Статья Диалог как главная характеристика гуманитарного образования

Диалог как главная характеристика гуманитарного образования.   О диалоге как характеристике и «признаке» гуманитарности говорят и пишут политики, экономисты, философы, педагоги, юристы, филологи, психологи. Но зачастую в понятие диалога вкладываются разные смыслы. Диалог в обыденном сознании чаще всего трактуется как «разговор», «вопросно-ответные отношения», «дискуссия», «общение», «согласие» и т.п. В научных исследованиях его выделяют как форму общения, как способ познания, как личностную пози...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Диалог как главная характеристика гуманитарного образования.

О диалоге как характеристике и «признаке» гуманитарности говорят и пишут политики, экономисты, философы, педагоги, юристы, филологи, психологи. Но зачастую в понятие диалога вкладываются разные смыслы. Диалог в обыденном сознании чаще всего трактуется как «разговор», «вопросно-ответные отношения», «дискуссия», «общение», «согласие» и т.п. В научных исследованиях его выделяют как форму общения, как способ познания, как личностную позицию, как содержание образования, как эффективное средство изучения конкретных предметов. Сегодня можно признать, что существует целое направление в науке, именуемое диалогикой. К феномену диалога обращались Платон, Гегель, М.М. Бахтин, Е.С. Белова, Т.К. Мухина, В.С. Соловьёв, Е.А. Ямбург и др. Высказывается даже мнение, что в обществе приближается «диалогическая революция». (С.Л. Братченко).

Образную характеристику диалогичности жизни даёт И.Н. Калинаускас:

«Искусство жить состоит в искусстве Диалога. Человек, владеющий этим, владеет своей жизнью. Это рецепт для сознательного ощущения процесса своей жизни».

Диалог, диалогический принцип - один из важнейших элементов гуманитарной парадигмы в психологии, при этом он всё ещё остаётся «неуловимым». Всё-таки наиболее разработанными на сегодняшний день являются интеллектуально-познавательные аспекты диалога. Исследованы также психологические особенности диалога как межличностного уровня общения. Этот межличностный диалог, «диалог на высшем уровне», имеет важное значение для гуманитарного образования.

Выявлено, что атрибутами межличностного диалога являются: свобода собеседников; равноправие собеседников; личностный контакт между собеседниками на основе сопереживания и взаимопонимания. Считается, что собеседники в таком диалоге свободны от внешних, внеличностных целей. Диалог выступает в качестве ненасильственного способа «воздействия», когда переводит акценты: с познания на самопознание, с контроля на самоконтроль, с образования на самообразование. Он не ставит целью изменить другого человека, но он имеет возможности пробудить личность к самоизменению.

Диалог необходим там, где есть система «Я - Другой» и возникает проблема неоднозначности, разных смыслов. Непонимания, несогласия, конфликта, проблема взаимодействия и взаимообмена.

Диалог предполагает: открытость, контакт, согласование, вопросно-ответные отношения, конструктивность.

Диалогическая компетентность состоит в способности:

  • Видеть, осознавать неоднозначную ситуацию, где встают отношения «Я - Другой»;

  • Устанавливать позитивный контакт с Другим, согласовывать разные точки зрения;

  • Устанавливать вопросно-ответные отношения с Другим (уметь задавать сущностные вопросы и адекватно отвечать на вопросы Другого);

  • Удерживать в мышлении разные точки зрения, разные ценности смыслы;

  • Разрешать конфликт (внутриличностный или межличностный) ненасильственным путём, конструктивно.

Диалогическую компетентность невозможно сформировать извне. Она формируется «внутри» человека естественным путём, в процессе накопления личностью опыта самосознания. Прежде чем понять Другого (мир, культуру, другую личность), надо понять себя (услышать, увидеть свой внутренний мир).

В эксперименте класс работает с 2007г. В эксперименте заявлено два предмета - русский язык и чтение. Закончился 1 этап - эмоционально-диалогический. Результат - главное ребёнок должен стать «ВНИМАТЕЛЬНЫМ СЛУШАТЕЛЕМ».

Первый год, конечно же, был диагностическим. Мы вели «Личную тетрадь», в которой даётся описание себя как ученика, фиксируются субъективные факторы восприятия учеником своей образовательной ситуации (что я знаю о себе как о личности и ученике; мои ощущения, эмоции и мысли; мой образ урока, предмета).

Примерные вопросы:

  1. Какой я был на уроке? (активный, пассивный)

  2. Что я делал на уроке? (работал, мечтал)

  3. Чего я боялся на уроке?

  4. Что я знаю по предмету?

Позже «Личная тетрадь» стала Рефлексивной Картой Урока. Дети заполняли её в конце урока. Для разнообразия мы выполняли упражнение «Урок и Я». Оно помогало ребёнку в конце урока определить, что он узнал и теперь уже знает, и что бы он ещё хотел узнать по теме урока. Во внутренний круг необходимо написать, что ты уже знаешь, после прохождения материала, а во внешний, то чтобы ты хотел ещё узнать по теме урока.

Этим наша работа не ограничивалась. Мы заключали контракт с собой, заполняли контекст жизнедеятельности ученика, составляли рейтинг предметов, заполняли анкеты, сочиняли сказки, писали поздравления.

Со своей стороны я вела дневник наблюдений, где фиксировался и проводился анализ каждой выполненной работы, будь то анкетирование или выполнение простого упражнения.

Признавая важность диалога, мы при этом, не должны умалять значение монолога, который является формой существования индивидуальности. Диалог, выступая в качестве механизма смыслообразования и культуротворчества, связанного с порождением текстов, позволяет интегрировать в образовательном процессе два взаимосвязанных способа бытия личности - монолог и диалог, отражающих связи индивидуального (дифференцированного) и личностного (интегрированного) пути социализации индивида.

4

© 2010-2022