Рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа для 6-А класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), Примерной программы по русскому языку основного общего образования, авторской программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, и др.) и учебника «Русский язык. 6 класс», авторы Л.М.Рыбченкова и др., М.: «Просвещение», 2014.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. В основной школе изучение предмета направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения.

В Федеральном компоненте государственного стандарта и Примерной программе основного общего образования по русскому языку Министерства образования РФ сформулирована общая стратегия обучения, воспитания и развития учащихся.

Изучение русского языка в 6 классе является продолжением перехода на новые программы основного общего образования.

Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Обучение ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Содержание русского языка в разделе «Языковая и лингвистическая компетенция» несет в себе незначительные изменения, но формулировки некоторых тем (а значит, и целевые установки) изменены, укрупнены и т.д. Значительные изменения содержания в разделах «Культуроведческая компетенция» и «Коммуникативная компетенция». Необходимо отметить тесную взаимосвязь всех разделов курсов русского языка. Поэтому не следует традиционный термин «развитие речи» трактовать как разрозненные признаки текста, типов текста, стилей речи, основных видов переработки текста (изложение, сочинение и др.).

Такие значимые понятия, как «речевое общение», «основные жанры разговорной речи», «виды речевой деятельности» и др., должны включаться при изучении грамматических тем.

Основополагающие моменты изучения русского языка (неродного языка) понимаются как средство познания культуры русского народа, как средство культурного речевого общения.

С изменением концептуальных основ образовательных стандартов по русскому языку обучение предмету рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речемыслительного, духовного развития школьника. В содержании стандарта реализованы актуальные в настоящее время личностно- ориентированный и деятельностный подходы к обучению. Особенностью такого обучения является установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка.

Учебно-методический комплекс


  1. Учебник.

Русский язык под ред. М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др.,

6 класс - М.: Просвещение, 2005 год

2. Методические пособия.

А. Г. Богданова. Уроки русского языка в 6 классе - М.: Просвещение, 2005 год

О. В. Беляева и др. Поурочные разработки по русскому языку, 6 класс - М.: "ВАКО",

2007 год


Раздел II. Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

Вводный урок. Русский язык - один из развитых языков мира.

1



Повторение изученного в 5 классе.

10



Лексика и фразеология. Культура речи.

5



Словообразование. Орфография. Культура речи.

20



Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Имя числительное.

Местоимение.

Глагол.


19

22

12

11

32



Повторение и систематизация изученного в 6 классе.




ИТОГО

136



Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Русский язык - один из развитых языков мира (2 ч)

Повторение пройденного в 5 классе (10 ч + 2 ч)

Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.

Лексика и фразеология. Культура речи (15 ч + 3 ч)

I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.

Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.

Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими словарями.

III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.

Словообразование. Орфография. Культура речи. (23 ч+ 6 ч)

I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.

Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных о и а в-' корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.

Морфология. Орфография. Культура речи. (102 ч + 26 ч)

Имя существительное (19 ч + 6 ч)

I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.

Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.

Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).

Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).

III. Различные сферы употребления устной публичной речи.

Имя прилагательное (24 ч + 6 ч)

I. Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилага- тельных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).

Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.

Публичное выступление о произведении народного промысла.

Имя числительное (17 ч + 5 ч)

I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.

Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).

III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

Местоимение (18 ч + 3 ч)

I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.

Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.

III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.

Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

Глагол (24 ч + 9 ч)

I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.

Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.

Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).

II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.

III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе (16 ч + 2 ч)

Сочинение на выбранную тему.


Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс

русского языка 6 класса.

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По развитию речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.


Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

Печатные пособия.

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 6 класса.

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс/Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. М. Просвещение. 2008.

Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.

Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5-6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.

Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 - 11 классы.

Интернет-ресурсы 1. Сайт ФИПИ.

Количество контрольных диктантов - 5 часов

Контрольных и зачётных работ - 5 часов

Изложений - 11 часов

Сочинений - 8 часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


Дата

по

плану

Дата

по

факту


Тема


Д/З

1


Введение. Русский язык - государственный язык РФ и язык межнационального общения (§1)

Стр. 5, упр. 2 - выучить таблицу.

2



Введение. Понятие о функциональных разновидностях языка (§2)

Стр. 10, упр. 8 - выучить таблицу, стр. 8, упр. 7 (задания 1 и 3).

3-4



Р.р. 1,2 Введение. Текст и его признаки (§3)

Стр. 11, упр. 12 (задания А и В).

Стр. 13, упр. 14 - вставить пропущенные буквы.

5-6



Орфоэпические нормы(§4)

Стр. 15, упр. 16.

Стр. 19, упр. 24.

7-8



Состав слова (§5)

Стр. 23, упр. 30.

Стр. 22 - выучить таблицу.

9



Р.р. 3 Определение принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка (упр.34)

Стр. 24, упр. 33.

10-12



Основные способы образования слов в русском языке (§6)

Стр. 24, упр. 34 (задания А и В).

Стр. 24, упр. 37.

Стр. 29, упр. 41.

13-14



Сложные и сложносокращённые слова.(§7)

Стр. 30, упр. 44

15



Понятие об этимологии (§8)

Стр. 37, упр. 59.

16-17



Морфемный и словообразовательный разбор слова.(§9)

П. 9, стр. 38 - 41, упр. 67 - устно.

Стр. 39, упр. 64 - разбор слова.

18



Р.р. 4 Сочинение на лингвистическую тему

П. 10., стр. 42 - 45 - прочитать.

19-21



Буквы О и А в корнях -гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -раст-/-рос-.(§10)

Стр. 42, упр. 68.

Стр. 43, упр. 72.

22-24



Правописание приставок пре-, при--.(§11)

Стр. 42, упр. 70 - выписать слова.

Стр. 47, упр. 83.

25



Контрольный диктант. Работа над ошибками.

П. 12, стр. 48 - 49 - читать.

26-27



Повторение по теме «Морфемика, словообразование. орфография». (§12)

Стр. 49, задание 3.

Стр. 51, упр. 88.

28-29



Повторение изученного в 5 классе.(§13)

Стр. 52, упр. 90.

Стр. 53, упр. 96.

30-31



Р.р. 5,6 Сочинение-рассказ о народном промысле

Написать сочинение-рассказ о народном промысле.

П. 14, упр. 97.

32-33



Метафора.. (§14)

Стр. 57, упр. 104.

34-35



Лексические выразительные средства.(§15)

Стр. 60, упр. 108.

Стр. 63, упр. 113 (задание 1).

36



Р.р.7 Подготовка материалов для сочинения-описания

(упр.113)

Стр. 63, упр. 114.

37



Контрольное сочинение-описание


38- 40



Чередование гласных в корнях -скач-/-скоч-,-равн-/-ровн-,-твар-/-твор- .(§16)

Стр. 65, упр. 118.

Стр. 67, упр. 125.

41



Исконно русские слова (§17)

Стр. 72, упр. 134.

42-43



Заимствованные слова (§18)

Стр. 77, упр. 142.

Стр. 77, упр. 144.

44-45



Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями (§19)



Стр. 80, упр. 149, 150.

Стр. 79, упр. 154.

46-47




Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы. (§20)


Стр. 84, упр. 160.

Стр. 85, упр. 164.

48-49



Общеупотребительные слова. Диалектизмы. (§21)

Стр. 84, упр. 168.

Стр. 88, упр. 170.

50-51



Профессионализмы.(§22)

Стр. 92, упр. 174.

Стр. 93, упр. 176.

52



Жаргонизмы (§23)

Стр. 95, упр. 180.

53-54



Стилистически нейтральная и книжная лексика (§24)

Стр. 98, упр. 186.

Стр. 99, упр. 189, 190.

55-56



Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика.(§25)

Стр. 102, упр. 195.

Стр. 103, упр. 199.

57



Р.р.8 Сочинение-рассуждение

Читать п. 26.

58-59



Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. (§26)

Стр. 106, упр. 204.

Стр. 107, упр. 207, 211.

60-61



Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные.(§27)

Стр. 109, упр. 214.

Стр. 109, упр. 215.

62-63



Р.р. 9,10 Изложение (сжатое)

Написать черновик изложения.

Читать п. 29.

64



Повторение изученного по теме «Лексикология» (§28)

Написать письмо Деду Морозу о своем путешествии по стране Лексика.

65-66



Контрольный диктант. Работа над ошибками.

Читать п. 29., заучить правила.

67



Части речи в русском языке. (§29)

Стр. 115, упр. 221.

68-69



Имя существительное как часть речи. (§30)

Стр. 118, упр. 230.

Стр. 119, упр. 234.

70-71



Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные (§31)

Стр. 121, упр. 238.

Стр. 123, упр. 240.

72



Имена существительные общего рода (§32)

Стр. 125, упр. 243.

73



Морфологический разбор имени существительного(§33)

Стр. 127, упр. 246.

74



Р.р.11 Стиль текста (упр.253, 254)

Написать текст-рассуждение.

75-78



Словообразование имён существительных.(§34)

Стр. 131, упр. 255.

Стр. 132, упр. 257.

79-80



Сложносокращённые имена существительные.(§35)

Стр. 135, упр. 266.

Стр. 137, упр. 270.

81-83



Правописание гласных в суффиксах имён существительных. (§36)

Стр. 139, упр. 274.

Стр. 141, упр. 278.

84



Контрольная работа. Языковая тема. Работа над ошибками.


85-86



Имя прилагательное. (§38)

Стр. 145, упр. 281.

Стр. 147, упр. 287.

87-88



Р.р. 12,13 Особенности строения текста-описания.

(упр.286,287)

Написать текст-сочинение по картине.

П. 89 - прочитать.

89-90



Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень.(§39)

Стр. 151, упр. 292.

Стр. 153, упр. 296.

91-92



Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень.(§40)

Стр. 155, упр. 298.

Стр. 156, упр. 300.

93



Контрольное изложение (упр.303,304)


94-95



Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

(§41)

Читать п. 42, учить разряды прилагательных.

Стр. 7, упр. 311.

96-97



Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные.

(§42)

Стр. 10, упр. 316.

98-99



Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные.

(§43)

Стр. 14, упр. 324, 322.

100



Морфологический разбор имени прилагательного (§44)

Стр. 17, упр. 328.

101-102



Словообразование имён прилагательных. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных(§45)

Стр. 19, упр. 333.

Составить текст из словосочетаний упр. 392.

103-105



Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных(§46)

Стр. 21, упр. 336.

Стр. 21, упр. 338.

Стр. 21, упр. 339.

106



Правописание имён прилагательных с суффиксами -к- и -ск- (§47)

Стр. 25, упр. 349.

107-108



Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных (§48)

Стр. 28, упр. 355.

Стр. 28, упр. 357.

109-110



Р.р.14,15Описание признаков предметов и явлений окружающего мира

Стр. 31, упр. 362.

П. 50 (словарная работа), стр. 32.

111-112



Контрольная работа. Языковая тема. Работа над ошибками.

П. 51 - читать и учить правила.

113-114



Имя числительное. (§51)

Стр. 34, упр. 365.

П. 52 - читать и учить правила.

115-116



Простые, сложные и составные числительные.

(§52)

Стр. 37, упр. 371.

Стр.37, упр. 373.

117



Количественные и порядковые числительные. (§53)

Стр. 40, упр.382, 384.

118



Р.р.16 Роль числительных в тексте(упр.385)

П. 54 - читать и учить правила.

119-121



Склонение числительных (§54)

Стр. 43, упр. 389.

Стр. 43, упр. 392.

Стр. 44, упр. 395.

122-124



Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные). (§55)

Стр. 47, упр. 405.

Стр. 50, упр. 411.

Стр. 51, упр. 416.

125



Р.р. 17

Сочинение на лингвистическую тему(упр.417)

Дописать сочинение на лингвистическую тему.

126



Синтаксическая роль числительных в предложении. (§56)

Стр. 53, упр. 421.

127



Морфологический разбор числительного. (§57)

Стр. 55, упр. 424.

128-129



Контрольная работа. Языковая тема. Работа над ошибками.

П. 59 - читать и учить правила.

130-131



Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.

(§59)

Стр. 59, упр. 427.

Стр. 61, упр. 431.

132-133



Личные местоимения(§60)

Стр. 63, упр. 434, 436.

134



Контрольное изложение текста повествовательного характера


135



Возвратное местоимение СЕБЯ(§61)

П. 62 - читать и заучивать правила.

136-137



Притяжательные местоимения(§62)

Стр. 69, упр. 445.

Стр. 70, упр. 449.

138-139



Р.р.18,19 Сочинение-описание картины Н. Богданова- Бельского «Виртуоз» (упр.450,451)

Написать сочинение-описание.
П. 63 (словарная работа).

140



Указательные местоимения

(§63)

Стр. 73, упр. 455.

141



Определительные местоимения(§64)

Стр. 75, упр. 460 (2 задание).

142



Р.р.20 Текст. Логика текста (упр.460)

П. 65 - читать и учить правила.

143-144



Вопросительно - относительные местоимения

Стр. 79, упр. 467.

Стр. 78, упр. 465.

145-146



Неопределённые местоимения(§66)

Стр. 83, упр. 474.

147-148



Отрицательные местоимения (§67)

Стр. 85, упр. 482.

Стр. 87, упр. 485 (задание А4).

149



Морфологический разбор местоимений

(§68)

Стр. 89, упр. 487.

150-151



Р.р. 21 Подготовка к контрольному сочинению-описанию картины

А. Пластова «Жатва» (упр.488)

Контрольное сочинение

Подготовиться к написанию контрольного сочинения.

152



Повторение темы «Местоимение» (§69)

Читать п. 69.

153-154



Контрольный диктант. Работа над ошибками.

П. 70 - переписать словарную работу.

155-156



Глагол. (§70)

Стр. 96, упр. 498.

157-158



Совершенный и несовершенный вид глагола(§71)

Стр. 99, упр. 503.

Стр. 100, упр. 507.

159



Разноспрягаемые глаголы. (§72)

Стр. 103, упр. 513.

160-161



Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. . (§73)

Стр. 106, упр. 519.

Стр. 107, упр. 522.

162-164



Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение. (§74)

Стр. 110, упр. 528.

Стр. 111, упр. 530.

Стр. 111, упр. 532.

165



Условное наклонение(§75)

Стр. 114, упр. 538.

166-167



Р.р. 22,23 Сочинение-рассуждение

(упр.540)

П. 76 - читать.

168-171



Повелительное наклонение глагола.(§76)

Стр. 120, упр. 550.

Стр. 119, упр. 546.

172-173



Р.р. 24,25 Создание текста-инструкции.

(упр.550-552)

Создать текст-инструкцию.

П. 78 - читать правила и заучивать.

174



Употребление наклонений (§77)

Стр. 123, упр. 557.

175-177



Безличные глаголы.(§78)

Стр. 126, упр. 564.

Стр. 127, упр. 565.

178



Морфологический разбор глагола..(§79)

Стр. 128, упр. 566.

179-181



Правописание гласных в суффиксах глаголов. ..(§80)

Стр. 130, упр. 569.

Стр. 131, упр. 571.

П. 80 - переписать словарную работу.


182-183



Р.р. 26,27 Рассказ о событии..(§81)

Стр. 135, упр. 557.

П. 82, стр. 137 (задание 3).

184



Повторение темы «Глагол».(§82)

Стр. 135, упр. 578.

185-186



Контрольный диктант. Работа над ошибками.

П. 83 (словарная работа).

187



Основные единицы синтаксиса. (§83)

Стр. 139, упр. 583.

188-189



Простое предложение. (§84)

Стр. 141, упр. 587.

Стр. 142, упр. 590.

190-191



Р.р. 28,29 Сочинение-описание картины А.Куинджи «Берёзовая роща». (упр.591-592)

Стр. 143, упр. 591.

Стр. 143, упр. 592.

192



Порядок слов в предложении.

(§85)

Стр. 145, упр. 595.

193-194



Простое осложнённое предложение.

(§86)

Стр. 147, упр. 600.

Стр. 148, упр. 603.

195



Р.р.30 Рассуждение.

(§87)

Стр. 151, упр. 610.

196-197



Сложное предложение.. (§88)

Стр. 152, упр. 612.

Стр. 153, упр. 613.

198



Синтаксический разбор простого и сложного предложения... (§89)

П. 89 (словарная работа).

199-200



Контрольный диктант. Работа над ошибками.

Стр. 154 - 157 - читать.

201-202



Повторение темы «Синтаксис и пунктуация».(§89)

Стр. 155 (задание 4).

203



Повторение изученного за год

Стр.156 (задание 2,3)

204



Итоговый урок






29. 09. Контрольный диктант.

Сокровища пирамид

На западе Ливийской пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. Эти горы из камня - гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками.

Самая большая гробница - пирамида Хеопса. Её строили больше двадцати лет.

Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. Они хранились в особом помещении. Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни.

В пирамиде возводились ложные галереи, переходы, чтобы грабители не могли найти сокровищ. Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки. Ещё в древности почти все пирамиды разграбили.

(Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света».)

(107 слов.)

13. 11. Контрольный диктант.

НОЧЛЕГ В ЛЕСУ

Ребята расположились на опушке леса. Одни побежали собирать хворост, другие рубили ветви для шалаша. Остальные разбирали вещи, вынимали съестное, котелки, кружки, ложки.

Между тем заря угасала. Смеркалось. Вот из лесу раздаются веселые голоса. В ответ послышались радостные крики ожидающих. Большие вязанки хвороста сгружаются на полянке.

Сколько охотников разводить костер! Ребята с увлечением раздувают первые искры огоньков. Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается. Весело забулькала в котелке вода.

Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну. Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить. А подниматься нужно с рассветом! Раздается команда: "Всем спать!" Лагерь быстро затихает.

(92 слова)

Задания к тексту:

1) Выполните морфемный и словообразовательный разбор выделенных слов.

2) Используя разнообразные приставки, образуйте со словом собирать новые слова.

3) Графически объясните постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью и с однородными членами.

4) Выполните синтаксический разбор сложного предложения.

5) Обозначьте орфограммы, сгруппируйте их. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

07. 12. Контрольная работа. Языковая тема.

Русская зима

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.

(112 слов)

(По И. Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант - непогоду, на сучок;

2 вариант - жизнью, на ветках.

2) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант - речонка;

2 вариант - бельчонок.

3) Произведите синтаксический разбор 3 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложений.



20. 01. Контрольная работа. Языковая тема.

Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру. Тихо и светло бывает в лесу ясным осенним днем. Листья осыпались и не затеняют землю. Ветер не шумит кроной, и птиц не слышно. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо. Между ними расстилается мягкий ковер из сухих листьев. Редко попадаются молодые дубки.

В таком лесу далеко слышен каждый звук. Скачет ли заяц, хрустнет ветка, зашуршат опавшие листья.

Я присел и смотрю. Вдруг прямо на меня катится возок с листьями. "Ежик! - догадался я. - Тащит сухие листья в нору на подстилку."

Ежу очень удобно собирать листья. Найдет местечко, где их много, растопырит иголки и катится, с боку на бок переваливается. Встанет на лапки еж, а его под листьями не видно. Так и бежит он в золотой одежде в свою нору.

(110 слов)

(По Е.Носову.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант - (к) лесному (озеру);

2 вариант - мягкий (ковер).

3) Произведите фонетический анализ слов:

1 вариант - озеру;

2 вариант - возок.

4) Произведите пунктуационный разбор 10 (1 вариант) и 13 (2 вариант) предложений.

09. 02. Контрольная работа. Языковая тема.

Глубина озера Байкал - 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна - Ангара.

Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.

Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.

Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.

Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем.

(113 слов)

(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант - одна тысяча шестьсот сорок;

2 вариант - пятая часть.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант - преспокойно;

2 вариант - безветренный.

4) Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

08. 03. Контрольный диктант.

Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.

(118 слов)

(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Выпишите местоимения, определите их разряд.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант - преспокойно;

2 вариант - безветренный.

4) Произведите синтаксический разбор 2 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложения последнего абзаца.

13. 04. Контрольный диктант.

Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.

Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.

Ежи - полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму.

(108 слов)

(По И. Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Графически объясните написания -тся (-ться) в глагол, которые встречаются в данном тексте..

3) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант - услышите;

2 вариант - доносились.

4) Составьте схему 1 предложения последнего абзаца.

02. 05. Контрольный диктант.

В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.

Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.

Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.

Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.

Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара.

(117 слов)

(По Д. Зуеву.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите фонетический анализ слов:

1 вариант - елей;

2 вариант - осинке.

3) Произведите морфологический анализ

1 вариант - любого существительного;

2 вариант - любого прилагательного.

4) Произведите синтаксический разбор

1 вариант - любого сложносочиненного предложения;

2 вариант - любого осложненного предложения.


© 2010-2022