Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование

(10 класс)

урока

п/п

урока

по теме

тема урока

требования к уровню подготовки

обучающихся

Дата проведения

дата

(план)

дата

(факт)

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Литературные направления (2 ч.)

1

1

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.

Знать основные темы и проблемы русской литературы 19 века, основные произведения писателей русской литературы первой половины 19 века.

Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы 19 века с мировой культурой, определять принадлежность отдельных произведений к литературным направлениям.

Уметь составлять тезисный план или конспект лекции.

2

2

Россия первой половины XIX в. Литературные направления. Демократизация русской литературы.

Знать основные закономерности историко-литературного процесса; сведения о пушкинском и гоголевском периодах его развития.

Уметь составлять тезисный план или конспект лекции.

Литература первой половины XIX века (21 ч.)

3

1

А. С. П у ш к и н. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина. Становление литературного языка.

Знать о художественных открытиях Пушкина.

Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину.

Уметь выразительно читать стихотворения;

Выступать с сообщениями на литературную тему.

4

2

Романтическая лирика А. С. Пушкина.

«Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление.

Знать о художественных открытиях Пушкина.

Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину

5

3

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.

«Поэт», «Поэту, «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»

Знать о художественных открытиях Пушкина.

Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину

6

4

Эволюция темы свободы в лирике А. С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти». Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор.

Знать о художественных открытиях Пушкина.

Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их.

Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках

7

5

Философская лирика А. С. Пушкина. Тема смысла жизни и тайны смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Вновь я посетил...».

Знать о художественных открытиях Пушкина.

Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину

Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках

8

6

Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». «Великое» и «малое» в поэме. Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник».

Знать основные образы поэмы, своеобразие жанра и композиции.

Уметь раскрывать конфликт личности и государства, изображённый в поэме через образ стихии, образы Евгения и Петра I.

Уметь анализировать, выявляя способы выражения авторской позиции.

9-10

7-8

Р/р Письменная работа по творчеству А. С. Пушкина.

Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи.

Владение навыками создания собственного текста и его редактирования

11

9

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. Своеобразие художественного мира поэта.

Знать основные темы и мотивы в творчестве Лермонтова и уметь их раскрывать.

Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину, подчёркивая развитие в его творчестве пушкинских традиций. Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках

12

10

Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»).

Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, сравнивать художественные произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения; находить нужную информацию в источниках разного типа, систематизировать её и выступать с сообщением на заданную тему.

13

11

Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон», «Завещание»

Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, сравнивать художественные произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения

14

12

Философские мотивы лирики Лермонтова . «Как часто, пестрою толпою окружен...». «Выхожу один я на дорогу...»

Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, сравнивать художественные произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

15

13

Вн.чт. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. Анализ ст-й «Нищий», «Я не унижусь пред тобой…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…».

Знать основные положения пушкинской и лермонтовской концепции любви и их отражение в художественном творчестве поэтов.

16-17

14-15

Р/р Проверочная работа по лирике Лермонтова.

Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно.

Владение навыками создания собственного текста и его редактирования изложить в письменной речи.

18

16

Н. В. Г о г о л ь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сборник «Миргород»

Знать особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

Уметь анализировать прозаическое произведение. Свободная работа с текстом и дополнительной литературой.

19

17

«Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях». Образ Петербурга. Аналитический характер русской прозы.

Характерные черты образа Петербурга в произведениях Гоголя и Пушкина.

Уметь анализировать прозаическое произведение, интерпретировать текст, выявляя способы выражения авторской позиции.

20

18

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект». Обучение анализу эпизода

Уметь устно нарисовать картину Невского проспекта, анализировать и интерпретировать текст повести, выявляя способы выражения авторской позиции.

Знать структуру анализа эпизода

21

19

Вн.чт. Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

22-23

20-21

Р/р Проверочная работа по творчеству

Н. В. Гоголя

Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи.

Владение навыками создания собственного текста и его редактирования.

Литература второй половины XIX века (75 ч.)

24

1

Обзор русской литературы второй половины XIX века.

Знать о появлении «новой волны» в русском реализме, революционно-демократической критике, «эстетической критике»,религиозно-философской мысли 80-х - 90-х гг.

Уметь при помощи компьютера систематизировать и презентовать результаты познавательной деятельности.

Уметь составлять синхронную историко-культурную таблицу.

Поиск информации по заданной теме в различных источниках, использование мультимедийных ресурсов для систематизации информации.

25

2

И. А. Г о н ч а р о в. Жизнь и творчество. Роман «Обломов». Особенности композиции романа, проблематика.

Знать основные моменты биографии писателя, своеобразие художественного таланта писателя (запечатлеть историю человеческой души).

Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии.

Поиск нужной информации по теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.

26

3

Обломов - «коренной народный наш тип».

Уметь давать характеристику Обломову, видеть противоречивость его образа, роль детали в характеристике героя, роль главы «Сон Обломова» в раскрытии сути этого персонажа, идейного содержания романа.

Уметь развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства

27

4

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.

Уметь отбирать материал для сравнительного анализа, обращая внимание на сходство и различие персонажей романа.

28

5

Обломов и Штольц.

Знать характерные особенности героев романа, влияние среды на формирование уклада их жизни; способы выражения авторской позиции, позволяющие судить об отношении автора к героям.

Понимать, почему Обломов стал одним из типических героев русской литературы, как сочетается в данном образе общее и индивидуальное.

Уметь отбирать материал для сравнит. анализа, обращая внимание на сходство и различие персонажей романа.

29

6

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике.

Знать содержание статьи.

Уметь составлять план и конспект критической статьи.

Аргументировано отвечать на вопросы проблемного характера.

30

7

Очерки «Фрегат Паллада» (фрагменты).

Знать содержание произведения.

Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения.

31

8

Р/р Проверочная работа по творчеству

И.А.Гончарова

Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи.

Владение навыками создания собственного текста и его редактирования

32

9

А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. Формирование национального театра.

Знать основные моменты биографии писателя, сведения о его вкладе в развитие русского национального театра, о новаторстве Островского.

Уметь составлять тезисный план или конспект лекции; готовить сообщения об основных этапах биографии; устанавливать ассоциативные связи художественного текста с произведениями других видов искусства (театр, кино).

33-34

10-11

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.

Знать о самодурстве как социально-психологическом явлении.

Уметь характеризовать самодуров и их жертвы;

работая с текстом, анализировать сцены пьесы, объяснять их связь с проблематикой произведения; анализировать эпизод, выявляя способы выражения авторской позиции.

Уметь делать выписки из литературоведческих статей.

Уметь развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства, свободно работать с текстом, понимать его специфику.

35

12

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Нравственные устои и быт купечества.

Знать основные этапы развития внутреннего кон­фликта Катерины, мотивацию дейст­вующих лиц пьесы, участвующих в конфликте; как со­четаются в харак­тере главной ге­роини народно­поэтическое и ре­лигиозное; в чём заключается нрав­ственная проблематика «Грозы». Уметь сравнивать действующих лиц пьесы, отмечая их сходство и разли­чие; выразительно читать монологи и диалоги, инсцени­ровать эпизоды пьесы; аргументи­рованно отвечать на вопросы про­блемного характера.

Уметь составлять подробную характеристику образа Катерины, выявлять средства характеристики персонажа.

36

13

Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы.

Знать основные этапы развития внешнего конфлик­та «Грозы», моти­вацию действую­щих лиц пьесы, участвующих в конфликте; различ­ные сценические интерпретации ро­ли Катерины, срав­нивать и сопостав­лять их.

Уметь читать по ролям эпизоды пьесы; аргументи­рованно отвечать на вопросы проблем­ного характера; найти информацию в источниках раз­личного типа, систематизировать её и выступить с со­общением на за­данную тему.

37

14

Семейный и социаль­ный кон­фликт в драме «Гроза»

Знать основные этапы развития внутреннего конфлик­та «Грозы», моти­вацию действую­щих лиц пьесы, участвующих в конфликте.

38

15

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза».

Знать содержание критических статей Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева.

Уметь составлять план и конспект критической статьи; сопоставлять взгляды критиков, их оценку образа Катерины; аргумен­тированно отвечать на вопросы про­блемного характе­ра

39-40

16-17

Р/р Проверочная работа по творчеству А.Н.Островского

Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи.

Владение навыками создания собственного текста и его редактирования.

41

18

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе

Знать о личности и судьбе Тургенева, его творческих и этических принципах, о психологизме его произведений.

Уметь делать сообщения.

Уметь найти ин­формацию в источ­никах различного типа, систематизи­ровать её, выстро­ить зрительный ряд и выступить с со­общением на за­данную тему.

42

19

Расцвет русского романа. И. С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети». Русские дворяне Кирсановы.

Знать, как отражены в романе политическая борьба 60-х годов, положение пореформенной России; смысл названия, нравственную и философскую проблематику романа.

Поиск нужной информации по теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.

Свободная работа с текстом, понимание его специфики.

Знать историю соз­дания романа «От­цы и дети», прото­типы главных геро­ев произведения; в чём заключается своеобразие миро­воззрения, характе­ра и манеры пове­дения каждого из господ Кирсановых. Уметь отбирать материал для вы­борочного переска­за; осуществлять устное словесное рисование; выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи. Аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера.

43

20

Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя.

Уметь анализировать текст, видеть авторский замысел о Базарове как натуре могучей, но ограниченной естественнонаучными рамками. Знать, в чём заключается сила и слабость нигилизма Базарова.

Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Уметь отбирать материал для вы­борочного переска­за; аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера. Выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи.

44

21

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

Уметь выявлять общественные, культурные, духовные ориентиры «отцов» и «детей», выполняя проблемные задания по тексту; представлять и защищать свою позицию.

Поиск нужной информации по заданной теме в различных источниках, владение основными видами публичных выступлений. Уметь сравнивать героев-антагонистов.

45

22

«Накипь нигилизма» в романе «Отцы и дети».

Уметь анализировать текст.

Уметь отбирать материал для вы­борочного и кратко­го пересказов; ар­гументированно отвечать на вопросы проблемного характера.

46

23

Любовь в романе «Отцы и дети».

Уметь отбирать материал для вы­борочного и кратко­го пересказов; ар­гументированно отвечать на вопро­сы проблемного характера.

Знать, как развиваются отношения Базарова с мнимыми последователями, почему герой обречён на трагическое одиночество.

Знать, как герои проходят испытание любовью, какую роль данное испытание в их судьбе.

Уметь отбирать материал для вы­борочного и кратко­го пересказов; ар­гументированно отвечать на вопросы проблемного характера.

47

24

Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа. Подготовка к домашнему сочинению

Знать, какую роль в произведении Тургенев отводит испытанию смер­тью, в чём заклю­чается смысл фи­нальной сцены; причины полемики, возникшей вокруг романа, мнения критиков и автора о фигуре главного героя.

Уметь аргументи­рованно отвечать на вопросы про­блемного характе­ра; выбирать опре­делённый вид комментария

Сравнивать различные точки зрения на образ главного героя.

48-49

25-26

Р/р Письмен­ный ответ на вопрос проблемно­го характера по роману И.С. Турге­нева «Отцы и дети»

Уметь: давать от­вет на проблемный вопрос, учитывая требования части С5 ЕГЭ по литера­туре; давать оценку письменной рабо­те, руководствуясь предложенными критериями

50

27

Контрольная работа за первое полугодие

Знать содержание изученных произведений.

Уметь аргументи­рованно отвечать на вопросы.

51

28

Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа,..», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа - сфинкс...»

Знать о романтической литературе XIX в., её представителях, об эстетической концепции поэтов «чистого искусства», об изобр.-выраз. средствах, о философском характере лирики поэта.

Знать особенности изо­бражения поэтом мира природы.

Уметь анализиро­вать и интерпрети­ровать натурфило­софскую лирику Тютчева; определять авторский стиль, вырази­тельно читать сти­хотворения, со­блюдая нормы ли­тературного произношения.__________________________

52

29

Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...»

Знать, в чём за­ключается своеоб­разие лика России в творчестве Ф.И. Тютчева. Уметь сравнивать стихотворения Ф.И. Тютчева и М.Ю. Лермонтова, посвященные теме Родины, отмечая их сходство и раз­личие; вырази­тельно читать стихотворения, соблюдая нормы ли­тературного произведения.

53

30

Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас ...»)

Знать, какую эволюцию претерпела в творчестве Тютчева тема любви.

Уметь сравнить ст-я Тютчева, Пушкина, Лермонтова, посвящённые теме любви, отмечая их идейно-тематическое и жанровое сходство и различие; вырази­тельно читать сти­хотворения, соблюдая нормы ли­тературного произ­ношения.

54

31

А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще майская ночь», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...»

Знать о глубоком психологизме лирики Фета, об изобразительно-выразительных средствах его произведений, почему Фет сформулировал своё поэтическое кредо как «служение чистой красоте».

Уметь анализировать стихотворения.


55

32

Любовная лирика А. А. Фета. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице». Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета.

Знать, какое во­площение в стихах Фета нашли «веч­ные» темы русской поэзии; в чём за­ключается художе­ственное своеоб­разие лирики А. Фета.

Уметь анализиро­вать и интерпрети­ровать стихотворе­ния А.Фета, обра­щая внимание на особенности их поэтического язы­ка; выразительно читать стихотворе­ние, соблюдая нормы литератур­ного произношения.

56

33

Вн.чт. А. К. То л с т о й. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»

Знать основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого; в чём заключается худо­жественное свое­образие любовной лирики поэта.

Уметь анализировать стихотворное произведение.

Свободная работа со стихотворными текстами. Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.

57

34

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Гражданский пафос поэзии. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Надрывается сердце от муки...»

Знать биографию писателя, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство Некрасова, трёхсложные размеры стиха; собирательный образ русского народа.

Уметь анализировать стихотворения с точки зрения их идейного содержания и художественной формы.

Свободная работа со стихотворными текстами. Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.

58

35

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» и др.

Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста.

59

36

Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин»

Знать, почему был неизбежен спор представителей «некрасовской школы» и сторонников «чистого искусства» о роли поэта и назначении поэзии; какой предстает в стихах поэта его Муза, почему Некрасов называет её задорной, «сестрой народа», «печальной спутницей печальных бедняков».

Уметь анализировать стихотворения с точки зрения их идейного содержания и художественной формы.

60

37

Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Внимая ужасам войны...»

Знать, какое развитие получила в лирике Некрасова тема любви, в чём заключается художественное своеобразие его «Панаевского» цикла.

Уметь анализировать стихотворения с точки зрения их идейного содержания и художественной формы.

61

38

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка».".

Знать историю создания поэмы; о проблеме нравственного идеала счастья, нравственного долга, греха, покаяния.

Пони­мать, в чём заклю­чается своеобра­зие её жанра (по­эма-эпопея), про­блематики и стиля; какие фольклорные мотивы и образы нашли отражение в прологе поэмы. Уметь анализиро­вать и комментиро­вать текст поэмы Н.А. Некрасова

Уметь выявлять лучшие черты русского национального в образе крестьян; характеризовать образ Гриши Добросклонова как народного заступника.

62

39

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства.

Знать, в чём каж­дый из представи­телей народного мира видит идеал счастья; прозвучал ли в поэме ответ на вопрос «Кому жи­вётся весело, воль­готно на Руси?». Уметь составлять текст пересказа, используя цитиро­вание; анализиро­вать и комментиро­вать текст поэмы Н.А. Некрасова.

63

40

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Тема борьбы с социальной несправедливостью и угнетением человека.

Уметь составлять текст пересказа, используя цитиро­вание; анализиро­вать и комментиро­вать текст поэмы Н.А. Некрасова.

64

41

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме.

Понимать, в чём заключается своеобразие стиля поэмы.

Уметь анализировать текст поэмы.

65

42

Р/р Проверочная работа по творчеству ' Н. А. Некрасова

66

43

М. Е. С а л т ы к о в - Щ е д р и н. Личность и творчество. Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников.

Знать о жизненном и творческом подвиге писателя, особенностях сатиры писателя.

Уметь делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве писателя, сатирических приёмах; определять особенности жанра, композиции, проблематику произведения, роль художественных средств в раскрытии его идейного содержания.

Понимать актуальность произведения

Уметь составлять исторический комментарий к тесту произведения.

Свободная работа с текстом, понимание его специфики.

Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.

67

44

Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.

Знать основные этапы жизни и творчества Толстого, особенности творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий.

Понимать причины религиозно-философских иска­ний писателя, при­ведших Толстого к разрыву с офици­альной религией и жизнью своего круга.

Уметь делать индивидуальные сообщения на заданную тему. Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.

Уметь отбирать материал для ки­носценария, со­ставлять его раз­вёрнутый план и следовать логике данного плана при написании сцена­рия; используя информационные компьютерные тех­нологии, создать видеопроект о жиз­ни и творчестве Толстого и осуще­ствить его презен­тацию (по желанию учащихся)

68

45

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого.

Знать содержание «Севастопольских рассказов» Л.Н.Толстого.

Уметь отбирать материал для выборочного пересказа, анализировать и интерпретировать тест произведения.

69

46

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе. Художественные особенности романа.

Знать историю создания и смысл названия романа.

Прототи­пы главных героев «Войны и мира». Понимать, какие проблемы, вол­нующие порефор­менное русское общество, нашли отражение в рома­не «Война и мир»; что слово «мир» в названии романа символизирует и отсутствие войны и вражды, и весь свет (мироздание), и человечество, и национальный мир, и крестьянскую общину, и единение людей всех сословий, и внутреннее состояние отдельного человека.

Уметь составлять развёрнутый план лекции учителя рецензировать со­чинения на задан­ную тему.

Уметь видеть жанровое, идейно-художественное своеобразие. Особенности сюжета романа-эпопеи

70

47

Духовные искания Андрея Болконского. Проблема судьбы, смысла жизни и тайны смерти.

Уметь характеризовать путь нравственных исканий героев, выявлять средства характеристики персонажей; способы выражения авторской позиции; анализировать эпизод; давать сравнительную характеристику Болконского и Безухова.

Понимать, что, по мнению Толстого, индивидуальное самоутверждение человека губительно для его личности, только в единении с другими, с «жизнью общей» он может развивать и совершенствовать себя.

Анализировать мотивы действий героя, давать оценку его поступкам, учитывая толстовский приём «диалектики души».

Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста.

71

48

Духовные искания Пьера Безухова. Идея нравственного самосовершенствования.

Знать: в чём за­ключается смысл поиска Пьером Бе­зуховым нравст­венной правды; какое влияние ока­зало на мировос­приятие Пьера его общение с Плато­ном Каратаевым, как изменилось от­ношение героя ро­мана к «каратаевщине» на протяже­нии романного времени.

Видеть приём «диалектики души» в изображении П. Безухова.

Понимать, что, по мысли Л.Н. Толсто­го, лучшие пред­ставители дворян­ского общества должны пройти че­рез искание смыс­ла жизни, дать оценку своим по­ступкам и окру­жающему их миру с позиции законов совести, чтобы прийти к нравст­венному идеалу «простоты, добра и правды».

Уметь отбирать материал для крат­кого пересказа или индивидуального сообщения с учё­том цели учебного задания; сравни­вать литературных героев, отмечая сходство и разли­чие их характеров, мировоззрений, жизненных устрем­лений

72

49

Женские образы в романе «Война и мир». Роль женщины в семье и обществе. Наташа Ростова на пути к счастью.

Знать, как в жен­ских образах рома­на реализовались философские, нравственные и эстетические иска­ния Л.Н. Толстого; при помощи каких художественных средств(портрет, описание поступ­ков, внутренние монологи и рече­вая характеристика в целом и др.) ав­тор демонстрирует своё отношение к Наташе, княжне Марье, Элен и Со­не.

Уметь характеризовать путь нравственных исканий Наташи Ростовой, выявлять средства характеристики персонажа, видеть приём «диалектики души» в изображении героини.

Уметь отбирать материал в соот­ветствии с видом (краткий, выборочный) и целями пе­ресказа; выбирать определённый вид комментария в за­висимости от по­ставленной учеб­ной задачи; уста­навливать ассо­циативные связи художественного текста с изобрази­тельным искусст­вом; сравнивать литературных ге­роев, отмечая сходство и разли­чие их характеров, мировоззрений, манеры поведения.

73

50

Семья Ростовых и семья Болконских. Нравственные устои и быт дворянства.

Уметь давать сравнительную характеристику семей Ростовых и Болконских, видеть в процессе анализа идеал дворянской семьи, систему нравственных ценностей писателя.

Уметь анализировать эпизод.

74-75

51-52

Тема народа в романе «Война и мир».

Обращение к народу в поисках нравственного идеала.

Знать взгляды Толстого на роль личности, народа в истории.

Уметь видеть в процессе анализа эпизодов, какой смысл вкладывается в понятие «народная война», в чём видит Толстой величие русского народа; понимать, что образы Щербатого и Каратаева- воплощение противоположных сторон русского национального характера.

Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста.

76

53

Кутузов и Наполеон.

Историзм в познании закономерностей общественного развития.

Знать толстовскую концепцию истории.

Уметь видеть роль антитезы в изображении истинного и ложного патриотизма, подлинного величия Кутузова и тщеславия, безнравственности Наполеона, давать сравнительную характеристику героев; анализировать эпизод.

Свободная работа с текстом, понимание его специфики.

77

54

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н.Толстого.

Знать, каковы были причины, побудившие Россию поддержать союзников и выступить против войск Наполеона; что, по мнению Толстого, является главной причиной военных побед и поражений, какую оценку писа­тель даёт действи­ям и устремлениям «военных трутней» и истинных героев Отечества.

Понимать: что Шенграбен стал победой русских, потому что нрав­ственная идея за­щиты своих со­братьев одушевля­ла воинов и воля полководцев не препятствовала героическому по­рыву; Аустерлиц же превратился в ка­тастрофу, ибо не может быть подви­га вне истины, нет героизма без все­общей веры в справедливость того дела, которое защищают, невоз­можна самоотверженность без сво­боды и самостоя­тельности дейст­вий.

Уметь, используя текст романа и ис­торические доку­менты, составлять монтаж событий; выбирать опреде­лённый вид ком­ментария в зави­симости от постав­ленной учебной задачи; проводить сравнительный анализ героев и событий, подчерки­вая, какую роль в романе-эпопее «Война и мир» пи­сатель отводит приёму антитезы.

78

55

Р/р Анализ эпи­зода эпи­ческого произведе­ния «Петя Ростов в отряде Денисова»

Знать, какова роль эпизода «Петя Ростов в отряде Денисова» в общей концепции романа Л.Н. Толстого. Понимать, что ги­бель Пети - не только результат героического поры­ва юного патриота, но и наглядное свидетельство той цены, которую рус­скому народу при­шлось заплатить за победу в Отечест­венной войне 1812 года.

Уметь анализиро­вать эпизод в единстве формы и содержания, уста­навливая его связь с общей компози­цией и идеей произведения; прово­дить сравнитель­ный анализ эпизо­да романа и отрыв­ка из воспоминаний с учётом жанровой специфики каждого из произведений.

79

56

Письмен­ная работа. Самостоя­тельный анализ эпи­зода рома­на-эпопеи «Война и мир»

Уметь анализиро­вать эпизод в единстве формы и содержания, уста­навливая его связь с общей компози­цией и идеей произведения, составлять план анализа и следовать логике данного плана при написании работы.

80

57

Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды

Знать основные этапы жизни и творчества, особенности творческого метода: полифония, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм. Уметь делать индивидуальные сообщения на заданную тему.

Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя; формули­ровать вопросы и писать сочинение в жанре интервью. Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.

81

58

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского.

Знать, какие худо­жественные сред­ства использует Достоевский, соз­давая образ Петербурга. Уметь объяснить символику, исполь­зованную ученика­ми при разработке эскиза обложки или коллажа к «Престу­плению и наказа­нию»; отбирать ма­териал для выбо­рочного пересказа на заданную тему; самостоятельно анализировать и интерпретировать текст Достоевского, обращая внимание на традиции и но­ваторство писателя в создании образа города на Неве; сопоставлять художественный текст и иллюстра­ции к произведе­нию, обращая вни­мание на способы передачи авторско­го отношения к предмету изобра­жения.

В процессе анализа романа уметь показывать необычность изображения Достоевским города Петербурга; определять, какое влияние оказывал город на героев романа, на их мысли и чувства, поступки.

Уметь развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Свободная работа с текстом, понимание его специфики.

82-83

59-60

История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

Знать историю создания, тематику, проблематику, идейное содержание, композицию романа.

Знать, какое влия­ние на формирова­ние теории Рас­кольникова оказали его наблюдения над жизнью «уни­женных и оскорб­лённых». Уметь отбирать материал для крат­кого пересказа на заданную тему; анализировать и интерпретировать текст Достоевского, обращая внимание на приёмы созда­ния образов «уни­женных и оскорб­лённых» в романе.

Уметь видеть в тексте романа художественные приёмы создания образов.

Уметь делать мультимедийную презентацию «Тема «маленького человека» в творчестве Пушкина, Гоголя, Достоевского».

84

61

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. Выявление опасности своеволия и прагматизма.

Уметь выявлять в процессе анализа романа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к теории Раскольникова, её развенчание.

Уметь выявлять место Раскольникова в системе образов романа, проследить, как в столкновениях с героями Раскольников обнаруживает крушение свей теории, её безнравственность, борьбу добра и зла в душе героя; понимать роль снов в раскрытии идеи романа.

Уметь развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Свободная работа с текстом, понимание его специфики.

85

62

«Двойники» Раскольникова


Знать, с какой це­лью Достоевский вводит в роман «двойников» Рас­кольникова. Уметь отбирать материал для вы­борочного переска­за; сравнивать ге­роев произведения Достоевского, от­мечая сходство и различие их теоре­тических посылок

86

63

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание».

Знать, какое место в «Преступлении и наказании» Досто­евский отводит об­разу Сонечки Мар­меладовой; какое отражение на стра­ницах романа по­лучили библейские образы и мотивы.

Уметь отбирать материал для вы­борочного переска­за; сравнивать ге­роев произведения Достоевского, от­мечая сходство их судеб и различие мировоззрений; анализировать кон­кретный эпизод, определяя его роль в контексте всего романа.

87

64

Роль эпилога в романе «Преступление и наказание». Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор.

Знать: какова роль эпилога в раскрытии идеи романа, как сны и внутренние монологи героев «Преступления и наказания» помога­ют понять состояние души Родиона Раскольникова.

Уметь выбирать определённый вид комментария в за­висимости от по­ставленной учеб­ной задачи.

88

65

Р/р Подготовка к домашнему сочине­нию по ро­ману Ф.М. Достоевско­го «Престу­пление и наказание»

Уметь определять основную мысль сочинения в соот­ветствии с заданной темой; отби­рать материал для сочинения, со­ставлять его раз­вёрнутый план и следовать логике данного плана при написании работы

89

66

Н. С. Л е с к о в. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованый странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании. Тема «праведничества».

Знать творческий путь Лескова, особенности творческой манеры, героев праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни.

Уметь отбирать эпизоды для выбо­рочного пересказа по заданной теме, анализировать и интерпретировать текст повести, свя­зывая этапы разви­тия сюжета с ду­ховной эволюцией Ивана Флягина.

Уметь делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве; объяснять смысл названия повести, определять элементы композиции, жанр; раскрывать тему праведничества, роль фольклорных мотивов, характеризовать образы главных героев.

90

67

Вн.чт. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

Уметь проводить сравнительную характеристику.

Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста.

91

68

А. П. Ч е х о в. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре»

Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.П. Чехова; в чём заключается жан­ровое своеобразие его произведений; какую эволюцию претерпевает об­раз «маленького человека» в произ­ведениях А.П. Че­хова.

Уметь в процессе инсценирования передать сущность авторского замысла, отразить особенности характеров персонажей, обратив внимание на их речевую характеристику.

92

69

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах»

Знать, в чём заключается проблематика рассказов А.П.Чехова, как сочетается в его произведениях социальная сатира и вечные, общефилософские темы. Понимать, что центральное место в творчестве Чехова занимает проблема свободы и достоинства личности, способность человека противостоять грубой власти обстоятельств жизни.

Уметь объяснять роль средств выражения авторской позиции в рассказах писателя; самостоятельно анализировать и интерпретировать рассказы Чехова, обращая внимание на традиции и новаторство в создании образа человека, «проглядевшего жизнь».

Уметь выявлять проблему протеста против догматической активности и общественной пассивности в рассказе «Дом с мезонином».

Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста.

93

70

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств.

Уметь раскрывать проблему истинных и ложных ценностей в рассказе Чехова, выявлять принцип нисходящего развития личности, роль детали в характеристике персонажей, в идейном содержании произведения.

Уметь объяснять роль средств выражения авторской позиции в рассказах писателя; самостоятельно анализировать и интерпретировать рассказы Чехова, обращая внимание на традиции и новаторство в создании образа человека, «проглядевшего жизнь».

94

71

Формирование национального театра. Особенности драматургии А. П. Чехова

Знать особенности драматургии, эстетические принципы нового театра Чехова - «театра жизни» Поиск информации по заданной теме.

Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Свободная работа с текстом, понимание его специфики.

Понимать, что творчество Чехова представляет собой итог русской литературы XIX века и программу развития искусства в XX столетии.

95

72

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда.

Знать историю создания; рекомендации Чехова актёрам и режиссёрам; почему автор определил жанр «Вишнёвого сада» как лирическую комедию.

Понимать, в чём причина трагедии бывших хозяев сада, почему они не способны найти своё место в изменившейся действительности, что в произведениях Чехова, в отличие от предшествующей драматургии, не злая воля другого и не сам человек являются виновниками неудач - «источником печального уродства и горькой неудовлетворённости» является само сложение жизни.

Уметь определять жанровое своеобразие, основной конфликт, принципы группировки действующих лиц, средства характеристики персонажей, видеть особенности чеховской драматургии, актуальность звучания пьесы в наше время.

Уметь развёрнуто обосновывать суждения, аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера.

Свободная работа с текстом, понимание его специфики.

96-97

73-74

Будущее в пьесе «Вишневый сад». Символ сада. Своеобразие чеховского стиля

Знать, какие художественные приёмы использует Чехов, создавая образ Ани Раневской; своеобразие чеховского стиля; значение образа сада.

Уметь проводить сравнительный анализ.

98

75

Итоговая контрольная работа

Знать содержание изученных произведений.

Уметь аргументи­рованно отвечать на вопросы.

Литература народов России (1 ч.)

99

1

Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем. К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира».

Уметь раскрыть особенности тяжёлой жизни простого народа, тему женской судьбы, образ горянки.

Свободная работа с текстом, понимание его специфики.

Зарубежная литература (3 ч.)

100

1

Вн.чт. «Вечные» проблемы бытия в зарубежной литературе. Жизнь и творчество Ги де Мопассана. «Ожерелье».

Знать основные факты жизни и творчества писате­ля.

Знать сюжет новеллы, уметь раскрывать особенности композиции, систему её образов; в чём заключа­ется своеобразие сюжета и компози­ции новеллы «Ожерелье». Уметь самостоя­тельно анализиро­вать и интерпрети­ровать новеллу «Ожерелье», об­ращая внимание на то, какую роль Мо­пассан отводит психологическому анализу внутренне­го мира героев.

101

2

Жизнь и творчество Ибсена. Драма «Кукольный дом».

Знать содержание драмы, социальную и нравственную проблематику драмы. Уметь раскрывать особенности конфликта драмы. Образ Норы.

Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста.

102

3

Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль»

Знать особенности поэтического языка Рембо. Уметь раскрывать особенности поэтики.

Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста.


Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе

© 2010-2022