Рабочая учебная программа по литературе для 11 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 27»

города Чебоксары Чувашской Республики








Рабочая учебная программа

по русской литературе

третьей ступени

в 11Б классе

на 2013 - 2014 учебный год


Составил: учитель русского языка и литературы Петрова М.Н.



Данная программа по русской литературе составлена на основе федерального

компонента государственного стандарта начального общего образования (основного общего образования, среднего (полного) общего образования), на основе «Программы общеобразовательных учреждений В.Г. Маранцмана Литература» - М.: Просвещение,2011.













г. Чебоксары, 2013 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа и тематическое планирование уроков литературы в 11 классе составлены на основе Федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы в соответствии с программой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (Маранцман В.Г., Маранцман Е.К., Ядровская Е.Р. и др. ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. Программа литературного образования. 10-11 классы. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - 3-е издание. - М.: Просвещение. - 2007.), и «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по литературе». Они предназначены для работы по учебнику под редакцией В.Г.Маранцмана (Литература. 11 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ [В.Г.Маранцман, Е.К.Маранцман, А.В.Белова и др.] под ред. В.Г. Маранцмана; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение». - 4-е изд., перераб. - М.:Просвещение, 2011.). Предмет «Литература» входит в образовательную область «Филология».

Программа соответствует учебному плану образовательного учреждения.

Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Она рассчитана на 3 часа в неделю (102 часа в год).

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Программа включает в себя перечень произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Примерная программа распределяет учебный материал по отдельным классам.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

− осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

− выразительное чтение художественного текста;

− различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

− ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

− заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

− анализ и интерпретация произведения;

− составление планов и написание отзывов о произведениях;

− написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

− целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Реализация межпредметных связей.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цели

Изучение литературы в школе направлено на достижение следующих целей:

•воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

•развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

•освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

•овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Максимальное приближение к реализации данных целей обусловило выбор программы и УМК по литературе под редакцией члена-корреспондента РАО В.Г.Маранцмана, в которых большое внимание уделяется различным видам интерпретации текста

( интерпретации научной, критической, художественной и читательской), помогающим объективно и законченно, целостно истолковать смысл произведения и мотивировать его историческими обстоятельствами, национальным менталитетом, художественным окружением и индивидуальностью писателя. Подобный подход к изучению литературы не претендует на подготовку литературоведов, литературных критиков и деятелей искусства, но воспитывает многостороннее и целостное отношение к художественному произведению, позволяя рассмотреть все уровни текста от стиля до до смысла.

МЕСТО ЛИТЕРАТУРЫ В ФЕДЕРАЛЬНОМ БАЗИСНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В V - VIII выделяется по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в IX - XI классах выделяется по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).

ОТРАЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ.

ПОСТРОЕНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ

В 11 КЛАССЕ (102 часа)


3 урока в неделю, всего 102 ч/год

Распределение уроков контроля и развития речи по разделам. Учебно-тематический план:

Тема Количество часов Сочинения Проверочные работы Контрольные работы

Раздел 1. Движение времен. Литература начала 20-го века. 8 1

Раздел 2. «Эволюция и революция» 37 2 +2 домашних 1 1

Раздел 3. Время и вечность. 15 1 домашнее 1

Раздел 4. «Война и мир» 7 1 домашнее 1

Раздел 5. Самопознание человека и жизнь общества. 28 1+ 1 домашнее 1 1

Содержание учебной дисциплины.

Движение времен. Литература начала XX в.

Литература конца 19-начала 20 века - 1 ч.

Социально-политические особенности эпохи и культура. Наука и культура рубежа веков. «Серебряный век».

Русский символизм - 2ч.

Новый способ постижения мира. Взлет русской философской мысли. Символизм в музыке (А. Н. Скрябин). Идея двойственности и двуединства мироздания: реальный и истинный миры. Базовые положения символизма (по определению Д. С. Мережковского): нечто неуловимое, но истинное находится за пределами реальности; передача мимолетного состояния, мгновенного впечатления, его значимость; выражение мыслей и чувств языком символов.

В. Брюсов - один из основоположников символизма в России, старший символист. «Поэту» («Гордый, как знамя...»). Поэт должен пройти через все девять кругов ада. Сожжение на костре служения искусству. Призывает поэта к бесстрастию и анализу. От-страненность восприятия душевного мира поэта.

«Творчество». Реальная основа нереальных образов («Месяц всходит при лазоревой луне» - из окон поэта было видно здание цирка с изображением луны на стене). Кажущиеся алогизмы. В. Брюсов - «реалист» среди символистов. «Предчувствие». Любовь, несущая смерть (ящеры, удавы, «саван лиан»). Экзотический, непривычный мир.

Акмеизм - 1 ч.

Акмеизм (от греч. «акме» - «вершина»). Становление нового поэтического направления - акмеизма. Влияние литературно-теоретического и художественного творчества Вяч. Иванова, И. Анненского на формирование нового поэтического мировоззрения.

«Поэтическая академия» и путь ученичества будущих акмеистов. От «Поэтической академии» к «Цеху поэтов». Преодоление крайностей символизма, отказ от заигрывания с потусторонним, «принятие мира во всей совокупности красот и безобразий» (С. Городецкий).

Общий трагизм судьбы Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама и непреходящая ценность их творчества.

Теория литературы. Понятие об акмеизме.

Поэзия Н. Гумилева -1ч.

Слово учителя о Н. Гумилеве: «...я влюблен всегда - в идею, женщину иль запах». Жизненные искания Н. Гумилева и способы его реализации: он путешественник, поэт, солдат, заговорщик. Гумилевская деталь. Эстетизм. Теория литературы. Акмеизм в творчестве Н. Гумилева.

Футуризм - 1 ч.

В. Хлебников - 1ч.

Создание своего языка, возвращение звуку смыслового значения и цветового образа. Сравнение приема аллитерации в русской поэзии XIX в. и поэзии В. Хлебникова «Бобэ-оби пелись губы...». Сравнение первичных впечатлений учащихся и авторского комментария. Теория литературы. Поэтическое новаторство В. Хлебникова.

Литературное творчество. Сочинение-эссе на тему: «Нарушает или гармонизирует законы словотворчества В. Хлебников в своих произведениях?»

Раздел I. Эволюция или революция? От Серебряного века к эпохе социализма. Обзор литературы 10-30-х гг. XX в. - 3 ч.

Поиски новой эпохи (20-е гг.). Октябрь 1917 года как выбор истории, готовой двинутся в «любую сторону»: от мировой революции к мировой империи (В. В. Мусатов). Революция как идейный и эстетический водораздел русской литературы 20-х гг.: «...Нам славословить твое величие в веках» (В. Брюсов), «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте революцию» (Блок), «О, четырежды славься, благословенная!» (В. Маяковский), «Все расхищено, предано, продано» (А. А. Ахматова). Предчувствие трагедии и попытка осмыслить, остановить происходящее: «Окаянные дни» И. Бунина («Лжи столько, что задохнуться можно»), «Несвоевременные мысли» М. Горького («Идеи не побеждает приемами физического насилия»), «Письма к Луначарскому» В. Г. Короленко («...дальше так идти не может, стране грозят неслыханные бедствия. Первой жертвой явится интеллигенция»).

Образ революции и нового мира в творчестве русских художников 20-30-х гг. XX в. К. Ф. Юон. «Новая планета» (1921), Б.М.Кустодиев. «Большевик» (1920), «Праздник на площади Урицкого» (1921), К. С. Петров-Водкин. «1918 год в Петрограде», иллюстрации Ю. П. Анненкова к поэме А. А. Блока «Двенадцать» (1918) и др.

Литературные группировки 20-х гг.

Деятельность Пролеткульта. Главный идеологический и эстетический принцип - коллективность сознания и творчества, «мы» как новый хозяин нового мира. Деятельность РАППа. Определение эстетической специфики пролетарской литературы: метод как мировоззрение в художественной практике (Авербах), отрицание романтизма как идеализма, не имеющего будущего (доклад А. Фадее¬ва «Долой Шиллера!»).

Деятельность «перевальцев» - «Дон-Кихотов 20-х IT.» (Г. Белая). Объединения «Перевал» и «Серапионовы братья» как оппозиция диктату идеологии в искусстве. Журнал «Россия».

Поэзия 20-х гг.

Творчество В. Маяковского, С. Есенина, Н. Гумилева, Б. Пастернака, А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама, Н. Клюева (рассматривается каждый отдельно).

Поэзия Д. Бедного. Блоковские традиции в поэме «Главная улица», образ человека-победителя. Комсомольские поэты (А. Безыменский, А. Жаров, М. Светлов и др.). Создание героико-романтического мифа о Гражданской войне в творчестве М. Светлова. Революционная героика и героический пафос Гражданской войны в «Думе про Опанаса» Э. Багрицкого. Романтизация подвига и борьбы за новую жизнь в балладах Н. Тихонова.

Исчерпанность революции как лирической темы к середине 20-х гг.: «стихи не заражают больше воздуха» (Б. Пастернак).

Проза 20-х гг.

Проблема «нового человека»

«Каменный» герой повести А. Малышкина «Падение Дайра», люди в кожаных куртках в романе Б. Пильняка «Голый год», революционная идея как выражение массовой психологии в повести В. Иванова «Бронепоезд 14-69». Тип нового человека, рожденный войной (романы Д. Фурманова «Чапаев» и А. Серафимовича «Железный поток», повесть Б. Лавренева «Ветер»).

Чапаев как народный герой. Чапаев в книге и в фильме братьев Васильевых. Картины М. Грекова, посвященные Гражданской войне. Мучительный процесс врастания человека войны в повседневные формы послевоенной жизни (В. Мусатов): роман В. Гладкова «Цемент», повесть В. Зазубрина «Щепка».

Интеллигенция и революция. «Да, сей пожар мы поджигали» (В. Иванов). Статья А. Блока «Интеллигенция и революция» (1918). Проблема нравственных ориентиров нового человека в новой эпохе. Романы «В тупике» В. Вересаева и «Города и годы» К. Федина. Проблема трагической неслиянности интеллигенции и революции в книге И. Бабеля «Конармия».

Роман А. Фадеева «Разгром» как отражение реальных картин Гражданской войны и повествование о необходимом, с точки зрения писателя, преодолении интеллигентской психологии. Роман Ю. Олеши «Зависть»: гротескный образ «пожирания» рождающимся веком идей, чувств, культуры умирающего века. Отношение автора к героям и новому миру.

Сатира и антиутопия. Сказовый стиль сатирических рассказов М. Зощенко: высмеивание советского «устройства» жизни, отказ в героическом окружающей действительности. Гоголевские традиции в романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Антиутопическая тема в русской литературе 20-х гг. («Собачье сердце» и «Роковые яйца» М. Булгакова, «Похождения Невзорова, или Ибикус» А. Толстого, «Растратчики» В. Катаева). Роман Е. Замятина «Мы» как художественное предвидение писателем «итогов революции, установления благодетельного ига. Открытая оппозиционность писателя сталинскому режиму. Сопоставление романа с поэмой В.Маяковского «150 000 000». «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка как социальный диагноз и открытый протест против Сталина, в котором писатель угадал Благодетеля.

Трагический эпос: М. Шолохов «Тихий Дон». «Тихий Дон» - великая эпопея периода революции и Гражданской войны. Роман о распаде бытия и о способности его к самовосстановлению (В. В. Мусатов). Анализ произведения в контексте эпохи 20-х гг. (отдельная глава).

Теория литературы. Искусство авангарда.

Социалистический реализм (30-е гг.) Ликвидация нэпа, начало коллективизации и индустриализации в стране. 1929 г.- год «великого перелома». Упразднение всех литературных групп (1932). Наступление тоталитаризма. Апофеоз соцреалистической парадигмы в литературе: окончательное официальное закрепление несвободы художника.

Устав Союза советских писателей, формулирующий метод социалистического реализма. Возникновение и функционирование произведений искусства как дискурса власти (В. Тюпа). Официальный «художественный монологизм» (единообразие идей, языка и стилей, вытеснение орнаментальной и сказовой прозы).

Каноны социалистического реализма, назидательность и идеализация действительности, «бытие как деяние» (М. Горький). Советские писатели - «инженеры человеческих душ» (И. Сталин). Соцреализм в изобразительном искусстве и скульптуре (С. Герасимов. «Колхозный праздник», Б. В. Иогансон. «Допрос коммуниста», Лениниана Н. А. Андреева, В. И. Мухина. «Рабочий и колхозница» и др.). Сталинский классицизм в архитектуре - попытка ложного величия.

Проза 30-х гг.

«Производственная проза» («Гидроцентраль» М. Шагинян, «Время, вперед!» В. Катаева). Отсутствие героя, частной жизни; коллективный труд как цель и смысл человеческого существования. Формирование нового типа «массового человека». Романы воспитания. «Педагогическая поэма» A.С. Макаренко. Роман Н. Островского «Как закалялась сталь», создающий образ советского человека.

Поэзия 30-х гг.

Попытки продолжить традиции «политической лирики» B.Маяковского (И. Сельвинский, А. Безыменский, В. Луговской и др.). Социальный оптимизм, счастье труда в стихотворениях Я. Смелякова, Б. Корнилова. Воспевание новой колхозной деревни в поэзии М. Исаковского. Жанр массовой песни. «Песня о Родине» В. И. Лебедева-Кумача и И. Дунаевского как гимн Страны Советов. Литературно-музыкальная композиция, посвященная произведениям Лебедева-Кумача, Исаковского.

Теория литературы. Соцреализм в литературе и других видах искусства.

А. Блок. Лирика, «Двенадцать» - 7 ч.

Жизнь Блока, построенная по законам поэзии. Противоречия мечты и бытия. Блок - наследник русских романтиков, разорвавший круг индивидуализма. Легендарность Блока для современников. Портреты поэта. Поэма «Двенадцать» - принятие судьбы или вызов поэта времени? Хор голосов вокруг поэмы (монтаж, составленный учениками). Игра стихий в поэме и поединки страстей в душах людей. Презрение поэта к обломкам старого мира.

«Интеллигенция и революция».

Литературное творчество. Сочинение «Все музыка и свет» (Блок и искусство его времени: Врубель, Сомов, Рахманинов, Скрябин). Очерк «Чему улыбнется презрительно Блок" в нашем времени?».

Индивидуальный проект: «Дыша духами и туманами» (экскурсия по Петербургу Блока в форме презентации, подготовленной учащимися).

И. А. Бунин - 3 ч.

Природа и родина в поэзии И. А. Бунина. «Я жил затем, чтобы писать...» Портрет поэта: страницы биографии, рассматривание фотографий, воспоминания современников, обращение к дневниковым записям. Чтение и анализ стихотворений Бунина: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..». Смысл названия рассказа. «Чистый понедельник» как время конца и начала новой жизни героев.

А. И. Куприн. «Олеся», «Гранатовый браслет» - 2 ч.

Бытописатель или русский философ? Реферативные сообщения учащихся о жизни и творческом пути А. И. Куприна. Истории великой любви.Внеклассное чтение. «Песнь песней», другие рассказы А. И. Куприна.

Творческая работа. Сочинение «Трагедия и счастье любви в произведениях русской литературы».

М. Горький. «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «На дне» - 7 ч.

Жизненный и творческий путь. Привлечение фрагментов из повести «Детство» и «В людях». Актуализация знаний учащихся, полученных в 6 и 7 классах. Обращение к мемуарным источникам (А. Деренков, Е. Пешкова и др.).

Традиции Горького в «Очарованной душе» Р. Роллана и творчестве Б. Брехта («Мать», «Мамаша Кураж и ее дети»). Проблематика «Несвоевременных мыслей» писателя и их современность в наши дни.

Теория литературы. Соотношение романтизма и реализма в социалистическом реализме. Социальная позиция писателя.

Повторение. Ф. М. Достоевский.

Литературное творчество. Рассказ «История жизни одного из героев пьесы "На дне"».

В. В. Маяковский. Лирика, поэма «Облако в штанах», пьеса «Клоп» - 5 ч.

Загадка личности Владимира Маяковского. Маяковский о себе («Я - сам», «О разных Маяковских»).

Сочинения: «Человек в революции: рождение или гибель? (В. Маяковский, С. Есенин, М. Шолохов, А. Фадеев)», «Маяковский глазами человека моего поколения», «"Пожар сердца" в поэзии В. Маяковского», «Я землю эту люблю...», «Судьба Маяковского», «Маяковский издевается... (сатира в творчестве поэта)», «Путешествие в будущее (по поэзии В. Маяковского)».

Теория литературы. Ритм и строфика стихотворения. Тоническое стихосложение. Лирика и сатира.

С. А. Есенин. Лирика, «Анна Снегина» - 5 ч.

С. А. Есенин. Биография Есенина как типичная для России первой четверти XX в.: путь из деревни в город, от природы к культуре. Трудности и обретения этого пути.

Портрет Есенина разных лет в воспоминаниях современников

Феномен «крестьянской поэзии». Творчество Клюева, Орешина. Крестьянские мотивы в творчестве тверских писателей.

Внеклассное чтение. С. Есенин. «Русь советская», «Москва кабацкая», «Черный человек», «Пугачев».

Теория литературы. Понятие об имажинизме.

М. А. Шолохов. «Тихий Дон» - 6 ч.

Конфликт идеологии и поэтической концепции жизни в творчестве и судьбе М. Шолохова. «Тихий Дон» - эпопея периода революции и Гражданской войны.

Цвета и запахи степи, меняющиеся в зависимости от внутреннего состояния человека и от всей «роевой» жизни, в которую он включен.

Теория литературы. Роман и эпопея как жанры литературы.

Повторение. Л. Н. Толстой. «Война и мир»; В. Гюго. «Девяносто третий год».

Внеклассное чтение. А. Серафимович: «Железный поток»; Д. Фурманов. «Чапаев».

Раздел II. Время и вечность

О. Э. Мандельштам - 2 часа.

«Концерт на вокзале», «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За грему-чую доблесть грядущих веков...», «С миром державным...», «Я вернулся в мой город...», «В Петрополе прозрачном мы умрем...»

Теория литературы. Поэтическая ассоциация.

Внеклассное чтение. О. Мандельштам. «Шум времени». Воспоминания об О. Э. Мандельштаме А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, Н. Я. Мандельштам.

М. И. Цветаева.

«Легкомыслие! Милый грех...», «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку», «О муза плача...», «Мой Пушкин», письма к Пастернаку и Рильке, «Федра», «Эвридика - Орфею», «Поэма конца», «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» - 2 ч.

Внеклассное чтение. М. Цветаева. «Мой Пушкин», «Федра», «Поэма конца».

Индивидуальный творческий проект. Составление экскурсии «Москва Цветаевой».

А. А. Ахматова.

«В Царском Селе», «Как площади эти обширны...», «Я к розам хочу...», «У самого моря», «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Настоящую нежность не спутаешь...», «Мне ни к чему одические рати...», «Музе», «Данте», «И было сердцу ничего не надо...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Реквием», «Поэма без героя», «Родная земля» - 4 ч.

Портреты Ахматовой и воспоминания о ней. Дискуссия: «Трагедия судьбы или трагедия души?».

Сочинения: «Пушкин и Ахматова», «Петербург Ахматовой», «Мгновения и вечность в лирике Ахматовой», «Любимые мной стихотворения Ахматовой», «Ахматова и Блок».

Теория литературы. Диалог времен в поэзии.

Внеклассное чтение. Лирика Сафо, Б. Ахмадулиной.

М. А. Булгаков.

«Мастер и Маргарита» - 6 ч.

Булгаков в его письмах и воспоминаниях современников. Спор о человеке и Боге в романе «Мастер и Маргарита». История создания романа, смена названий, смысл эпиграфа. Философский роман, оживляющий библейские сюжеты и со-поставляющий трагические коллизии прошлого с варьете современности.

Творческая работа. Произведения М. А. Булгакова на сцене и в кино.

Б. Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «О, если б знал, что так быва¬ет...», «Зимняя ночь», «Гамлет», роман «Доктор Живаго» (обзор) - 2 ч.

Раздел III. Война и мир

В. П. Некрасов. «В окопах Сталинграда» - 1 ч.

Литература военных лет как первый за годы идеологической цензуры росток правды. Возрождение в отечественном искусстве общечеловеческих идеалов, развитие традиций классической русской литературы в изображении человека на войне. Послевоенная «фронтовая проза» (1946-1951) как продолжение литературы военных лет.

Теория литературы. Два поколения военной прозы. Война глазами ее участников и потомков.

Повторение. Л. Н. Толстой. «Севастопольские рассказы».

Внеклассное чтение. Э. Хемингуэй. «По ком звонит колокол»; Э.-М. Ремарк. «На западном фронте без перемен».

Литературное творчество. Рецензия на экранизацию романа - фильм А. Иванова «Солдаты» (1957).

А. Т. Твардовский - 2 ч.

Творческий путь поэта. Становление самобытного художественного стиля. Некрасовские традиции. Поэтизация свободного крестьянского труда в «Стране Муравии». Трансформация светлой фантастики русской сказки. Диспут о поэме. Предостережение от грядущей беды - отлучения от земли.

Фронтовая хроника. Классическое совершенство стихотворений «Перед войной, как будто в знак беды...» и «Немые». Военная лирика Твардовского. Разработка жанра послания и баллады. Традиции лермонтовского «Бородина» в «Балладе о Москве».

Теория литературы. Понятие о литературно-художественном журнале.

Повторение. Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»; А. Твардовский. «Василий Теркин».

Самостоятельное чтение. А. Твардовский. «Теркин на том свете», «Дом у дороги».

Литературное творчество. Обращение редактора современного журнала к читателям.

В. П. Астафьев. «Пастух и пастушка» - 1 ч.

Ю.Бондарев. «Берег» - 1 ч.

Роман «Берег» (1970) - сопоставление двух эпох жизни человека - юности, зрелости как двух мироотношений.

Повторение. И. Тургенев, А. Фет, Л. Толстой.

Внеклассное чтение. А. Приставкин. «Ночевала тучка золотая».

Раздел IV. Самопознание человека

и жизнь общества.

Обзор литературы 40-90-х гг. - 3 ч.

1. Общественно-литературная ситуация конца 40-х - начала 50-х гг.

Литература периода Великой Отечественной войны и литература о войне последующих десятилетий.

Партийные постановления 1946-1948 гг., требующие от литературы лакировки действительности, бесконфликтности, воспевающие советский строй и советского человека. Выступления А. Фадеева, М. Шолохова о «катастрофическом» падении качества литературы.

Книга «Золотая роза» К. Паустовского и философские миниатюры М. Пришвина «Глаза земли» как произведения высокой литературы, сохраняющие дух интеллигентности и побеждающие «текущее время». «Русский лес» Л. Леонова как роман идей, выходящих за пределы соцреалистических канонов. Героико-романтический пафос повести «Звезда» Э. Казакевича и психологический натурализм (Л. Аннинский) повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда».

Роман «Доктор Живаго» Б. Пастернака, отражающий «исторический образ России за последнее сорокапятилетие» и философские воззрения художника на «искусство, на Евангелие, на жизнь, на человека в истории».

2. Литература периода «оттепели» (1953-1968)

Творческий подъем в различных видах искусства: театре, кино, музыке, изобразительном искусстве. Театр «Современник» О. Ефремова. Спектакли А. Эфроса, Г. Товстоногова, Н. Любимова. Фильмы «Иваново детство» и «Андрей Рублев» А. Тарковского, «Летят журавли» М. Калатозова, «Гамлет» Г. Козинцева. Фильмы И. Таланкина и Г. Данелия, Л. Кулиджанова, Э. Рязанова. Музыка Д. Д. Шостаковича, А. Шнитке.

Поэзия. Новое поэтическое поколение - поэзия шестидесятников (А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского): правдивость, экспрессивость, «оголенность» чувств, близость к традициям В. Маяковского, относительное понимание свободы поэтами.

Проза. Поиски «правды жизни» в публицистических произведениях С. Смирнова («Брестская крепость»), В. Овечкина («Районные будни»), рассказы и повести В. Тендрякова («Падение Ивана Чупрова», «Кончина»).

Раскрытие национального характера, психологизм повествования, отсутствие тенденциозности, свойственной канонам соцреализма, в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Образ героя в произведении М. Шолохова, в фильме С. Бондарчука в контексте произведений искусства тех лет (рассказ Э. Казакевича «При свете дня», фильм Г. Чухрая «Баллада о солдате»). Произведение Шолохова как возвращение русской литературы к теме вечных человеческих ценностей. Жанр «монументального рассказа» в русской литературе последующих десятилетий.

Повести П. Нилина «Жестокость» и Ч. Айтматова «Джамиля»: противоречия между жизнью и установившимися догмами, которые обнаруживают герои произведений, специфика авторского повествования. «Рефлектирующий герой» в «исповедальной прозе» А. Гладилина, А. Кузнецова, В. Аксенова. «Производственные романы» Д. Гранина, В. Попова. Уклонение от канонов сложившегося советского жанра «производственного романа». Роман В. Дудинцева «Не хлебом единым» как «ревизия» соцреалистической идеологии. Конфликт в романе «Жизнь и судьба» как «спор между победившим народом и победившим государством», «соотношение тяжести хрупкого человеческого тела и колоссального государства» (В. Гроссман).

Фронтовая лирическая повесть (Г. Бакланов, Ю. Бондарев, К. Воробьев). Трилогия К. Симонова «Живые и мертвые». Великая Отечественная война в русской литературе в контексте «становления темы» (40-80-е гг.).

Рассказы А. Солженицына «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича». Лагерная проза В. Шаламова. Сопоставление авторских позиций Шаламова и Солженицына в раскрытии «лагерной темы». Роман А. Солженицына «В круге первом» как острая полемика с канонами соцреализма.

Лирические дневники В. Солоухина («Владимирские проселки»), О. Берггольц («Дневные звезды»), Ю. Смуула («Ледовая книга») как исповеди об открытии других истин, другой жизни.

Драматургия. Развитие жанра мелодрамы в советской драматургии. Драматизм повседневности, тонкий лиризм, раскрытие внутреннего мира героя, «спрятанного» за стандартными формулами жизни советского человека, выражение романтического мироощущения молодежи 60-х гг. в пьесах А. Володина «Пять вечеров», В. Розова «В добрый час», А. Арбузова «Иркутская история», Э. Радзинского «104 страницы про любовь». Просмотр отрывков из спектаклей, знакомство с театральными рецензиями тех лет.

3. Литература 70-х - первой половины 80-х гг. Общественно-литературная ситуация

Отклонения государства от курса демократии. Введение советских войск в Чехословакию. Жизнь в атмосфере открытой лжи. «Двойная мораль» и «двойное сознание» в обществе. Дискредитация прежней веры. Очевидная несостоятельность существующей политической системы.

Проза. «Народные эпопеи» Ф. Абрамова (тетралогия «Братья и сестры») и П. Проскурина («Судьбы») как «поиск гармонии между человеком и миром» (Н. Л. Лейдерман). «Деревенская проза» В. Белова, В. Распутина как «возрождение традиционной нравственности» (А. Солженицын). Стремление к осмысленности жизни, к истине, гармонии с миром героев рассказов В. Шукшина. Проблема «лада» и «разлада», тема войны в творчестве В. Астафьева.

Фантастика братьев Стругацких как своеобразное исследование возможных утопических версий. Антиутопия Стругацких «Пикник на обочине» и фильм А. Тарковского «Сталкер». «Мовизм» В. Катаева («Алмазный мой венец», «Уже написан Вертер»).

Литература «эстетического андеграунда». Культурологический роман А. Битова «Пушкинский дом» как отражение нравственных конфликтов времени, рожденных сталинской эпохой. Поэма «Москва - Петушки» В. Ерофеева - парадоксальное сочетание «блатного» стиля и трагичности смысла изображенного, исповедь человека, находящегося «по ту сторону жизни», поэма о безысходности и тупике. Роман Саши Соколова «Школа для дураков» как диалог с хаосом и диалоги хаосов; «обаятельная, трагическая и трогательная книга» (В. Набоков).

Поэзия. «Тихая лирика» Н. Рубцова, В. Соколова, А. Жигулина как противопоставление темам, идеям, поэтике «громкой лирики» шестидесятников.

«Голос и совесть эпохи»: творчество В. Высоцкого и А. Галича. Прослушивание песен в исполнении авторов. Попытка прочувствовать время и личность поэтов.

Традиции акмеизма в творчестве А. Тарковского. Акмеистская поэтика и элегическая традиция в лирике Б. Ахмадулиной, А. Кушнера.

Драматургия. Трагикомедии А. Вампилова о «потерянном поколении». Зилов («Утиная охота») как герой своего времени. Пьесы А. Гельмана «Обратная связь», «Мы - ни-жеподписавшиеся», «Наедине со всеми», исследующие разные варианты поведения «деловых» советских людей.

4. Литература конца века (вторая половина 80-х - 90-е гг.)

Период перестройки. Распад СССР. Раскол Союза писателей. «Журнальная война». Острая литературная полемика. Статья Вик. Ерофеева «Поминки по советской литературе» (Лит. газ. - 1988. - 3 августа. - С. 5).

Автобиографизм и «литературность» прозы С. Довлатова. «Драматическое противоборство индивидуального и роевого, хорового, начал в душе человека» (А. Агеев) как центральная тема произведений В. Маканина (роман «Андеграунд, или Герой нашего времени»). Роман В. Пелевина «Generation Р» - роман о власти, вытесняющей поиск свободы. Язык, стиль и идея романа Т. Толстой «Кысь». «Сердечные» повести Токаревой. Грустные сатиры М. Жванецкого. «Литературный проект» Б. Акунина.

Поэзия. Творчество И. Бродского.

Постмодернистские тенденции в поэзии. Сообщения учащихся: «за» и «против» постмодернистского стиля в поэзии.

Драматургия. Парадоксальность и новизна драматургического языка Л. Петрушевской, сочетание в ее пьесах тонкого реалистического психологизма с поэтикой абсурда».

Постмодернистские тенденции в драматургии. Драматургия Коляды. Театр Нины Садур. Обзор театральных рецензий. Обмен зрительскими мнениями.

Е. И. Замятин. «Мы» - 2 ч.

Утопии и антиутопии в русской литературе XIX в.

Работа на уроке по предварительно подготовленным со¬общениям учащихся на темы: «Западноевропейские утопические учения», «Истоки и основы русского утопизма»,

Анализ записи 36-й конспекта: «Пустые страницы. Хрис¬тианский бог. О моей матери». Философия Благодетеля и философия Великого инквизитора. Отражение в романе Замятина философско-художественных исканий Достоевско¬го. Благодетельное иго - механизм насильственного сча¬стья в Едином Государстве.

Приметы исторического времени в романе и художест¬венное предвидение писателем итогов революции. «Мы» Е. Н. Замятина и поэма В. В. Маяковского «150 000 000». Размышления учащихся на тему: «Какому времени в боль¬шей степени принадлежит роман?» Жанр антиутопии и его последующее развитие в русской и зарубежной литературе.

Теория литературы. Роман-антиутопия.

Самостоятельное чтение. В. Войнович. «Мы лучше всех» (можно предложить и другие антиутопии конца XX в. - Маканина, Петрушевской - или зарубежное: Дж. Оруэлл).

А. Платонов. «Котлован» - 2 ч.

Теория литературы. Миф и притча как способы художественного осмысления жизни в литературе XX в.

Повторение. М. Е. Салтыков-Щедрин.

Внеклассное чтение. У. Фолкнер. «Шум и ярость», «Особняк».

Литературное творчество. Надгробная речь одному из умерших героев. Рецензия на один из фильмов по сюжету Платонова.

В.Распутин, В.Шукшин, Ф. Абрамов - 3 ч.

Жизнь деревни в произведениях Ф. Абрамова, Распутина, Белова, Шукшина.

Шукшин - продолжатель традиций Чехова в жанре короткого рассказа. Человек в рассказах Шукшина. Герой-чудик. Образ матери. Киноповесть «Калина красная».Тема возвращения человека к истокам.

В. Шаламов. «Колымские рассказы» - 1 ч.

Слово о писателе. Трагедия судьбы В. Шаламова - трагедия народа.

Итоговая дискуссия: «Лагерь - "слепок мира", "лагерь мироподобен" или это трагическое заблуждение человека, чья судьба была искалечена временем?»

Теория литературы. Документальность прозы.

А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича» - 2 ч.

«Красное колесо» века - чтение учителем фрагментов книги А. И. Солженицына «Бодался теленок с дубом» - иллюстрация трудной и противоречивой судьбы писателя и его книг.

История написания и судьба рассказа «Один день Ивана Денисовича» (анализ статьи в учебнике Литература: 11 кл. --ML: Классикс-Стиль, 2002). Монтаж отзывов о рассказе от 1962 до 1974 г. Изменения в общественной жизни - изменения в судьбе писателя. Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича» по вопросам учебника (с. 314).

«Архипелаг ГУЛАГ» - «коллективный подвиг советской интеллигенции» (Л. К. Чуковская). Чтение воспоминаний Л. К. Чуковской, Е. Г.

Подготовка к сочинению «Выживание или жизнь?» (сравнительный анализ рассказа Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Колымских рассказов» Шаламова) (с. 321-322 учебника).

Внеклассное чтение. А. И. Солженицын. «Бодался теленок с дубом», «Как нам обустроить Россию?», «Двести лет вместе».

Творческая работа. Сочинение «Выживание или жизнь».

В. В. Высоцкий - 2 ч.

В. Высоцкий - сорванный голос поколения 70-х гг. Песни А. Галича, В. Высоцкого и Б. Окуджавы, В. Долиной - сходство и различия голосов и тем. Своеобразие поэзии в бардовской песне. Понятие бардовской песни. Стихотворение-песня «О поэтах и кликушах» - понимание назначения поэта и поэзии.

Теория литературы. Бардовская песня как литературное творчество.

Литературное творчество. Сочинение на тему: «Я не люблю...»

Внеклассное чтение. Стихи и песни Высоцкого, мемуары.

А. В. Вампилов. «Утиная охота» - 2 ч.

Проза и драматургия А. Вампилова. Путь от бытовых зарисовок к лирическому символу современной жизни. «Прощание в июне», «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске» как ступени восхождения к герою времени. Сообщения учащихся по впечатлениям от прочитанных пьес.

Теория литературы. Время действия в пьесе.

Повторение. М. Ю. Лермонтов, А. П. Чехов.

Внеклассное чтение. А. Вампилов. «Прошлым летом в Чулимске».

И. А. Бродский - 2 ч.

Последний из значительных поэтов XX в. - И. А. Бродский, творчество которого - итог сомнений, рожденных его временем, и надежд, подсказанных иными пластами культуры, прежде всего античными мифами и Библией.

Литература последних десятилетий - 8 ч.

Поэзия. Новейшая русская поэзия. 1990-е годы - время выхода из литературного подполья групп, существовавших с 1960-1970-х годов. Четыре основных направления, по которым движется новейшая русская поэзия: ироническое, концептуальное, неоавангардное, неоклассическое. Использование «чужого слова» в новейшей поэзии.

Неформальный клуб «Поэзия» (Ю.Арабов, Е.Бунимович, В.Друк, А.Еременко, И.Иртеньев, И.Искренко, В.Коркия), иронизм как поэзия «потерянного поколения». Сопоставительный анализ стихотворений Искренко «Зевая мы проветриваем дом…» и Лермонтова «Дума». Обращение писателей-иронистов к творчеству Лермонтова. Ученическая конференция.

«Митьки» - представители «поэзии имиджа».

Направления неоклассической поэзии: метареализм, критический сентиментализм. Метареалистическая поэзия - (О.Седакова, Е.Шварц, И.Жданов, В.Кривулин) - попытка создать сакральную поэтическую речь.

Проза и драматургия. Современный литературный процесс. Исчезновение канонизированных тем. Процесс возвращения русской литературы. Первые годы реабилитационного периода. Период активного возвращения. Постмодернизм как литературное направление. Литературная премия «Русский Букер» (презентация книги). Обращение «нерыночной литературы» к традиционно массовым жанрам.

Грустные сатиры М. Жванецкого

«Как правило, о человеке можно судить по тому, над чем он смеется» (У. Мизнер). О природе комического. Комическое в жизни и в искусстве. Модификации смеха от Гоголя до Булгакова. Размышления учащихся о функции смеха в русской литературе и в русской действительности. Политические и бытовые портреты русской действительности 60-90-х гг. XX в. Попытка самостоятельного определения учащимися политической и художественной доминанты каждого из десятилетий (опираясь на изученные произведения, знания по истории, собственный жизненный опыт, а также на рассказы близких старшего поколения).

Теория литературы. Жанр сатиры в современном искусстве.

Самостоятельное чтение. Сатиры М. Жванецкого (по выбору учащихся).

Сердечные повести В. Токаревой

Виктория Токарева - «Какое доброе дарование. Она воспринимает жизнь не как испытание, а как благо» (Ф. Феллини). Страницы творческой биографии: музыка и кинематограф в жизни писательницы, выход первого рассказа «День без вранья» (1964). Книги Виктории Токаревой: «Летающие качели», «Лошади с крыльями», «Лиловый костюм», «Коррида». Верность «сердечной теме» в творчестве Токаревой, понимание автором бытия как жизни сердца, восприятие мира с «романтической надеждой» (В. Токарева).

Теория литературы. Стиль писателя.




Календарно-тематический план по русской литературе

в 11Б классе на 2013-14 учебный год


Раздел программы

Поряд-

ковый номер урока

Тема урока

Планиру-емая дата прохож-

дения темы

Дата факти-

ческого прохож-

дения темы

Примечание


I четверть




Раздел 1. Движение времен. Литература начала 20-го века.

1

Вводный урок. Литература конца 19-начала 20 века.





2

Русский символизм и его истоки.




3

Поэзия В.Я.Брюсова.





4

Акмеизм и его истоки.





5

Проблематика и поэтика лирики Н. Гумилева.





6

Футуризм как литературное направление.





7

Поэзия В.Хлебникова.





8

Проверочная работа №1




Раздел 2. «Эволюция и революция»

9

Эволюция и революция в сознании русского общества.





10

Поиски новой эпохи (20-е годы).





11

Литература 30-40-х годов.





12

Творчество А.Блока. А.А. Блок: личность и творчество.





13

В мире Прекрасной Дамы.




14

Картины «страшного мира» в лирике Блока.




15

Образ России в лирике Блока.




16

Поэма «Двенадцать»: «Благословение революции или сомнение в ней?»




17

Проверочная работа №2




18

Творчество И.А.Бунина.





19

Природа и родина в поэзии И.А.Бунина.




20

Рассказ «Господин из Сан-Франциско».




21

О природе любви.




22

Бытописатель или русский философ? Проблематика повести «Олеся».





23

«Гранатовый браслет» - рассказ о вечной любви.





24

Пролетарский писатель - Борец за романтические идеалы и обличитель мещанства.





25

Свобода и любовь в рассказе «Макар Чудра».




всего

х

х



II четверть





26

О смысле человеческой жизни.





27

«На дне» как социально-философская драма.





28

Образ Луки. Вопрос о правде.





29

Люди «дна».





30

Р/р. Сочинение по творчеству Горького. (1)





31

Дерзкое преображение мира. В.В.Маяковский: Личность и творчество





32

«Облако в штанах»: проблематика и поэтика.





33

О сущности поэзии.





34

«Хорошо» и «плохо» в поэзии Маяковского.





35

Контрольная работа

№1.





36

Творчество С.А.Есенина





37

Деревенские идиллии.




38

«Рок событий».




39

Любовь в лирике Есенина.




40

Философские мотивы.




41

Поэма «Анна Снегина».




42

Творчество М.А.Шолохова.




43

Летописец народных трагедий (обзор творческого пути).




44

Роман «Тихий Дон». Конфликт природного и социального начал жизни.




45

Любовь и война.




46

Выбор человека в исторической буре.




47

Причины трагедии Григория Мелехова.




48

Р/р. Сочинение по роману «Тихий Дон». (2)



Раздел 3. Время и вечность.

49

Родные тени культуры



всего

х

х



III четверть





50

«Век-волкодав»





51

Поэтический мир М. Цветаевой.




52

«Отказываюсь быть!»




53

А.А.Ахматова. Царское Село и Петербург.




54

Тишина и страсти.




55

Муза.




56

Выбор судьбы.




57

Проверочная работа. (3)




58

Жизнь и творческий путь М.Булгакова.




59

«Закатный роман» Булгакова и его сюжет.




60

Москва и Ершалаим.




61

Любовь - путь к вечности.




62

Проблема справедливости и милосердия в романе.




63

Автор в романе.




64

Б.Л.Пастернак. «Так начинают жить стихом»




65

Стихия жизни и стихия творчества в лирике Пастернака.



Раздел 4.

«Война и мир»

66

Война и мир в русской литературе.




67

Литература о Великой Отечественной войне.




68

В.П.Астафьев. Повесть «Пастух и пастушка» - идиллия и трагедия.




69

Ю.Бондарев. Роман «Берег». Юность и война.




70

А.Т.Твардовский. - певец мира в войне.




71

Голос совести. Поэма «По праву памяти».




72

Контрольная работа №2.



Раздел 5. Самопознание человека и жизнь общества.

73

Обзор литературы 40-90-х годов.




74

Литература 70-х - первой половины 80-х годов.




75

Литература конца века.




76

Е.И.Замятин. Структура и смысл романа «Мы».




77

А.Платонов в поисках «сокровенного человека».




78

Повесть «Котлован». Мотивы апокалипсиса.




79

Р/р. Сочинение по произведениям Замятина и Платонова. (3)



всего

х

х



IV четверть





80

Жизнь деревни в произведениях Распутина.





81

Повесть «Прощание с Матерой».





82

Вн.чт. Творчество Абрамова (обзор).





83

Проверочная работа №4.





84

А.И.Солженицын: жизнь и судьба.





85

Наука выживать в повести «Один день Ивана Денисовича».





86

В.Т.Шаламов. Лагерь - слепок мира на страницах «Колымских рассказов».





87

Романтический бунт и ирония в лирике Высоцкого.




88

Сорванный голос поколения.




89

Традиции Чехова в драматургии Вампилова.




90

Сон и явь в жизни Зилова.




91

И.Бродский. Отчуждение и любовь.




92

Меж континентов и времен.




93

Итоговая контрольная работа (№3).




94

Анализ контрольной работы.




95

Основные направления развития современной литературы.




96

Поэзия на современном этапе.




97

«Сердечные» повести В.Токаревой.




98

Урок-обобщение.




99

Читательская конференция.




100

Резерв 3 часа.



всего


х

х



Итого

в год:

102 часа





© 2010-2022