Рабочая программа по русскому языку (7 класс) по программе В. В. Бабайцевой

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»



Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом

Утверждена приказом № от 28.08.2015г.

Протокол №1 от 28.08.2015г.





Рабочая программа

по русскому языку

для 7 Б класса

на 2015-2016 учебный год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по русскому языку в 7 классе.

Цели обучения русскому языку :


  1. формирование у обучающихся на базе ус­воения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться богаты­ми ресурсами родного языка в своей речевой прак­тике;

  2. воспитание бережного отношения к языку и речи, стремления к самосовершенствованию в об­ласти языковой подготовки и культуры речевого общения;

  3. совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  4. освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета

  5. формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию

Задачи курса русского языка:

  1. дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

  2. развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формирование и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

  3. формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;

  4. формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;

  5. формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.


  1. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа составлена на основании:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29.12. 2012. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)

  • «Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089.

  • Учебного плана МАОУ СОШ №11 на 2015-2016 учебный год (утвержден приказом № от

3. Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания (в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской).

Рабочая учебная программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к УМК для 5-9 классов, опубликованной в сборнике Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 - 9 кл., 10-11 кл./ сост. Е. И. Харитонова - М.: Дрофа, 2008. Авторы программы В. В. Бабайцева, А. Ю. Купалова, Е. И. Никитина, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Л. Д. Чеснокова)

Принцип построения программы линейный.

4. Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.

Выбор программы объясняется общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Для этого в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией В.В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой.

5. Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.

Основная часть теоретических сведений, представленных в данной программе, освещается традиционно. Однако имеются и некоторые особенности.

  1. Части речи выделяются с учетом четырех признаков. Новым является морфемный признак, который дополняет три традиционных (общее грамматическое значение, морфологические категории и синтаксические функции). Этот признак способствует эффективному формированию правописных навыков, орфографической зоркости учащихся.

  2. При рассмотрении причастия и деепричастия, которые выделены в учебнике как самостоятельные части речи, закономерно обраще­ние к глаголу и имени прилагательному, глаголу и наречию.

  3. Работа по развитию речи осуществляется совместно с изучением частей речи, орфографии и пунктуации.

6. Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Русский язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения

человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим программа под редакцией В.В.Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

7. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.;

В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №11 на 2015 - 2016 учебный год и годовым календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 140 (115+25) учебных часов, т.е. 4 часов в неделю, в том числе для проведения контрольных уроков предусмотрено 7 часов, для написания изложений и сочинений - 7 часов.


8. Формы организации образовательного процесса.

Организация образовательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикум.


9.Технологии обучения.

  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.

  • Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей.

  • Информационно-коммуникационные технологии.

  • Здоровьесберегающие технологии.

10. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Современные образовательные технологии обеспечивают включение в образовательный процесс специально организованной деятельности учащихся. Среди образовательных (учебно-познавательных) компетенций одной из главных является деятельностная компетенция, которая включает элементы логической, методологической учебной деятельности, целеполагание, планирование, анализ, рефлексию, самооценку, приемы решения учебно-познавательных проблем, функциональную грамотность. Уроки литературы в большей степени способствуют развитию коммуникативной, информационно-познавательной компетентности. Основными видами деятельности на уроках являются: выделение главной мысли текста. Работа с текстом строится на интерпретации, алгоритмизации, презентации. В процессе овладения диалогом, монологом развиваются умения слышать, понимать собеседника, строить умозаключения, доказывать мысль.

11. Виды и формы контроля (согласно уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения).

В планировании предусмотрены и разнообразные виды и формы контроля.

Виды контроля: текущий контроль и промежуточный контроль.

Формы контроля:

  • устный и письменный опрос учащихся;

  • тесты;

  • контрольные работы;

  • наблюдение, беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • практикум;

  • тесты;

  • комплексный анализ текста;

  • устные рассказы на лингвистические темы;

  • сочинения;

  • изложения;


  • диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями).

12.Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленным федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения.

Личностными результатами освоения программы являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы являются:

1) владение различными видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения

• владение разными видами чтения текстов разных стилей;

•владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

• владение монологом и диалогом;

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  3. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  4. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  5. проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения;

  6. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  7. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

13. Информация об используемом УМК:

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта под редакцией В.В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой:

  • Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова

  • Русский язык. Практика.7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под редакцией под ред. С.Н.Пименовой.

  • Русская речь. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /

Е. И. Никитина
























ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Реализация программы под редакцией В.В.Бабайцевой предъявляет к учащимся следующие требования:

знать: определения основных изученных в 7 классе частей речи, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил; морфологические признаки причастий, деепричастий, союзов, предлогов, частиц и междометий; правила правописания этих частей речи; способы образования причастий и деепричастий, союзов и предлогов;

особенности строения текстов разных типов;

уметь: различать прилагательные и причастия, глаголы и деепричастия; пользоваться деепричастиями, деепричастными оборотами и служебными частями речи в соответствии с закреплёнными в языке этическими нормами; производить морфологический, морфемный, словообразовательный и синтаксический разборы, правильно определять омонимичные части речи и их синтаксическую функцию;

понимать: синтаксическую и стилистическую роль изученных частей речи;

владеть: навыками употребления изученных частей речи при составлении связанного текста, для связи предложений и частей целого текста;

применять: полученные орфографические, пунктуационные знания на практике, строить связанные тексты различных типов речи с учётом морфологических, синтаксических и орфоэпических особенностей изученных частей речи.



Приложение



Календарно-тематическое планирование учебного материала на 2015-2016 учебный год



Предмет: русский язык


Класс: 7


Учитель: ………


Количество часов в год - 140


Количество уроков в неделю - 4


Программа (гос., авт., кто автор) под ред. В.В.Бабайцевой


УМК: В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы

Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н.Пименовой

Е.И.Никитина. Русская речь. 7 класс.









№ урока

Содержание учебного материала

Кол-во

часов

Тип урока

Виды и формы

контроля

Требования

к уровню подготовки обучающихся

Дата проведения


план

факт

1

Введение. Русский язык как развивающееся явление.

1

объяснения нового материала


знать:орусском языке как развивающемся явлении;

уметь: объяснять процессы, происходящие в языке



2-7

Повторение изученного в 5-6 классах.

6


повторения


тест, проверочная работа

знать: основные сведения по орфографии, лексике. фонетике и морфологии, изучаемые в 5-6 классах

уметь: применять изученные правила на практике



8

Повторение. Что такое текст?

1

повторения

развития речи


знать: основные признаки текста, понятие микротекста и микротемы

уметь: составлять тексты



9

Диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»

1

контрольный


знать: основные орфографические и пунктуационные правила

уметь: применять их на практике



10

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1

повторения




11-13

Понятие о причастии.

3

объяснения нового материала

тест

проверочная работа

знать: определение причастия

уметь: доказывать принадлежность слова к причастию, отличать причастия от прилагательных и глаголов



14-15

Признаки прилагательного у причастия.

2

комбинированный


знать: признаки прилагательного у причастий

уметь: отмечать данные признаки у причастий, отличать причастия от прилагательных



16

Сочинение по картине К.С.Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»

1

развития речи


знать: принципы написания текстов-описаний

уметь: составлять тексты-описания по картине




17-18

Признаки глагола у причастий

2

комбинированный


знать: признаки глаголов у причастий

уметь: отмечать данные признаки у причастий, отличать причастия от глаголов



19-21

Причастный оборот

3

объяснения нового материала

проверочная работа, тест

знать: понятие причастного оборота, правило постановки запятой при причастном обороте

уметь: определять границы причастных оборотов, правильно ставить знаки препинания при причастном обороте



22-23

Правописание НЕ с причастиями

2

комбинированный

проверочная работа

знать: правило написания НЕ с причастиями

уметь: применять полученные знания на практике



24, 32

Описание общего вида местности.

2

развития речи

сочинение

знать: композицию текстов-описания местности

уметь: составлять тексты-описания местности



25-26

Действительные и страдательные причастия

2

объяснения нового материала

тест

знать: отличие действительных причастий от страдательных

уметь: различать действительные и страдательные причастия



27-28

Образование и правописание действительных причастий настоящего времени

2

комбинированные

самостоятельная работа

знать: способ образования причастий, правописание гласной в суффиксах причастий

уметь: образовывать действительные причастия настоящего времени, правильно писать гласную в суффиксе причастия




29-30

Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени

2

комбинированные

проверочная работа

знать: способы образования страдательных причастий настоящего времени, правописание гласных в суффиксах причастий

уметь: образовывать причастия. правильно выбирать гласную в суффиксе страдательного причастия



31,33

Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени

2

комбинированные

самост. работа

знать: способы образования причастий прошедшего времени, правописание гласных перед суффиксами прошедшего времени

уметь: образовывать причастия прошедшего времени, правильно выбирать гласную перед суффиксами пршедшего времени




34-35

Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени

2

комбинированные

тест




36-38

Правописание гласных перед НН и Н в причастиях

3

комбинированные

проверочная работа

знать: условия выбора гласной перед Н и НН в суффиксах страдательных причастий

уметь: правильно осуществлять выбор гласной



39,41

Краткие причастия

2

комбинированные

проверочная работа

знать: особенности склонения и синтаксическую функцию кратких причастий

уметь: образовывать краткую форму причастий



40,48

Описание действий

2

развития речи

сочинение

знать: особенности композиции текстов-описаний действия

уметь: составлять текст-описание действия



42-44

Правописание НН в причастиях

3

объяснения нового материала

тест

знать: условия выбора Н и НН в суффиксах страдательных причастий

уметь: правильно писать Н и НН в причастиях



45-46

Повторение изученного в разделе «Причастие»

2

повторения и закрепления материала

проверочная работа

знать: основные правила написания причастий

уметь: применять полученные знания на письме



47

Диктант по теме «Причастие»

1

контрольный




49

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1

повторения

тест



50-51

Понятие о деепричастии.

2

объяснения нового материала

самостоятельная работа

знать: понятие о деепричастии

уметь: отличать деепричастия от наречий и глаголов



52-53

Признаки глагола и наречия у деепричастий.

2

комбинированный

проверочная работа

знать: признаки глаголов и наречий у деепричастий

уметь: находить признаки глаголов и наречий у деепричастий



54

Деепричастный оборот.

1

комбинированный


знать: понятие деепричастного оборота, правила постановки запятой при деепричастии и деепричастном обороте

уметь: находить границы деепричастного оборота, ставить знаки препинания при деепричастном обороте



55,57

Словообразование деепричастий.

2

комбинированный


знать: способы образования деепричастий

уметь: образовывать деепричастия



56

Композиция полного рассуждения. Олицетворение.

1

развития речи


знать: композицию полного рассуждения, понятие олицетворения

уметь: находить олицетворения в тексте, составлять текст-рассуждение



58

Повторение изученного в разделе «Деепричастие».

1

повторения и закрепления материала

тест

знать: основные правила написания и постановки знаков препинания при деепричастиях

уметь: использовать полученные знания на практике



59

Диктант по теме «Деепричастие»

1

контрольный

диктант



60

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1

повторения




61

Переход из одних самостоятельных частей речи в другие.

1

объяснения нового материала


знать: о морфологическом способе образования слов

уметь: различать омонимичные части речи



62

Понятие о служебных частях речи

1

повторения


знать: отличие служебных частей речи от самостоятельных

уметь: различать служебные и самостоятельные части речи



63

Понятие о предлоге

1

комбинированный


знать: определение предлога, роль предлога в предложении, виды предлогов, правописание предлогов;

уметь: отличать предлоги от омонимичных частей речи,

определять вид предлога, правильно писать предлоги



64, 72

Рассказ на основе услышанного.

2

развития речи


знать: особенности композиции текста-повествования

уметь: составлять текст-повествование



65-69

Правописание предлогов

5

объяснения нового материала





70-71

Повторение изученного в разделе «Предлог»

2

повторения и закрепления материала

проверочная работа

знать: определение предлога, роль предлога в предложении, виды предлогов, правописание предлогов;

уметь: отличать предлоги от омонимичных частей речи,

определять вид предлога, правильно писать предлоги



73

Диктант по теме «Предлог»

1

контрольный




74

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1

повторения

тест



75

Понятие о союзе

1

комбинированный


знать: определение союза, роль союза в предложении, виды союзов

уметь: определять вид союза, правильно ставить знаки препинания в предложениях с союзами




76-77

Сочинительные союзы

2

комбинированный




78-79

Подчинительные союзы


2

комбинированный

проверочная работа



80

Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Союз.

1

развития речи




81-82

Правописание союзов тоже, также, зато и др.

2

комбинированный


знать: правила написания союзов

уметь: использовать полученные знания на практике



83-84

Повторение изученного в разделе «Союз»

2

повторения и закрепления




85

Контрольная работа по теме «Союз»

1

контрольный

тест

знать: правила написания союзов

уметь: использовать полученные знания на практике



86-87,89-90

Понятие о частице



4

объяснения нового материала


знать: определение частицы

уметь: отличать частицы от омонимичных частей речи



88,96

Рассказ на основе услышанного. Изложение «Белая тронулась!»

2

развития речи


знать: особенности композиции рассказа на основе услышанного

уметь: писать подробное изложение



91-95

Значения частиц

5

комбинированные

проверочная работа, тест

знать: значения частей, отличие частиц НЕ и НИ, условия выбора частиц Не и НИ

уметь: отличать частицы от омонимичных частей речи, определять значения частиц, определять условия выбора частиц Не и НИ



97-100

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ


4

комбинированные

тест



101-102

Повторение изученного в разделе «Частица»

2

повторения и закрепления

проверочная работа



103

Диктант по теме «Служебные части речи»

1

контрольный





104

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1






105

Рассказ на основе услышанного. Сочинение «Слушая музыку Вивальди»

1

развития речи

сочинение

знать: композицию текста-повествования

уметь: составлять текст на основе услышанного



106-108

Понятие о междометии

3

объяснения нового материала


знать: определение междометия, отличие междометия от омонимичных частей речи, правила написания и постановки знаков препинания при междометиях

уметь: отличать междометия от омонимичных частей речи, правильно ставить знаки препинания при междометиях



109-120

Повторение изученного в 5-7 классах.

12

повторения и закрепления

проверочные работы

знать: основные понятия по морфологии, словообразованию, культуре речи, морфемике, орфографии и пунктуации

уметь: определять принадлежность слова к части речи, способы образования той или иной части речи, правильно осуществлять условия выбора буквы или постановки знаков препинания



121-125

Повторение изученного по пунктуации

5

повторения и закрепления

тест




126

Итоговый диктант

1

контрольный

диктант



127

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

повторения и закрепления




128

Выборочное изложение

1

развития речи





129

Сочетание разных типов речи в одном тексте. Киносценарий.

1






130-131

Отзыв о книге

2

развития речи





132-133

Повторение. Изложение «Купание Егорушки»

2

развития речи

повторения


знать: алгоритм работы над изложением

уметь: писать подробные изложения



134-135

Характеристика литературного героя

2

развития речи


знать: композицию характеристики героя

уметь: давать характеристику героя



136

Публицистический стиль.

1

развития речи


знать: характерные особенности публицистического стиля, жанры и его сферу использования

уметь: определять принадлежность текста к тому или иному стилю



137

Интервью-жанр публицистики

1

развития речи


знать: особенности жанра интервью

уметь: составлять тексты-интервью



138-140

Повторение изученного по развитию речи.

3






* Курсивом обозначены уроки развития речи












СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ



Содержание учебного материала


Требования к уровню подготовки учащихся


Перечень контрольных мероприятий

Введение. Русский язык как развивающееся явление



Повторение изученного в 5-6 классах.

умения и навыки:

производить различные виды разборов (фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный);

видеть орфограммы в различных морфемах;

применять орфографические правила в различных морфемах и частях речи;

анализировать предложение с точки зрения его строения, осложнения;

видеть пунктограмму и правильно ставить знаки препинания внутри простого предложения

диктант по теме «Повторение»

Морфология.

Причастие. Понятие о причастии, признаки прилагательного и глагола у причастий. Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот. Словообразование причастий.

Правописание причастий. Знаки препинания при причастном обороте.

умения и навыки:

аргументировано доказывать принадлежность слова к причастиям по совокупности признаков;

согласовывать причастия с определяемыми словами;

соблюдать нормы порядка слов в предложении с причастными оборотами и в причастном обороте;

употреблять причастия и причастные обороты в собственной речи

диктант по теме «Причастие»

Деепричастие. Понятие о деепричастии. Признаки глагола и наречия у деепричастий. Деепричастный оборот. Словообразование деепричастий. Правописание деепричастий. Знаки препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах.

умения и навыки:

аргументировано доказывать принадлежность слова к деепричастиям;

соотносить деепричастие с подлежащим в предложении; использовать деепричастия и деепричастные обороты как синонимы к глаголам-сказуемым и к придаточным предложениям.

диктант по теме «Деепричастие»

Служебные части речи. Предлог.

Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи. Разряды предлогов по значению: пространственные, целевые, временные, причинные и др. Многозначность предлогов. Группы предлогов по происхождению: производные и непроизводные.

Переход других частей речи в предлоги ( в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.).

Правописание предлогов.

умения и навыки:

определять по совокупности признаков предлоги и отличать их от самостоятельных частей речи;

употреблять предлоги с нужным падежом в зависимости от главного слова словосочетания;

правильно строить словосочетания с предлогами благодаря, согласно, вопреки;

употреблять предлоги в предложениях с однородными членами;

пользоваться в деловом и разговорном стилях разными предлогами.

диктант по теме «Предлог»

Союз.

Понятие о союзе. Назначение союзов в речи. Употребление союзов в предложениях с однородными членами, в сложных предложениях и для связи частей текста.

Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы, их группы по значению. Правописание союзов. Запятая в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях.

умения и навыки:

отличать союзы от других частей речи по совокупности признаков;

выбирать союз в соответствии с его назначением и стилистическими особенностями;

пользоваться повтором союза в целях усиления выразительности речи

контрольная работа по теме «Союз»

Частица.

Понятие о частицах. Значение частиц.

Правописание НЕ и НИ с различными частями речи (обобщение).

умения и навыки:

отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков;

определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки;

употреблять частицы для выражения смысловых оттенков;

использовать частицы для связи частей текста

контрольный диктант по теме «Служебные части речи»

Междометие.

Понятие о междометиях и звукоподражаниях.

Значение междометий в речи. Признаки междометий. Знаки препинания при междометиях.

умения и навыки:

отличать междометия от других частей речи;

использовать междометия в разговорной речи


Развитие речи.

Описание местности, действий.

Рассказ на основе услышанного. Характеристика литературного героя. Отзыв о книге. Морфологические средства связи предложений в тексте. Выразительные средства языка.

умения и навыки:

составлять тексты различных типов и стилей речи,

делить текст на микротексты и определять микротемы;


сочинения, изложения

Систематизация и обобщение изученного в 5-7 классах.


итоговый диктант

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание учебного материала

Количество часов

Введение. Русский язык как развивающееся явление

1

Повторение изученного в 5-6 классах

8

Причастие

34

Деепричастие

10

Переход из одних самостоятельных частей речи в другие

1

Понятие о служебных частях речи

1

Предлог

10

Союз

10

Частица

17

Междометие

4

Повторение

19

Развитие речи

25









Литература и средства обучения

Основная литература:

  1. В.В.Бабайцева, Д.Чеснокова. Русский язык: Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2013

  2. Русский язык. Практика. 7 класс. / под ред. С.Н.Пименовой- М.: Дрофа, 2014.

  3. Е.И.Никитина. Русская речь. 7 класс. - М., Дрофа, 2014

  4. Бабайцева В.В. Программа для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка. 5-9 классы. / / Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык: 5 - 9 кл., 10 - 11 кл. Автор - составитель Харитонова Е.И. - М.: Дрофа, 2010. - 224 с.

  5. Примерная программа основного общего образования по русскому языку. - М.: Просвещение, 2010. - 112 с.

Дополнительная литература:

  1. Программно - методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сост. Л.М.Рыбченкова - М.: Дрофа, 2009

  2. Поурочное планирование: К учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»: 5-9 кл. / А.Ю.Купалова, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Ю.С.Пичугов. - М.: Дрофа, 2009.

  3. Методические рекомендации к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 7 кл. / Под ред. С.Н.Пименовой. - М.: Дрофа, 2009.

  4. Бабайцева В.В, Беднарская Л.Д. Русский язык. Сборник заданий. 6 - 7 классы. - М.: Дрофа, 2010.

  5. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс. - М.: Просвещение, 2012.

  6. Капинос В.И., Пильгун М.А., Пучкова Л.И., Татур А.О. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 7 класс. - М.: Интеллект - Центр, 2011.

  1. fcior.edu.ru/

  2. ru.wikipedia.org

  3. school-collection.edu.ru

  4. language.edu.ru

  5. school.edu.ru

  6. edu.ru

  7. fipi.ru

  8. litera.ru

  9. gramota.ru

  10. obr.1c.



© 2010-2022