: определение причастия
уметь: доказывать принадлежность слова к причастию, отличать причастия от прилагательных и глаголов
14-15
Признаки прилагательного у причастия.
2
комбинированный
знать: признаки прилагательного у причастий
уметь: отмечать данные признаки у причастий, отличать причастия от прилагательных
16
Сочинение по картине К.С.Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»
1
развития речи
знать: принципы написания текстов-описаний
уметь: составлять тексты-описания по картине
17-18
Признаки глагола у причастий
2
комбинированный
знать: признаки глаголов у причастий
уметь: отмечать данные признаки у причастий, отличать причастия от глаголов
19-21
Причастный оборот
3
объяснения нового материала
проверочная работа, тест
знать: понятие причастного оборота, правило постановки запятой при причастном обороте
уметь: определять границы причастных оборотов, правильно ставить знаки препинания при причастном обороте
22-23
Правописание НЕ с причастиями
2
комбинированный
проверочная работа
знать: правило написания НЕ с причастиями
уметь: применять полученные знания на практике
24, 32
Описание общего вида местности.
2
развития речи
сочинение
знать: композицию текстов-описания местности
уметь: составлять тексты-описания местности
25-26
Действительные и страдательные причастия
2
объяснения нового материала
тест
знать: отличие действительных причастий от страдательных
уметь: различать действительные и страдательные причастия
27-28
Образование и правописание действительных причастий настоящего времени
2
комбинированные
самостоятельная работа
знать: способ образования причастий, правописание гласной в суффиксах причастий
уметь: образовывать действительные причастия настоящего времени, правильно писать гласную в суффиксе причастия
29-30
Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени
2
комбинированные
проверочная работа
знать: способы образования страдательных причастий настоящего времени, правописание гласных в суффиксах причастий
уметь: образовывать причастия. правильно выбирать гласную в суффиксе страдательного причастия
31,33
Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени
2
комбинированные
самост. работа
знать: способы образования причастий прошедшего времени, правописание гласных перед суффиксами прошедшего времени
уметь: образовывать причастия прошедшего времени, правильно выбирать гласную перед суффиксами пршедшего времени
34-35
Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени
2
комбинированные
тест
36-38
Правописание гласных перед НН и Н в причастиях
3
комбинированные
проверочная работа
знать: условия выбора гласной перед Н и НН в суффиксах страдательных причастий
уметь: правильно осуществлять выбор гласной
39,41
Краткие причастия
2
комбинированные
проверочная работа
знать: особенности склонения и синтаксическую функцию кратких причастий
уметь: образовывать краткую форму причастий
40,48
Описание действий
2
развития речи
сочинение
знать: особенности композиции текстов-описаний действия
уметь: составлять текст-описание действия
42-44
Правописание НН в причастиях
3
объяснения нового материала
тест
знать: условия выбора Н и НН в суффиксах страдательных причастий
уметь: правильно писать Н и НН в причастиях
45-46
Повторение изученного в разделе «Причастие»
2
повторения и закрепления материала
проверочная работа
знать: основные правила написания причастий
уметь: применять полученные знания на письме
47
Диктант по теме «Причастие»
1
контрольный
49
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.
1
повторения
тест
50-51
Понятие о деепричастии.
2
объяснения нового материала
самостоятельная работа
знать: понятие о деепричастии
уметь: отличать деепричастия от наречий и глаголов
52-53
Признаки глагола и наречия у деепричастий.
2
комбинированный
проверочная работа
знать: признаки глаголов и наречий у деепричастий
уметь: находить признаки глаголов и наречий у деепричастий
54
Деепричастный оборот.
1
комбинированный
знать: понятие деепричастного оборота, правила постановки запятой при деепричастии и деепричастном обороте
уметь: находить границы деепричастного оборота, ставить знаки препинания при деепричастном обороте
55,57
Словообразование деепричастий.
2
комбинированный
знать: способы образования деепричастий
уметь: образовывать деепричастия
56
Композиция полного рассуждения. Олицетворение.
1
развития речи
знать: композицию полного рассуждения, понятие олицетворения
уметь: находить олицетворения в тексте, составлять текст-рассуждение
58
Повторение изученного в разделе «Деепричастие».
1
повторения и закрепления материала
тест
знать: основные правила написания и постановки знаков препинания при деепричастиях
уметь: использовать полученные знания на практике
59
Диктант по теме «Деепричастие»
1
контрольный
диктант
60
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.
1
повторения
61
Переход из одних самостоятельных частей речи в другие.
1
объяснения нового материала
знать: о морфологическом способе образования слов
уметь: различать омонимичные части речи
62
Понятие о служебных частях речи
1
повторения
знать: отличие служебных частей речи от самостоятельных
уметь: различать служебные и самостоятельные части речи
63
Понятие о предлоге
1
комбинированный
знать: определение предлога, роль предлога в предложении, виды предлогов, правописание предлогов;
уметь: отличать предлоги от омонимичных частей речи,
определять вид предлога, правильно писать предлоги
64, 72
Рассказ на основе услышанного.
2
развития речи
знать: особенности композиции текста-повествования
уметь: составлять текст-повествование
65-69
Правописание предлогов
5
объяснения нового материала
70-71
Повторение изученного в разделе «Предлог»
2
повторения и закрепления материала
проверочная работа
знать: определение предлога, роль предлога в предложении, виды предлогов, правописание предлогов;
уметь: отличать предлоги от омонимичных частей речи,
определять вид предлога, правильно писать предлоги
73
Диктант по теме «Предлог»
1
контрольный
74
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.
1
повторения
тест
75
Понятие о союзе
1
комбинированный
знать: определение союза, роль союза в предложении, виды союзов
уметь: определять вид союза, правильно ставить знаки препинания в предложениях с союзами
76-77
Сочинительные союзы
2
комбинированный
78-79
Подчинительные союзы
2
комбинированный
проверочная работа
80
Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Союз.
1
развития речи
81-82
Правописание союзов тоже, также, зато и др.
2
комбинированный
знать: правила написания союзов
уметь: использовать полученные знания на практике
83-84
Повторение изученного в разделе «Союз»
2
повторения и закрепления
85
Контрольная работа по теме «Союз»
1
контрольный
тест
знать: правила написания союзов
уметь: использовать полученные знания на практике
86-87,89-90
Понятие о частице
4
объяснения нового материала
знать: определение частицы
уметь: отличать частицы от омонимичных частей речи
88,96
Рассказ на основе услышанного. Изложение «Белая тронулась!»
2
развития речи
знать: особенности композиции рассказа на основе услышанного
уметь: писать подробное изложение
91-95
Значения частиц
5
комбинированные
проверочная работа, тест
знать: значения частей, отличие частиц НЕ и НИ, условия выбора частиц Не и НИ
уметь: отличать частицы от омонимичных частей речи, определять значения частиц, определять условия выбора частиц Не и НИ
97-100
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ
4
комбинированные
тест
101-102
Повторение изученного в разделе «Частица»
2
повторения и закрепления
проверочная работа
103
Диктант по теме «Служебные части речи»
1
контрольный
104
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
1
105
Рассказ на основе услышанного. Сочинение «Слушая музыку Вивальди»
1
развития речи
сочинение
знать: композицию текста-повествования
уметь: составлять текст на основе услышанного
106-108
Понятие о междометии
3
объяснения нового материала
знать: определение междометия, отличие междометия от омонимичных частей речи, правила написания и постановки знаков препинания при междометиях
уметь: отличать междометия от омонимичных частей речи, правильно ставить знаки препинания при междометиях
109-120
Повторение изученного в 5-7 классах.
12
повторения и закрепления
проверочные работы
знать: основные понятия по морфологии, словообразованию, культуре речи, морфемике, орфографии и пунктуации
уметь: определять принадлежность слова к части речи, способы образования той или иной части речи, правильно осуществлять условия выбора буквы или постановки знаков препинания
121-125
Повторение изученного по пунктуации
5
повторения и закрепления
тест
126
Итоговый диктант
1
контрольный
диктант
127
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
1
повторения и закрепления
128
Выборочное изложение
1
развития речи
129
Сочетание разных типов речи в одном тексте. Киносценарий.
1
130-131
Отзыв о книге
2
развития речи
132-133
Повторение. Изложение «Купание Егорушки»
2
развития речи
повторения
знать: алгоритм работы над изложением
уметь: писать подробные изложения
134-135
Характеристика литературного героя
2
развития речи
знать: композицию характеристики героя
уметь: давать характеристику героя
136
Публицистический стиль.
1
развития речи
знать: характерные особенности публицистического стиля, жанры и его сферу использования
уметь: определять принадлежность текста к тому или иному стилю
137
Интервью-жанр публицистики
1
развития речи
знать: особенности жанра интервью
уметь: составлять тексты-интервью
138-140
Повторение изученного по развитию речи.
3
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Содержание учебного материала
Требования к уровню подготовки учащихся
Перечень контрольных мероприятий
Введение. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5-6 классах.
умения и навыки:
производить различные виды разборов (фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный);
видеть орфограммы в различных морфемах;
применять орфографические правила в различных морфемах и частях речи;
анализировать предложение с точки зрения его строения, осложнения;
видеть пунктограмму и правильно ставить знаки препинания внутри простого предложения
диктант по теме «Повторение»
Морфология.
Причастие. Понятие о причастии, признаки прилагательного и глагола у причастий. Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот. Словообразование причастий.
Правописание причастий. Знаки препинания при причастном обороте.
умения и навыки:
аргументировано доказывать принадлежность слова к причастиям по совокупности признаков;
согласовывать причастия с определяемыми словами;
соблюдать нормы порядка слов в предложении с причастными оборотами и в причастном обороте;
употреблять причастия и причастные обороты в собственной речи
диктант по теме «Причастие»
Деепричастие. Понятие о деепричастии. Признаки глагола и наречия у деепричастий. Деепричастный оборот. Словообразование деепричастий. Правописание деепричастий. Знаки препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах.
умения и навыки:
аргументировано доказывать принадлежность слова к деепричастиям;
соотносить деепричастие с подлежащим в предложении; использовать деепричастия и деепричастные обороты как синонимы к глаголам-сказуемым и к придаточным предложениям.
диктант по теме «Деепричастие»
Служебные части речи. Предлог.
Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи. Разряды предлогов по значению: пространственные, целевые, временные, причинные и др. Многозначность предлогов. Группы предлогов по происхождению: производные и непроизводные.
Переход других частей речи в предлоги ( в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.).
Правописание предлогов.
умения и навыки:
определять по совокупности признаков предлоги и отличать их от самостоятельных частей речи;
употреблять предлоги с нужным падежом в зависимости от главного слова словосочетания;
правильно строить словосочетания с предлогами благодаря, согласно, вопреки;
употреблять предлоги в предложениях с однородными членами;
пользоваться в деловом и разговорном стилях разными предлогами.
диктант по теме «Предлог»
Союз.
Понятие о союзе. Назначение союзов в речи. Употребление союзов в предложениях с однородными членами, в сложных предложениях и для связи частей текста.
Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы, их группы по значению. Правописание союзов. Запятая в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях.
умения и навыки:
отличать союзы от других частей речи по совокупности признаков;
выбирать союз в соответствии с его назначением и стилистическими особенностями;
пользоваться повтором союза в целях усиления выразительности речи
контрольная работа по теме «Союз»
Частица.
Понятие о частицах. Значение частиц.
Правописание НЕ и НИ с различными частями речи (обобщение).
умения и навыки:
отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков;
определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки;
употреблять частицы для выражения смысловых оттенков;
использовать частицы для связи частей текста
контрольный диктант по теме «Служебные части речи»
Междометие.
Понятие о междометиях и звукоподражаниях.
Значение междометий в речи. Признаки междометий. Знаки препинания при междометиях.
умения и навыки:
отличать междометия от других частей речи;
использовать междометия в разговорной речи
Развитие речи.
Описание местности, действий.
Рассказ на основе услышанного. Характеристика литературного героя. Отзыв о книге. Морфологические средства связи предложений в тексте. Выразительные средства языка.
умения и навыки:
составлять тексты различных типов и стилей речи,
делить текст на микротексты и определять микротемы;
сочинения, изложения
Систематизация и обобщение изученного в 5-7 классах.
итоговый диктант
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание учебного материала
Количество часов
Введение. Русский язык как развивающееся явление
1
Повторение изученного в 5-6 классах
8
Причастие
34
Деепричастие
10
Переход из одних самостоятельных частей речи в другие
1
Понятие о служебных частях речи
1
Предлог
10
Союз
10
Частица
17
Междометие
4
Повторение
19
Развитие речи
25
Литература и средства обучения
Основная литература:
-
В.В.Бабайцева, Д.Чеснокова. Русский язык: Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2013
-
Русский язык. Практика. 7 класс. / под ред. С.Н.Пименовой- М.: Дрофа, 2014.
-
Е.И.Никитина. Русская речь. 7 класс. - М., Дрофа, 2014
-
Бабайцева В.В. Программа для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка. 5-9 классы. / / Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык: 5 - 9 кл., 10 - 11 кл. Автор - составитель Харитонова Е.И. - М.: Дрофа, 2010. - 224 с.
-
Примерная программа основного общего образования по русскому языку. - М.: Просвещение, 2010. - 112 с.
Дополнительная литература:
-
Программно - методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сост. Л.М.Рыбченкова - М.: Дрофа, 2009
-
Поурочное планирование: К учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»: 5-9 кл. / А.Ю.Купалова, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Ю.С.Пичугов. - М.: Дрофа, 2009.
-
Методические рекомендации к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 7 кл. / Под ред. С.Н.Пименовой. - М.: Дрофа, 2009.
-
Бабайцева В.В, Беднарская Л.Д. Русский язык. Сборник заданий. 6 - 7 классы. - М.: Дрофа, 2010.
-
Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс. - М.: Просвещение, 2012.
-
Капинос В.И., Пильгун М.А., Пучкова Л.И., Татур А.О. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 7 класс. - М.: Интеллект - Центр, 2011.
-
fcior.edu.ru/
-
ru.wikipedia.org
-
school-collection.edu.ru
-
language.edu.ru
-
school.edu.ru
-
edu.ru
-
fipi.ru
-
litera.ru
-
gramota.ru
-
obr.1c.