«Поэтическое сердце России. С. А. Есенин (1895-1925г)

Коррекционно-развивающая  работа   способствовать речевому развитию детей, обогащению их активного словаря;    Коррекционно - образовательная работа.   учить умению анализировать стихи, пытаться составлять связный текст с помощью вопросов; ; Коррекционно-воспитательная  работа воспитывать любовь к родине, своему родному селу.  Чувствовать красоту через музыку, стихи.   Оборудование:    слайды к уроку, музыкальное сопровождение, экран, проектор, раздаточный материал.                                                    Ход урока. 1.Собщение темы и цели.   1 слайд:     Поэтическое сердце России.                    С.А.Есенин (1895-1925г)   Послушайте песню Е. Мартынова и скажите, какому поэту она посвящена? (Зажигаются свечи,  гаснет свет, звучит музыка)) - А сейчас я прошу вас встать и преклонить голову в знак таланта великого поэта. Знакомо ли вам имя С.А. Есенина? А какие его стихотворение вы изучали в 7 классе?   2.Вводная беседа учителя. Сергей Александрович Есенин принадлежит к числу тех поэтов, чьё творчество нравится  многим. С детства мы знакомимся с его поэзией:  Белая береза  Под моим окном  Принакрылась снегом  Точно серебром Кто не знает этих строк. Пожалуй, только тот, кто пока ещё не ходит в школу, А ведь это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина. Он считал, что писать для детей- надо иметь особый дар. Поэтому специальных, детских стихов у него мало. 3.Знакомство с биографией поэта. (Демонстрация слайдов-открыток из буклета по творчество Есенина)
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи

Тема: «Поэтическое сердце России. С.А.Есенин (1895-1925г)

(8-9 коррекционные классы)

Коррекционно-развивающая работа

способствовать речевому развитию детей, обогащению их активного словаря;

Коррекционно - образовательная работа.

учить умению анализировать стихи, пытаться составлять связный текст с помощью вопросов;

; Коррекционно-воспитательная работа

воспитывать любовь к родине, своему родному селу.

Чувствовать красоту через музыку, стихи.

Оборудование: слайды к уроку, музыкальное сопровождение, экран, проектор, раздаточный материал.

Ход урока.

1.Собщение темы и цели.

1 слайд: Поэтическое сердце России.

С.А.Есенин (1895-1925г)

Послушайте песню Е. Мартынова и скажите, какому поэту она посвящена?

(Зажигаются свечи, гаснет свет, звучит музыка))

- А сейчас я прошу вас встать и преклонить голову в знак таланта великого поэта.

Знакомо ли вам имя С.А. Есенина?

А какие его стихотворение вы изучали в 7 классе?

2.Вводная беседа учителя.

Сергей Александрович Есенин принадлежит к числу тех поэтов, чьё творчество нравится многим. С детства мы знакомимся с его поэзией:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром

Кто не знает этих строк. Пожалуй, только тот, кто пока ещё не ходит в школу, А ведь это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина. Он считал, что писать для детей- надо иметь особый дар. Поэтому специальных, детских стихов у него мало.

3.Знакомство с биографией поэта.

(Демонстрация слайдов-открыток из буклета по творчество Есенина)

2 слайд: Родился:

(1895-1925)

с. Константиново

Рязанской области

3 слайд: Воспитывался:

В семье деда (Ф. Титова)

Дед верующий.

С детства пел внуку старинные, тягучие песни.

4 слайд:

В семье деда:

3 сыновей

Дядья учили: 1) скакать на лошади;

2) плавать

5 слайд: Окончил:

4-х классное сельское училище;

церковно-учительскую школу.

6 слайд: Работал:

г.Москва (1992) в типографии

В это время поступает в литературный кружок,

посещает лекции в Народном училище.

7 слайд: Первая книга стихов:

«Радуница» (1916)

8 слайд: 1919-1921г.

путешествовал по России

9 слайд: Был за границей:

Германия, Франция, Италия,

Бельгия, Канада, США.

4.Продолжение беседы по творчеству С.А.Есенина

В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу- он чувствовал себя частью этой природы. Поэтому как-то особенно чисты, светлы, мелодичны его стихи о природе.

5. Чтение стихов о природе учащимися.

Дома вы готовили к выразительному чтению стихи С.Есенина.

Объявляю конкурс на самое выразительное чтение.

С.Есенин «Зима»

О каком времени года здесь говориться?

Почему мальчишки закричали зиме «спасибо за труды»? (предполагаемые ответы)

Вывод: Зима очень постаралась, засыпала всё снегом, заморозила речки. Дети имеют возможность кататься на лыжах, санках, играть в снежки.

Обобщение: Трудолюбивый человек пользуется уважением.

Поэтому я тебя оцениваю…

С.Есенин «Пороша»

О чем это стихотворение?

Обобщение: Есенин много путешествовал по России, раньше передвигались на лошадях.

Наверное, это один из его не очень весёлых дней, дальняя дорога- это всегда грустно. Я представляю зиму, лошадь, ямщика и поэта спешавшего к чему-то новому, неизведанному. Он едет, чтобы увидеть что-то новое, написать об этом.

С.Есенин «Белая берёза»

Какому дереву наших лесов посвящено это стихотворение?

Есенин очень любил русскую природу, часто гулял по лесу. Самыми распространёнными деревьями наших лесов являются ель и береза.

Какую пользу приносят эти деревья человеку?

С.Есенин «Весна»

Кого приветствует поэт в этом стихотворении?

С.Есенин «Топи да болота»

В этом стихотворении описана родина Есенина, его Рязанская земля.

В стихотворении представлена родина.

«Край ты мой забытый, край ты мой родной»

6.Знакомство со стихотворениями С.Есенина (Первичное знакомство со стихами)

8 класс- «Задремали звёзды золотые», стр.176

Задание: 1.Прочитать стихотворение, обратив внимание на смысловые оттенки текста.

9 класс- «Нивы сжаты, рощи голы», стр.193 (самостоятельная работа)

Задание:

1.Прочитать стихотворение.

2.Написать сочинение по плану учебника с.194, используя все рекомендации учебника, рассмотрев репродукции картин в учебнике.

10 слайд:

«Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство Родины-основное в моём творчестве»-, говорил С.Есенин.

Задремали звёзды золотые,

Задремало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные.

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы

Шелестят зелёные серёжки

И горят серебряные росы

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо

«С добрым утром»

7. Словарная работа

Затон-

Заводь-

Шаловливо (игриво)

8.Чтение стихотворения учащимися вслух.

9. Анализ стихотворения.

Какое время суток описывается в стихотворении?

В каких строчках говорится о наступлении утра?

А что произошло ранним утром?

По воде пошла рябь. От чего?

Первый солнечный луч коснулся воды. Встала зорька. Солнце-это всегда радость, тепло.

Что произошло в природе с восходом солнца?

Прочитайте 2 четверостишие.

Здесь Сергей Александрович использовал такой художественный прием, как олицетворение ( перенос свойств живого предмета на неживой)

Как вы думаете, кто выступает в образе берёзки?

Молодая девушка просыпается ото сна. Она прекрасна, чиста, искренна , свежа, может быть даже дерзка.

А не о молодой ли России того времени говорит поэт? Не её ли молодое поколение пытается пробудить ото сна? Надеется на то, что Россия стряхнув остатки сна, будет пытаться в новом дне что-то изменить, творить, трудиться, стремиться к чему-то лучшему, то есть к лучшей жизни.

Мы с вами тоже стремимся к лучшему, но чтобы это лучшее настало, надо много трудиться, быть грамотным. Такой человек востребован обществом.

Какие цвета использует автор в стихотворении?

(серебряный, перламутровый, золотой, зелёный)

А почему именно эти цвета?

Здесь очень много эпитетов (описание предмета через прилагательные)

Найдите в тексте стихотворения( сущ. + прилагательное)

(Звёзды золотые, заводи речные, сонные берёзки, шёлковые косы, зелёные серёжки, серебряные росы)

10.Слушание музыки (физминутка)

Ребята, оказывается стихи С.Есенина многие композиторы переложили на музыку.

11.Проверка самостоятельной работы учащихся 9 класса ( чтение сочинений)

12.Беседа учителя.

Образ чего занимает место в творчестве С. Есенина (образ Родины, природы)

К вершинам своей поэзии С.Есенин поднялся из глубин народной жизни (родился в крестьянской семье).Рязанская семья, где мужики косили, сеяли свой хлеб, была страной его детства.

Здесь впервые увидел Есенин как ломаются (склоняются) берёзы, отражаясь

в пруду, как играет солнечный зайчик в бороде старого деда, как тоскуют тощие поля.

Мир народно- поэтических образов окружал его с первых дней жизни:

« Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали»

Всей душой, всем сердцем поэт с Россией,

Он воспевает её красоту, восхищается родными просторами.

Но не только в Рязанской земле был свой поэт, есть поэты и на нашей малой родине.

13.Фильм о родном селе. (просмотр).

14.Чтение стихов местных поэтов, учащихся школы.

15. Итог

Наша земля, как и родина Есенина, богата талантливыми людьми, Вы вырастете и, наверное, как-то проявите себя

Кто-то из вас будет хорошим отцом, а может быть известным фермером.

Возможностей у каждого много, все зависит от вас. Надо быть настойчивым, трудолюбивым и умным. Это требует от нас сегодняшнее время.


© 2010-2022