Конспект урока внеклассного чтения на тему Любовная лирика М. Ю. Лермонтова В поисках вечной любви

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Урок внеклассного чтения по теме: Любовная лирика М.Ю. Лермонтова

«В поисках вечной любви…»

Цель урока: постепенное проникновение во внутренний мир и любовную лирику М.Ю.Лермонтова.

- познакомить учащихся с особенностью любовного чувства поэта, с образами любимых женщин;

- помочь учащимся открыть прекрасный мир лермонтовского творчества, его поэтику.

Задачи урока:

  • вызвать интерес к личности и творчеству поэта;

  • раскрыть духовный потенциал и творческое воображение учащихся

создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии

Оборудование: слайды,тексты стихотворений, карточки, компьютер, интерактивная доска, аудиостихи «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Отчего», «Мне скучно..»

«Я не унижусь пред тобой», «Молитва», романсы на стихи Лермонтова, В.Высоцкий

«Баллада о любви» в исполнении Д.Гурцкой.


ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

Доброе утро, дорогие ребята. Доброе утро гости нашего урока.

II. Эмоциональный настрой урока.

Я вам предлагаю послушать одну песню. (В.Высоцкий «Баллада

о любви»- Д.Гурцкая). Понравилась песня? О чем она?

(о любви).

Да, мы сегодня поговорим о любовной лирике М.Ю. Лермонтова. (Слайд 1)

III.Деление класса на три группы.

Чтобы узнать, кому он посвящал свои любовные послания, подойдите к столу и получите карточки с именами вдохновительниц поэта.

1 группа - Е.А.Сушкова

2 группа- Н.Ф. Иванова

3 группа- В.А.Лопухина. Назначение спикеров в группах. 5 мин

IV. Ознакомление с целью и задачами урока:

Да, М.Ю.Лермонтов был в поисках вечной любви. (Слайд 2)

  1. Нашел ли он свою любовь?

  2. Что такое «любовь» с точки зрения лирического героя поэзии Лермонтова?

3. Что в стихах Лермонтова о любви переживает лирический герой?

V.Новая тема. Слово учителя.

Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь - это созидающее чувство, «прекрасное мгновенье», «божественный дар», побуждающий творчество, то у Лермонтова - это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви.

Любовная лирика Лермонтова позволяет говорить о внутреннем движении, развитии поэтического «я», но везде ощущается сосредоточенность на чувстве собственной боли, которое испытывал поэт, и безмерное одиночество. У него, больше чем у других русских лириков, любовная лирика пронизана мотивами страдания - неудачи, неисполнимости связанных с этим чувством надежд.(слайд 3)

VI. Начало любовной истории поэта. (Выступает подготовленный ученик) Лермонтов был очень восприимчив, душевно раним (что связано с обстоятельствами жизни, смертью матери, неблагоприятными отношениями бабушки и отца, разлукой с отцом).

Поэтому Лермонтов рано духовно повзрослел.

Лермонтов впервые влюбился в 10 лет, это он запомнил на всю жизнь. В глубокой тайне держит десятилетний Лермонтов свои страсти от самых близких: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет в роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушка, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я её там видел. Я не помню, хороша собою была она или нет. Но её образ и теперь ещё хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю почему. Один раз, я помню, я вбежал в комнату; она была

тут, и играла с кузиною в куклы: сердце мое затрепетало, ноги подкосились. Я тогда ни об чем ещё не имел понятия, тем не менее это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь: с тех пор я ещё не любил так. О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум! Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые, непринужденность - нет; с тех пор я ничего подобного больше не видел или это мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в этот раз».(слайд 4) 2 минуты

VII. Адресаты любви поэта. В его жизни было много женщин, которых он любил и кому посвящал стихи. В них он и воспевает, и укоряет, и показывает истинное лицо возлюбленных. Одной из них является Екатерина Александровна Сушкова О ней расскажет 1 группа. 15 минут

1.Екатерина Александровна Сушкова (Хвостова)(слайд 5)

Екатерина Александровна Сушкова, заставившая юного Лермонтова испытать всю жестокость неразделенной любви, похожей на обман, родилась 18 марта 1812 года в Симбирске. Е.А. Сушкова обращалась

с М.Ю. Лермонтовым как

с мальчиком, но отдавала должное его уму. Екатерина Сушкова Она искала удачного замужества, но Лермонтов в качестве жениха её не привлекал: слишком юн. Сушкова подсмеивалась над Мишелем, как его звали друзья и близкие.

Сушковский цикл Слайд 6).

«В 1830 году Лермонтов посвящает Екатерине 11 стихотворений, составившей «Сушковский цикл» его любовной лирики» Правда, Сушкова, принимая стихи влюбленного в нее поэта, не скрывала своего насмешливого отношения к его любви.

Лирический дневник юноши Лермонтова:

зарождение чувства, которое сам поэт ещё не решается назвать любовью, и дальнейшее его

нарастание, вылившееся в горечь неразделённой любви.

Основные мотивы цикла:

неразделённая любовь, память, разлука, смерть.

Стихотворения, посвящённые Е.А.Сушковой:

«К Сушковой»;

«Благодарю!»;

«Зови надежду сновиденьем»;

«Нищий»;

«Стансы»;

«Ночь»;

«У ног других не забывал»;

«Я не люблю тебя, страстей…»

Чтение стихотворения «Нищий»

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

1830

Интересна история создания этого стихотворения. Однажды несколько семей, проводящих лето в Середникове, в том числе Арсеньева с внуком, Столыпины, Верещагины и Сушковы, отправились в Троицко-Сергеевскую лавру. На паперти стоял нищий, в руку которого кем-то был положен камень. Так возникла развернутая метафора, которую Лермонтов использует в стихотворении как символ человеческого равнодушия и глухоты.

Вот как вспоминает об этом случае сама Е.А.Сушкова: « Мы пришли в Лавру изнуренные и голодные. В трактире мы переменили запыленные платья. Умылись и поспешили в монастырь отслужить молебен. На паперти встретили мы слепого нищего. Он дряхлою дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услыша звук монет, бедняк крестился, стал нас благодарить, приговаривая : «Пошли вам Бог счастие, добрые господа; а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков. Бог с ними!»

Помолясь святым угодникам, мы поспешно возвратились домой, чтоб пообедать и отдохнуть. Все мы суетились около стола. В нетерпеливом ожидании обеда. Один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги, и он как будто не замечал нас, не слышал, как мы шумели, усаживаясь за обед и принимаясь за ботвинью. Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его карандаша стихи:

2 группа ИВА́НОВА НАТАЛЬЯ ФЕДОРОВНА (Обрескова) (7 слайд

Значительно более глубокий след в сердце поэта оставила поначалу загадочная для исследователей творчества Лермонтова "Н. Ф. И. ". Летом 1829-1832 гг, Лермонтов гостил в подмосковном Середнякове, имении Столыпиных - родственников со стороны бабушки. Многие стихи этих лет имеют посвящение: "Н. Ф. И. ", "Н. Ф. И-вой", "К. И. ", "И-вой". Некоторые из этих стихов вошли в драму "Странный человек". Наталья Федоровна Иванова(1813-1875), дочь московского литератора Федора Федоровича Иванова, автора известной в те годы пьесы " Семейство Старичковых" и трагедии "Марфа Посадница".

Ободренный в начале знакомства с Ивановой ее вниманием, Лермонтов вскоре встретил непонимание и холодность. Их отношения окончились разрывом, что придало мрачный характер многим юношеским стихам поэта. Возникают ревность, упреки в обмане, мотивы неверия в прочность женского чувства. Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова не только скорбные настроения и даже жажду смерти, но и чувство оскорбленной гордости, обостренное ощущение своего творческого дара, который недопустимо тратить на недостойные предметы.

Разрыв с Ивановой относится, видимо, к лету 1831 года.

Вскоре Иванова вышла замуж за офицера Н.М.Обрескова.

В лирике поэта появляются трагические ноты, " мотивы неверия в прочность женского чувства, ревность, укоры в обмане", - писал В. А. Мануйлов.

В предисловии к драме "Странный человек" Лермонтов говорит: "Лица, изображенные мною, все взяты с природы, и я желал бы, чтобы они были узнаны, - тогда раскаяние, верно, посетит души тех людей". Но раскаяние, вероятно, не посетило душу Н.Ф. Ивановой, она вышла замуж, и уехала в Курск.

Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова не только скорбные настроения и даже жажду смерти, но и чувство оскорбленной гордости, обостренное ощущение своего творческого дара и высокой ответственности за него. Разрыв относится примерно к лету 1831 года. Рисуя ее портрет, он называет ее "мраморный кумир", "бесчувственное божество".

Большой цикл юношеской любовной лирики Лермонтова 1830-1832 годов.

(8 слайд)

У Лермонтова есть примерно 40 стихотворений, объединенных название «Ивановский цикл»

Большинство стихотворений цикла объединяет сквозной мотив напрасной, «обманутой» «жажды любви»;

однако внутри цикла можно выделить две группы:

1. Стихи, написанные поэтом в период духовного подъёма, вызванного первыми встречами с Натальей Фёдоровной,

2. и стихи, темой которых становится «вероломство» возлюбленной.

Стихотворения, посвящённые Н.Ф.Ивановой:

«Н.Ф.И…вой»;

«Романс к И…»;

«К***»(«Всевышний…»);

«К Н.И…….»;

«Я не унижусь…»

В начале знакомства, ободренный вниманием со стороны "Н. Ф. И.", Лермонтов писал: (9 слайд)

Мои неясные мечты
Я выразить хотел стихами,
Меня бы примирила ты
С людьми и буйными страстями.
Но взор спокойный, чистый твой
В меня вперила изумленный:
Ты покачала головой,
Сказав, что болен разум мой,
Желаньем вздорным ослепленный. (1830)

Но вскоре Лермонтов встретил непонимание и холодность. Разрыв стал неизбежен.

Что может краткое свиданье
Мне в утешенье принести,
Час неизбежный расставанья
Настал, и я сказал: "Прости!" (1832)

Уже в 1831 году их отношения изменились и появились такие строки:

Я не достоин, может быть,
Твоей любви; не мне судить;
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты,
И я всегда скажу, что ты
Несправедливо поступила.

Прослушивание аудиостиха) «Я не унижусь…»3 мин-

«Я не унижусь пред тобою…»)1832г. Этот итог драматических для поэта отношений, своего рода страстный монолог, построенный как обвинение отвергнувшей его возлюбленной.

Стихотворение "Я не унижусь пред тобою" исполнено горестным ожесточением и сожалением о напрасно растраченном жаре души. Обида, нанесенная непостоянной девушкой, не только больно ранила впечатлительного юношу, но и разрушила в нем возвышенное отношение к любви. Но все же в стихотворении звучит также устойчивый в лирике Лермонтова мотив «неизгладимости» любви: «Но слишком знаем мы друг друга, / Чтобы друг друга позабыть».

3 группа Лопухина(БАХМЕТЕВА) ВАРВАРА АЛЕКСАНДРОВНА (10 слайд)

Одна из самых глубоких сердечных привязанностей Лермонтова. Встреча с Варенькой(младшей сестрой своего друга Алексея) произошла в 1831 году.

«Будучи студентом,- пишет А.П.Шан-Гирей,-он был страстно влюблён…в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В.А.Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная…Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей…

Чтение стиха одним учеником. «Мы случайно сведены судьбою… »

Мы себя нашли один в другом,

И душа сдружилася с душою,

Хоть пути не кончить им вдвоём!

Так поток весенний отражает

Свод небес далекий голубой

И в волне спокойной он сияет

И трепещет с бурною волной.

Будь, о будь моими небесами,

Будь товарищ грозных бурь моих;

Пусть тогда гремят они меж нами,

Я рожден, чтобы не жить без них.

Я рожден, чтоб целый мир был зритель

Торжества иль гибели моей,

Но с тобой, мой луч-путеводитель,

Что хвала иль гордый смех людей!

Души их певца не постигали,

Не могли души его любить,

Не могли понять его печали,

Не могли восторгов разделить. (1832)

Это стихотворение выделяется просветленным настроением. Идеальный образ любимой женщины служит поэту единственной отрадой. Однако надежда найти счастье в любви несбыточна, поэтому Лермонтов и говорит о невозможности общего пути, он предчувствует другой исход, уготованный ему судьбой.

Между тем молчание Лермонтова заставило Варвару Александровну, вероятно, под влиянием родителей в 1835 году выйти замуж за Н.Ф.Бахметева, человека не молодого. Лермонтов тяжело пережил эту, по его мнению, измену любимой женщины, и горечь утраченной любви надолго окрасила его творчество. Фамилию ее по мужу он не признавал. Посылая ей в 1840 или 1841г новую переделку поэмы "Демон", он в посвящении к поэме из поставленных переписчиком букв В.А.Б. несколько раз перечеркивает Б. и ставит Л.

Последний раз они видятся мимолетно в 1838г, когда Варвара Александровна проездом за границу посещает вместе с мужем Петербург, а Лермонтов в это время служит в Царском Селе.

Любовь и уважение к женщине - другу, товарищу, который никогда(11 слайд)

не подведет, на которого в любую минуту можно положиться, довериться,

который всегда поможет, посоветует, подскажет верное решение. М.Ю.Лермонтов своим другом и советчиком мог назвать только одну женщину - В.Лопухину. Любовь к ней он пронес через всю свою жизнь.

И даже день перед дуэлью с Мартыновым провел в воспоминаниях о ней.

Стихотворения, посвящённые Лопухиной

«К Л.-»(«У ног других не забывал…»;

«К*»(«Мы случайно сведены судьбою…»;

«К*»(«Оставь напрасные заботы..»;

«Она не гордой красотою…»,«Молитва странника»;

«Слова разлуки повторяя…».

Прими мой дар, моя мадонна!
С тех пор как мне явилась ты,
Моя любовь мне оборона

От порицаний клеветы.

Такой любви нельзя не верить,
А взор не скроет ничего:
Ты не способна лицемерить,

Ты слишком ангел для того!

Черты Вареньки Лопухиной нашли свое отражение в образах княжны Мери и Веры из романа "Герой нашего времени".

Прослушивание аудиостиха «Молитва» «Молитва» проникнута интонацией просветленной грусти, связанной с особым преломлением в этом стихотворении религиозных мотивов(«Молитва» строится как монолог лирического героя - мольба о счастье любимой женщины, о ее душе, вместе с тем отвергает традиционные формы обращения к Богу с молитвой о себе).

Таким образом, стихотворение «Молитва странника» - это страстная мольба о прощении - за неуместность мстительного порыва, за неделикатность. Мольба и признание в пожизненности внушенного ею чувства, которое и любовью - то назвать нельзя: настолько оно - другое. Герой провожает благословляющим взглядом «деву невинную» вплоть до смертного ложа потому именно. Что ему с его отрицательно определившейся судьбой наверняка не предстоит участия в ее жизни, и благодать его души уже не коснется.

Здесь появляются пушкинские мотивы: только Пушкин в своей лирике столь бережно, с такой любовью и теплотой относился к миру чужой души.

В.Г.Белинский восхищался стихотворением «Молитва»: «Сколько кроткой задушевности в тоне этого стихотворения, сколько нежности без всякой приторности, какое благоуханное, теплое, женственное чувство. Все это трогает в голубиной натуре человека; но в духе мощном и гордом, в натуре львиной - все это больше, чем умилительно…»

4.Мария Алексеевна Щербатова - новая возлюбленная Лермонтова. (12 слайд)

Она была высокая, тонкая, с Щербатовой, молодой вдовой. Любила ли она его, он не знал. Но он, если бы мог, подарил ей всю землю. Вся теплота любви сосредоточилась в нем одном. М.Ю.Лермонтов был увлечен ею в 1839 - 1840гг.
Молодая вдова, красивая и образованная, Щербатова вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, и познакомилась с Лермонтовым. Она высоко ценила его поэзию.

После чтения у неё «Демона» она сказала поэту: « Мне ваш Демон нравится: я бы хотела с ним опуститься на дно морское и полететь за облака.»

По свидетельству А.И.Тургенева, Щербатова испытывала к Лермонтову серьёзное чувство «Сквозь слёзы смеётся. Любит Лермонтова».

Стихотворения, посвящённые М.А.Щербатовой:

«Молитва» («В минуту жизни трудную»);

«М.А.Щербатовой»;

«Отчего»

Прослушивание аудиостиха «Молитва». (13 слайд)

Анализ: «Молитва» Лермонтова. посвященное Щербатовой

Попытка переосмыслить жизнь В душе Лермонтов все равно остается бунтарем. Но начинает осознавать, что его миссия не заключается лишь в том, чтобы доказать окружающим их глупость и никчемность. После Кавказа он возвращается в Москву, где посещает светские рауты и близко сходится с Марией Щербаковой. В одной из бесед юная девушка заявляет поэту, что только лишь молитва, обращенная к Богу, помогает обрести душевное равновесие и найти силы в самые тяжелые минуты жизни. Нельзя утверждать, что этот разговор заставил Лермонтова по-новому взглянуть на мир. Но, видимо, поэт нашел в словах юной барышни свою, особую истину. Он пишет свою «Молитву» - самое светлое и лирическое произведение.

5.ЕкатеринаГригорьевна Быховец(14 слайд)

Последней женщиной в жизни Лермонтова стала Е.Г. Быховец- дальняя родственница Лермонтова. Бронзовый цвет лица и черные очи… Она имела много поклонников из окружения Лермонтова. Они встретились, после разлуки, прямо в день его дуэли, последней дуэли в его жизни. Поэтому именно Быховец? Да поэтому, что она была похожа на В. Лопухину. Быховец говорила, что Лермонтов не любил танцевать, но был очень весел. Веселился он со всеми, но с ней всегда был грустен, только с ней Лермонтов был настоящим. Быховец была с ним в день его смерти, прожила с ним последний день в его жизни. Конечно же, смерть Лермонтова очень расстроила ее.

Прослушивание аудиостиха «Нет, не тебя…»(15 слайд)

«Нет, не тебя так пылко я люблю...»

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза вникая долгим взором,

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней.

В чертах твоих ищу черты чужие,

В устах живых, уста давно немые

В глазах огонь, угаснувших очей.

«Нет, не тебя так пылко я люблю»

1841

Весной 1841 года Лермонтову было предписано, в 48 часов, покинуть Петербург. В мае он в последний раз приезжает в Москву, в июне - он опять на Кавказе. До его гибели на дуэли под Пятигорском 15 июля оставалось совсем немного времени. В день дуэли утром Екатерина Быховец беседовала с Лермонтовым, потом ездила с поэтом и его друзьями на пикник. Письмо ее от 5 августа 1841 года - взволнованный рассказ о взаимоотношениях Лермонтова с Н.С. Мартыновым, о дуэли, смерти, похоронах поэта. Одно из последних стихотворений поэта, посвящено - Екатерине. По воспоминаниям самой Екатерины Григорьевны она - Катюша - напоминала ему Вареньку Лопухину. Вероятно, поэтому последняя строфа стихотворения говорит о В. Лопухиной, вышедшей замуж за нелюбимого человека. Получив трагическое известие о гибели поэта, Варвара слегла и две недели не вставала с постели, отказываясь показаться врачу, - она не желала больше лечиться. Последняя любовь Лермонтова прожила без него еще 10 лет. Это была медленная мучительная агония, усугубляемая печалью о несбывшемся счастье.

VIII. Подведение итога урока: Работа по таблице.

Что такое «любовь» с точки зрения лирического героя

поэзии Лермонтова?



Признавая неизбежность разлуки и обреченность земного счастья, лермонтовский герой утверждает и необыкновенную ценность любви, и святость тех редких минут, когда он был вместе с возлюбленной.

«жар вдохновений»

«огонь блудящий»

«желанье вздорное»

«что-то тайное»

«огонь в груди»

«души тревога»

«чувства лучшие»

«прошлое страданье», «молодость погибшая»



Что в стихах Лермонтова

о любви переживает лирический герой?

Тоску, чувство одиночества. Возлюбленная тяжко ранит его чуткое сердце. Поэт ищет, но не находит земного, человеческого счастья и в одном из произведений сделал горькое обобщение:

Пусть я кого-нибудь люблю:

Любовь не красит жизнь мою.

Она как чумное пятно

На сердце, жжёт, хотя темно;

Враждебной силою гоним,

Я тем живу, что смерть другим:

Живу - как неба властелин -

В прекрасном мире - но один.

Нашел ли он свою любовь?

Лермонтов - мечущийся человек, ищущий ласку и любовь. Он ищет истинную любовь, взаимную, но его чувство остается без ответа. М.Ю. Лермонтов искал женщину, способную понять и воспринимать его таким, какой он есть; ищет родную душу, ту единственную, которая будет ему помогать в нелегкие минуты, будет понимать, и уважать его. К сожалению, ему этого не удалось. Ни с одной женщиной он не связал жизнь свою брачными узами.

«Во всех любовных темах главный интерес принадлежит не любви и не любимому, а любящему Я»

Прослушивание аудиостиха «Мне скучно…».

IX. Рефлексия.

Вот мы послушали любовные послания М.Ю. Лермонтова. Вам они понравились? Чем?

(нежностью, искренностью, правдивостью). Любовная лирика Лермонтова искренна, тонко передает его душевный настрой, подчас трагична, как и судьба самого поэта. Однако рядом с нами навсегда его прекрасные произведения, его стихи.

Так сказала Анна Ахматова о любовной лирике Лермонтова: Он подражал в стихах Пушкину и Байрону, и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему…

Слова, сказанные им о влюбленности, не знают себе равных ни в какой из поэзии мира. Это так неожиданно, так просто и бездонно.

Ребята, я хочу вам сказать: «Не расставайтесь со стихотворениями М.Ю.Лермонтова. Читайте, заучивайте и используйте их в жизни. Пусть его стихотворения помогут вам в трудную минуту ».

X. Домашнее задание.

- Выучить наизусть одно стихотворение по выбору и проанализировать его.


© 2010-2022