- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеурочное мероприятие по русскому языку в 5 классе по теме Лексика
Внеурочное мероприятие по русскому языку в 5 классе по теме Лексика
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Полосина Г.В. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ВНЕУРОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В 5 КЛАССЕ
В РАМКАХ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА
Учитель: Полосина Г.В.
Тема: «Нет ничего сильнее слова…»
Эпиграф:
Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь от такого слова, которое разъединяют людей. (Толстой Л. Н.)
Цель:
- обобщить изучаемый материал по теме «Лексика»;
- закрепить знания, умения, навыки по изучаемой теме;
- создать ситуации, в которых учащиеся проявили бы себя как личность: могли бы осознанно высказать свое собственное мнение; самостоятельно принять какое-либо решение; взять ответственность на себя; умело оценить себя и других.
Организационный момент: учащиеся делятся на 3 группы.
Ход мероприятия:
-
Вступительное слово учителя.
Урок «Нет ничего сильнее слова…» - урок-повторение.
Тема «Лексика» - одна из самых интересных в курсе русского языка 5 класса, потому что речь идет о слове, без которого нельзя построить свою речь, нельзя понять друг друга, нельзя общаться.
Внимание! Первый этап. Работаем с тестом по теме «Лексика».
Каждая группа получает Тест и коллективно работает над ним.
ТЕСТ
А) Что такое лексика?
1. Лексика - это наука о языке.
2. Лексика - это наука о слове.
3. Лексика - это совокупность всех слов языка.
Б) Какая единица языка изучается в разделе «Лексика»?
1. Предложение.
2. Звук.
3. Слово.
В) Дайте определение омонимам.
1. Омонимы - это слова разных частей речи, одинаковые по звучанию и написанию.
2. Омонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.
3. Омонимы - это слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.
Г) Дайте определение синонимам.
1. Синонимы - это слова, обозначающие одно и то же, но имеющие разные лексические значения.
2. Синонимы - это слова противоположные по значению.
3. Синонимы - это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
Д) Что такое антонимы?
1. Антонимы - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
2. Антонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.
3.Антонимы - это слова, имеющие одно лексическое значение.
Ответ должен быть записан в следующем виде:
А - 3; Б - 3; В - 2; Г - 3; Д - 1.
-
А что такое язык?
Ученик дает ответ.
Язык - это когда один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек может выражать свои мысли и передавать их другим. Это происходит благодаря языку.
Учитель:
Вот что говорил по этому поводу Белинский В.Г.: «Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится».
А сколько слов в русском языке?
Ученик дает ответ.
Чтобы приблизительно хотя бы знать, сколько слов в русском языке, необходимо обратиться к словарям русского языка. Есть словарь Ожегова. В нем представлено около 57 тысяч слов. В четырехтомном словаре под редакцией Ушакова - более 85 тысяч слов. В 17 томном словаре русского литературного языка Академии наук - 120 тысяч 480 слов. В «толковом словаре» Даля представлено более 200 тысяч слов.
-
Внимание, второй этап!
Представителям групп предлагается вытянуть жребий, чтобы определить, с каким лексическим материалом будет работать группа: с омонимами, синонимами или антонимами.
Задание 1.
Указать в каждой паре предложений слова, одинаково звучащие, но с разными значениями. Как называются такие слова?
-
Мы пошли на вал, образованный природой и укрепленный частоколом. Отец усовершенствовал коленчатый вал.
-
Тракторы перепахивали пар. Пар выбивался из-под крышки кастрюли.
Задание 2.
В каждой паре пословиц указать синонимы. Какими частями речи они выражены?
-
Когда едешь в путь, осторожен будь. Всякая дорога вдвоем веселей.
-
Я к нему оком, а он боком. Свой глаз - алмаз.
Задание 3.
Отгадать загадки. Указать антонимы.
Я антоним к слову «лето», в шубу снежную одета.
Я антоним к слову «смех». Я бываю поневоле от несчастия и боли.
-
Внимание, третий этап! Решаем кроссворд. Кто быстрее?
Заполните горизонтальные строки антонимами к указанным словам и в вертикальном столбце вы прочтете название таких слов.
1.Горький. 2.Начинать. 3.Буря. 4.Рыхлый. 5.Трудолюбивый. 6.Короткий. 7. Свет.
1
2
3
4
5
6
7
(Ответы: 1.Сладкий. 2.Кончать. 3.Затишье. 4.Плотный. 5.Ленивый. 6.Длинный. 7. Темнота. Антоним.)
-
Заключительное слово учителя.
Мы убедились еще раз в богатстве великого русского языка, в его огромной значимости, важности в жизни человека, разнообразии, выразительности и яркости.
-
Домашнее задание.
Задание распечатано на карточках для каждого ученика.
Подобрать синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены:
Главный
…с
Мощный
…и
Иностранный
…н
Смышлёный
…о
Занимательный
…н
Грязный
…и
Короткий
…м
Скорый
…ы