Организация усвоения новых знаний на уроках русского языка и литературы

Работа учителя не будет плодотворной, если он не сможет вовлечь в урок ученика. Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться. И здесь на помощь приходит системно-деятельный подход, который является методологической основой ФГОС ООО.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Организация усвоения новых знаний на уроках русского языка и литературыОрганизация усвоения новых знаний на уроках русского языка и литературыОрганизация усвоения новых знаний на уроках русского языка и литературыОрганизация усвоения новых знаний на уроках русского языка и литературыОрганизация усвоения новых знаний на уроках русского языка и литературыОрганизация усвоения новых знаний на уроках русского языка и литературыОрганизация усвоения новых знаний на уроках русского языка и литературы

Организация усвоения новых знаний на уроках русского языка и литературы

Мальцева Татьяна Алексеевна,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8

Великая цель образования это не знания, а действия

Г. Спенсер

Работа учителя не будет плодотворна, если он не сможет вовлечь в урок ученика. Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе - научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным. Как же организовать работу так, чтобы все ученики были вовлечены в процесс познания? С помощью современных методик и технологий. И здесь, в первую очередь, на помощь приходит системно -деятельный подход, который является методологической основой ФГОС ООО.

Игра «Подарок» 5 класс

Цель: закрепить умение применять новую орфограмму. Каждый ученик получает от учителя карточку « Подарок» со словами на изученную орфограмму. Задача ученика- записать слова и передать карточку соседу. Получив карточку другого соседа, записывает его слово и снова передает. И так до тех пор, пока к нему не вернется его карточка. Тот ряд, который быстрее замкнет круг, побеждает и получает дополнительный балл за урок.

Карточки для игры

Организация усвоения новых знаний на уроках русского языка и литературы

Мяч..м

Товарищ..м

Организация усвоения новых знаний на уроках русского языка и литературы

Плющ..м

Туч..й

Организация усвоения новых знаний на уроках русского языка и литературы

Шалаш..м

Задач..й

Проверка правильности выполнения работы: взаимопроверка и демонстрация правильных ответом на слайде.

Игра «Да- Нет».Работа с тестом- отслеживание первичного усвоения материала.

Учащиеся в тетрадях пишут «+» и «-» в зависимости от правильности/ложности утверждения.

Тест

  1. Когда пишешь слова с корнями -раст- - -рос-, -лаг-лог, нужно обращать внимание на ударение.

  2. Слова р..стение, р..строгать и подр..стающий относятся к словам с чередующейся гласной в корне.

  3. В корнях слов-исключений Р..стов, Р..стислав и р..стовщик пишется буква А.

  4. Когда пишешь слова с корнями -раст-рос, лаг-лож, нужно обращать внимание на согласный в корне слова.

  5. Слова взр..щенный, выр..щенный, отр..сль относятся к словам с чередующейся гласной в корне.

Взаимооценивание (слайд).

Ключ: 1- «-», 2-«-» 3-«-» 4-«+» 5-«+»

Прием «Восстановление слепой пары» (работа в парах) Тема «СПП с придаточными определительными»

Схема записана на доске

Сложное

Бессоюзное

ССП обстоятельственные

В процесс усвоения и закрепления новых знаний обязательно включаются творческие задания, направленные на развитие речи. Например, в 8 классе при изучении темы «Обособленные определения и приложения» проводится работа над сочинением-миниатюрой на тему «Море». В сочинении предлагается использовать обособленные определения и приложения. Для работы используются фотографии, где изображено море, репродукции картин И. Айвазовского, А. Рылова.

«Верю- не верю»- этот прием можно использовать на любом этапе урока. Каждый вопрос начинается словами: «Верите ли вы, что…» Учащиеся должны согласиться с этим утверждением или нет.

Пример. В слове «здоровье» пишется «з», потому что «д»- звонкая, а сама «з»- приставка. Это утверждение неверное, так как буква «з» является частью корня.

«Диктант для «шпиона». Этот методический прием позволяет развивать зрительную память, тренирует внимание и ответственность за конечный результат. Он хорошо работает на уроках филологического цикла, на уроках математики, географии.

Класс поделен на 5-6 команд. Текст диктанта тоже делят настолько же частей. Листы с текстом прикрепляются к стенам подальше от команды, для которой они предназначены. Каждый из членов команды становится «шпионом». Он подходит к тексту (столько раз, сколько нужно), читает его, запоминает, возвращается к команде и диктует им свою часть . Команды соревнуются, побеждает та группа, которая закончит работу раньше и не сделает ошибок ( или сделает меньше других).

«Снежный ком». Как растет снежный ком, так и этот методический прием привлекает к активной работе все большее количество учащихся. Алгоритм этого приема можно кратко описать так: Слово- предложение- вопрос- ответ.

Вариант 1. Учитель показывает на ученика и говорит: «Слово!» Тот говорит слово, которое касается темы урока. Показывает на другого ученика и говорит: «Предложение!» Второй ученик составляет предложение с этим словом. Третий ученик предлагает вопросы к этому предложению, четвертый ученик отвечает на него.

Вариант 2. Каждый ученик добавляет к первой фразе свой литературный «шедевр» таким образом, чтобы образовалась непрерывная цепочка определенных грамматических категорий.

Пример. Русский язык. Тема «Причастный оборот».

Учитель. Летом на улице я встретила человека, одетого в пальто.

1-й ученик. В пальто, вывернутом наизнанку мехом.

2-й ученик. Мехом, торчащими лоскутами.

3-й ученик. Лоскутами, похожими на прическу клоуна.

«Светофор». Очень простой, но эффективный методический прием. Подготовив материал однажды, вы долго будете пожинать плоды своего трудолюбия. Светофор- это длинная полоска картона (длиной 9 см, шириной- 4 см), с одной стороны оклеена красной бумагой, с другой- зеленой. «Работает» светофор очень просто: при проведении устного опроса все ученики сигнализируют учителю, знают ли они ответ на вопрос (зеленая сторона- готов отвечать, красная- не готов). Положительным моментом в этой ситуации является то, что во время проведения опроса пассивность неприемлема. Хочешь- не хочешь- надо поднять карточку и сказать, знаешь ли ты этот вопрос. Учитель объясняет ученикам, что, подняв красную карточку и заявив о незнании, ученик отказывается от ответа. Показал зеленую- будь добр, отвечай.

При проведении устного опроса можно сделать так: пригласить двух- трех (не обязательно сильных, но ответственных) учеников к доске и поручить им роль помощников учителя. Помощникам следует заранее выдать листы, на которых написаны фамилии учеников и расчерчена таблица. Роль помощников состоит в том, чтобы на листе отмечать работу конкретного ученика, т.е. количество поднятых зеленых (+) или красных (-) карточек. Интрига в том, что класс не знает, чьи фамилии записаны на листах, так работают все. Через 5 минут проведения устного опроса у учителя, во-первых, есть четкое представление, что из предложенного на предыдущем уроке дети усвоили хорошо, а к чему следует обратиться еще раз. Во-вторых, помощники сдают учителю таблицы, в которых уже подытожено количество правильных ответов, и учитель честно и аргументировано выставляет несколько оценок за устный опрос.

Применение таких методов организации усвоения новых знаний помогает формировать ряд ключевых компетентностей учащихся:

  • Мотивировать учеников на внимательное изучение темы;

  • Развивает интеллектуальные компетенции: анализ, синтез, сравнение, выделение главного;

  • Творческий характер заданий позволяет развивать креативность мышления;

  • Ученик учится правильно формулировать вопросы, предлагая возможные ответы, то есть общаться посредством рефлективного диалога с предполагаемым собеседником;

  • Помогает самовыражению личности ученика (личностные компетенции).

И, наконец, самое важное- учащиеся, знающие, что учитель на каждом уроке с помощью имеющегося у него арсенала методов и приемов обязательно проверит уровень знаний, умений и навыков каждого ученика, начинают систематически готовиться к урокам, приобретают уверенность в себе.


© 2010-2022