- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа факультатива Комплексный анализ текста. 10 класс
Программа факультатива Комплексный анализ текста. 10 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Размашкина Н.В. |
Дата | 13.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Отдел образования администрации
Изобильненского муниципального района Ставропольского края
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14 имени Г.Т.Мещерякова»
Изобильненского муниципального Ставропольского края
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета
протокол №__
от ____________ года
Председатель педсовета
___________ С.Ю.Звягинцева
ПРОГРАММА
факультатива
«Комплексный анализ текста»
Ступень обучения (класс) среднее полное образование, 10 класс
Срок реализации: 2015-2016 учебный год
Уровень базовый
Учитель Размашкина Наталья Викторовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование целесообразности факультативного курса "Комплексный анализ текста".
Компетентностный подход к обучению русскому языку требует формирования коммуникативной, языковой и культурологической компетенции. Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся. Это потребовало усиления практической направленности преподавания русского языка и литературы. Идея личностно ориентированного и конгнитивно - коммуникативного обучения позволила использовать опыт ученика, интегрировать знания. Факультативный курс для 9 класса "Комплексный анализ текста", объединяющий подготовку по русскому языку, культуре речи и литературе, даёт возможность каждому ученику реализовать свои возможности и коммуникативные способности, развить готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.
Направленность образовательной программы.
Важнейшим направлением в обучении русскому языку являются систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умений ориентироваться в этом сложном разделе, учитывая его системность, логику, взаимосвязь между различными элементами (правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания). Системность знаний - это результат взаимодействия осознанности, полноты, систематичности, глубины, конкретности и обобщенности. Качество, предполагающее овладение не только понятиями, основными положениями, следствиями, но и, самое главное, их связями, а также внутрикурсовыми, внутрипредметными и межпредметными связями. Это умение выделять существенные признаки того или иного понятия во взаимосвязи, выявлять обобщенное знание, способность учащихся подводить конкретные знания под обобщённые, относить частное к общему. Системность характеризует умение выделять главное в учебном материале, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Это качество хорошо формируется при обобщении и систематизации учебного материала. Системность знаний зависит также от уровня сформированности у обучающихся действенности знаний, т.к. применение их в различных ситуациях способствует углублению, уточнению содержания изученного ранее материала, установлению связей между его частями. Систематизировать знания школьников, соединить деятельность по закреплению практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей. Факультативный курс "Комплексный анализ текста" и предоставляет нам такую возможность.
Особенностью программы факультативного курса "Комплексный анализ текста" является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное формирование коммуникативной компетенции, подготовка к ЕГЭ .
Актуальность. Изменения в жизни, гуманизация общества предъявляют определённые требования к молодому специалисту, активному члену общества. И в первую очередь это свободное владение русским языком, как его устной формой, так и письменной. В связи с этим возникла необходимость углубления знаний по русскому языку. Особое внимание уделяется созданию условий для развития личности ребёнка, развитию мотивации к познанию. Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования ключевых компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области "Филология", адаптации учеников к новой форме государственной итоговой аттестации , гармоничным сочетанием урочной и внеурочной деятельности.
Цели программы:
• Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
• Развитие мотивации личности к познанию через создание условий для развития ребёнка;
• Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области "Филология"; формирование практической грамотности, языковой и речевой компетенции обучающихся;
• Адаптация учеников к новой форме государственной итоговой аттестации, обеспечение эмоционального благополучия ученика.
Особенности программы.
Программа включает повторение и систематизацию знаний из разных областей русского языка и литературы, практические занятия по комплексному анализу текста. В процессе обучения используется пособие "Русский язык. Анализ текста. Тестовые задания к основным учебникам" Т.В. Губернской, пособия А.Нарушевича, Занятия сопровождаются дидактическими материалами - текстами из произведений русской литературы, подобранными учениками самостоятельно и при помощи учителя. Тексты подбираются так, чтобы в них легко можно было найти именно те свойства речи, которые изучаются в данном разделе. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Выполняя конкретные задания, школьники учатся анализировать текст. Система заданий для анализа включает вопросы по орфографии и пунктуации, при ответе на которые ученик использует знания, полученные на уроках русского языка и литературы. Задания предусматривают систематизацию имеющихся знаний, их переосмысление, а также усвоение нового материала. Преимуществом этого вида работы с текстом заключается в том, что при комплексным анализе текста школьник учится наблюдать за словом, за мыслью автора, а научившись осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, развивает и собственные навыки создания связных текстов. Учет опыта учеников и опора на их познавательные способности на занятиях курса "Комплексный анализ текста" являются необходимыми условиями для эффективного формирования компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области "Филология" и делают процесс обучения полезным и увлекательным.
Программа имеет практическую направленность.
На завершающем этапе среднего образования появляется возможность сблизить преподавание русского языка и литературы. Опорой, ключевой единицей курса русского языка становится текст. Для анализа используются публицистические, научные и художественные тексты. Анализ художественного текста предполагает выход на широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи текста (реминисценции, проблемные вопросы и т.п.), подбираемые публицистические и научные тексты имеют литературоведческую тематику (авторские критические статьи, фрагменты рецензий на учебники по литературе и пр.).
При таком подходе учебно-тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ способствуют развитию традиций школьного сочинения на литературные темы, создают на занятиях развивающую речевую среду, что благоприятно влияет на совершенствование грамотности и языковой интуиции, без чего невозможен процесс формирования речевой, коммуникативной и лингвистической компетенции выпускника профессионального училища.
Факультативный курс «Комплексный анализ текста» адресован учащимся 10-11 класса и рассчитан на 34 часа.
Цель программы: формирование практических навыков и умений комплексного анализа текста.
Задачи:
- познакомить (повторить на более глубоком уровне) учащихся с законами создания текстов разных стилей;
- учить читателей и слушателей воспринимать и исследовать в тексте результаты авторской работы на этапах изобретения, расположения и использования ИВС;
- научить пользоваться особым алгоритмом восприятия и понимания содержания текста;
- дать учащимся основы речевой и коммуникативной компетентности.
Виды занятий
- лекция учителя
- анализ текстов
- составление алгоритмов
- работа с тестами
- написание рецензий
Программа курса содержит лекционный и практический (творческий) разделы.
Лекционный раздел предполагает анализ ключевых понятий, связанных с текстоведением, необходимых для ответов на ряд вопросов ЕГЭ, например: основные языковые средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора, гипербола, олицетворение и др.), наиболее распространенные фигуры речи (анафора, антитеза, градация, оксюморон и т.д.).
Затем учащиеся приступают к практическому (творческому) разделу курса. Тексты для комплексного анализа взяты из дидактических материалов ЕГЭ по русскому языку.
Цель занятий-практикумов - овладение навыками речевого анализа текста.
На занятиях-практикумах возможно использование как групповых, так и парных и индивидуальных форм работы с учащимися. Разнообразие форм работы должно помочь выявлению сильных и слабых сторон речеведческого анализа текста и уровня грамотности каждого учащегося. Творческие задания предполагают обучение умению анализировать темы, составлять различного вида планы, выбирать эпиграфы, прорабатывать варианты вступления и заключения, работать с ключевыми словами, отбирать необходимые цитаты. Результаты работы - написание небольшого сочинения-рассуждения в жанре рецензии или эссе, подготовка сообщения к урокам русского языка, составление тезисов, конспекта, написание аннотации, выступление на училищных мероприятиях.
Специально отметим, что формируемые речевые умения учащихся, прежде всего умение анализировать текст и его семантические и структурные компоненты, будут способствовать развитию общеучебных умений, таких, как самостоятельное пополнение знаний, контроль речевой деятельности на всех учебных занятиях, совершенствование языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.
Программа дополняет уроки литературы, может стать основой для проведения уроков развития речи, быть использована как самостоятельный факультатив по теме «Комплексный анализ текста» при подготовке к экзаменационному сочинению. Углубленное изучение русского языка на факультативных занятиях будет способствовать основательной подготовке учащихся к вступительному экзамену в высшие и средние заведения по выбранной специальности и дальнейшей успешной учебной деятельности, т.к. гуманитарная дисциплина «Русский язык и культура речи» введена в Государственный образовательный стандарт вузов негуманитарного профиля.
Методическое обеспечение программы. При разработке занятий учтены практическая направленность, единство обучения и воспитания, рассмотрены особенности комплексного анализа текста, предложены образцы сочинений различного жанра, рекомендации, памятки, упражнения по стилистике и орфографии (с использованием ИКТ); использованы варианты дифференцированных заданий.
Предусмотрены разнообразные формы организации групповой и индивидуальной учебной деятельности: наблюдения над текстом, ответы на вопросы, разного типа беседы, анализ текста-образца, написание сочинений.
Литература
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. энциклопедия, 1966.
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11-х классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006.
3. Власенков А.И. Русская словесность 5-11-е классы. М.: Просвещение, 1999.
4. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания 3 (С). Учебно-методическое пособие. М.: Экзамен, 2006.
5. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). - М.: Издательство «Экзамен», 2011.
6 . Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Русский язык / авт.-сост. А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова. - М.: АСТ: Астрель, 2010. 7. Мучник Б.С. Культура письменной речи. Формирование стилистического мышления: Пособие для учащихся 10-11-х классов средних школ, гимназий с углубленным изучением русского языка. М.: АО «Аспект Пресс», 2009.
8. Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н., Тихонов С.А. Словарь-справочник по русскому языку / Под ред. А.Н. Тихонова. М.: Словарь, 1985.
9. Трудности русского языка: Словарь-справочник / В.Н. Вакуров, Л.И. Рахманова, И.В. Толстой, Н.И. Формановская / Под ред. Л.И. Рахмановой. 3-е изд. М.: Издательство мгу, 1993.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Коли-чество часов
Дата по плану
Дата по факту
Примечания
1
Русский язык среди других языков мира.
2
Писатели и учёные о русском языке.
3
Основные пути обогащения словарного состава языка.
4
Основные пути обогащения словарного запаса и грамматического строя речи.
5
Общеупотребительная лексика и лексика, ограниченная сферой употребления.
6
Лексика, ограниченная сферой употребления.
7
Фразеология. Источники фразеологизмов.
8
Фразеологизмы русского языка.
9
Эмоционально-окрашенные слова, оценочная лексика.
10
Ключевые понятия текста. Признаки текста.
11
Средства и способы связи предложений в тексте. Лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте. Семантические и ассоциативные связи частей.
12
Цепная (последовательная) и параллельная связи.
13
Типы речи: описание, повествование и рассуждение.
14
Стили речи. Характеристика функциональных стилей
15
Практическая работа по темам: «Средства и способы связи предложений в тексте. Типы и стили речи».
16
Средства выразительности в тексте. Выразительные средства фонетики.
17
Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы.
18
Выразительные средства морфологии и словообразования.
19
Выразительные средства синтаксиса.
20
Практическая работа по теме «Средства выразительности в тексте».
21
Основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку.
22
Анализ и информационная переработка исходного текста.
23
Композиция (план) сочинения (по тексту Д.Гранина).
24
Выявление проблемы текста. Типы комментирования проблемы
25
Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Концепционный и текстуальный комментарий.
26
Аргументация собственной позиции.
27
Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод.
28
Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация.
29
Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту публицистического стиля.
30
Написание сочинения-рассуждения.
31
Анализ образцов рецензий и эссе.
32
Комплексный анализ текста.
33
Контрольная работа. Комплексный анализ текста.
34
Итоговое занятие.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения ____________/________________
учителей________________ ____________________________
от____________№________,
________________________
________________________