- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Работа по самообразованию учителя русского языка и литературы
Работа по самообразованию учителя русского языка и литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Глушенкова Т.А. |
Дата | 13.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Морачевская основная общеобразовательная школа
Жирятинского района Брянской области
Работа по самообразованию
учителя русского языка и литературы
МБОУ Морачевская ООШ
Глушенковой Т.А.
2012 - 2015 учебный год
Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: САМООБРАЗОВАНИЕ - целенаправленная познавательная деятельность, направляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
Если процесс образования ...
1. Осуществляется добровольно;
2. Осуществляется сознательно;
3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков, ... то речь идет о самообразовании.
Направления самообразования учителя:
1) методическое:
-повышение педагогической квалификации,
-переосмысление содержания своей работы в свете инновационных технологий обучения.
2) профессиональное:
-изучение новых программ и учебников, уяснение их особенностей и требований;
-расширение и углубление знаний по преподаваемому предмету.
Форма самообразования: индивидуальная.
Тема самообразования: Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка
Цель профессионального развития: разработка и освоение содержания и организации деятельности по развитию орфографической зоркости у учащихся.
Задачи:
- продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания русского языка;
- разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках инновации;
- изучить психологические и возрастные особенности школьников.
Предполагаемый результат:
повышение качества преподаваемого предмета;
разработка пакета материалов для развития орфографической зоркости учащихся;
проведение открытого урока для учителей школы
самообобщение опыта пo исследуемой теме.
Источники самообразования:
1. журнал «Русский язык в школе»; .
2. методические пособия и учебники по углубленному изучению русского языка;
3. интернет;
4. мероприятия по обмену опытом;
5. курсы повышения квалификации..
План по самообразованию
Образование: высшее, закончила в 2001 году Брянский Государственный Университет имени Петровского по специальности преподаватель дошкольной педагогики и психологии.
Квалификационная категория - первая
В процессе работы по этой теме планирую провести следующую работу:
- Пройти курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы
- Стремиться создавать условия для личностно - ориентированного
подхода в обучении учащихся. С целью развития познавательного интереса к изучению русского языка на уроках и во внеурочное время использовала факты истории математики. В своей практике применяла и применяю нестандартные виды уроков.
Нестандартные уроки - это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин.
Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес - это катализатор всей учебной
деятельности. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и др.
Провести такие нестандартные уроки, как уроки-игры, уроки-сказки, уроки-
путешествия, уроки-состязания.
В результате работы над темой «Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка» планирую:
- с помощью учащихся разработать и провести серию внеклассных мероприятий и обобщающих уроков с использованием исторического материала, фольклорного материала, помогающего в изучении отдельных тем,
- улучшить качество работы над орфограммами в корне,
- на каждом уроке создавать интерес к нахождению и обозначению орфограмм.
2. Перспективный план по самообразованию на 2012-2015 учебный год
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной
деятельности, учитель должен владеть знанием собственного предмета,
методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Сегодня в век информационно- коммуникативных технологий в области образования я ставлю перед собой и своими учениками новые задачи и проблемы.
Проблема: повышение качества преподавания учебных предметов, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, формирование ключевых компетенций обучающихся по русскому языку
Целевые установки:
• повышение профессионального уровня,
• ведение активной подготовки к ГИА,
•компьютеризация учебного процесса школьников.
Задачи:
1. усиление роли гражданской позиции уроков русского языка, как одного из условий подготовки школьников, использование материалов истории
русского языка на уроках и во внеклассной работе,
2. реализация творческих возможностей учителя, как основы успешной учебной деятельности учащихся,
3. повышение влияния инновационных процессов на качество учебно- воспитательной работы по русскому языку.
Работа над темой «Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка» начата в 2012 году
Предполагается закончить работу над темой в 2015 году.
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1. изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков,
2. внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя "по кирпичикам" новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Модульная технология обучения и воспитания обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульное обучение и воспитание интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике: накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов,
способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной
техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника,
корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его
способностей.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
План реализации проблемы:
изучить литературу по данной проблеме:
1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, N~ 10, 1999.
2. Новыe педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М. 2000
3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, Ns1, 2004. -
с. 42.
4. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272 с.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно
ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
6. Изучить вопрос «Профессиональная компетенция учителя русского языка».
7. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
8. Изучить Новые Стандарты «Наша новая школа».
9. Закон РФ об образовании» (изменение и дополнение).
Учебная исследовательская работа:
1. Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках русского языка и предложить для разработки учащимся примерные темы пpoeктов:
• Занимательная орфография,
• «Особые приметы» (опознавательные признаки) орфограмм,
• Решение орфографических задач,
• Орфограммы-буквы.
2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (материал скачать из Интернет и из методической литературы использовать материал сайтов образовательных ресурсов) - проводить диагностику 1-2 раза в год.
3. Изучение опыта учителей - новаторов, методистов, передового опыта:
• Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
• Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей»
4. Участие в системе школьной методической работы:
• Продолжить активную работу в МО учителей русского языка и литературы
• Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных
технологий.
• Установить творческое сотрудничество с учителями начальных классов по вопросам темы самообразования.
• Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
• Участие в заседаниях МО района по русскому языку, педагогических
советах.
• Практические выходы (доклады, рефераты) - на районной секции учителей русского языка, на занятиях школьного методического объединения, педагогические советы школы.
• Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;
• Взаимопроверка тетрадей, проведение срезовых контрольных работ 1- 2 раза в год;
Результаты самообразования на указанном этапе
-Повысить качество преподавания предмета до 70%.
-Нa уроках использовать мультимедийные пособия.
-Научиться:
использовать мультимедийные средства при разработке комплексов учебно-методических материалов,
определять в каком соотношении возможно включение различных
мультимедиа эффектов по сравнению с обычным текстом,
видеть границу применимости мультимедиа вставок в документ, поскольку нарушение гармонии, меры целесообразности применения ярких вставок и эффектов может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости обучающихся, снижению эффективности работы.
-Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
-Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
-Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
-Периодически проводить самоанализ своей профессионально деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
- Разработать дидактические материалы, тесты, способствующие
личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
Обобщить опыт по исследуемой теме.