Статья Открывая новые смыслы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открывая новые смыслы ……

Приём «Тонкие и толстые вопросы», рассмотренный в технологии критического мышления, открывает возможности работы с текстом, создаёт условия для постижения новых смыслов самим читающим: читающий испытывает удовольствие от того, что не остались незамеченными детали портрета (глаза, волосы, походка), детали костюма (сюртук, халат, телогрейка), детали интерьера (легкие занавески, тяжёлые портьеры, незанавешенное окно) и многое другое. Именно «тонкие» вопросы помогают выявить явную информацию: время и место действия, возраст героя и его имя- всё то, что необходимо для первичного понимания текста. «Толстые» же вопросы, начинающиеся с «Почему..?, Что было бы, если..? В чем различие...? Предположите, что будет, если...?, помогают обозначить проблему текста, проникнуть в его содержание, дают возможность размышлять, думать, анализировать.

Именно таким способом мы с семиклассниками работали над сочинением-рассуждением. Сначала мы читали рассказы Юрия Яковлева и представляли каждый рассказ с помощью «тонких вопросов»: учились их задавать, слышать, находить ответы в тексте. Затем рассказы Юрия Яковлева помогали нам формулировать «толстые «вопросы. Так родились проблемные вопросы «Почему в груди Васи билось сердце рыцаря?» (рассказ «Рыцарь Вася»), «Почему называли Катоном старшим? (рассказ «А Воробьёв стекло не выбивал..»), После этого написание сочинения - рассуждения не вызвало затруднения: напротив, доставило удовольствие от работы с текстом.

Ощущения радости и легкости испытали мы, когда использовали этот приём в работе с текстом научного стиля, в частности с текстом параграфа «Особые формы глагола». «Тонкие» вопросы (Сколько особых форм у глагола ?, Как изменяется особая форма времени глагола?, Какой оттенок есть в её значении?, Какое наклонение она напоминает?, В каких стилях употребляется?) помогли нам узнать и понять, что существует две формы глагола прошедшего времени, что они имеют значение мгновенности и внезапности и что одна из них похожа на повелительное наклонение глагола. А толстый вопрос «Почему форма прошедшего времени называется особой?» стал темой домашнего лингвистического сочинения и хорошей диагностикой понимания содержания параграфа.

Иное «прочтение» параграфа учебника позволило организовать беседу друг с другом, совместно открыть новые явления грамматики, просто рассказать о сложном ..И это действительно другие впечатления от учебной деятельности..

А шпаргалка, созданная нами при изучении темы «Местоимение», шпаргалка, которую не нужно скрывать и прятать, шпаргалка, которой разрешено пользоваться… Эта шпаргалка-кластер.. Кластер, содержащий разряды местоимений, указывающий на принадлежность некоторых из них к общему роду, иллюстрирующий их правописание и употребление в речи….Это новый, своеобразный портрет местоимения как части речи, портрет, составленный на основе научного текста самостоятельно, а значит, близкий и простой, понимаемый и применяемый.

Свои страны, созданные самими учащимися во время работы над проектом «Необычное словообразование»,- это новые названия административных центров и музеев, библиотек и концертных залов. Первая страна, конечно же, «Салаховятия», её жители, салаховята салаховятушки, проходят обряд посвящения в салаховцы, чтобы в дальнейшем стать салаховомудрецами, салаховоолимпиониками, салаховолидерами. Гимназия «Лаборатория Салахова», расположенная на карте этой страны, « умодеятельная и идееплескательная», в ней много « буквоглотов и книгообожателей», мечтающих стать «языкознаями» и « книгочтеями»… Таков портрет этой страны..Но есть и другие страны, такие, как «Сладколандия» и «Модняша», «Ложкария» и «Хулигандия».

Новые названия стран, городов, площадей, переулков, рек, озёр - это новые слова, рождённые творчеством ребят..Они убеждают, что родной язык даёт возможность творить, открывать новое в себе и в языке.

Отношения между учителем и учеником, между ребёнком и родителем, между всеми участниками проекта «Успешное чтение» зарождаются в общении, предметом которого является книга. Да, именно Книга объединяет за одним столом, в одной аудитории, на одной сцене читателей разных поколений: пап и мам, детей и внуков, бабушек и дедушек. Объединяет читателей - новичков и читателей -романтиков, читателей-мечтателей и читателей-профи -одним словом, увлечённых читателей.

Проект «Литературная гимназиада» - это десять книг, героями которых являются гимназисты…Это и повесть «Записки маленькой гимназистки» Лидии Чарской, учащая с любить и сострадать, и повесть «Детство Тёмы» Н.Г.Гарина -Михайловского, открывающая сложность взаимоотношений родителей и Тёмы, рассказывающая о том, как трудно пережить первое предательство, помогающая понять и Тёму, и одноклассников, и себя..Это и «Дорога уходит в даль» Александры Бруштейн, обозначающая смысл дружбы, и, конечно же, «Кондуит и Швамбрания» Льва Кассиля - необыкновенный мир детей, мир фантазии и радости, свободы и счастья.

Метапредметный проект по книге Александра Грина «Алые паруса», объединивший преподавателей экономики и литературы, математики и английского языка заставил ещё раз всех обратиться к тексту книги. Как только не был представлен текст повести!?..По тексту произведения были составлены задачи по математике и по экономике, воспроизведены диалоги героев на английском языке, написаны страницы дневников Ассоль и Грэя..

Встречи с писателями :с французским писателем Марком Леви по Skype и с хантыйским писателем Еремеем Айпиным , новое открытие повестей Владислава Крапивина «Мальчик со шпагой» и Сергея Козлова «Мальчик без шпаги», новый портрет книги Г.Белых и Л.Пантелеева «Республика ШКИД», включающий в себя разные способы её прочтения (видеоролик, представление книги на сцене, исследовательская работа по тексту повести), новый спецкурс «Исторический роман» - всё это пути открытия себя как Читателя. Это новый взгляд на чтение….Чтение как Приобретение…..Это смыслы, открытые Чтением …Смыслы, необходимые для созидания Добра..



© 2010-2022