Уроки по русскому языку для 5 класса «О языке и речи. Текст»

"Выдержка из материала: ""Протокол урока "1. Ф.И.О. учителя: 2. Класс: 5 Дата: Предмет: русский язык3. Тема урока: Диалог4. Тип урока: Открытие новых знаний5. Цели урока7. Средства обучения: учебник, проектор , компьютер, презентация. "Ход урока: "1. Организационный этап. "Учитель. Прозвенел для нас звонок – начинается урок.Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.Настраиваемся на урок. Ребята, соберем «Ромашку», на лепестках напишите:- Что я жду от сегодняшнего урока? (каждая группа со...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Протокол урока

1. Ф.И.О. учителя:

2. Класс: 5 Дата:

Предмет: русский язык

3. Тема урока: Диалог

4. Тип урока: Открытие новых знаний

5. Цели урока

Образовательные:

развить умение формулировать определение понятий монолог и диалог;

развить умение различать монолог и диалог;

совершенствовать пунктуационные и орфографические и умения.

Развивающие:

развитие критического мышления обучающихся;

развитие внимания обучающихся ;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

развитие умения формулировать проблему;

развитие умения групповой и парной работы

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

6.Учебник:. Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская « Русский язык» 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях.Москва « Просвещение» 2012 год

7. Средства обучения: учебник, проектор , компьютер, презентация.

Ход урока :

  1. Организационный этап.

Учитель. Прозвенел для нас звонок - начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Настраиваемся на урок. Ребята, соберем «Ромашку», на лепестках напишите:

- Что я жду от сегодняшнего урока? (каждая группа собирает свою ромашку, а в конце урока анализируем, совпали наши ожидания или нет).

2.Постановка целей и задач урока.

Учитель Сейчас мы проведем игру «Угадай слово», значения всех слов связаны с летом, отдыхом .Слайд.

Запишите угаданные слова в 3 столбика:

1 столбик:

1. Летом я там отдыхал, оно голубое, лазурное, по нему плавают.

2.Он омывается водой, туда мы плавали на лодке.

3.Высоко над нами было безбрежное, голубое …

4.После напряженной работы всем нужен…

  1. столбик:

1.У каждого из нас есть настоящий и преданный …

2.С друзьями мы любим …на компьютере, в мяч, в шахматы.

3.Это последний месяц лета.

3 столбик:

1. Туда мы ездим летом и отдыхаем там одни, без родителей.

2.Цвет апельсина.

3.Они бывают высокими, а на их вершинах лежит снег.

Учитель. Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Соедините буквы первого и третьего столбика, второго и третьего столбика.

1столбик : 1.море 2.остров 3.небо 4.отдых

2 столбик: 1.друг 2.играть 3.август

3 столбик : 1. Лагерь 2.оранжевый 3.горы

Учитель. Какие слова получились?

Ученик. МОНОЛОГ. ДИАЛОГ.

Слайд: Монолог( от греч. Монос -« один»и «логос»-речь).

Диалог( от греч. Диа-« между» и логос-« речь»)

3.Постановка учебной задачи

Учитель. Сегодня на уроке эти слова являются ключевыми. Сформулируйте тему и цель урока.

Ученик. Тема урока - монолог и диалог. Цель - уметь различать монолог и диалог. Слайд .

Учитель. Как вы думаете, ребята, что будет вызывать затруднение на уроке?

Ученик. Как на письме показать эту разницу.

Учитель. Сформулируйте проблемный вопрос.

Ученик. Проблемный вопрос нашего урока - В чем различие монолога и диалога? Как отражается это различие на письме?

4.Актуализация знаний. Самостоятельное выполнение.

Учитель. Ребята, откройте учебники и прочитайте материалы на странице 117

Определите общее и разницу между монологом и диалогом.

Ученик. Общее: Монолог и диалог - это формы речевого общения. Монолог - речь одного человека, диалог - это разговор двух или нескольких лиц.

Учитель. Ребята, прочитайте материалы на стр.116,117 и подготовьте ответы на вопросы:

- Какую новую информацию вы для себя нашли?

Ученик. Реплика - слова каждого участника диалога.

Учитель. Какие знаки препинания ставятся при диалоге?

Учитель. Сделайте вывод о постановке знаков препинания при диалоге.

Ученик. Каждая реплика пишется с новой строки и с прописной буквы. Перед репликой ставится тире. Между репликой и словами автора ставится тире, а перед тире обязателен один из знаков препинания: запятая, точка, вопросительный или восклицательный знак. Слова автора перед репликой пишутся со строчной буквы. Если слова автора стоят перед репликой, то после них ставится двоеточие.

Учащиеся составляют алгоритм .Слайд .



  1. Найду в тексте реплики.

  2. Определю, участников беседы.

  3. Выберу нужный знак препинания.

5.Первичное усвоение новых знаний

Учитель. Ребята, сейчас мы будем работать в парах . Придумайте и запишите диалоги. Найдите реплики, слова автора. Расставьте знаки препинания. Устно ответьте на вопрос о стиле, в котором могут использоваться данные предложения. 1 группа тема « Разговор о рыбалке»,2 группа диалог «В школе».

1. Рыбалка.

-Привет, Петя. Ты идешь с рыбалки?- спрашивает Ваня.

-Да, я только что вернулся.

-Как улов? Какая рыба тебе попалась?

Петя сказал:

-Улов хороший, но самая большая рыба сорвалась.

2. В школе.

Ваня опустил голову. Учительница поставила ему «2».

-Ваня, почему ты не выполнил домашнее задание?

-Я думал, что ничего не задавали, в моем дневнике не записано,- сказал грустно он.

-Надо смотреть задания в электронном дневнике,- строго советовала Марья Ивановна.

. 6. Первичное закрепление с комментированием

Учитель. Ребята, устно выполните упр.251 .Разделитесь на три команды. Ученики из двух команд по очереди читают каждую реплику из стихотворения Н. Найденовой с заданной интонацией. Ученики третьей команды внимательно слушают и оценивают точность и выразительность интонации и таким образом определяют команду-победителя.

Учитель. Каким видом речи пользуется учитель на уроках русского языка?

Ученик. Если происходит разговор в форме вопросов и ответов, то это диалог.

Ученик. Учитель использует также монолог, если рассказывает о прочитанном произведении, делает анализ сочинений, изложений.

Учитель. Каким видом речи пользуется учитель на уроках физической культуры?

Ученик. Он использует монолог, когда объясняет, как выполнить то или иное упражнение.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1. Творческая работа. Ребята, а как вы думаете ,существуют ли правила речевого этикета при разговоре с незнакомыми людьми? Составьте правила ведения диалога.

Ученик. Правила ведения диалога. Слайд 4.

  1. Внимательно выслушать собеседника.

  2. Не прерывать его разговор.

  3. Смотреть на собеседника, а не по сторонам.

  4. Быть вежливым и корректным, употреблять в своей речи вежливые слова, обращаясь к незнакомым и взрослым людям.

Вежливые слова:

Здравствуйте

До свидания

Спасибо

Благодарю

Извините

Пожалуйста

Учитель: А сейчас послушаем ( имя ученика). Он подготовил проект на тему « Пословицы и поговорки о речи».

«В течение многих веков накапливались в языке народа мудрые изречения. Пословицы и поговорки - источник знаний о взглядах и представлениях , как они формировались в сознании людей разных эпох . С давних времен народ ценил слово -меткое, умное, доброе.

Красна речь слушанием.

Сядем рядком, да поговорим ладком.

Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

С тобой разговориться, что меду напиться.

Один говорит - красно, двое говорят - пестро.

Беседа дорогу коротает.

Язык до Киева доведет.

Говори, да не заговаривайся.

2. Ребята, выполните упр. 253 письменно

7.Включение в систему знания и повторения. Информация с элементами творчества. Инструктаж по его выполнению.

Социо-игровое задание РАФТ:

Р(оль) - поэт

А(удитория) - японские школьники

Ф(орма) - хокку

Т(ема) - «Диалог» или «Монолог».

Инструкция

По классическим японским канонам в первой строчке хокку должно быть 5 слогов, во второй - 7 слогов и в третьей - снова 5.

Учащиеся составляют хокку:

Мой монолог

Волнуюсь очень я

Услышьте!

***


Беседуем

Как голубки

Приятно!

***

С тобой вдвоём

Мы спорим и судачим

И диалогу слава!

***

Монолог.

Готов я убеждать.

Ты слушай!

8. Рефлексия.

Учащиеся сами подводят итоги :

  • Что удалось?

  • Что не удалось?

  • Теперь я могу…

  • Сегодня я узнал ….

  • У меня получилось…

Ребята , выбрав одно высказывание говорят об итогах урока.

«РОМАШКА» - сбылись ли ожидания?

Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся.

1.Упр. 256 Продолжите и запишите телефонный разговор, употребляя вежливую форму обращения. Используйте слова, помещенные на стр. 118

-Здравствуйте! Попросите, пожалуйста, Машу.

2. Упр. 254. Запишите текст в форме диалога.

3.Выпишите диалог из сказки А. С. Пушкина « Спящая царевна».





© 2010-2022