- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок внеклассного чтения в 8 классе «Моя родина - Удмуртия, Россия»
Урок внеклассного чтения в 8 классе «Моя родина - Удмуртия, Россия»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рудина Л.Н. |
Дата | 25.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Порозовская СОШ»
Урок внеклассного чтения в 8 классе «Моя родина - Удмуртия, Россия»
Составитель: Рудина Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы
Цель: Обучающая
-
Сформировать навыки выразительного чтения.
-
Выработать умение самостоятельно анализировать лирическое стихотворение, умение видеть изобразительно-выразительные средства языка в художественном тексте.
Развивающая:
-
Развивать внимательное отношение к слову и их употреблению в устной и письменной речи, используя разные художественные средства.
-
Развивать наблюдательность, тонкость восприятия, память, речь.
Воспитывающая:
1.Привить любовь и бережное отношение к родному краю, его истории, народу.
Оформление кабинета
-
Выставка книг о родном крае.
-
Газета «Родные места, дорогие названия»
-
Стенд с детскими рисунками о родном крае со стихотворными строчками удмуртских и русских поэтов.
-
Стенд «Эти люди прославили Шарканскую землю»
Оформление доски
Сергей Есенин - Степан Широбоков
Владимир Семакин - Кузебай Герд
Я. Майков - М.Покчи Петров
Николай Широбоков - Татьяна Едыгарова
- это деревня, где я родился
- район, где я живу
Родина - край родной - Удмуртия
- великая Россия
Посмотри, как он хорош,
Край, в котором ты живешь,
Край, наполненный свежей листвой,
Береги его, он твой.
Л.Куско
План урока
-
Вступительное слово учителя
Сегодня мы с вами проведем необычный урок, на нем будем говорить и по-русски, и по-удмуртски, обратимся к стихотворениям русских и удмуртских поэтов, а именно: (с доски зачитываются фамилии поэтов). Среди них есть поэты с всемирной славой, есть и наши признанные, особенно Степан Широбоков, уроженец Шарканского района. Последними в ряду стоят фамилии выпускников нашей школы - Н.Широбокова и Т. Едыгаровой. Все они пишут об одном, всех волнует одно - настоящее и будущее нашей страны, родного края. Недавно наша Удмуртия отмечала День республики, в школе проходил месячник краеведения, поэтому ни один ученик не остался в стороне, все чествовали наш край, родные места. Обратим внимание на эпиграф урока.
Что выражается через эпиграф? (основное содержание мероприятия).
- Он соответствует теме урока?
Учащиеся вместе с учителем определяют тему и цель урока.
2.Работа с учащимися на уроке (все учащиеся снабжены текстами стихотворений)
А) Анализ стихотворения С.Есенина «С добрым утром»
- выразительное чтение стихотворения наизусть;
- толкование непонятных слов (задремать, задрожало, затон, заводь, брезжит рассвет, румянит сетку небосклона, плетень, обрядилась перламутром, шаловливо)
- устное составление предложений с этими словами как закрепление новой лексики
- анализ лирического стихотворения по данной схеме
Б) Выразительное чтение стихотворения К.Герда «Льомпу («Черемуха»)
- анализ стихотворения.
Вопрос учителя: Что сближает эти два стихотворения? ( оба стихотворения относятся к пейзажной лирике, для выражения красоты родного края, своего отношения поэты используют необычные эпитеты, метафоры, сравнения, стилистические фигуры)
-
Выразительное чтение стихотворения В.Семакина «Родные места, дорогие названия», С.Широбокова «Шуныт тол» («Теплый ветер»), Я.Майкова «Вордиськем гуртэ» («Родная деревня»)
Вопрос учителя: Чем близки эти стихотворения с предыдущими? Как выражают поэты свое отношение к малой родине?
Вывод: все эти поэты любят свой край, помнят о нем, находясь даже вдалеке. Они благодарны, что эта земля взрастила их, воспитала, вывела в люди.
III Беседа с классом
-
Что же такое «родина», «край родной»?
После обсуждения вопроса читаются отрывки из сочинений учащихся о родном крае.
Удмуртский поэт М.Покчи Петров так понимает слово «родина»
Выразительное чтение стихотворения М.Покчи Петрова «Дор» («Родина») в переводе В.Глущенко
Как вывод, что такое Родина, учащиеся читают с доски: Родина - это...
IV. Продолжение беседы
Чтобы родной отчий край процветал, чтобы люди там жили счастливо, богато, наверное, мало одной любви. Что нужно еще делать?
После обсуждения делается вывод: писатель Аркадий Гайдар сказал так: «Нужно много трудиться, крепко любить и беречь свою родину». Значит, надо трудиться так, чтобы оставить яркий след после себя.
Я сейчас перечислю некоторые фамилии (обращается внимание на стенд «Эти люди прославили Шарканскую землю»). Как они связаны с нашим районом? Можно ли сказать, что они любят свой удмуртский край, места, где родились и выросли?
- А есть ли в ваших деревнях люди, или когда-то родились и жили, о которых могли бы сказать: «Я горжусь этим человеком!»
Высказывания учащихся
V. Сообщения учащихся
* о Григории Ивановиче Титове -Заслуженном артисте УАССР, РСФСР, который родился в деревне Титово (приложение 1).
* об Иване Федоровиче Степанове - Герое Советского Союза, уроженце деревни Б. Билиб (приложение 2)
Учитель: И в деревне Порозово живет среди нас настоящий поэт. Некоторые из вас живут с ним на одной улице, общаются с ним, а Широбоков Александр гордится своим дедушкой - Широбоковым Николаем Витальевичем, который недавно выпустил сборник стихов «Улон! Кылиськод-а монэ?» («Жизнь! Ты слышишь меня?»)
-
Выступление местного поэта Широбокова Н.В.
-
Выразительное чтение стихотворения «Шаркан палъёс» («Шарканские просторы») наизусть внуком поэта.
Учитель: И в заключение я хочу обратить ваше внимание еще на одно стихотворение, которое написала выпускница нашей школы, будучи еще обучаясь в Порозовской школе, Едыгарова Татьяна.
-
Выразительное чтение стихотворения «Утёме улонмес» («Спасем нашу землю»)
Учитель: К чему же призывает, обращаясь к читателям, Татьяна?
После высказываний учащихся учитель делает вывод:
Мы должны приложить все усилия, чтобы наш район, удмуртский край, страна Россия были богатыми, процветающими. А для этого каждому из нас должны
-
беречь недра,
-
охранять растительный и животный мир,
-
сажать деревья, цветы,
-
чистить водоемы, родники,
-
в зимнее время подкармливать птиц,
-
не загрязнять реки, луга, поля.
Все это в наших силах. Очень хочется, чтобы ученики нашей школы и впредь были настоящими натуралистами, оберегающими и охраняющими красоту природы и чтобы девизом вашей жизни были слова преданного друга природы - русского писателя Михаила Пришвина: «Охранять природу - значит беречь Родину».
V. Просмотр презентации «И для меня бы не было России без маленькой Удмуртии моей», выполненный учащимися класса
VI. Рефлексия
Итогом урока является обращение к эпиграфу урока. Учащиеся сами анализируют работу на уроке, оценивают работу одноклассников, учитель выставляет оценки.
Литература
-
Сборники стихотворений русских и удмуртских поэтов
-
Журнал «Вордскем кыл» («Родное слово», № 4, 2002.
Приложение 1: Григорий Иванович Титов - удмуртский «Шаляпин»
Народный артист Удмуртии, РСФСР Григорий Иванович Титов родился в 1907 году в деревне Титово Шарканского района в большой крестьянской семье. Семья была музыкальная, все прекрасно пели, почти все играли на гармошке, гитаре, балалайке и мандолине. Григорий в 5-6 лет уже играл на гармошке. После окончания Титовской начальной школы учился в училище в Шаркане и работал в хозяйстве своего отца. Когда в Ижевске открылся вотский педтехникум, он поступил туда, где активно пел в хоре. После окончания учебного заведения вернулся в родные места, работал в Порозовской школе. В 1931 году переехал в Ижевск, где продолжает петь в хоре удмуртского радио, а в 1939 году его принимают в консерваторию Москвы. Девять лет длилась его учеба из-за Великой Отечественной войны. В годы войны пел во фронтовой концертной бригаде для бойцов на передовой. В 1945 году продолжил учебу в консерватории, в этом же году ему присвоено звание «Народный артист Удмуртской АССР». В 1947 году окончил консерваторию и стал оперным певцом. В 1951 году ему присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР». В «Золотом фонде» музыкальной культуры СССР записано 100 удмуртских, 30 русских и зарубежных песен, спетых Г.И.Титовым. В 1983 году Г.И.Титова не стало. Не только любители музыки, но и обыкновенные люди его помнят, по радио продолжают передавать песни в его исполнении.
Приложение 2: Иван Федорович Степанов - Герой Советского Союза
И.Ф.Степанов родился в деревне Большой Билиб Шарканского района. На войне он был зенитчиком. Иван Федорович участвовал в разгроме немцев под Курском и Белгородом. В пригороде Киева семь немецких дивизий оказались в кольце, немцы пытались прорвать кольцо, поэтому в этом направлении разгорелись жестокие бои. Расчет зенитчиков сбил 5 немецких самолетов, но и их орудие было разбито, бойцы погибли. До последнего дыхания Иван продолжал стрелять, выполняя свой солдатский долг. И Родина высоко оценила его подвиг. Был опубликован Указ Президиума Верховного Совета: «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте в борьбе с немецкими захватчиками, форсирования реки Днепр и проявленные при этом отвагу и геройство присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда» красноармейцу Степанову Ивану Федоровичу посмертно». Ему было всего 19 лет, но он оставил о себе вечную память.