- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Анализ святочного рассказа Г. Х. Андерсена Девочка со спичками
Анализ святочного рассказа Г. Х. Андерсена Девочка со спичками
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Алиева Г.М. |
Дата | 23.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Анализ святочного рассказа
«Девочка со спичками»
«Девочка со спичками» - короткий святочный
рассказ Ганса Христиана Андерсена,
написанный как текстовое сопровождение к
гравюре Иоганна Лундбю (датск.) русск. с
изображением юной продавщицы спичек.
Опубликован в 1845 году.
«Девочка со спичками» - настоящая классика святочного рассказа. Это произведение не только читают - по нему снимают фильмы и мультфильмы и даже пишут оперы.
Рассказ повествует о маленькой продавщице спичек, которая замерзает в канун Нового года, предпочитая не возвращаться, домой из страха перед жестоким отцом. Каждый раз, когда она зажигает спичку, чтобы согреться, перед её глазами встают светлые видения - жирный новогодний гусь, который поднимается с тарелки и идёт к ней навстречу, новогодняя ёлка с игрушками, покойная бабушка…Поутру девочку находят замёрзшей с коробком сожжённых спичек.
Образ Ребенка родился в древних культурах наряду с мифами о Матери, об Отце, о Мировом Древе, о сотворении мира. Дитя, добрый ребенок встречается в фольклоре и в литературе. Такого ребенка мы видим и у великого сказочника Х. К. Андерсена. Центральным героем является ребенок, страдающий без вины, наказанный без преступления. Именно эта тема детского страдания звучит в святочной сказке «Девочка со спичками» . В произведении образ детства скорбный - "дите плачет". Детские слезы здесь воспринимаются как результат неправедной, злой жизни взрослых.
И только жанр святочного рассказа позволяет вырваться из будничной суеты, людского равнодушия, заглянуть в мир чудесного, напомнить о добре и милосердии.
В святочной сказке «Девочка со спичками», например, Андерсен преклоняет голову перед малышкой, которая пытается спасти родных, продавая спички. Она трагически умирает, замерзая у стены какого-то дома. Окружающие сочувствуют, но никто не знает, что перед девочкой открылся чудесный небесный мир - мир ангелов, которые забирают малышку с собой. Этому сказочному миру противопоставлена жизнь сытых и самодовольных жителей города.
Бедная девочка не похожа на окружающих, потому что ее душа чиста и непорочна, как у ангела. Судьба малышки заставляет меня, как и любого читателя, задуматься над тем, почему есть бедные и богатые, а дети, считающиеся ангелами, проходят такие испытания, которые под силу только взрослым. Все любимые герои - дети сильны духом, потому что им в трудную минуту помогает Бог.
Какой эпизод является самым ярким в сказке?
Рождество считается самым светлым и добрым праздником, но этот праздник не приносит радости ребёнку. Здесь праздничное радушие и гостеприимство соседствуют с жестокостью и бездушием.
К сожалению, в реальной жизни чуда не произошло -девочка замерзает в студеную зимнюю пору, но никто не знал, какую красоту она видела, в каком блеске вознеслась вместе с бабушкой к новогодним радостям в небо, где обретает всё, чего ей так не хватало в действительности - Она оказалась рядом с тем, кто любил её, заботился о ней. Девочка перестала мучиться. Очень жаль, что своё Счастье героиня нашла не в реальной жизни.
Как вы думаете, для чего Андерсен написал такую сказку?
Героиня призвана смягчить души черствые, возродить святые и спасительные чувства, скрытые в глубине души каждого человека. Писатель взывает к милосердию людей.
Как вы понимаете значение слова милосердие?
Способность сделать что-то хорошее для других, помочь человеку из сострадания, сочувствия.
Можно ли финал сказки назвать счастливым?
Всё зависит от веры человека: если веришь в Христа - счастливый, а если нет - другое дело.
Сказки Андерсена глубоки ,философичны и неиссякаемы в своей мудрости, красоте ,фантазийности и в то же время правдивости -ведь говорят они о нашей жизни ,которая мало изменилась с времен ,когда жил великий волшебник на нашей земли ,ведь и по сей день в героях сказок-былей каждый найдет себя. Ведь только печальное делает черствых людей добрее.
Это произведение очень современное, вполне допускаю, что подобная история запросто может произойти зимой в большом городе. Ребенок может потеряться, остаться на улице один, замерзнуть, и никто на него не обратит никакого внимания. Ведь эта девочка умерла от людского равнодушия и жестокости, которая сейчас царит в мире. Такие сказки должны быть, чтобы и нам не зачерстветь и детям своим не дать стать немилосердными и не сострадательными. И помнить, что рядом с нами всегда есть люди, которым нужна помощь ,мы эту помощь можем оказать и тем самым спасти человека, возможно даже от смерти. По- моему, сказка "Девочка со спичками" актуальна до сих пор .Она учит не быть жестокими не только к близким, а ко всем. Быть милосердными, не забывать, что мы люди.
В заключение необходимо выделить идею сказки Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками», написанную в XIX веке. Идея - "Будьте милосердны!"
В XXI веке она звучит особенно актуально, ведь ещё очень много детей нуждаются в сострадании и помощи.
В этом и есть главная ценность произведения - оно учит сочувствию, состраданию и добру.