Внеурочное мероприятие по русскому языку в 5 классе по теме Лексика

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВНЕУРОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В 5 КЛАССЕ

В РАМКАХ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Учитель: Полосина Г.В.

Тема: «Нет ничего сильнее слова…»

Эпиграф:

Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь от такого слова, которое разъединяют людей. (Толстой Л. Н.)

Цель:

- обобщить изучаемый материал по теме «Лексика»;

- закрепить знания, умения, навыки по изучаемой теме;

- создать ситуации, в которых учащиеся проявили бы себя как личность: могли бы осознанно высказать свое собственное мнение; самостоятельно принять какое-либо решение; взять ответственность на себя; умело оценить себя и других.

Организационный момент: учащиеся делятся на 3 группы.

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя.

Урок «Нет ничего сильнее слова…» - урок-повторение.

Тема «Лексика» - одна из самых интересных в курсе русского языка 5 класса, потому что речь идет о слове, без которого нельзя построить свою речь, нельзя понять друг друга, нельзя общаться.

Внимание! Первый этап. Работаем с тестом по теме «Лексика».

Каждая группа получает Тест и коллективно работает над ним.



ТЕСТ

А) Что такое лексика?

1. Лексика - это наука о языке.

2. Лексика - это наука о слове.

3. Лексика - это совокупность всех слов языка.

Б) Какая единица языка изучается в разделе «Лексика»?

1. Предложение.

2. Звук.

3. Слово.

В) Дайте определение омонимам.

1. Омонимы - это слова разных частей речи, одинаковые по звучанию и написанию.

2. Омонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

3. Омонимы - это слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

Г) Дайте определение синонимам.

1. Синонимы - это слова, обозначающие одно и то же, но имеющие разные лексические значения.

2. Синонимы - это слова противоположные по значению.

3. Синонимы - это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Д) Что такое антонимы?

1. Антонимы - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

2. Антонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

3.Антонимы - это слова, имеющие одно лексическое значение.

Ответ должен быть записан в следующем виде:

А - 3; Б - 3; В - 2; Г - 3; Д - 1.

  1. А что такое язык?

Ученик дает ответ.

Язык - это когда один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек может выражать свои мысли и передавать их другим. Это происходит благодаря языку.

Учитель:

Вот что говорил по этому поводу Белинский В.Г.: «Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится».

А сколько слов в русском языке?

Ученик дает ответ.

Чтобы приблизительно хотя бы знать, сколько слов в русском языке, необходимо обратиться к словарям русского языка. Есть словарь Ожегова. В нем представлено около 57 тысяч слов. В четырехтомном словаре под редакцией Ушакова - более 85 тысяч слов. В 17 томном словаре русского литературного языка Академии наук - 120 тысяч 480 слов. В «толковом словаре» Даля представлено более 200 тысяч слов.

  1. Внимание, второй этап!

Представителям групп предлагается вытянуть жребий, чтобы определить, с каким лексическим материалом будет работать группа: с омонимами, синонимами или антонимами.

Задание 1.

Указать в каждой паре предложений слова, одинаково звучащие, но с разными значениями. Как называются такие слова?

  1. Мы пошли на вал, образованный природой и укрепленный частоколом. Отец усовершенствовал коленчатый вал.

  2. Тракторы перепахивали пар. Пар выбивался из-под крышки кастрюли.

Задание 2.

В каждой паре пословиц указать синонимы. Какими частями речи они выражены?

  1. Когда едешь в путь, осторожен будь. Всякая дорога вдвоем веселей.

  2. Я к нему оком, а он боком. Свой глаз - алмаз.

Задание 3.

Отгадать загадки. Указать антонимы.

Я антоним к слову «лето», в шубу снежную одета.

Я антоним к слову «смех». Я бываю поневоле от несчастия и боли.

  1. Внимание, третий этап! Решаем кроссворд. Кто быстрее?

Заполните горизонтальные строки антонимами к указанным словам и в вертикальном столбце вы прочтете название таких слов.

1.Горький. 2.Начинать. 3.Буря. 4.Рыхлый. 5.Трудолюбивый. 6.Короткий. 7. Свет.

1


2


3


4


5


6


7




(Ответы: 1.Сладкий. 2.Кончать. 3.Затишье. 4.Плотный. 5.Ленивый. 6.Длинный. 7. Темнота. Антоним.)

Внеурочное мероприятие по русскому языку в 5 классе по теме Лексика



  1. Заключительное слово учителя.

Мы убедились еще раз в богатстве великого русского языка, в его огромной значимости, важности в жизни человека, разнообразии, выразительности и яркости.

  1. Домашнее задание.

Задание распечатано на карточках для каждого ученика.

Подобрать синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены:

Главный

…с

Мощный

…и

Иностранный

…н

Смышлёный

…о

Занимательный

…н

Грязный

…и

Короткий

…м

Скорый

…ы



© 2010-2022