- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «Поэтическое сердце России. С. А. Есенин (1895-1925г)
«Поэтическое сердце России. С. А. Есенин (1895-1925г)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Култышева В.М. |
Дата | 23.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок развития речи
Тема: «Поэтическое сердце России. С.А.Есенин (1895-1925г)
(8-9 коррекционные классы)
Коррекционно-развивающая работа
способствовать речевому развитию детей, обогащению их активного словаря;
Коррекционно - образовательная работа.
учить умению анализировать стихи, пытаться составлять связный текст с помощью вопросов;
; Коррекционно-воспитательная работа
воспитывать любовь к родине, своему родному селу.
Чувствовать красоту через музыку, стихи.
Оборудование: слайды к уроку, музыкальное сопровождение, экран, проектор, раздаточный материал.
Ход урока.
1.Собщение темы и цели.
1 слайд: Поэтическое сердце России.
С.А.Есенин (1895-1925г)
Послушайте песню Е. Мартынова и скажите, какому поэту она посвящена?
(Зажигаются свечи, гаснет свет, звучит музыка))
- А сейчас я прошу вас встать и преклонить голову в знак таланта великого поэта.
Знакомо ли вам имя С.А. Есенина?
А какие его стихотворение вы изучали в 7 классе?
2.Вводная беседа учителя.
Сергей Александрович Есенин принадлежит к числу тех поэтов, чьё творчество нравится многим. С детства мы знакомимся с его поэзией:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром
Кто не знает этих строк. Пожалуй, только тот, кто пока ещё не ходит в школу, А ведь это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина. Он считал, что писать для детей- надо иметь особый дар. Поэтому специальных, детских стихов у него мало.
3.Знакомство с биографией поэта.
(Демонстрация слайдов-открыток из буклета по творчество Есенина)
2 слайд: Родился:
(1895-1925)
с. Константиново
Рязанской области
3 слайд: Воспитывался:
В семье деда (Ф. Титова)
Дед верующий.
С детства пел внуку старинные, тягучие песни.
4 слайд:
В семье деда:
3 сыновей
Дядья учили: 1) скакать на лошади;
2) плавать
5 слайд: Окончил:
4-х классное сельское училище;
церковно-учительскую школу.
6 слайд: Работал:
г.Москва (1992) в типографии
В это время поступает в литературный кружок,
посещает лекции в Народном училище.
7 слайд: Первая книга стихов:
«Радуница» (1916)
8 слайд: 1919-1921г.
путешествовал по России
9 слайд: Был за границей:
Германия, Франция, Италия,
Бельгия, Канада, США.
4.Продолжение беседы по творчеству С.А.Есенина
В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу- он чувствовал себя частью этой природы. Поэтому как-то особенно чисты, светлы, мелодичны его стихи о природе.
5. Чтение стихов о природе учащимися.
Дома вы готовили к выразительному чтению стихи С.Есенина.
Объявляю конкурс на самое выразительное чтение.
С.Есенин «Зима»
О каком времени года здесь говориться?
Почему мальчишки закричали зиме «спасибо за труды»? (предполагаемые ответы)
Вывод: Зима очень постаралась, засыпала всё снегом, заморозила речки. Дети имеют возможность кататься на лыжах, санках, играть в снежки.
Обобщение: Трудолюбивый человек пользуется уважением.
Поэтому я тебя оцениваю…
С.Есенин «Пороша»
О чем это стихотворение?
Обобщение: Есенин много путешествовал по России, раньше передвигались на лошадях.
Наверное, это один из его не очень весёлых дней, дальняя дорога- это всегда грустно. Я представляю зиму, лошадь, ямщика и поэта спешавшего к чему-то новому, неизведанному. Он едет, чтобы увидеть что-то новое, написать об этом.
С.Есенин «Белая берёза»
Какому дереву наших лесов посвящено это стихотворение?
Есенин очень любил русскую природу, часто гулял по лесу. Самыми распространёнными деревьями наших лесов являются ель и береза.
Какую пользу приносят эти деревья человеку?
С.Есенин «Весна»
Кого приветствует поэт в этом стихотворении?
С.Есенин «Топи да болота»
В этом стихотворении описана родина Есенина, его Рязанская земля.
В стихотворении представлена родина.
«Край ты мой забытый, край ты мой родной»
6.Знакомство со стихотворениями С.Есенина (Первичное знакомство со стихами)
8 класс- «Задремали звёзды золотые», стр.176
Задание: 1.Прочитать стихотворение, обратив внимание на смысловые оттенки текста.
9 класс- «Нивы сжаты, рощи голы», стр.193 (самостоятельная работа)
Задание:
1.Прочитать стихотворение.
2.Написать сочинение по плану учебника с.194, используя все рекомендации учебника, рассмотрев репродукции картин в учебнике.
10 слайд:
«Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство Родины-основное в моём творчестве»-, говорил С.Есенин.
Задремали звёзды золотые,
Задремало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные.
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы
Шелестят зелёные серёжки
И горят серебряные росы
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо
«С добрым утром»
7. Словарная работа
Затон-
Заводь-
Шаловливо (игриво)
8.Чтение стихотворения учащимися вслух.
9. Анализ стихотворения.
Какое время суток описывается в стихотворении?
В каких строчках говорится о наступлении утра?
А что произошло ранним утром?
По воде пошла рябь. От чего?
Первый солнечный луч коснулся воды. Встала зорька. Солнце-это всегда радость, тепло.
Что произошло в природе с восходом солнца?
Прочитайте 2 четверостишие.
Здесь Сергей Александрович использовал такой художественный прием, как олицетворение ( перенос свойств живого предмета на неживой)
Как вы думаете, кто выступает в образе берёзки?
Молодая девушка просыпается ото сна. Она прекрасна, чиста, искренна , свежа, может быть даже дерзка.
А не о молодой ли России того времени говорит поэт? Не её ли молодое поколение пытается пробудить ото сна? Надеется на то, что Россия стряхнув остатки сна, будет пытаться в новом дне что-то изменить, творить, трудиться, стремиться к чему-то лучшему, то есть к лучшей жизни.
Мы с вами тоже стремимся к лучшему, но чтобы это лучшее настало, надо много трудиться, быть грамотным. Такой человек востребован обществом.
Какие цвета использует автор в стихотворении?
(серебряный, перламутровый, золотой, зелёный)
А почему именно эти цвета?
Здесь очень много эпитетов (описание предмета через прилагательные)
Найдите в тексте стихотворения( сущ. + прилагательное)
(Звёзды золотые, заводи речные, сонные берёзки, шёлковые косы, зелёные серёжки, серебряные росы)
10.Слушание музыки (физминутка)
Ребята, оказывается стихи С.Есенина многие композиторы переложили на музыку.
11.Проверка самостоятельной работы учащихся 9 класса ( чтение сочинений)
12.Беседа учителя.
Образ чего занимает место в творчестве С. Есенина (образ Родины, природы)
К вершинам своей поэзии С.Есенин поднялся из глубин народной жизни (родился в крестьянской семье).Рязанская семья, где мужики косили, сеяли свой хлеб, была страной его детства.
Здесь впервые увидел Есенин как ломаются (склоняются) берёзы, отражаясь
в пруду, как играет солнечный зайчик в бороде старого деда, как тоскуют тощие поля.
Мир народно- поэтических образов окружал его с первых дней жизни:
« Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали»
Всей душой, всем сердцем поэт с Россией,
Он воспевает её красоту, восхищается родными просторами.
Но не только в Рязанской земле был свой поэт, есть поэты и на нашей малой родине.
13.Фильм о родном селе. (просмотр).
14.Чтение стихов местных поэтов, учащихся школы.
15. Итог
Наша земля, как и родина Есенина, богата талантливыми людьми, Вы вырастете и, наверное, как-то проявите себя
Кто-то из вас будет хорошим отцом, а может быть известным фермером.
Возможностей у каждого много, все зависит от вас. Надо быть настойчивым, трудолюбивым и умным. Это требует от нас сегодняшнее время.