Урок по русскому языку на тему Лингвистическое путешествие (5 класс)

Цель: обобщение и систематизация знаний, практических умений по разделам русского языка: «Морфология», «Синтаксис», «Лексика» и т.д. Задачи: - закрепить знания по разделам русского языка, -совершенствовать умения работать с заданиями разных типов в группе, --развивать мышление, - воспитывать любознательность к русскому языку.   Оборудование:  карта путешествия; карточки с заданиями; воздушные шары с морфемами;   толковые словари для каждой команды
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Лингвистическое путешествие"

5 класс

Цель: обобщение и систематизация знаний, практических умений по разделам русского языка: «Морфология», «Синтаксис», «Лексика» и т.д.

Задачи:

- закрепить знания по разделам русского языка,

-совершенствовать умения работать с заданиями разных типов в группе,

--развивать мышление,

- воспитывать любознательность к русскому языку.


Оборудование:

карта путешествия;

карточки с заданиями;

воздушные шары с морфемами;

толковые словари для каждой команды

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами совершим лингвистическое путешествие по стране Русского Языка. Эта страна имеет много городов, и в некоторых из них мы с вами побываем. Чтобы перейти из одного города в другой вам нужно будет выполнить задания, которые приготовили жители этих городов. Страна Русского Языка содержит много интересных достопримечательностей и особенностей. Все города этой страны связаны между собой и об этом не стоит забывать. Совершать лингвистическое путешествие мы будем на 2-х вагончиках ( 1 и 2 команды ). А какой вагон у нас самый главный, ведущий и умный мы узнаем в конце нашего путешествия. И, конечно же, победившие получат пятерки по предмету. За каждый правильный ответ вы будите получать 1 жетон, за неполный ответ - полжетона. За нарушение дисциплины - штраф 1 жетон. В конце мы подсчитаем жетоны и объявим победителей.

Итак, начинаем наше лингвистическое путешествие.

А начнем мы его с представления наших вагончиков (название, девиз, эмблемы, капитан).

Представление команд закончено и теперь можно смело двигаться вперед!

1. Чтобы нам войти в страну Русского Языка, нужно справиться с небольшим препятствием : отгадать загадки. Кто вперед?

  • Какое русское слово состоит из 3-х слогов и указывает на 33 буквы? (Азбука)

  • Черные, кривые, от рожденья все немые, а как встанут в ряд, сразу вдруг заговорят? (Буквы )

  • Земля белая, а птицы на ней черные? (Бумага и буквы )

  • Буквы значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит
И называется….. (Алфавит)

  • Все загадки связаны с алфавитом и буквами, как вы думаете почему? (Потому что мы входим в страну Русского языка)

- Вот теперь- то мы можем зайти в страну Русского Языка.

Заходя туда, мы видим на воротах замечательную надпись (учитель читает выразительно):

РУССКИЙ ЯЗЫК.

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет, наших спутников и ракет.
На совете, за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой!

И вот на пути, перед нами

ГОРОД МОРФОЛОГИЯ.

А встречает нас один из жителей этого города (выходит один ученик и читает приветственное слово гостям, затем отдает конверт с заданиями):

Ученик:

Части речи, как чудесно,
Знать, что вы со мною вместе,
Что всегда вы рядом, здесь,
Благодарности не счесть.
Существительное - школа, просыпается - глагол,
С прилагательным - веселый
Новый школьный день пришел.

Учитель: - Какие же задания приготовили нам жители этого городка?..

1 ЗАДАНИЕ: отгадать, о какой части речи говорится в стихах и рассказать о ней.

1 команда

- Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых,
И все, что вижу я вокруг, -
Все знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде.
Зовут их Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где. (Наречие).

2 команда

- Мы самые главные,
Мы самые умные,
Мы называем предметы, людей
И отвечаем на вопросы простых падежей! (Существительное).

1 команда

- Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (Прилагательное )

2 команда

- Прошедшее время -
То, что прошло:
"Вчера мы писали,"
"Солнце ушло"
Настоящее время -
Проходящее теперь:
"Мою окно",
"Закрываю дверь".
А в будущем:
"Я полечу на ракете,
Хочу побывать
На далекой планете". (Глагол )

2 ЗАДАНИЕ: "Четвертый лишний"

(Найти лишнее слово и объяснить почему).

(1 человек от команды).

1 команда - существительное, наречие, сказуемое, предлог.

2 команда - частица, предлог, наречие, союз.

3 ЗАДАНИЕ: Конкурс капитанов.

Определить часть речи у данных слов и распределить их на группы по определенному признаку.

1 команда - парты, занятия, урок, полет, походы, огурец.

(По числу -2 группы )

2 команда - книга, тетрадь, портфель, перо, пенал, знание.

(По родам -3 группы ).

Учитель: - Итак, успешно вы преодолели препятствия в чудесном городке,

Но так же смело будете ходить в

ОРФОГРАФИЧЕСКОМ ЗАМКЕ?

в который мы сейчас и отправимся.

Нас приветствует мэр этого города (выходит 1 человек - мэр с короной на голове, где написано орфография и приветствует участников):

ОРФОГРАФИЯ.

Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
"зуб" на "зубы", "лед" на "льды" -
Будешь грамотным и ты.

(Вручает конверт с заданиями ).

Учитель: - Что же ждет нас в этом городе ?

1 ЗАДАНИЕ: отгадать загадку, указав в отгадке орфограмму, как ее проверить?

1 команда

- Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила. (Гроза ).

2 команда

- Между веток новый дом,
Нету двери в доме том,
Только круглое окошко-
Не пролезет даже кошка. (Скворечник ).

1 команда

- Лежит веревка,
Шипит,плутовка
Брать ее опасно-
Укусит. Ясно? (Змея ).

2 команда

- В лесу темно,
Все спят давно.
Одна птица не спит
На суку сидит,
Мышей сторожит. (Сова ).

2. ЗАДАНИЕ: Найти и исправить ошибки в предложениях, аргументировать свой ответ.

"Сова жила в великом замке "Каштаны". Да, это был не дом, а настоящий замок. На двери замка был и звонок с кнопкой, и колокольчик со шнурком.

Под звонком и колокольчиком были прибиты объявления, написанные

Кристофером Робином". Но правильно ли Кристофер Робин написал эти объявления, исправьте ошибки, если они есть.

1 команда - Прашу ножать если незапускают.

2команда - Прошу падергать если ниаткрывают.

3. ЗАДАНИЕ: "Кто быстрее" (Ответить на вопрос ).

А) В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота).

Б) Имена девочек состоят из 2-х букв А и удвоенных согласных. Как их зовут? (Алла, Анна).

В) Какие буквы всегда маленькие?

Сказала Й сестре родной :
- Вот ты, сестра, соседка,
Бываешь часто прописной,
А я - ужасно редко.

- Ну, редко - это не беда,
Иные буквы - никогда!
И много их?

-Да целых три:
Сестра и с ней 2 брата.
Зовут их так……

- Не говори………
Скажите вы , ребята ! ( _ъ и _ь , _ы ).

Г) Чем оканчиваются день и ночь? ( Ь)

Д) Что стоит посредине земли? ( М)

Е) Чем кончается лето и начинается осень? ( О)

Ж) Может быть в слове 100 одинаковых букв? ( Сто-л, сто-г, сто-п, сто-к)

Учитель:-Лихо замок орфографии, вы сумели обойти, но скажите, так же прытко, синтаксис и пунктуацию вы сможете пройти ?

Давайте посмотрим. (Выходят 2 ученика с коронами "Синтаксис" и "Пунктуация" )

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

С:

Cинтаксис и пунктуация рядышком идут,
Держатся за руки, песенки поют.

П:

Словно две подружки не разлей -вода
И об этом помнить нужно вам, друзья!

1 ЗАДАНИЕ:

Учитель:

Заблудились слова в беспорядке,
Потеряли места в суете,
Так давайте же, ребята, поможем,
Им в нелегкой и грустной судьбе.

Расставить слова так, чтобы получилось предложение, объяснить знаки препинания. (1 человек от команды подчеркивает грамматическую основу).

1 команда- дерево, хвойных, семейства, сосна.

2 команда - ставьте, кресла, сумки, не, товарищи, на.


2 ЗАДАНИЕ: "Кто больше!".

Составить словосочетание из предложения, указать тип связи - подчинительный и сочинительный.

Маленький пушистый котенок гулял по крыше и громко мяукал.

(1 уч-к из команды выходит с листом и читает, что получилось).

- маленький котенок,
- пушистый котенок,
- гулял по крыше,
- громко мяукал,
- гулял и мяукал.

Учитель:

-Прекрасный город!,
Там все знаки препинания,
Все члены предложения дружны между собой.
Прощаясь с нами,
Кричат нам: " До свидания!".
И машут весело рукой.
А мы уходим, но вернемся в этот город обязательно,
Когда диктанты станем все писать,
И расставляя знаки препинания,
Заглянем в синтаксис и пунктуацию опять.

Учитель: А сейчас мы переходим в другой город.

ГОРОД "М О Р Ф Е М И К А"

Ученик:

Слово делится на части, ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей делать слово из частей
На конце любого слова окончанье ищет Вова.
Изменяемая часть с другим словом держит связь.
Окончанье он найдет, его в рамочку возьмет.
Перед корнем есть приставка, слитно пишется она,
И при помощи приставки образуются слова.
После корня он стоит, перед окончанием
Его я если заменю, другое слово получу.
Обозначу уголком, называю суффиксом.

(Житель города передает конверт с заданиями).

1 ЗАДАНИЕ: составить слово из морфем, указать лексическое значение этих слов.

(Карточки могут остаться лишние). (Карточки находятся в воздушных шарах. Шар необходимо лопнуть так, чтобы задания не разлетелись, не потерялись! 1 ученик из команды.)

1 команда - приготовить.

ПРИ- , - ИТЬ , - ГОТОВ - , О- , -ЕТЬ - , -БЕЖ - , - УТ ;

2 команда - расписка

РАС - , - ПИС - , К , А , У , -ЛИС - , - ИТЬ - .

2 ЗАДАНИЕ: Отгадать слова.

1 команда

- Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Вся же - в дневнике я и в журнале. ( Оценка ).

2 команда

- В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс - в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете,
В целом - по мне на уроки пойдете. ( Расписание ).

3 ЗАДАНИЕ: " Кто больше"

Составьте из одного большого слова: предпринимательство новые слова за 30 секунд.

( 1 человек зачитывает).

Учитель: Преодолев препятствия, покидаем этот город, и нас приветствует новый город:

ГОРОД "Л Е К С И К А"

Учитель:

- Жители этого города изучают словарный состав языка.
И они приготовили вам немало испытаний.

СЛОВАРЬ.

Ученик:

Усердней с каждым днем гляжу в слова,
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах - события печать,
Они дались не даром человеку.
Читаю: "Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой…."
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, ни словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

(Мэр города дает конверт с заданиями и словари).

1 ЗАДАНИЕ Найти значение слов (кто быстрее).

1 команда - предложение

2 команда - лавка

-Вы видите, что эти слова имеют не одно значение, а несколько. Значит это какие слова? (многозначные)

2 ЗАДАНИЕ: Кто больше прочитает слов по часовой стрелке и против часовой стрелки.Урок по русскому языку на тему Лингвистическое путешествие (5 класс)

( око , лес, лесок, сок, сокол, кол, колесо, село, осел).

Учитель: Итак, это последний город, в котором мы с вами сегодня побывали, но в стране русского языка, еще есть много других городов, и их мы с вами обязательно посетим, но не сегодня. А сейчас, выходя из ворот, ведущих в эту чудесную страну, хочется прочитать вам такое стихотворение.

РУССКИЙ ЯЗЫК.

Спросят меня: что похоже на море?
-Русский язык,- не замедлю с ответом.
Он, словно море, согреет землю,
Свежесть подарит засушливым летом,
Воды его, разливаясь без края,
Блещут немеркнущим солнечным светом,
К людям хорошим в дальние страны,
Катятся волны с горячим приветом.
Русский язык - безграничное море!
В глуби морской я дождался улова,
Выловил ключ, открывающий радость,-
Этим ключом было русское слово…
В сад прихожу под зеленые своды,
Как здесь отрадно, красиво и ново:
Если ж в саду и садовник отменный,
Кажется - в мире нет счастья иного!
Так же и в класс мой пришел я когда-то
Он был подобен зеленому своду;
Русская женщина с доброй душою
Не уступала ни в чем садоводу…
Русское слово я пил неотрывно,
Как родниковую звонкую воду;
Сколько бы влаги живой ни вбирал я -
Жажда сильнее была год от году.
Русский язык! Cловно горы и воздух,
Словно огни городов и селений.
Русский язык! В нем как в море бездонном,
Черпаю силы для смелых решений.
Он вдохновляет на труд беззаветный
Ради грядущих прекрасных свершений!

ИТОГ: Подсчет жетонов, награждение грамотами, выставление оценок.

9


© 2010-2022