• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Выразительное чтение наизусть стихотворений Я. П. Полонского и Е. А. Баратынского. Подготовка к домашнему сочинению №1 по произведениям русских поэтов XIX века о природе

Выразительное чтение наизусть стихотворений Я. П. Полонского и Е. А. Баратынского. Подготовка к домашнему сочинению №1 по произведениям русских поэтов XIX века о природе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Макогон Т.А. Урок №28 (по теме №6) 25.12.2015

Тема: Развитие речи 5-6. Выразительное чтение наизусть стихотворений Я.П. Полонского и Е.А. Баратынского. Подготовка к домашнему сочинению №1 по произведениям русских поэтов XIX века о природе.

Цели урока:

актуализация знаний о приемах выразительности в лирических произведениях; формирование умения понимать образность, выразительность слова; закрепление умения выразительного чтения.

Тип урока: Развитие речи

Оборудование: Тексты, иллюстрации, аудиозапись, портреты поэтов.

План урока

I. Теоретическая разминка

Хорей:Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана...

(М. Ю. Лермонтов. « Утес»)

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля...

(Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»)

Ямб:Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там...

(И. А. Крылов. «Ларчик»)

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил...

(А. С. Пушкин. «И. И. Пущину»)

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился...

(Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся...»)

Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

(А. А. Фет. «Еще майская ночь...»)

Дактиль:Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною...

(М. Ю. Лермонтов. «Тучи»)

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному...

(А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...»)

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит...

(Н. А. Некрасов. «Железная дорога»)

Раз у отца, в кабинете,

Саша портрет увидал...

(Н. А. Некрасов. «Дедушка»)

Амфибрахий:Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой...

(А. С. Пушкин. «Узник»)

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

(М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы»)

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат...

(Ф. И. Тютчев. «Листья»)

Анапест:Только месяц взошел

После жаркого дня, -

Распустился, расцвел

Цвет в груди у меня. -

(А. А. Фет. «Только месяц взошел...»)

Ночь лазурная смотрит на скошенный луг.

Запах роз под балконом и сена вокруг...

(А. А. Фет. «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг...»)

II. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..»

Читает стихотворение учитель. Сразу можно определить размер стиха: чередование четырехстопного и трехстопного ямба.

- Какое ощущение создает у слушателя изменение длины строки (количества стоп в строках)?

После этого возможна беседа.

Беседа

- Если вы вспоминаете о лучших днях весны, какие картины вы представляете? Совпадает ли при этом ваше настроение с настроением, которое хотел передать нам Баратынский?

- Что особенно восхищает поэта?

Поэта особенно восхищают весной чистота воздуха, ясность, легкий ветер, облака, торжество пробуждающейся природы.

- Какие слова в этом стихотворении передают ощущение всеобщего движения и жизни?

Поэт все внимание отдает описанию природы, использует много глаголов (слепит, летают, шумят, блестят, несет) и кратких прилагательных и причастий (чист, ясен, обнажены, шумен, душист), что создает впечатление быстрого движения.

Можно вспомнить фетовское: «...Как свеж и чист твой вылетает май!», «Так деве новобрачной / И радостен и чужд ее убор».

- Какие художественные приемы использует поэт?

Олицетворения: облака летают, «ласкаясь к солнечным лучам», «Взревев, река несет / На торжествующем хребте / Поднятый ею лед!»

Эпитеты: «воздух чист», «небосклон ясен», «лазурию живой», «на торжествующем хребте», «ветхий лист», «незримый жаворонок», «заздравный гимн».

Метафоры: «С ручьем она ручей / И с птичкой птичка!»

Художественные приемы при описании весенней природы дают возможность живо представить и почувствовать весну.

Полное слияние с природой поэт описывает в последней строфе:Что с нею, что с моей душой?

С ручьем она ручей

И с птичкой птичка! с ним журчит,

Летает в небе с ней!..

Обучение выразительному чтению

Можно начать коллективное чтение стихотворения, затем продолжить по строфам: каждый ученик читает по одной строфе, но так, чтобы сохранялся общий ритм и тон, не возникали ненужные паузы. Затем следует индивидуальное чтение.

Индивидуальное задание

Подготовить выразительное чтение стихотворений Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи...» и «Посмотри - какая мгла...».

Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри - какая мгла...» Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях о родной природе

I. Проверка домашнего задания

Слушаем выразительное чтение наизусть одного из прочитанных на прошлом уроке стихотворений. Коллективно оцениваем чтение. Если дети выполнили творческое задание по подбору иллюстраций, оценим их выбор.

II. Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи...»

Сначала стихотворение читает учитель или подготовленный ученик. К чтению интерпретации, предлагаемой авторами учебника, обратимся после беседы.

Важно приучить детей проводить литературные параллели, искать аналогии, поэтому спросим:

- Какие из изученных в этом году стихотворений вспоминаются вам, кажутся вам связанными с прочитанным только что стихотворением Я. П. Полонского?

Возможны две ассоциации: «Утес» М. Ю. Лермонтова и «Неохотно и несмело...» Ф. И. Тютчева. С лермонтовским стихотворением общими будут образы скалы-утеса и туч, с тютчевским - образ грозы.

- На прошлом занятии мы повторили все размеры стиха. Каким размером написано это стихотворение?

Четырехстопный ямб.

Прочитаем стихотворение еще раз - это могут сделать ученики.

- Какая картина предстает перед вами?

Перед глазами предстает романтическая картина: высокие горы, поросшие лесом («дебри влажные»), среди них скала, к которой прижимаются хмурые тучи. Тучи спорят, ударяются друг о друга, гремит гром, сверкает молния, и скала стонет в ответ.

- Какой художественный прием позволяет зримо представить эту картину?

Ученики вспомнят, что такое олицетворение.

- Выделите и произнесите глаголы в этом стихотворении. Какую, по-вашему, роль они играют?

Глаголы в основном обозначают движение туч: тучи блуждали, сползали, сошлись, не уступили, огласили, не смели повторить, улеглись, обомлели. Эхо в стихотворении засмеялось, скала вздохнула. С помощью таких глаголов явлениям природы приписываются действия, которые может совершать человек. Глаголы помогают нам представить за образами скалы и туч переживания людей.

Отвечая на этот вопрос, мы придем к следующему выводу: в стихотворении выражено настроение тревоги, беспокойства, соперничества.

- Разобьем стихотворение на четверостишия. На основании чего вы разделили стихотворение?

Основанием для разделения стихотворения на четверостишия будет рифма.

- Определите вид рифмовки в каждом четверостишии.

- Почему, по вашему мнению, после трех строф с перекрестной рифмовкой следует одна строфа с кольцевой (опоясывающей) рифмовкой?

Ученики могут высказать догадку, что изменение рифмовки помогает автору изменить интонацию и завершить стихотворение.

По драматическому переживанию (не по сюжету) этому стихотворению близка картина М. Н. Воробьева «Дуб, раздробленный молнией. Аллегория на смерть жены художника» (1842, ГТГ).

Предложим одному из учеников прочитать стихотворение Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи...» еще раз, передавая чувства, которые это произведение вызывает именно у него.

Вернемся к нашим литературным ассоциациям.

В стихотворении Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи...», как и у М. Ю. Лермонтова в «Утесе», мы видим не реальную природу, а аллегорическое изображение человеческих переживаний и отношений. В стихотворении Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...» изображаются не отношения людей, а именно изменения природы перед грозой такими, какими они бывают на самом деле, но автор воспринимает природу через призму своих чувств.

Читаем вновь текст стихотворения, затем его интерпретацию в учебнике (с. 305-306, ч. 1).

- Мы знаем, что в поэтическом произведении каждый человек видит свои образы и единого восприятия одного и того же произведения не существует. Близко ли ваше видение стихотворения Я. П. Полонского к интерпретации, с которой вы познакомились?

III. «Посмотри - какая мгла...»

Стихотворение читает подготовленный ученик.

Самостоятельная работа

- Понаблюдайте самостоятельно над текстом этого стихотворения. Потом обсудим, что интересного вы в нем заметите. Свои наблюдения записывайте в тетради.

Опорные пункты наблюдения:

настроение;

картины, которые рисует автор;

олицетворение;

эпитеты;

роль глаголов;

размер, строфа, рифмовка.

На работу может быть отведено 7-10 минут.

Контрольная беседа может направляться вопросами.

- Какие две картины можно выделить в этом стихотворении?

В начальных пяти строках мы видим озеро в долине, прикрытое прозрачной дымкой. В следующих пяти строках - месяц в сизых тучах.

- Какие слова передают мглу долин? Какова роль эпитетов в этом стихотворении?

Впечатление от вида на долины автору помогают передать наречие тускло и эпитеты: прозрачной дымкой, в сонном сумраке. Эпитеты в этом стихотворении помогают передать восприятие автором природы как живого существа и ощущения автора от общения с этим существом.

- Найдите олицетворение во второй части стихотворения. Как оно помогает в создании нужной картины?

Месяц «без приюта в небе ходит». Олицетворение дает нам возможность почувствовать одиночество месяца-человека, одушевляет картину.

Словарная работа

В тесном сóнме сизых туч - туч на небе много, они сизого цвета и теснят одна другую.

Фосфорúческий свой луч - луч месяца освещает все таким светом, каким светится в темноте фосфор: чуть зеленоватым, неярким, загадочным. (Дети быстро понимают, что такое фосфорический, когда напоминаешь им, как светятся в темноте некоторые елочные игрушки.)

Размер: четырехстопный хорей. В строфе по пять строк.

Рифмовка: ААБВВ БГДДГ.

- Почему же Я. П. Полонский разделил стихотворение именно так: почему ему потребовались строфы по пять строк?

В первой части стихотворения мы передадим чувство сонного покоя, восхищения тишиной. Во второй части мы передадим чувство легкой грусти.

После беседы следует повторное чтение, в котором ученики пытаются выразить свое ощущение и понимание этого стихотворения.

I. Проверка домашнего задания. Слушаем выразительное чтение наизусть стихотворений о природе.

В заключение можно сопоставить стихотворения Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи…» и Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…», чтобы обратить внимание на своеобразие каждого из них. Для этого достаточно задать один-два из предложенных ниже вопросов, чтобы не дробить впечатления.

- Что привлекает в грозе Я. П. Полонского, а что - Ф. И. Тютчева?
- В каком стихотворении больше движения? Подтвердите конкретными примерами.
- В каком стихотворении вы ярче видите картины? Почему?

А можно ограничиться такими вопросами.

- Чем различаются картины, нарисованные поэтами, и есть ли что-либо общее в них?
- Что общего и что различного в настроениях и чувствах, которые возникают у поэтов при грозе?

Изучение стихотворения Е. А. Баратынского «Весна, весна!» можно было бы отнести к весне, но при всех обстоятельствах, когда бы оно ни изучалось, важно помнить, что при разборе стихотворения нельзя ограничиться только тем, чтобы учащиеся представили те или иные картины природы. В стихотворении Е. А. Баратынского отражается не только природа, но и человек, воспринимающий ее, его душевное состояние.

Примерные вопросы для работы в классе

- Что увидел поэт в весенней природе?
- Что особенно дорого поэту весной?
- Выделите слова и выражения, которые наиболее живописно рисуют картину весны.

Обращается внимание на олицетворения: «ласкаясь к солнечным лучам, летают облака», «взревев, река несет на торжествующем хребте поднятый ею лед»; эпитеты: «ветхий лист», «яркая вышина», «незримый жаворонок».

- Какое чувство и настроение было у поэта, когда он создавал это стихотворение?

В заключение предлагается прочитать последнее четверостишие, в котором поэт передает полное слияние с природой, и ответить на вопросы.

- Как следует прочитать его?
- Есть ли разница в тоне последнего и предыдущих четверостиший?
- Можно ли с одинаковым чувством читать их?

IV. Подготовка к сочинению-описанию природы

- Попробуйте описать вашу прогулку зимой. Продумайте план. Найдите эпитеты, метафоры, сравнения, которые помогут представить увиденное вами, а также почувствовать ваше настроение и отношение к увиденному. Дайте название вашему сочинению.

Единого плана для всех быть не может, потому что задача этой творческой работы - выразить свое чувство, свое восприятие зимней природы. Можно рассказать о зимней реке или лесной чаще, о поле или горах. В качестве примера можно прочитать одно или два ученических сочинения, например «Зимний лес»

V. Домашнее задание.

Написать сочинение по произведениям русских поэтов XIX века о природе;

прочитать стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога»



© 2010-2022