Рабочая программа по литературе к учебнику Коровиной 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по литературе

7 класс

Пояснительная записка

Курс литературы в 7 классе направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Настоящая рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основании следующих документов:

- Приказа Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5.03.2004 г. № 1089);

- Письма Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

- Образовательной программы МАОУ СШ №51 г. Липецка на 2015-2016 учебный год;

- Положения о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (принято на заседании педагогического совета МБОУ СОШ № 51 г.Липецка протокол от 30.08.2013 № 3, утверждено приказом по МБОУ СОШ №51 г. Липецка от 31.08.2013 № 232).

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе программы под редакцией В.Я.Коровиной. Москва: Просвещение, 2009г.

Выбор данной программы мотивирован тем, что она рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, соответствует стандарту основного общего образования по литературе, построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности, обеспечивает условия для реализации практической направленности курса, учитывает возрастную психологию обучающихся. Выбор данной программы мотивирован тем, что она соответствует стандарту основного общего образования по литературе, построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности, обеспечивает условия для реализации практической направленности курса, учитывает возрастную психологию обучающихся.

Программа составлена на 70 часов (из расчёта 2 часа в неделю в соответствии с Учебным планом МАОУ СШ № 51 г. Липецка на 2015-2016 учебный год, Календарным учебным графиком).

Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Литература 7 класс» в 2-частях. Москва: Просвещение, 2010 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И.

Виды контроля:

Промежуточный:

  • Пересказ (подробный, сжатый, выборочный).

  • Выразительное чтение.

  • Развернутый ответ на вопрос.

  • Анализ эпизода.

  • Комментирование.

  • Характеристика литературного героя.

Итоговый:

тест, включающий задания, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

Содержание рабочей программы

(70 часов)

Введение. Литература как искусство слова. (1ч.)

Устное народное творчество (4ч.)

Киевский Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Цикл былин. Былины «Вольга и Микула Селянинович», «Садко».

Карело-финский эпос «Калевала»

Древнерусская литература (3 ч.)

«Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Черты жития и сказки в повести.

Русская литература 18 века (3 ч.)

М.В.Ломоносов. Поэт и ученый. Стихотворения «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия..» (отрывок) Анализ стихотворения .

Г.Р.Державин «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание».

Русская литература 19 века (36ч.)

А.С.Пушкин «Полтава», «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов» (сцена « В Чудовом монастыре»).

М.Ю. Лермонтов «Песнь про купца Калашникова». Система образов. История создания.

Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Ангел».

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». История создания. Исторические комментарии. Запорожская Сечь в повести Н.В.Гоголя.

И.С.Тургенев «Записки охотника», Стихотворения в прозе «Близнецы», «Русский язык», «Два богача».

Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины», её историческая основа. Стихотворение Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда».

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Смысл противопоставления. Сказка «Дикий помещик». Смысл названия сказки.

А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон» Живая картина нравов. Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон». Рассказ «Злоумышленник».Сатира Чехова.

А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». История в стихах.

Л.Н.Толстой. Главы из повести «Детство». Автобиографические черты повести.

.Стихи русских поэтов о родной природе - В.А.Жуковский «Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой. Родимый край…», «Благовест», «Замолкнул гром». И.А. Бунин «Родина».

Русская литература 20 века (16 ч.)

И.А.Бунин «Цифры». «Лапти». Сложность взаимопонимания между детьми и взрослыми. Нравственный смысл рассказов.

М.Горький «Детство», «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Романтизм раннего Горького.

В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» Два взгляда на мир. Рассказ о поэте «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче». Своеобразие поэзии Маяковского.

Л.Н.Андреев «Кусака» Сострадание и бессердечность как критерии нравственности человека.

А.П.Платонов «Юшка» Друзья и враги главного героя.

Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади».

Е.И.Носов «Кукла», «Живое пламя».

Д.С.Лихачев «Земля родная» (главы из книги).

М.М.Зощенко. Писатели улыбаются. Рассказ «Беда».

Стихотворения поэтов 20 века о родной природе. Песни на стихи русских поэтов 20 столетия.

Зарубежная литература (4 ч.)

Р.Бёрнс «Честная бедность».

Д.Г.Байрон «Ты кончил жизни путь, герой».

Р.Д.Бредбери «Радость писать», «Каникулы».

Японское трёхстишье (хокку). Мацуо Басё, Кабаяси Исса.

О.Генри «Дары волхвов».

Перечень контрольных мероприятий:

классных сочинений - 1

домашних сочинений - 3.

Требования к уровню подготовки учащихся

за курс литературы 7 класса

В результате изучения литературы обучающийся должен

знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.


Литература

1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2010г.

2. Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

3. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.

4. Фадеева Т. М. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. К учебнику В. П. Полухиной «Литература. 7 кл.». - М.: Экзамен, 2006.

5. Турьянская Б. И., Холодкова Л. А. и др. Литература в7 классе: Урок за уроком. - М., 2001.

6. Литература 5-8 классы. Тесты / Сост. Н. Н.Коршунова-М.:«Дрофа», 1997 г

7. Щадрина С.Б. Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику В. П. Полухиной. - Волгоград: Учитель, 2006.

8. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 7 класс. CD-ROM. - ООО «Кирилл и Мефодий», 2010.

9. Образовательные порталы Интернета, журнал «Литература в школе» и его приложение «Уроки литературы».































Календарно-тематический план


урока

Тема урока

Количество

часов

Дата

прохождения темы

по плану

Факти-чески

1

Литература как вид искусства.

1

1.09.

2

Былина как жанр фольклора.

1

4.09.

3

Киевский цикл былин. «Вольга и Микула Селянинович».

1

7.09.

4

Былина «Садко».

1

11.09.

5

Карело-финский эпос «Калевала».

1

14.09.

6

Древнерусская литература О «Повестях временных лет».

1

18.09.

7

«Поучение» Владимира Мономаха.

1

21.09.

8

Повесть о Петре и Февронии Муромских.

1

25.09.

9

Русская литература 18 века. М.В.Ломоносов Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого».

1

28.09.

10

Ода на день восшествия..» (отрывок).

1

2.10.

11

Г.Р.Державин «Река времён в своём течении» , «На птичку» , «Признание».

1

5.10.

12

Произведение русских писателей 19 века. А.С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории.

1

12.10.

13

«Полтава» (отрывок) Мастерство поэта в изображении Полтавской битвы.

1

16.10.

14

Пётр 1 и Карл 12 . Сравнительная характеристика.

1

19.10.

15

А.С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок).

1

23.10.

16

Образ автора в отрывке из поэмы.

1

26.10.

17-18

Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина «Пиковая дама».

1

2.11.

19

Рр Подготовка к сочинению по произведениям А.С.Пушкина

1

6.11.

20

М.Ю.Лермонтов. Поэтическое мастерство Лермонтова в стихотворениях «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва» и др.

1

9.11.

20

М.Ю. Лермонтов «Песнь про купца Калашникова» История создания поэмы. Сюжет и композиция.

1

13.11.

21

Система образов в поэме М.Ю. Лермонтова.

1

16.11.

22

Идейно-художественное своеобразие произведения.

1

17.11.

23-24

Урок внеклассного чтения по повести А.К.Толстого «Князь Серебряный».

1

23-27.11.

25

Самостоятельная работа (тест) по творчеству М.Ю.Лермонтова.

1

30.11.

26

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».История создания произведения. Исторический комментарий.

1

4.12.

27

Тарас и его сыновья.

1

7.12.

28

Мастерство Н.В.Гоголя в изображении картин природы в повести.

1

11.12

29

Запорожская Сечь.

1

14.12

30

Два брата. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия.

1

18.12.

31

Образ Тараса Бульбы в повести.

1

21.12.

32

Идея братства и любви к русской земле в произведении.

1

25.12

33

Рр Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1

28.12.

34

Урок внеклассного чтения по повести Н.В.Гоголя «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

1

35

И.С. Тургенев .История создания «Записок охотника».

1

36

Образ простого крестьянина в рассказе «Бирюк».

1

37

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Близнецы», «Русский язык», «Два богача»

1

38

Н.А.Некрасов. Слово о поэте.

1

39

Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

1

40

Поэма «Русские женщины». Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска.

1

41

М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1

42

Художественные особенности сатиры. Смысл противопоставления генералов и мужика.

1

43

М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки.

1

44

А.П.Чехов «Хамелеон».Живая картина нравов.

1

45

Средства создания комического в рассказе «Хамелеон».

1

46-48

Л.Н.Толстой «Детство» (главы из повести).

3

49

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе.

1

50

И.А.Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа

1

51

Литература ХХ века.

М.Горький. Слово о писателе. Романтический мир раннего Горького

1

52

«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»

1

53

В.В.Маяковский. Рассказ о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче»

1

54

В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

1

55

Л.Н.Андреев «Кусака». Боль за наших «братьев меньших».

1

56

А.П.Платонов «Юшка». Сострадание как критерий нравственности человека.

1

57-58

Рр Контрольное сочинение-рассуждение о милосердии и сострадании.

2

59

Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади»

1

60

Е.И.Носов. «Кукла», «Живое пламя»

1

61

Д.С.Лихачев «Земля родная» (главы из книги). Особенности публицистики ученого.

1

62

Писатели улыбаются. М.М.Зощенко «Беда».

1

63

Стихотворения поэтов 20 века о родной природе. Песни на стихи русских поэтов 20 столетия.

1

64-65

Урок внеклассного чтения по повести Б. Васильева «В списках не значился».

Рр Отзыв о повести Б. Васильева.

2

66

Зарубежная литература. Р.Бёрнс «Честная бедность», Д.Г.Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!».

1

67

Р.Д.Бредбери «Радость писать», «Каникулы».

1

68

Японские трехстишья (хокку). Мацуо Басё, Кобаяси Исса. Особенности японских трехстиший.

1

69

О.Генри «Дары волхвов»

1

70

Подведение итогов. Рекомендации на лето.

1






















7


© 2010-2022