Программа элективного курса Работа над текстом

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РАБОТА НАД ТЕКСТОМ»

Программа составлена на основе:

1) Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

2) Примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

3) Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004г.

4) Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Чувашской Республики, утвержденного приказом МО и МП ЧР № 473 от 10. 06. 2005.

5) Федерального перечня учебников, утвержденного приказом от 23 декабря 2009 г. № 822, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

6) Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Яльчикская средняя общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики»;

7) Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Единый государственный экзамен по русскому язы­ку как форма итоговой аттестации школьников и всту­пительный экзамен в вуз обязательно включает работу над текстом: задания № 27-30 части 1 (А), а также задания № 7-8 части 2 (В) и часть 3 (С) - написание сочинения-рассуждения с опорой на про­читанный и осмысленный текст.

Данный курс предназначен для учащихся 11 классов, изучающих русский язык как государст­венный и желающих подготовиться к написанию сочи­нения на едином государственном экзамене в части 3 (С).

Курс обучает общим навыкам работы с текс­том и помогает подготовиться к выполнению заданий № 27-30 части 1 (А), а также заданий № 7-8 части 2 (В) единого государственного экзамена. Кроме этого ведется обучение созданию собственного текста с учетом всех новых требова­ний, предъявляемых к экзаменационному сочинению.

Цели и задачи

Главная задача курса - формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).

В связи с этим ставятся следующие цели:

• обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;

• обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;

• совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;

• развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;

• совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;

• совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре;

• повышать уровень грамотности учащихся.

Структура курса

В основу курса легли разработки и исследования в данной области Гостевой Ю.Н., Егораевой Г.Т., Тимошенко Т.Е., Симаковой Е.С

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов

Уроки освоения материала

Работа с текстом

9

Анализ языковых средств выразительности.

4

Подготовка к написанию сочинения

20

Итого

33


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

1. Работа с текстом.

Установление причинно-следственных отношений в тексте. Языковые приемы связи предложений. Понятие "ключевого" слова.

2. Анализ языковых средств выразительности.

Функции изобразительно-выразительных средств.

3. Подготовка к написанию сочинения (часть С).

Знакомство с критериями оценки части С. Проблема, поставленная автором текста, и способы её формулировки. Комментарий проблемы. Виды комментариев. Авторская позиция и способы её выявления. Аргументация. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения текста. Виды речевых и грамматических ошибок. Этические нормы. Фактологические ошибки






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

урока

Дата

проведения

Тема урока

Кол.

часов

Элементы содержания

Примечание

Работа с текстом

Текст как синтаксическая единица

1

ЕГЭ, типология заданий


    Структурно-смысловой анализ микротекста

    1

    Причинно-следственные отношения первого предложения текста и последующих


      Структурно-смысловой анализ

      2

      Языковые приёмы связи предложений в тексте (лексический повтор, однотематическая лексика, местоимённые замены, видовременная соотнесённость глаголов,)


        Языковые приёмы связи предложений в тексте (использование союзов, союзных слов, выявление воспроизведённых во всём контексте «ключевых слов» и их заменителей)


          Информационно-смысловая переработка текста

          2

          Основная и дополнительная информация в тексте



              Смысловой анализ текста

              1

              Главная информация в тексте, смысловые части текста, развитие мысли в тексте


                Типологический анализ текста

                Типы речи, повествование, описание, рассуждение


                  Лексический анализ текста

                  1

                  Лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова, фразеологический оборот, синонимы, контекстные синонимы, антонимы, контекстные антонимы, термины, устаревшие слова, архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы

                  Анализ языковых средств выразительности

                    Анализ языковых средств выразительности.

                    .

                    4

                    Тропы (эпитет, метафора, олицетворение, гипербола и т.д.)


                      Контекстные синонимы и антонимы. Антитеза

                        Парцелляция. Градация. Риторический вопрос. Ряды однородных членов. Инверсия и др

                          Подготовка к написанию сочинения

                            Как писать сочинение-рассуждение

                            1

                            Сочинение-рассуждение


                              Структура сочинения на основе предложенного текста

                              1

                              Структура сочинения-рассуждения


                                Определение темы и проблематики текста

                                2

                                Тема и проблематика



                                    Смысловой анализ текста на основе составления его логической схемы

                                    1

                                    Логическая схема текста


                                      Роль вступления и заключения в сочинении

                                      Вступление


                                        Заключение


                                          Комментарий одной из проблем, поднятых в тексте

                                          2

                                          Текстуальный комментарий проблемы


                                            Концепционный комментарий проблемы


                                              Осмысление авторской позиции текста

                                              1

                                              Авторская позиция


                                                Приёмы логического мышления. Аргумент

                                                1

                                                Аргумент


                                                  Типы аргументации в изложении собственной позиции

                                                  3

                                                  Типы аргументов




                                                        Смысловая цельность текста. Абзацное членение текста. Логические ошибки

                                                        1

                                                        Смысловая цельность сочинения, абзац, Логические ошибки


                                                          Виды речевых ошибок

                                                          1

                                                          Речевые ошибки


                                                            Виды грамматических ошибок

                                                            1

                                                            Грамматические ошибки


                                                              Сочинение-рассуждение

                                                              4





                                                                    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

                                                                    - умение понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания, проблематику исходно­го текста, позицию говорящего);

                                                                    - умение продуцировать собственное связное выска­зывание, которое, являясь по форме письменным моно­логом, по сути представляет собой скрытый диалог пи­шущего с автором исходного текста и предполагаемым читателем;

                                                                    - умение формулировать собственное мнение по од­ной из проблем исходного текста и убедительно, этиче­ски корректно доказывать его состоятельность;

                                                                    - умение композиционно оформлять текст;

                                                                    - умение выражать мысли в словесной форме, со­блюдая нормы литературного русского языка и демон­стрируя такие коммуникативно значимые качества ре­чи, как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.


                                                                    ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

                                                                    Нормативные документы ЕГЭ

                                                                    1. "Инструкция для участников единого государственного экзамена" (Письмо Рособрнадзора от 07.04.2010 г. № 08-190/12).

                                                                    Литература по общим вопросам

                                                                    1. А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2008

                                                                    2. Г.А.Ермакова «Русский язык на концентрической основе», с.232

                                                                    Специальная литература по предмету, предназначенная для учителя и учащихся

                                                                    1. Гостева Ю.Н. ЕГЭ. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь. ФИПИ. - М.: Изд-во «Экзамен», 2010

                                                                    2. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение заданий части 3 (С). М., "Экзамен", 2009.

                                                                    3. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Сочинение». - М.: АСТ: Астрель, 2009.

                                                                    4. Тимошенко Т.Е. Русский язык. 9 класс. Работаем над текстом. ЕГЭ. Часть С - М.: Дрофа, 2008

                                                                    © 2010-2022