Работа по самообразованию учителя русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Морачевская основная общеобразовательная школа

Жирятинского района Брянской области





Работа по самообразованию

учителя русского языка и литературы

МБОУ Морачевская ООШ

Глушенковой Т.А.


2012 - 2015 учебный год





Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: САМООБРАЗОВАНИЕ - целенаправленная познавательная деятельность, направляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

Если процесс образования ...

1. Осуществляется добровольно;

2. Осуществляется сознательно;

3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;

4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков, ... то речь идет о самообразовании.

Направления самообразования учителя:

1) методическое:

-повышение педагогической квалификации,

-переосмысление содержания своей работы в свете инновационных технологий обучения.

2) профессиональное:

-изучение новых программ и учебников, уяснение их особенностей и требований;

-расширение и углубление знаний по преподаваемому предмету.

Форма самообразования: индивидуальная.



Тема самообразования: Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка

Цель профессионального развития: разработка и освоение содержания и организации деятельности по развитию орфографической зоркости у учащихся.

Задачи:

- продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания русского языка;

- разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках инновации;

- изучить психологические и возрастные особенности школьников.

Предполагаемый результат:

повышение качества преподаваемого предмета;

разработка пакета материалов для развития орфографической зоркости учащихся;

проведение открытого урока для учителей школы

самообобщение опыта пo исследуемой теме.

Источники самообразования:

1. журнал «Русский язык в школе»; .

2. методические пособия и учебники по углубленному изучению русского языка;

3. интернет;

4. мероприятия по обмену опытом;

5. курсы повышения квалификации..





План по самообразованию


Образование: высшее, закончила в 2001 году Брянский Государственный Университет имени Петровского по специальности преподаватель дошкольной педагогики и психологии.

Квалификационная категория - первая

В процессе работы по этой теме планирую провести следующую работу:

- Пройти курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы

- Стремиться создавать условия для личностно - ориентированного

подхода в обучении учащихся. С целью развития познавательного интереса к изучению русского языка на уроках и во внеурочное время использовала факты истории математики. В своей практике применяла и применяю нестандартные виды уроков.

Нестандартные уроки - это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин.

Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес - это катализатор всей учебной

деятельности. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и др.

Провести такие нестандартные уроки, как уроки-игры, уроки-сказки, уроки-

путешествия, уроки-состязания.

В результате работы над темой «Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка» планирую:

- с помощью учащихся разработать и провести серию внеклассных мероприятий и обобщающих уроков с использованием исторического материала, фольклорного материала, помогающего в изучении отдельных тем,

- улучшить качество работы над орфограммами в корне,

- на каждом уроке создавать интерес к нахождению и обозначению орфограмм.


2. Перспективный план по самообразованию на 2012-2015 учебный год

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной

деятельности, учитель должен владеть знанием собственного предмета,

методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Сегодня в век информационно- коммуникативных технологий в области образования я ставлю перед собой и своими учениками новые задачи и проблемы.

Проблема: повышение качества преподавания учебных предметов, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, формирование ключевых компетенций обучающихся по русскому языку

Целевые установки:

• повышение профессионального уровня,

• ведение активной подготовки к ГИА,

•компьютеризация учебного процесса школьников.

Задачи:

1. усиление роли гражданской позиции уроков русского языка, как одного из условий подготовки школьников, использование материалов истории

русского языка на уроках и во внеклассной работе,

2. реализация творческих возможностей учителя, как основы успешной учебной деятельности учащихся,

3. повышение влияния инновационных процессов на качество учебно- воспитательной работы по русскому языку.

Работа над темой «Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка» начата в 2012 году

Предполагается закончить работу над темой в 2015 году.

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

1. изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков,

2. внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:

Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя "по кирпичикам" новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Модульная технология обучения и воспитания обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульное обучение и воспитание интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике: накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности.

Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов,

способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной

техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью

Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника,

корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его

способностей.

Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.

План реализации проблемы:

изучить литературу по данной проблеме:

1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, N~ 10, 1999.

2. Новыe педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М. 2000

3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, Ns1, 2004. -

с. 42.

4. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272 с.

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно

ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.

6. Изучить вопрос «Профессиональная компетенция учителя русского языка».

7. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.

8. Изучить Новые Стандарты «Наша новая школа».

9. Закон РФ об образовании» (изменение и дополнение).

Учебная исследовательская работа:

1. Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках русского языка и предложить для разработки учащимся примерные темы пpoeктов:

• Занимательная орфография,

• «Особые приметы» (опознавательные признаки) орфограмм,

• Решение орфографических задач,

• Орфограммы-буквы.

2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (материал скачать из Интернет и из методической литературы использовать материал сайтов образовательных ресурсов) - проводить диагностику 1-2 раза в год.

3. Изучение опыта учителей - новаторов, методистов, передового опыта:

• Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета

• Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей»

4. Участие в системе школьной методической работы:

• Продолжить активную работу в МО учителей русского языка и литературы

• Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных

технологий.

• Установить творческое сотрудничество с учителями начальных классов по вопросам темы самообразования.

• Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.

• Участие в заседаниях МО района по русскому языку, педагогических

советах.

• Практические выходы (доклады, рефераты) - на районной секции учителей русского языка, на занятиях школьного методического объединения, педагогические советы школы.

• Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;

• Взаимопроверка тетрадей, проведение срезовых контрольных работ 1- 2 раза в год;




Результаты самообразования на указанном этапе

-Повысить качество преподавания предмета до 70%.

-Нa уроках использовать мультимедийные пособия.

-Научиться:

использовать мультимедийные средства при разработке комплексов учебно-методических материалов,

определять в каком соотношении возможно включение различных

мультимедиа эффектов по сравнению с обычным текстом,

видеть границу применимости мультимедиа вставок в документ, поскольку нарушение гармонии, меры целесообразности применения ярких вставок и эффектов может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости обучающихся, снижению эффективности работы.

-Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.

-Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.

-Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.

-Периодически проводить самоанализ своей профессионально деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.

- Разработать дидактические материалы, тесты, способствующие

личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.

Обобщить опыт по исследуемой теме.


© 2010-2022