Учебно-методическое пособие по ведению занятий литературы базового уровня для СПО (2 курс)

  Учебно-методическое пособие по ведению занятий литературы базового уровня для СПО (2 курс). Настоящее методическое пособие содержит методические разработки 35 занятий литературы базового уровня для образовательных учреждений с русским языком обучения для 2 курса. Реализация среднего общего (полного) образования в пределах ОПОП по специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность», в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Литература», авторы Тодоров Л.В., Белоусова Е.И., ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебно-методическое пособие по ведению занятий литературы базового уровня для СПО (2 курс).

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«КОЛЛЕДЖ ПОЛИЦИИ»













УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


по общеобразовательной учебной дисциплине: «Литература»

Код, специальность 40.02.02 «Правоохранительная деятельность»

(базовый уровень)

2 курс



Автор: Цыганкова Л.В., преподаватель русского языка и литературы













Москва

2014

Пояснительная записка

Настоящее методическое пособие содержит методические разработки 36 занятий литературы базового уровня для образовательных учреждений с русским языком обучения для 1 и 2 курсов. Реализация среднего общего (полного) образования в пределах ОПОП по специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность», в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Литература», авторы Тодоров Л.В., Белоусова Е.И., одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008, с учетом гуманитарного профиля получаемого профессионального образования.

Основные цели современного литературного образования определяются как формирование читательской культуры учащегося и одновременное формирование его личности.

Современная методика и практика выделяют несколько типов и множество видов уроков литературы. В основе их классификации - содержание литературного образования, методик проведения и этапы изучения произведений и тем.

Некоторые типы и формы проведения занятий литературы: урок-лекция с элементами беседы, урок - устный журнал, урок - анализ художественного произведения, урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков, урок - компаративный анализ, литературно-музыкальная гостиная. Перечисленные типы и формы проведения занятий представлены в данном методическом пособии.

Пособие содержит ряд оригинальных рубрик («Пестрый бисер лексикона» М.М. Зощенко, «Поэты Пушкинской плеяды», «Поэтика лагерной прозы В. Шаламова», «Чудики» В.М. Шукшина, «В творческой мастерской художника», «Умники и умницы»), призванных стимулировать интерес обучающихся к изучению литературы, развивать творческие способности и самостоятельную читательскую деятельность.

Значительное внимание в пособии уделяется работе над проблемными вопросами, требующими от учащихся вдумчивого отбора, сопоставления и правильной оценки отдельных фактов, самостоятельных выводов. В качестве материала для домашних заданий предлагаются творческие работы (сочинения-рассуждения, сочинения-эссе). Большое внимание уделяется самостоятельной исследовательской и творческой работе с художественным произведением. Каждая тема заканчивается выполнением задания, связанного с развитием творческих способностей обучающихся. Предлагаемые методические карты занятий - планы занятий рассчитаны на творческий характер работы как студентов, так и преподавателя.

Методическая карта занятия 22

Предмет - «Литература».

Тема - Творчество М.М. Зощенко. «Пестрый бисер лексикона».

Форма занятия - лекция с элементами беседы.

Цели занятия:

Образовательные:

- закрепить понятие о сатире, прояснить целизощенковской сатиры, показать мастерство и призвание писателя.

Воспитательные:

- на примере жизни и творчества писателя показать долг самого Зощенко и цель жизни всякого человека.

Развивающие:

  • развитие речевых навыков.

  • умение анализировать образы-персонажи.

Межпредметные связи:


  • этика

  • эстетика

  • педагогика

  • история.

Содержание и последовательность излагаемых учебных вопросов.

  1. Возвращение имени писателя в наш сегодняшний обиход (за что Зощенко был отлучен от литературы?).

  1. Зощенко - последователь гоголевского направления, Салтыкова-Щедрина, Чехова.

  2. Трактат В.В. Виноградова «Язык Зощенко», М. Горький : «Пестрый бисер лексикона» (прелесть сочинений Зощенко- тончайший словесный рисунок, внелитературная речь - множество комических эффектов в незабываемых оборотах речи).

  3. Долг Зощенко - просвещать, образовывать человека. «Цель жизни - найти призвание».

  4. Определение М. Шкловского («Зощенко писал о человеке, который живет в великое время, больше всего озабочен водопроводом, канализацией, копейками. Человек за мусором не видит леса»).

  1. О рассказе М.М. Зощенко «Аристократка».


  • Сюжет рассказа (небогатый человек приглашает даму в театр. Заходит в буфет, денег у кавалера в обрез . На этой почве его переживания...).

  • Сюжет не нов. Есть он еще, н-р, у Чехова («Записные книжки»).

  • Смешно - это еще не значит сатирично. Зощенко сделал рассказ сатирическим. Обратиться к словарю (Что значит сатира?).

  • Что значит «зощенковский язык» (из рассказа найти незабываемые обороты речи).

7. Вывод преподавателя (у человека д.б. свое место в жизни, быть просто хорошим человеком, а не быть плохим,н-р, врачом. Зощенко показывал полуинтеллигентность, полуобразованность, полу компетентность, полувоспитанность...).

Обеспечение занятия:

Рассказы М,М, Зощенко.

Домашнее задание:

Индивидуальное сообщение: «Сатира в литературе 20-х г.-в».

Читать сатирические повести М. А. Булгакова.

Методическая карта занятия 23

Предмет - «Литература»

Тема- Развитие сатиры в литературе 20-х годов. Сатирические повести М.А.

Булгакова.

Форма занятия - лекция с элементами беседы.

Цели занятия:

  • Познакомить студентов с судьбой повести «Собачье сердце», основной темой и идеей, сатирической направленностью;

  • Выяснить политические взгляды, общечеловеческую позицию главных персонажей произведения;

  • Путем пересказа содержании показать превращение собаки в человека и последствия такого эксперимента, определил» отношение профессора Преображенского и доктора Борменталя к своему эксперименту, а также позицию автора.

Межпредметные связи:

  • Этика;

  • Психология;

  • Эстетика;

  • Педагогика.

Содержание и последовательность излагаемых учебных вопросов:

1. Вступительное слово преподавателя.

Повесть «Собачье сердце» Булгаков написал в 1925 году. Опубликовано произведение в 1987 году. Первоначальное название _»Собачье счастье. Чудовищная история». Произведение было известно в литературных салонах Москвы, но к печати разрешено не было.

Прототипом доктора Борменталя могли послужить врач А. Блюменталь, а также доктор А. Боргест.

Сюжет повести, ее тема и идея опираются на происходящие в то время события, а герои повести и место действия имеют «четкую биографическую основу».

  1. Выявление первоначальных впечатлений о прочитанной повести. Попытайтесь сжато сформулировать свои впечатления от прочитанной повести.

  2. Беседа с учащимися.


  1. Почему, на ваш взгляд, повесть была запрещена? Какие проблемы поднял автор в этом произведении? Можно ли их назвать актуальными сегодня?

  2. Проследите по дневнику доктора Борменталя истинное превращение бездомного пса Шарика в человека. (Краткий пересказ произведения).

  3. Почему Шариков Полиграф Полиграфович получился гаким? Сыграла ли роль наследственность? (Задатки вечно голодного пса с рабской психологией соединились с задатками алкоголика и уголовника с психологией преступника. Получилось существо наглое и агрессивное - Шариков). Могло ли получиться что-либо иное?

  4. Какие еще факторы повлияли на формирование личности Шарикова? Какова роль Швондера в этом эксперименте?

  5. Почему все отрицательное сразу впитал в себя «новый человек», а все положительное, гуманное, доброе «не пристало» к Шарикову?

  6. Каково, на ваш взгляд, назначение Шарикова? Что хотел сказать Булгаков, создавая этот образ?

  1. Автор расположил образы, противопоставил их друг другу. (С одной стороны, Преображенский Борменталь, с другой - Шариков, Швондер и его сотоварищи). При непримиримости взглядов смогли бы пи люди найти общий язык друг с другом?

  2. Каковы политические взгляды и общечеловеческая позиция профессора Преображенского и доктора Борменталя? В чем они ви twr причины неудач в революционных преобразованиях? Какой рецепт могут предложить сами в преодолении кризиса и злополучной «разрухи»?

  3. Каковы последствия профессорского эксперимента? Чем он опасен?

  4. К какому выводу пришел Преображенский, решив прервать эксперимент?

Какова позиция автора в этом вопросе?

11. Вывод.

Домашнее задание:

Подготовить индивидуальное сообщение «Жизненный путь Е. Замятина, А. Платонова». Читать рассказы Е. Замятина «Мамош», «Пещера».

Обеспечение урока:

Повести М.А.Булгакова «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Дьяволиада».

Методическая карта занятия 24

Предмет - «Литература».

Тема - Творчество А. Платонова, Е. Замятина. Романы - антиутопии.

Форма занятия - лекция.

Цель занятия:

  • познакомить студентов с творческой судьбой Замятина; раскрыть оригинальность его ума, нравственную бескомпромиссность, дар предвидения;

  • дать общее представление о романе-антиутопии «Мы» .

  • познакомить студентов с творческой судьбой Платонова - как вариант.

Межпредметные связи :


  • история

  • философия

  • этика

  • психология.

Содержание и последовательность излагаемых учебных вопросов.

1. Вступительное слово преподавателя о писателе (или заранее подготовленного студента).Литература: Ф.Ф. Кузнецова. Русская литература 20 века. М: Просвещение, 1998.

2. Роман «Мы».

Беседа по вопросам:

  • Какие события описывает автор в романе «Мы»?

  • Расскажите о Едином Государстве и механизмах его управления.

  • Как живут герои - «нумера» в Едином Государстве?

-Какова судьба главного героя - рассказчика Д-503 - и через какие испытания он проходит?

  • Что является источником людского зла и несчастий?

  • Каковы представления героя Д-503 о личности и ее правах, о любви и человечности?

  • Возможно ли равенство всех? Как на этот вопрос отвечает герой Д-503? Как думаете вы?

  • Финал мрачный... Каким рисует автор будущее?

  • Против чего направлено содержание романа? О чем предостерегает автор?

  • В чем смысл заглавия?

  • 3. Выводы.

Обеспечение занятия: Роман Е. Замятина «Мы».

Домашнее задание:

Индивидуальное сообщение: «Вехи Н. Заболоцкого», учить ст. наизусть - на выбор студентов

Методическая карта занятия 25

Предмет - « Литература».

Тема - «Человек и природа в поэзии Н. А. Заболоцкого».

Форма занятия - лекция с элементами беседы.

Цели занятия:

Образовательные:

  • познакомить студентов с основными вехами биографии 11. А. Заболоцкого;

  • дать обзор его поэзии, остановившись на главных темах творчества;

  • помочь студентам разобраться в особенностях поэтического текста Заболоцкого.

Воспитательные:

- через произведения Заболоцкого показать студентам философские и нравственные искания поэта(связь человека и природы, человеческие ценности, суть прекрасного).

Развивающие:

  • развивать у студентов умение анализировать стихотворения;

  • совершенствовать навыки самостоятельной работы с поэтическим текстом..

Межпредметные связи:


  • Философия

  • Психология

  • Этика

  • Эстетика

  • Педагогика

  • Музыка

Содержание и последовательность излагаемых учебных вопросов.

  1. Лекция преподавателя.

  2. Прочитать ст. «Завещание».

  3. Беседа по вопросам: - Какие традиции русской литературы продолжает автор?(прямая перекличка с поэзией А. С. Пушкина сходны образы природы в ст. «Вновь я посетил...» на пушкинское «На свете счастья нет, но есть покой и воля» Заболоцкий отвечает: «Покоя в мире нет».

«Весь я не умру»,- говорит Пушкин.

«Я не умру, мой друг» - Заболоцкий.

- О чем последние строки стиха? ( тоже соотносятся ...).

4. Едва ли не лейтмотив лирики поэта взаимные превращения людей и объектов животного и растительною миров.( Но у Заболоцкого иное звучание- происходит взаимосближение человека и природы; автор слышит природу, вглядывается в нее, и включается в диалог с ней - «Кто мне откликнулся в чаще лесной?»

- Какого соотношение человека и природы в этом стих.-ии? (человек и природа не противопоставлены друг другу, они вступают в перекличку).

5. Ст. «Сентябрь» - та же любовь и нежность ко всему живому, а так же пример одушевления пейзажа.(О чем это стихотворение? Кто изображен - орешина, «словно девушка», или девушка, «словно деревце»?).

6. Философско-эстетическая проблема- вопрос о сущности красоты в ст. Некрасивая девочка». - Как изображена героиня ст.- я? Как проявляет себя автор? Что есть красота и почему ее обожествляю! люди? (Красота божественный дар добра и человечности, душевною изящества).

7. Ст. «Не позволяй душе лениться».( ст. о душе, страсть к жизни...), ст.- завещание.

Выразительное чтение, анализ стиха.

  1. Чтение наизусть стихотворений. Анализ (восприятие, истолкование, оценка). На выбор студентов.

  2. Вывод студентов, преподавателя.

  3. Обеспечение занятия:

Сборник стихов Заболоцкого (любые издания). Портрет II. Л. Заболоцкого, фрагмент из художественного фильма «Доживем до понедельника». На доске эпиграф: «Откройся, мысль! Стань музыкою, слово...» Николай Заболоцкий. Домашнее задание:

Подготовиться к пр. занятию № - 6 ( JI. Леонов. «Евгения Ивановна»). Индивидуальное сообщение «Жизнь и творчество М. Пришвина» - обзор.

Методическая карта занятия 26

Предмет - « Литература».

Тема - Суровая правда о войне в творчестве писателей последних десятилетий.

В. Некрасов «В окопах Сталинграда», К. Воробьев «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи»; В. Кондратьев «Сашка», «Искупить кровью», В. Быков «Карьер», «Знак беды», « В тумане»; Ю. Бондарев «Батальоны просят огня»; Е. Носов «Усвятские шлемоносцы», «Красное вино победы»; Г. Владимов «Генерал и его армия»; В. Астафьев «Пастух и пастушка» (на выбор студентов)..

Форма занятия - лекция с элементами беседы.

Цели занятия:

Образовательные:

  • дать представление о тенденциях послевоенной литературы, обзор произведений о вой не; познакомить с отрывками из мемуаров военачальников;

Воспитательные:

  • пробудить интерес к истории войны, истории своей семьи;

  • вызвать у студентов размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик;

  • память о прошлом (какой ценой завоевана победа).

Развивающие:

  • совершенствовать умение анализировать текст.

Межпредметные связи:


  • История

  • Психология

  • Философия

  • Этика

  • Педагогика

Содержание и последовательность излагаемых учебных вопросов.

  1. Слово преподавателя.

  2. Беседа по повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда».


  • Что вы знаете о Сталинградской битве?

  • Как достигается достоверность изображаемого? В чем особенности авторского повествования?

  • Какие традиции русской литературы продолжает В. Некрасов ...?

  • Как описывается война в повести?

  • Как вы считаете, может быть, война заставляет человека привыкнуть к смерти, сделать человеческую жизнь не такой уж значимой и ценной, огрубляет бойца, делает его бесчувственным?

  • Как война влияет на гл.героя повести, Юрия Керженцева? Что помогает Юрию выстоять, не потерять достоинства, чести?

  • Насколько автобиографичен образ Керженцева?

  • Что ценит в человеке автор ( и его герой тоже)?

3. Подведение итога (что же за человек гл.герой повести Юрий Керженцев? Какого значение повести Виктора Некрасова в литературной и общественной жизни страны?).

4.Обсуждение прочитанных произведений ( или сообщения - рассказы о том, как война отразилась на судьбе семьи). Сообщения студентов

1. Виктор Петрович Астафьев. « Пастух и пастушка»

  • Смысл названия. Мотив «сиреневой музыки».

  • Противопоставление войны и мира в повести. Любовь и война.

  • Фольклорные образы. Их место в повести.

  • Связь с толстовскими традициями.

  • Смысл композиции повести.

2. Вячеслав Леонидович Кондратьев. «Сашка». - Как начинается повествование и как автор представляет своего героя ?

  • Чем занимается Сашка на фронте? Как изображается война?

  • Пересказать эпизод пленения немца.

  • Почему Сашка не подчиняется приказу, как расценивать этот его поступок ? (Приказы на войне надо выполнять?.. - Какова роль связного комбата Толика?).

  • Какое качество героя подчеркивает Кондратьев в эпизоде возвращения раненого Сашки в роту?

  • Война не убивает в Сашке человеческого, а даже обостряет жажду жить, любить. Какое место в жизни Сашки занимает Зина?

З.Евгений Носов. «Усвятские шлемоносцы».

  1. Г. Владимов. «Генерал и его армия».

  2. К. Воробьев. «Убиты под Москвой».

  3. Заключительное слово преподавателя.
    Обеспечение занятия:

Тексты названных произведений. Иллюстрации на тему войны. Домашнее задание:

Читать рассказы В. М. Шукшина; В. Белова «Привычное дело», В.Распутина «Прощание с Матерой».

Методическая карта занятия 27

Предмет - « Литература».

Тема - Деревенская проза 60-90 г.г.

Форма занятия - лекция, аналитическая беседа.

Цель занятия:

  • дать представление о «деревенской» прозе;

  • познакомить с творчеством В.М. Шукшина (обзор).

Оборудование занятия: портреты писателей; возможно фрагменты фильма «Калина красная».

Содержание и последовательность излагаемого материала.

I Чтение и анализ 2-3 сочинений.

II. Слово учителя.

Произведения, явившиеся этапными в «оттепельное» время, стали импульсом к развитию новых направлений в литературе: «деревенской прозы», «городской» или «интеллектуальной» прозы. Эти названия условны, однако прижились в критике и в читательской среде и сформировали устойчивый круг тем, который разрабатывался писателями в 60-80-е.

В центре внимания писателей-«деревенщиков» была послевоенная деревня, нищая и бесправная (колхозники до начала 60-х годов не имели даже собственных паспортов и без специального разрешения не могли покидать «мета прописки»). Сами писатели были в основном выходцами из деревни. Сутью же этого направления было возрождение традиционной нравственности. Именно в русле «деревенской» прозы сложились такие большие художники, как Василий Белов, Валентин Распутин, Василий Шукшин, Виктор Астафьев, Федор Абрамов, Борис Можаев. Им близка культура классической русской прозы, они восстанавливают традиции сказовой речи, развивают то, что было сделано еще «крестьянской литературой» 20-х годов. Поэтика «деревенской» прозы была ориентирована на поиск глубинных основ народной жизни, которые должны были заменить дискредитировавшую себя государственную идеологию.

После того, как крестьянство получило, наконец, паспорта и смогло самостоятельно выбирать себе место проживания, начался массовый отток населения особенно молодого, из сельской местности в города. Оставались полупустые, а то и вовсе обезлюдевшие деревни, где царили вопиющая бесхозяйственность и почти повальное пьянство среди оставшихся жителей. В чем причина таких бед? Ответ на этот вопрос писатели-«деревенщики» видели в последствиях военных лет, когда силы деревни были надорваны, в «лысенковщине», изуродовавшей естественные пути ведения сельского хозяйства. Главная же причина раскрестьянивания проистекала из «Великого перелома» («перелома хребта русского народа», по определению А.И. Солженицына -насильственной коллективизации. «Деревенская проза» дала картину жизни русского крестьянства в XX веке, отразив главные события, повлиявшие на его судьбу: октябрьский переворот и гражданскую войну, военный коммунизм и нэп, коллективизацию и голод, колхозное строительство и индустриализацию, военные и послевоенные лишения, всевозможные эксперименты над сельским хозяйством и нынешнюю его деградации. Она продолжала традицию раскрытия «русского характера» , создала ряд «простых людей».Это и шукшинские «чудики», и распутинские мудрые старухи и опасные в своем невежестве и вандализме «архаровцы», и многотерпеливый беловский Иван Африканович. Горький итог «деревенской прозе» подвел Виктор Астафьев: «МЫ оттепели последний плач - человек пятнадцать нашлось плакальщиков о бывшей деревне. Мы и воспевали ее одновременно. Как говорится, восплакали хорошо, на достойном уровне, достойном нашей истории, нашей деревни, нашего крестьянства. Но это кончилось. Сейчас идут только жалкие подражания книгам, которые были созданы двадцать-тридцать лет назад. Подражают те наивные люди, которые пишут про уже угасшую деревню. Литература теперь должна пробиваться через асфальт». Один из талантливейших писателей, писавших о людях и проблемах деревни,- Василий Макарович Шукшин (1927-1974). Он из крестьянской семьи, его родина - село Сростки на Алтае. Служил на флоте, работал грузчиком, слесарем, учителем, директором школы. Затем закончил режиссерский факультет ВГИКа. Известен как выдающийся актер, режиссер, сценарист. Как писатель начинал с публикации в 1961 году рассказов в журнале «Октябрь», а через 2 года вышел его сборник -«Сельские жители».

Герои рассказов Шукшина - деревенские люди, сталкивающиеся с городом, или горожане, попадающие в село (часто выходцы из той же деревни). О себе Шукшин гоорил, что чувствует себя человеком, «у которого одна нога на берегу, а другая- в лодке». И добавлял: «В этом положении есть свои «плюсы»... ОТ сравнений, от всяческих «оттуда - сюда» и «отсюда - туда» невольно приходят мысли не только о «деревне» и о «городе» - о России».

  • Какие рассказы В. Шукшина вы читали?

  • Какие традиции продолжил в своем творчестве Шукшин?

В развитии жанра короткого рассказа В. М.Шукшин был продолжателем традиций А.П. Чехова. Художественной целью изображения цепи комических эпизодов, происходящих с героем, являлось раскрытие его характера. Главными выразительными средствами становились, так же как в чеховских произведениях» емкая, эмоционально окрашенная деталь и драматизация повествования, создаваемая с помощью сочетания сказовой манеры повествования с использованием живой речи в диалогах. Сюжет построен на воспроизведении кульминационных, «самых жгучих», долгожданных моментов, когда герою предоставляется возможность в полной мере проявить свою «особенность». Новаторство В.М. Шукшина связано с обращением к особому типу - «чудикам», вызывающим неприятие окружающих своим стремлением жить в соответствии с собственными представлениями о добре, красоте, справедливости. Человек в рассказах Шукшина часто не удовлетворен своей жизнью, он чувствует наступление всеобщей стандартизации, скучной обывательской усредненности и пытается выразить собственную индивидуальность, обычно несколько странными поступками. Таких шукшинских героев называют «чудиками». - Какие «чудики» вам запомнились?

  • Как автор относится к своим героям-«чудикам»?

  • О чем думают, размышляют шукшинские герои?

  • В чем, по Шукшину, «мудрость жизни»?

III. Слово учителя.

Образ старухи Кандауровой - один из многих образов шукшинских матерей, воплощающих любовь, мудрость, самоотдачу, сливающихся в образ «земной божьей матери» («На кладбище»). Вспомним рассказ «Материнское сердце», в котором мать защищает перед всем миром своего непутевого сына, единственную ее отраду; рассказ «Ванька Тепляшин», где герой попав в больницу, почувствовал себя одиноким, затосковал, обрадовался, как ребенок, увидев мать: «Каково же было его удивление, радость, когда он в этом мире внизу вдруг увидел свою мать...Ах, родная, ты, родная!». Это и голос самого автора, который всегда с огромной любовью, нежностью, благодарностью и в то же время с чувством какой-то вины пишет о Матери. Вспомним сцену свидания Егора Прокудина с матерью (если возможно, посмотреть кадры из фильма «Калина красная»). Мудрость старухи Кандауровой согласуется с простором и покем в окружающем мире: «Вечерело. Где-то играли на гармошке...»; «Гармонь все играла, хорошо играла. И ей подпевал негромко незнакомый женский голос». «Господи, - думала старуха, -хорошо, хорошо на земле, хорошо». Но состояние покоя в рассказах Шукшина неустойчиво и недолго, оно сменяется новыми тревогами, новыми размышлениями, новыми поисками гармонии, согласия с вечными законами жизни.

IV. Анализ рассказов «Чудик» и «Миль пардон, мадам!».

Рассказ «Чудик» (1967).

  • Каким мы видим главного героя рассказа?

  • Приведите примеры происшествий и оплошностей «Чудика».

  • Как реагируют на его «выходки» окружающие»?

  • Почему имя главного героя мы узнаем только в конце рассказа?

  • Прототипом каких героев русской литературы является «Чудик»?

  • Рассказ «Миль пардон, мадам!» (1968)

- Каков жанр этого рассказа?

  • Каков главный герой рассказа?

  • О чем рассказ Пупкова и как его воспринимают слушатели?

  • Какие сходства и различия этих героев вы могли бы выделить?

  • - С какой целью, на ваш взгляд, Бронька снова и снова рассказывает свою

небылицу?

Домашнее задание.

Читать «Колымские рассказы» В.Шаламова, А. Солженицын «Один день

Ивана Денисовича»

Методическая карта занятия 28

Предмет - Литература.

Тема - Взаимоотношения человека и природы в повествовании в рассказах В. Астафьева «Царь-рыба». Цель занятия: показать нравственные идеалы писателя; раскрыть философский смысл цикла «Царь- рыба»

Оборудование занятия:

Портрет В.П. Астафьева Методические приемы:

Лекция, аналитическая беседа, доклад ученика Межпредметные связи:

  • этика

  • эстетика

  • психология

  • педагогика

Содержание и последовательность излагаемого материала.

  1. Слово учителя.

  2. Реализация индивидуального домашнего задания.

  3. Аналитическая беседа.


  • Как и чем соединяются в единое целое части цикла «Царь-рыбы»?

  • Каким образом показывает автор единство человека и природы?

  • Кто противостоит природе, кого ей надо опасаться?

  • В чем проявляется позиция автора по отношению к «браконьерам»?

  • Какую роль играет композиция рассказов, построение произведения?

  • Каково значение лирических зарисовок?

IV. Слово учителя.

Домашнее задание.

Подготовиться по теме «Лагерная проза»

Методическая карта занятия 29

Тема. Лагерная проза. Писатели эмиграции.

Возвращенные имена и произведения в литературе 20 в.

Форма занятия: лекция с элементами беседы.

Цели занятия:

Образовательные:

- познакомить студентов с творчеством А, И, Солженицына, В. Шаламова, Ю. Домбровского, с их жизнью и творчеством;

-- прослушать и проанализировать рассказ В, Шаламова "Сгущенное молоко". Воспитательные:

  • воспитывать стремление знать правду о прошлом ( осуждение тоталитаризма ).

  • формировать чувство патриотизма, гуманизма, чувство собственного достоинства.

Развивающие:

- развитие устной речи, творческого воображения.

Последовательность излагаемого учебного материала.

  1. Сообщение преподавателя:" Вехи А. И. Солженицына".

  2. Поэтика лагерной прозы В. Шаламова. Анализ рассказа " Сгущенное молоко" по вопросам:


  • определить художественное время, художественное пространство в рассказе.

  • кто входит в сюжет рассказа ? Откуда "он" явился?

  • определить заповеди лагеря по Солженицыну, по Шаламову.

3. Беседа по прочитанному роману Ю. Домбровского " Факультет не нужных вещей".

  • сюжет, события, герои романа;

  • смысл названия романа.

4. Сообщение студентов " Краткие биографические сведения В. Шаламова, Ю. Домбровского".

Обеспечение занятия:

Роман Ю. Домбровского " Факультет ненужных вещей", " Колымские рассказы" В. Шаламова, рассказ А. И. Солженицына " Один день Ивана Денисовича".

Домашнее задание:

Анализ стихов О. Мандельштама, В. Шаламова, А. Жигулина и др.

Методическая карта занятия 30

Тема: Лагерная поэзия.

Форма занятия: доклад преподавателя.

Цели урока:

Образовательные:

- познакомить студентов с лирикой поэтов-лагерников, с их жизнью и творчеством ;

  • прослушать и проанализировать заданные стихотворения.

Воспитательные:

  • воспитывать стремление к сохранению исторической памяти;

  • формировать чувство гуманизма, чувство собственного достоинства.

Развивающие:

  • развитие творческого воображения;

  • развитие монологической речи студентов.

Последовательность излагаемых учебных вопросов.


  1. Доклад преподавателя:" Лагерная поэзия".

  2. Чтение заданных стихотворений О. Мандельштама, В.Шаламова, А. Жигулина.

  3. Восприятие, истолкование, оценка. Определение темы.

  4. Выводы студентов, преподавателя.

Обеспечение занятия:

Стихотворения поэтов-лагерников.

Домашнее задание:

Индивидуальное сообщение студентов:

«Лирика Е. Евтушенко».

«Поэзия Н. Рубцова».

«Творчество И. Бродского».

«Поэты-барды».

Методическая карта занятия 31

Предмет - Литература

Тема - Литература русского зарубежья, Обзор творчества В.В. Набокова.

Опыт медленного чтения рассказа «Круг». Анализ романа «Приглашение на казнь».

Цель занятия: дать краткую характеристику литературы русского зарубежья

«первой волны» и творчества В.В. Набокова; попытаться раскрыть

особенности творческого метода Набокова.

Оборудование занятия:

Портрет В.В. Набокова, его книги.

Методические приемы: лекция; комментированное чтение, аналитическая

беседа.

Содержание и последовательность излагаемого материала.

  1. Чтение и анализ 2-3 сочинений.

  2. Слово преподавателя.

Русское зарубежье - это представители всех сословий, попавшие на чужбину по разным причинам и разными путями. Нас интересуют, прежде всего, те, кто сохранял и создавал русскую культуру за рубежом. В эмиграции жили видные писатели, философы, ученые, художники, музыканты. Уехали из советской России Д. Мережковский, 3. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Ходасевич, И. Северянин, И. Бунин, А. Куприн (вернувшийся в СССР уже перед смертью), В. Набоков, А. Ремизов, И. Шмелев, Б. Зайцев...

Аналогов явлению Набокова нет в мире, он реализовался в двух культурах - русской и американской...

  1. Аналитическая беседа.

  1. Что необычного вы видите в композиции рассказа?

  2. Слово преподавателя.

Кажется понятным замысел писателя: текст закольцован, образует круг, по которому можно протии и еще раз. Не будем обольщаться, то мы разгадали набоковскую загадку, и пройдем по этому кругу снова, только медленнее.

  1. Задание.

Найдите в тексте образы круга, напоминающие круг. Вопросы:

- Как рисует Набоков образы прошлого? Как они соотносятся с ключевым образом круга?

- Какие художественные приемы создают круг?

4. Задание.

Внимательно прочитаем абзац, начинающийся со слов «Еще об этой реке...»

Вопрос:

- Какие художественные приемы создают картину?

5. Задание:

Прочитаем следующий абзац «В то лето...» Вопросы: - Каково значение находящихся там образов?

  • Какова роль лексики, грамматических и синтаксических конструкций в подглавке: «По утрам он шел в лес...»?

  • Как ведется повествование в подглавке «В первый раз, кажется, он их увидел с холма...»?

  • Как развивается образ круга в этом отрывке (самом большом)?

  • Как происходит замыкание круга в последней части рассказа?

  • Куда выводит читателя этот круг?

IV. Слово учителя.

Если мы начнем читать сначала, замкнув круг, вдруг окажется, что мы смотрим на знакомые строчки другими глазами, приходит сочувствие герою, сопереживание, размышления о своих несбывшихся надеждах. ... Читатель движется уже не по кругу, а по спирали - глубь рассказа.

V. Анализ романа «Приглашение на казнь».

Домашнее задание.

Письменный разбор рассказа Набокова (любого), подготовиться к коллоквиуму по заданной теме.

Методическая карта занятия 32

Предмет - «Литература»

Тема - Поэзия 50-90-х гг. Основные направления и тенденции.

Форма занятия - поэтическое кафе.

Цели занятия:

Образовательные:

  • Пробудить интерес к стихотворениям Е. Евтушенко, Н. Рубцова, С. Гудзенко, Арс. Тарковского и др.

  • Углубить представление о «громкой»поэзии, «тихой» лирике, поэтах-бардах и др.

Воспитательные:

  • Дать почувствовать, что стихи поэтов созвучны нашему времени, живы и близки каждому; представить Родину, Красоту, Любовь, Природу как объединяющее начало жизни.

Развивающие:

-Развивать творческий потенциал студентов.

Межпредметные связи:

  • музыка

  • эстетика

  • этика

  • эстетика

  • режиссура

Ход занятия

1. Слово преподавателя (показать связь «тихой» лирики с литературной традицией, Ппоказать место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны).

2 .Чтение стихотворений наизусть (восприятие, истолкование, оценка)

3.Задание: привести примеры элегических мотивов в поэзии Н. Рубцова

4.Реализация индивидуального домашнего задания (сообщение студента о биографии

Б. Окуджавы).

5.Комментированное чтение стихов и прослушивание песен.

6.Вывод.

Обеспечение занятия:

Портреты «бардов», сборники авторских песен, записи песен; портрет Н. Рубцова, репродукция картины Левитана «Вечерний звон»

Домашнее задание: Анализ заданных стихотворений И. Бродского.

Методическая карта занятия 33

Предмет - «Литература»

Тема- Творчество поэтов русского зарубежья. Поэзия И. Бродского.

Форма занятия - лекция с элементами беседы.

Цели занятия:

Образовательные:

  • дать краткий обзор поэзии И. Бродского;

  • познакомить с основами его поэтики.
    Воспитательные:

  • показать свободу И. Бродского в выборе времени, места, жанровых форм;
    Развивающие:

  • развивать умение студентов анализировать поэтический текст.

  • умение выразительно читать стихотворение.
    Межпредметные связи:

  • музыка

  • эстетика

  • этика

  • психология

  • режиссура

  • имок
    Ход занятия:

  1. Слово преподавателя (И. Бродский ( 1940-1996 гг.) - одаренный ленинградский поэт, оцененный А. А. Ахматовой...).

  2. Чтение и анализ стихотворений ( «На смерть Жукова», «На смерть друга», «Римские элегии»). - В каких стилях выдержаны эти стихотворения? - В какое время и какие поэты могли бы их написать?

  1. Время Державина, 18 в.

  2. Время Пушкина, Баратынского, н. 19 века.

  3. Древний Рим, эпоха Горация.

- С какими произведениями соотнесено стихотворение «К Евгению»? ( С посла - нием Державина «Евгению. Жизнь Званская», с произведениями Пушкина «Евгений Онегин», «Медный всадник».

  1. Вывод ( худ образ в пространстве и времени).

  2. Античные мотивы в творчестве Бродского.

  3. Поэзия И. Бродского и традиции русской классической поэзии.

  4. Итальянские стихи И. Бродского и А. Блока.

  5. Образ поэта в творчестве И. Бродского.

  6. Слово преподавателя.

Обеспечение занятия:

Возможно прослушивание некоторых стихотворений в авторском исполнении.

Домашнее задание: Читать рассказы С. Довлатова, рассказ «Круг» В. Набокова.

Методическая карта занятия 34

Предмет - «Литература»

Тема - Литература начала 20 века. " Серебряный век" русской поэзии.

Форма занятия: лекция с элементами беседы.

Цели занятия:

Образовательные:

- объяснить значение термина " серебряный век"; углубить представление студентов о литературных направлениях- символизме, акмеизме, футуризме и новокрестьянской поэзии; познакомить с творческой судьбой наиболее ярких поэтов " серебряного века "( В. Брюсов, А. Ахматова, В. Хлебников, Н. Клюев и др.).

Воспитательные:

- показать через стихотворения поэтов их нравственные идеалы.

- увлечь студентов поэтическим творчеством, в котором и верность России, и прославление человека, и убийственная ирония, и страстная любовь.

Развивающие:

- развивать творческий потенциал студентов.

Межпредметные связи:

  • Этика;

  • Эстетика;

  • Философия;

  • Музыка

  • Психология.

Содержание и последовательность излагаемых учебных вопросов:

1. Лекция преподавателя (краткое содержание)

Символизм...

- Сообщение (или доклад) студента " В. Я. Брюсов - удивительный поэт, переводчик и человек". Чтение и анализ стихотворений В. Я. Брюсова.

Акмеизм...

-- Сообщение студента " Я научился Вам, блаженные слова !"

Поэзия Осипа Мандельштама. Чтение и анализ стихотворений.

Вариант -" Поэзия Анны Ахматовой ". Футуризм...

- Сообщение " Яркий талант Игоря Северянина ". Чтение стихов поэта. Вариант -" В. Хлебников...".

Имажинизм...

  • Сообщение (или доклад ) студента " Поэтическая судьба Н. Клюева ", чтение стихотворений.

  • Сообщение студента " Моим стихам ... настанет свой черед ".

  • Сложная судьба Марины Цветаевой.

2. Выводы студентов, преподавателя.

Обеспечение занятия:

Русская литература 20 века, 11 класс / Составитель В. В. Агеносов. М.: Издательский дом " Дрофа ".

Методическая карта занятия 35

Предмет - Литература.

Тема: А. И. Солженицын - писатель, публицист и общественный деятель. Рассказ «Один день Ивана Денисовича». (Возвращенная литература).

Цели занятия:

- познакомить студентов с жизнью и творчеством А.И. Солженицына; на материале произведений писателя подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

- познакомить студентов с произведениями «возвращенной литературы» и их авторами; показать драматическую судьбу личности в условиях тоталитарного общественного строя; расширить представления студентов о лагерной прозе.

Ход занятия.

I. Вступительное слово о писателе.

Александр Исаевич Солженицын (родился в 1918 году в г. Кисловодске) -выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель. Его имя в литературе стало известно в 60-е годы XX века, в период «хрущевской оттепели», затем исчезло на многие годы.

Трудно и непросто сложилась судьба Солженицына. Фронт, тяжелый путь от Орла до Восточной Пруссии, медали за проявленное мужество, а затем арест, восьмилетнее пребывание в тюрьмах зловещего «архипелага ГУЛА!'». Рассказы о лагерной жизни, документально-художественное исследование «Архипелага ГУЛАГ», романа «В круге первом». Повести «Раковый корпус» -произведений, в основу которых легли страшные воспоминания тех, кто уцелел после сталинских репрессий.

В 1970 году Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе. 1974 год - один из самых драматичных в судьбе писателя. Он был арестован, лишен гражданства и выслан из России. Вдали oi родины Солженицын написал «Красное колесо» - многотомный роман о революции и гражданской войне в России.

Публицистические статьи «Жить не по лжи!», «Мир и насилие», «Раскаяние и ограничение как категория национальной жизни», «Иметь мужество видеть», трактат «Как нам обустроить Россию» - Солженицын осмелился сказать правду. 1994 год. Возвращение писателя на родину, учреждение собственной литературной премии (25 тысяч долларов). Первым лауреатом стал филолог В.Н. Топоров.

II. Реализация индивидуальных домашних заданий

Рассказы учащихся о жизни Солженицына, о страшной болезни писателя, о создании лагерной прозы, о годах забвения и возвращения на родину. Общественная деятельность писателя. Краткий обзор содержания повести «Раковый корпус» (1963 - 1967 гг.)

III. «Архипелаг ГУЛАГ»

Роман был изъят правоохранительным органами в 1973 году. Возмущенный беззаконием, Солженицын опубликовал роман в Париже в 1973 году. В основе произведения - горькие воспоминания писателя о пребывании в сталинских лагерях и рассказы других «зэков», прошедших через все круги ада. Чтение фрагментов, анализ прочитанного.

IV. Рассказ «Один день Ивана Денисовича» (1962 г.).

А. Т. Твардовский дал высокую оценку этой повести, отверг все нападки на Солженицына.

Вопросы:

  1. Автор показал нам жизнь «зэка» изнутри. Кто же такой Иван Денисович?

  2. Что известно о его жизни? Почему его обвинили в измене?

  3. Расскажите о поведении Ивана Денисовича в лагере. Что позволило ему сохранить достоинство и уважение?

  4. Изменил ли он своим нравственным принцип:1

  5. Какие черты характера главного героя вызываю! уважение читателя?

  6. За что «сидят» другие герои?

  7. Кто виноват в их трагедии?

  8. Сформулируйте главную мысль повести. (Помнить о замученных в лагерях! Заклеймить тех, кто был пособником вершителей репрессий).


  1. Вступительное слово об основных темах «возвращенной ли литературы».

Причина запрета произведений В Шаламова, А. Рыбакова, Ю.Домбровского и др.

  1. Вопросы для обсуждения на уроке-семинаре.


  1. «Кровью сердца окрыленные строки» - «Колымские рассказы» Варлама Шаламова («Ягоды», «Шерри-бренди», «Протезы», «Храбрые глаза» и др.)

  2. Драматическая судьба ребят из повести Анатолия Жигулина «Черные камни».

  3. Пронзительные сцены правды на страницах произведений А. Рыбакова «Дети Арбата» и Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей».

  4. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев Владимира Дудинцева «Не хлебом единым», «Белые одежды».

Задание на дом.

Индивидуальное сообщение: «Поэты, прошедшие ГУЛАГ».

Основная

1. Литература / Под ред. Г.А. Обернихиной. - М., 2011.

2. Литература: практикум / Под ред. Г.А. Обернихиной. - М., 2011.


Дополнительная

  1. Быков Д. Борис Пастернак. - М., 2008.

  2. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры.- М., 2007.

  3. Дядичев В.Н. Маяковский в жизни и творчестве.- М., 2008.

  4. Ермолаева Н.Л. А.Т. Твардовский в жизни и творчестве. - М., 2010.

  5. Жук М.И. История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. - М., 2011.

  6. Зайцев В.А. История русской литературы второй половины XX века. - М., 2006.

  7. Зарубежные писатели. Биоблиографический словарь./ под ред. Н.П. Михальской. Москва, 1997

  8. "Идет война народная…": литература Великой Отечественной войны.- М., 2007.

  9. Кормилов С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. - М., 1998.

  10. Краснова Л. Художественный мир А. Блока. - М., 1990.

  11. Кременцов Л.П. История русской литературы XX века. Обретения и утраты. - М, 2008.

  12. Марков В.Ф.История русского футуризма. - М., 2000.

  13. Михайлов О.Н. Жизнь А.И. Куприна. - М., 2001.

  14. Михайлов О.Н. И.А. Бунин в жизни и творчестве.- М., 2010.

  15. Ростовцева И.И. Мир Заболоцкого.- М., 1999.

  16. Русская литература 1920-1930 годов. Портреты поэтов. - М, 2008.

  17. Русская литература 20 века. Очерки. Портреты. Эссе. ч. 1,2 / под ред. Ф.Ф. Кузнецова. М., 1994

  18. Русская литература. 20 век. Справочные материалы./составитель Л.А. Смирнова. М., 1995

  19. Русские писатели. 19 век. Биоблиографический словарь в двух частях/ под ред. П.А. Николаева. М., 1996.

  20. Русские писатели. 20 век. Биоблиографический словарь в двух частях/ под ред. Н.Н. Скатова. М., 1998

  21. Спиридонова Л.А. М. Горький в жизни и творчестве. - М., 2008.

  22. Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. - М., 2001.

  23. Учебник для 11 класса "Русская литература XX века" /под редакцией В.П. Журавлева. М., 2001.

  24. Чалмаев В.А. М.А. Шолохов в жизни и творчестве. - М., 2006.

Интернет-ресурсы

  1. infoliolib.info

  2. window.edu.ru/

  3. lib.ru/

  4. bibliofond.ru

  5. academia-moscow.ru/

  6. twirpx.com

  7. novruslit.ru

  8. poem.com.ua/

  9. rubtsov.id.ru/


© 2010-2022