- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа элективного курса Работа над текстом
Программа элективного курса Работа над текстом
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Корнилова Е.Н. |
Дата | 06.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РАБОТА НАД ТЕКСТОМ»
Программа составлена на основе:
1) Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
2) Примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
3) Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004г.
4) Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Чувашской Республики, утвержденного приказом МО и МП ЧР № 473 от 10. 06. 2005.
5) Федерального перечня учебников, утвержденного приказом от 23 декабря 2009 г. № 822, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
6) Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Яльчикская средняя общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики»;
7) Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Единый государственный экзамен по русскому языку как форма итоговой аттестации школьников и вступительный экзамен в вуз обязательно включает работу над текстом: задания № 27-30 части 1 (А), а также задания № 7-8 части 2 (В) и часть 3 (С) - написание сочинения-рассуждения с опорой на прочитанный и осмысленный текст.
Данный курс предназначен для учащихся 11 классов, изучающих русский язык как государственный и желающих подготовиться к написанию сочинения на едином государственном экзамене в части 3 (С).
Курс обучает общим навыкам работы с текстом и помогает подготовиться к выполнению заданий № 27-30 части 1 (А), а также заданий № 7-8 части 2 (В) единого государственного экзамена. Кроме этого ведется обучение созданию собственного текста с учетом всех новых требований, предъявляемых к экзаменационному сочинению.
Цели и задачи
Главная задача курса - формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).
В связи с этим ставятся следующие цели:
• обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;
• обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;
• совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;
• развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;
• совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;
• совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре;
• повышать уровень грамотности учащихся.
Структура курса
В основу курса легли разработки и исследования в данной области Гостевой Ю.Н., Егораевой Г.Т., Тимошенко Т.Е., Симаковой Е.С
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов
Уроки освоения материала
Работа с текстом
9
Анализ языковых средств выразительности.
4
Подготовка к написанию сочинения
20
Итого
33
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Работа с текстом.
Установление причинно-следственных отношений в тексте. Языковые приемы связи предложений. Понятие "ключевого" слова.
2. Анализ языковых средств выразительности.
Функции изобразительно-выразительных средств.
3. Подготовка к написанию сочинения (часть С).
Знакомство с критериями оценки части С. Проблема, поставленная автором текста, и способы её формулировки. Комментарий проблемы. Виды комментариев. Авторская позиция и способы её выявления. Аргументация. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения текста. Виды речевых и грамматических ошибок. Этические нормы. Фактологические ошибки
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
урока
Дата
проведения
Тема урока
Кол.
часов
Элементы содержания
Примечание
Работа с текстом
Текст как синтаксическая единица
1
ЕГЭ, типология заданий
Структурно-смысловой анализ микротекста
1
Причинно-следственные отношения первого предложения текста и последующих
Структурно-смысловой анализ
2
Языковые приёмы связи предложений в тексте (лексический повтор, однотематическая лексика, местоимённые замены, видовременная соотнесённость глаголов,)
Языковые приёмы связи предложений в тексте (использование союзов, союзных слов, выявление воспроизведённых во всём контексте «ключевых слов» и их заменителей)
Информационно-смысловая переработка текста
2
Основная и дополнительная информация в тексте
Смысловой анализ текста
1
Главная информация в тексте, смысловые части текста, развитие мысли в тексте
Типологический анализ текста
Типы речи, повествование, описание, рассуждение
Лексический анализ текста
1
Лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова, фразеологический оборот, синонимы, контекстные синонимы, антонимы, контекстные антонимы, термины, устаревшие слова, архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы
Анализ языковых средств выразительности
Анализ языковых средств выразительности.
.
4
Тропы (эпитет, метафора, олицетворение, гипербола и т.д.)
Контекстные синонимы и антонимы. Антитеза
Парцелляция. Градация. Риторический вопрос. Ряды однородных членов. Инверсия и др
Подготовка к написанию сочинения
Как писать сочинение-рассуждение
1
Сочинение-рассуждение
Структура сочинения на основе предложенного текста
1
Структура сочинения-рассуждения
Определение темы и проблематики текста
2
Тема и проблематика
Смысловой анализ текста на основе составления его логической схемы
1
Логическая схема текста
Роль вступления и заключения в сочинении
Вступление
Заключение
Комментарий одной из проблем, поднятых в тексте
2
Текстуальный комментарий проблемы
Концепционный комментарий проблемы
Осмысление авторской позиции текста
1
Авторская позиция
Приёмы логического мышления. Аргумент
1
Аргумент
Типы аргументации в изложении собственной позиции
3
Типы аргументов
Смысловая цельность текста. Абзацное членение текста. Логические ошибки
1
Смысловая цельность сочинения, абзац, Логические ошибки
Виды речевых ошибок
1
Речевые ошибки
Виды грамматических ошибок
1
Грамматические ошибки
Сочинение-рассуждение
4
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
- умение понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания, проблематику исходного текста, позицию говорящего);
- умение продуцировать собственное связное высказывание, которое, являясь по форме письменным монологом, по сути представляет собой скрытый диалог пишущего с автором исходного текста и предполагаемым читателем;
- умение формулировать собственное мнение по одной из проблем исходного текста и убедительно, этически корректно доказывать его состоятельность;
- умение композиционно оформлять текст;
- умение выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие коммуникативно значимые качества речи, как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Нормативные документы ЕГЭ
1. "Инструкция для участников единого государственного экзамена" (Письмо Рособрнадзора от 07.04.2010 г. № 08-190/12).
Литература по общим вопросам
-
А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2008
-
Г.А.Ермакова «Русский язык на концентрической основе», с.232
Специальная литература по предмету, предназначенная для учителя и учащихся
1. Гостева Ю.Н. ЕГЭ. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь. ФИПИ. - М.: Изд-во «Экзамен», 2010
2. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение заданий части 3 (С). М., "Экзамен", 2009.
3. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Сочинение». - М.: АСТ: Астрель, 2009.
4. Тимошенко Т.Е. Русский язык. 9 класс. Работаем над текстом. ЕГЭ. Часть С - М.: Дрофа, 2008