Урок-подготовка к ГИА Комплексный анализ текста

Урок состоит из трех частей Тема урока:  «Комплексный анализ текста» (отрывок из критической статьи  С. Д. Довлатова  «Это непереводимое слово « хамство»).                                            Подготовка к ГИА , 9класс,                                                                1слайд Цели: 1 работа с текстом ( повторение сложных вопросов  языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Комплексный анализ текста» (отрывок из критической статьи С. Д. Довлатова «Это непереводимое слово « хамство»). Подготовка к ГИА , 9класс

1слайд

Цели: 1 работа с текстом ( повторение сложных вопросов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю) 2совершенствование навыков анализа текста

Задачи:1 знакомство с соотечественником С.Довлатовым (воспитание патриотизма, гордости, постижение нравственных основ национальной культуры)2 беседа по актуальной проблеме: как противостоять грубости и хамству, возможно ли справиться с этим злом, как повысить морально-эстетическую культуру общества;3) развитие умения логически верно излагать свои мысли, аргументировать, доказывать свою точку зрения, обобщать

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

Структура урока:

1.Организационный этап

2.Этап проверки домашнего задания

3.Этап всесторонней проверки знаний : ( а) знакомство с текстом; б) беседа; в) лингвостилистический анализ текста; г)проверка знаний в рамках ГИА )

4.Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5.Подведение итогов

Предполагаемое оборудование: интерактивная доска, распечатанные тексты тексты у каждого ученика на парте, «Толковый словарь Ожегова», «Энциклопедический словарь»

Ход урока:

1Организационный момент (приветствие, рапорт дежурных по классу, объявление темы урока )

2 слайд

2Проверка домашнего задания :

3 слайд

1группа.

Краткое сообщение по биографии С.Д.Довлатова : (С.Довлатов (1941-1990), по паспорту Довлатов - Мечик, родился в Уфе. В этом году исполнилось 70 лет со дня рождения С.Д.Довлатова. С 1944года он жил в г. Ленинграде. С1972-1975 жил в Эстонии. Прозаик, журналист, яркий представитель третьей волны русских эмигрантов. Произведения Довлатова- прозаика не издавались в СССР. В 1978 г. эмигрировал в Вену, затем в США. Довлатов стал вторым после В.Набокова русским писателем , печатавшимся в журнале « Нью-Йоркер »);

4 слайд

2группа.

Основные произведения писателя : «Зона: записки надзирателя», «Заповедник»(первое произведение, изданное на родине), «Компромисс», «Не только Бродский» и др., писал рассказы, новеллы, пьесы, критические статьи на литературные темы) Справка***(Эмиграция - добровольное или вынужденное переселение в другую страну для постоянного или временного проживания ).

5 слайд

3.Этап всесторонней проверки знаний (на слайде текст (отрывок из критической статьи С. Довлатова» На литературные темы»; собрание сочинений в 4-х томах ,т. 4) ,тексты на партах и на слайде

Предварительная работа по тексту:

1. Чтение вслух текста.

2. Словарная работа (словари)

6 слайд

*** Славистика (славяноведение) - наука, изучающая языки, литературы, фольклор, историю, материальную и духовную культуру славянских народов

*** В. Набоков - русский и американский писатель, прозаик, поэт, переводчик, драматург, литературовед

***Корнелльский университет - один из крупнейших и известнейших университетов США

***Интеллигенция - общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Термин введён в обиход писателем Боборыкиным в 60-х г.г.19 в.

***Мещанство-1. низший разряд город.обывателей.2.здесь:собир.знач. люди с мелкими, ограниченными, собственническими интересами и узким идейным и общественным кругозором.

7 слайд

Беседа:

Работа с текстом

1. Назовите проблемы, поднимаемые автором.(1 Грубость, хамство становятся «болезнью» общества; как противостоять этому злу;2 как повысить морально-эстетическую культуру общества(да и возможно ли?!) 3 Грубость, наглость, хамство - слова-синонимы, но всё же различны по своему значению

2.Авторская позиция по основной проблеме текста (Грубость, хамство, наглость травмируют окружающих, но справиться с этим злом и противостоять ему возможно)

3.Согласны ли вы, что проблема, которую автор поднимает в тексте , актуальна в современном обществе?(Да, согласны. Мы сталкиваемся с этой проблемой часто )

8 слайд

4.Можете ли вы согласиться, что хамство «непобедимо, …. с ним невозможно бороться,…перед ним можно только отступить»? ( Мнения ребят расходятся. Кто-то из ребят соглашается, а кто-то настроен позитивно, считая, что это «зло» можно искоренить в обществе)

5. «В безнаказанности всё дело…», - говорит автор. Согласны ли вы с автором? Можно ли изменить общество, повысить морально-эстетическую культуру? Какие пути для этого вы можете предложить? ( Ребята соглашаются, что всё дело в безнаказанности. Приводят примеры, когда подростки ,совершая дурные поступки, остаются безнаказанными. Считают, что в будущем это порождает БЕЗНАКАЗАННОСТЬ. Кто-то считает, что моральный облик человека зависит от воспитания в семье.)

6 « Хамство - беспомощность», «хамство- неравенство». Объясните, что имел в виду автор? Приведите примеры на основе жизненных наблюдений. ( Ребята приводят примеры из школьной жизни. Вспомнили произведение Платонова «Юшка» )

Лингвостилистический анализ текста

1.К какому типу речи относится текст?(Рассуждение)

2.Какие ключевые слова можно выделить в каждой микротеме? (Интеллигентность, пошлость , мещанство, грубость, хамство, наглость; наглость - способ действия, грубость - форма; грубость, хамство, наглость, безнаказанность ; ленинградский трамвай, старик, шпана ; хамство - это беспомощность одного и безнаказанность другого, «потому что хамство - это неравенство»

3.Укажите фразеологизм (ы) в тексте.(убить наповал, острый на язык)

5.Определите тему и идею текста. Каков стиль? Докажите свою точку зрения ( Публицистический. Во - первых, в тексте поднимаются актуальные проблемы нашей современности (грубость, хамство). Во- вторых, цель служит выражению главной мысли текста - грубость, хамство «травмируют окружающих, но этому можно противостоять». В- третьих, в тексте совмещена высокая лексика, общественно- политическая и разговорная.

Стил. черты публицистического стиля : призывность, логичность, оценочность, общедоступность. Языковые средства: эпитеты, фразеологизмы, лексика , сложные синтаксические конструкции)

Текст

«Это непереводимое слово «хамство»

1.Рассказывают, что писатель Владимир Набоков, годами читая лекции в Корнельском *** университете юным американским славистам, бился в попытках объяснить им «своими словами» суть непереводимых русских понятий -«интеллигенция», «пошлость», »мещанство» и «хамство».2.Говорят, с « интеллигенцией», «пошлостью» и «мещанством» он в конце концов справился, а вот растолковать ,что означает слово «хамство»,так и не смог.3.Обращение к синонимам ему не помогло, потому что синонимы - это слова с одинаковым значением, а слова «наглость», «грубость» и «нахальство», которыми пытался воспользоваться Набоков, решительным образом от «хамства» по своему значению отличаются.

4.Наглость- это в общем-то способ действия, то есть напор без моральных и законных на то оснований, нахальство - это та же наглость плюс отсутствие стыда, что же касается грубости, то это скорее - форма поведения, нечто внешнее, не затрагивающее основ, грубо можно даже в любви объясняться, и вообще действовать с самыми лучшими намерениями, но грубо можно даже по форме- крикливо, резко, и претенциозно.

5.Как легко заметить, грубость, наглость и нахальство, не украшая никого и даже заслуживая всяческого суждения, при этом всё-таки не убивают наповал, не опрокидывают навзничь и не побуждают лишний раз задуматься о безнадёжно плачевном состоянии человечества в целом.6.Грубость, наглость и нахальство травмируют окружающих, но всё же оставляют им какой-то шанс, надежду справиться с этим злом и что-то ему противопоставить.

7.Помню, еду в ленинградском трамвае, и напротив меня сидит пожилой человек, и заходит какая-то шпана на остановке, и начинают они этого старика грубо, нагло и нахально задевать, и тот им что- то возражает, и кто-то из этих наглецов говорит: «Тебе, дед, в могилу давно пора!».8. А старик отвечает: «Боюсь, что ты с твоей наглостью и туда раньше меня успеешь!» 9.Тут раздался общий смех, и хулиганы как-то стушевались. 10.То есть - имела место грубость, наглость, но старик оказался острый на язык и что-то противопоставил этой наглости.

11.С хамством же всё иначе. 12.Хамство тем и отличается от грубости, наглости и нахальства, что оно непобедимо, что с ним невозможно бороться, что перед ним можно только отступить. 13.И вот я долго думал над всем этим и, в отличие от Набокова, сформулировал, что такое хамство, а именно: хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом - умноженные на безнаказанность. 14.Именно в безнаказанности всё дело, в заведомом ощущении ненаказуемости, неподсудности деяний, в том чувстве полнейшей беспомощности, которое охватывает жертву. 15.Именно безнаказанностью своей хамство и убивает вас наповал, вам нечего ему противопоставить, кроме собственного унижения, потому что хамство -это всегда «сверху вниз», это всегда «от сильного- слабому », потому что хамство - это беспомощность одного и безнаказанность другого , потому что хамство - это неравенство.

(Корнельский университет - автор. (Корнелльский))

9 слайд

ЗАДАНИЯ:


  1. (А 1) На какой вопрос в тексте нет ответа?

1 Набоков затруднился объяснить, что такое « хамство».

2Хамство непобедимо, перед ним можно только отступить.

3 Грубости и хамству не будет места в нашем обществе.

4.Грубость, хамство травмируют окружающих (3)

«2.(А 2) Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово стушевались» (предложение 9)

1незаметно исчезнуть, удалиться совсем

2смутиться, прийти в замешательство

3стушеванный, затушевать

4образовать постепенный переход от тёмного к светлому (2)

10 слайд

3.(А3)Назовите основное средство выразительности в тексте, которое основано на повторении одного и того же слова, словосочетания; путём повторения слова выделяется ключевое понятие:

1анафора

2антитеза

3парцелляция

4лексический повтор (4)

4(А4) .Укажите ошибочное суждение:

1.в слове «легко» в корне происходит оглушение звонкого согласного г

2в слове «безнаказанность» звуков больше, чем букв

3в слове «нахальство» мягкость согласного [л'] на письме обозначается звуком ь (мягкий знак)

4в слове »что» первый звук [ ш ]

11 слайд (2)

5(А5) Укажите слово с чередующейся гласной в корне

1заметить

2отличаются

3бороться

4касаются (4)

6(А 6) В каком слове правописание согласного в приставке зависит от звонкости последующего согласного звука после приставки

1сверху

2воспользоваться

3 раздался

4обманчиво (3)

7.(А7)Вкаком слове правописание суффикса определяется правилом: «Два НН пишется в прилагательных, образованных от существительных с основой на -Н -?

1неожиданно

2безнаказанность

3умноженные

4законные (4)

Часть В

12 СЛАЙД

8(В1)Замените разговорное слово «шпана» в предложении 7 нейтральным синонимом

(подонки)

9(В2)Замените словосочетание,построенное на основе согласования «американским славистам» (в предложении1) синонимичным словосочетанием со связью управление

(славистам Америки)

13 СЛАЙД

10.(В3)Укажите грамматическую основу в предложении 11

(всё иначе)

11.(В4)В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

Рассказывают,(1) что писатель Владимир Набоков,(2) годами читая лекции в Корнелльском университете юным американским славистам,(3) бился в попытках объяснить им «своими словами» суть непереводимых русских понятий - «интеллигенция»,(4) «пошлость»,(5) «мещанство» и «хамство». (2,3)

14 СЛАЙД

12.(В5)В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

Как легко заметить,(1)грубость,(2)наглость и нахальство,(3) не украшая никого и даже заслуживая всяческого осуждения,(4)при этом всё-таки не убивают наповал,(5)не опрокидывают навзничь и не побуждают лишний раз задуматься о безнадежно плачевном состоянии человечества в целом.

(1)

15 СЛАЙД

13.(В6) Укажите количество грамматических основ в предложении 15

(5)

14.(В7)В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанного подчинительной связью.

Именно в безнаказанности все дело,(1)в заведомом ощущении ненаказуемости,(2)неподсудности деяний ,(3) в том числе полнейшей беспомощности,(4)которое охватывает жертву.

(4)

16 СЛАЙД

15.(В8) Среди предложений 11- 14 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных

(12)


16.(В9)Среди предложений 1-3 найдите сложное(ые) предложение(я) с разными видами

(3)

4.Этап информирования учащихся о домашнем задании , инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание:

Написать сочинение - рассуждение по тексту.

С2.2. С.Довлатов считал: «Грубость, наглость и нахальство травмируют окружающих, но всё же оставляют шанс, какую-то надежду справиться с этим злом и что-то ему противопоставить». Согласны ли вы с этим утверждением?

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

С2.1.Известный лингвист Степанов утверждал : «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

5.Подведение итогов.


© 2010-2022