Философия чата или как показать подростку ценность и красоту художественных произведений

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сиберт Екатерина Павловна,

учитель русского языка и литературы

высшая квалификационная категория

Философия чата или как показать подростку ценность и красоту художественных произведений.

Судьба русского языка - тема, которая не может оставить равнодушным ни одного словесника. Очевидно, что язык существенно изменяется прямо на глазах нашего поколения. Радоваться этому или огорчаться? Бороться с изменениями или принимать их?

Десять-двадцать лет - ничтожный срок для развития языка, но в истории бывают такие периоды, когда скорость языковых изменений значительно увеличивается. Так, состояние русского языка в семидесятые и девяностые годы может служить прекрасным подтверждением этого факта. Изменения коснулись и самого языка, и в первую очередь условий его употребления. Общение человека из семидесятых годов с человеком из начала 21 века вполне могло бы закончиться коммуникативным провалом из-за простого непонимания языка. В качестве подтверждения достаточно указать наиболее заметное изменение: появление огромного количества новых слов (в том числе заимствований) и также исчезновение некоторых слов и значений.

Двадцатый век оказался чрезвычайно интересным не только для историков, но и для лингвистов. По существу, над русским языком был проведен потрясающий по масштабам и результатам социолингвистический эксперимент. Две крупные социальные встряски - революция и перестройка - затронули не только народ, но и язык. Под влиянием происходящего русский язык изменялся сам, и, кроме того, на него целенаправленно воздействовала власть, ведь язык был ее мощным орудием.

В середине XX века педагоги во всем мире стали бить тревогу из-за падения читательской активности детей и молодежи. Сначала врагом чтения номер один стал телевизор, а в конце прошлого века - компьютер. Наша страна долгое время считалась самой читающей в мире. Однако с 90-х годов XX века и в России начинается спад читательской активности. А с момента овладения Интернетом наша культура "обогатилась" феноменом chat'а. Возник новый вид досуга, новый способ общения. Он популярен, его популярность используется - серверы, конкурируя между собой, обрастают чатами. И в свою очередь, конкуренция заставляет "раскручивать" сами чаты, т.е. искусственно накачивать их популярность.

В докомпьютерную эпоху аналога чата не существовало. Разве что был загадочный телефонный номер в Санкт-Петербурге (тогда в Ленинграде), позвонив по которому, вы попадали в аудиопространство, в котором можно было общаться с теми, кто там находился в данный момент. Но звук ненадежен: сквозь шумы и чужие голоса услышать того, кто отвечает именно тебе, стоило труда. Чат - это общение при минимуме трудозатрат. Чат - это пространство для ленивых: не надо ни куда-то идти, ни с кем-то встречаться. На популярном чате всегда есть персонажи, готовые вступить с тобою в контакт.

Но этот контакт - не есть общение. Чат замещает общение в том виде, в котором оно существовало прежде. Классическое общение предполагает: 1) взаимный отбор участников общения; 2) темы, интересные всем участникам; 3) сюжетную линию разговора (т.е. по крайней мере, логическую связь между репликами участников).

Чат все вывернул наизнанку: 1) каждый может вступить в беседу, никто не знает, кто сейчас из собеседников с тобою в контакте. Никто не знает, что это за собеседники. 2) Темы разговора не существует. Он по определению пуст. Да и как возможно иное, если неизвестно с кем говоришь?.. Говорить неизвестно с кем можно лишь ни о чем. 3) Разговор распадается на фрагменты. Он не имеет единой линии. Минисюжетцы его можно переставлять местами - так как никто не думает о смысле сказанного. Также безо всякого ущерба для происходящего можно поменять местами авторов реплик. Никто не говорит своего. Ведь то, что для тебя действительно важно, глупо говорить неизвестно кому.

Эта иллюзия общения в чате привлекательна именно своей иллюзорностью. Просуммируем ее достоинства:

1) чат не требует интеллектуальных усилий (мысль спит, пока сознание болтает. Уютный способ ментальности).

2) Чат не ставит никаких цензов (по возрасту, по полу, по образованию, по интересам), он предельно демократичен.

3) В чате нет подлинных личностей. Ты можешь выплескивать свое подсознание. Ты ничем не выдашь себя и никого не заденешь.

4) Ты можешь надеть на себя любую маску, представиться тем, кем никогда не будешь. Это - возможность виртуального бытия.

5) У человека есть потребность быть вместе. Чат удовлетворяет эту потребность. Он создает виртуальную компанию - коллектив без острых углов.

Каков итог погружения в чат?

Во-первых, возникает привычка вместо реального общения, предъявляющего к человеку определенные требования, использовать этот эрзац. Как телефон убил эпистолярный жанр, так и чат поднимает руку даже на неполноценное телефонное общение.

Во-вторых, чат стимулирует человека не быть самим собой. Это проще и интересней. Быть собой - слишком ответственно, нужно следить, что ты говоришь, нужно стараться изменить себя. Бытие в чате не требует изменений, поскольку там нет того, что надо менять. Чат - состояние сродни наркотическому опьянению. Можно приложить к себе любой облик и думать, что это - ты.

В-третьих, в чате утрачивается понятие смысла. Привычка вести бессмысленные речи впитывается душой, - это уже не кажется противоестественным. Если быть последовательным, в конце концов придется декларировать отсутствие смысла (есть ли у чего-то смысл или нет - не имеет значения, это относится и к собственной жизни).

В-четвертых, чат несерьезен. Он - разновидность игры. Он противостоит "большой" жизни как зияющее ничто. В жизни происходят события, может случиться беда. В чате это невозможно, здесь нет событий. Человек, пропитавшийся чатом, будет относиться также и к тому, что вокруг него происходит: реальных событий - нет, все - пустяки, don't worry, be happy.

И наконец, в-пятых, чат - это потеря времени. Оно отнимается компьютером в громадных количествах, и никто не задумывается, что оно уходит из жизни впустую. Не принося действительно ничего (почти исключительный случай!).

Итог чата - человек, который не думает, не знает, не действует, - идеальный объект манипуляции.

Язык формирует дух народа. Дух народа, в свою очередь, воплощается не только в бытовании разговорного языка - но и в обычаях, привычках, ритуалах, сказаниях, образе жизни. При отсутствии овеществленной "материальной" и живой поведенческой культуры первым средством трансляции духа народа становится язык. Большинство россиян живет не на селе, не в теремах и не в общинах, не празднует обычаев предков - но говорит по-русски. Пока люди не разучились говорить, язык имеет значение для духовной жизни народа - он аккумулирует те функции, которые раньше исполняли няньки, дедки и бабки, привычки и ритуалы. Язык становится главным носителем духа народа, поэтому так актуально выяснять его смыслы. Сейчас, живя в городе и глазея на рекламы и видеоклипы, народ уже менее защищен традиционными оболочками культуры. Мы не можем себе позволить не уметь думать по-русски - щеголять другими языками, как то делала Татьяна "русская душою".

Исследования, проведенные в разных странах, показали, что нечитатели отличаются от читателей в своем интеллектуальном развитии. Читатели способны мыслить в категории проблем, схватывать целое, улавливать логику и связь явлений. Читатели более адекватно оценивают ситуации, быстрее находят правильное решение, лучше владеют речью, имеют более развитое творческое воображение. Помимо этого они легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны и самостоятельны в своих поступках. То есть только чтение формирует качества социально ценного человека.

Сегодня перед учителем-словесником встает проблема весьма сложная - показать подростку ценность и красоту художественных произведений. Многообразие содержания литературы как учебного предмета в школе требует и многообразия методов и приемов обучения, которые в своей совокупности обеспечивали бы сознательное, глубокое и прочное усвоение школьниками знаний, овладение ими умениями и навыками, способствовали бы их эстетическому, нравственному и умственному развитию. Методы обучения должны стимулировать максимальную активность учащихся в их учебной работе. Выделяют четыре основных метода обучения:

1. Метод творческого чтения. Именно в активизации художественного восприятия, формировании средствами искусства художественных склонностей и способностей школьников заключается цель и специфика этого метода обучения. В то же время художественное восприятие, эстетические переживания - первая и необходимая ступень в научном понимании литературы. В процессе восприятия произведения происходит усвоение его художественных способностей. Чтение художественного произведения качественно отличается от чтения научного, публицистического текста. Оно требует специального внимания к слову, фразе, ритму; вызывает работу воображения, эмоциональную взволнованность. Надо учить школьников слушать и слышать художественное слово, ценить его, наслаждаться им, учиться самим говорить и писать выразительно.

Метод творческого чтения художественного текста не сводиться лишь к буквально понимаемому слову «чтение»; он находит выражение в разных методических приемах учителя и видах деятельности учащихся. Все это способствует углублению непосредственного художественного восприятия школьниками произведений искусства. Этот метод применяется и в самом начале изучения произведения, и после его анализа, когда произведение воспринимается учащимися уже значительно глубже.

Для метода творческого чтения характерны следующие методические приемы: выразительное (в идеале - художественное) чтение учителя, чтение мастеров по телевизору и т.д.); обучение выразительному чтению учащихся, чтение учителя художественного текста с комментариями (комментированное чтение) и его краткое слово, имеющее целью облегчить правильное и возможно более глубокое, эмоциональное восприятие произведения; беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащихся от только что прочитанных произведений; постановка на уроке проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической), вытекающей из прочитанного и углубляющей художественное восприятие школьников; творческие задания по наблюдениям учеников или по тексту произведения.

Виды учебной деятельности учащихся: чтение художественных произведений дома и в классе; выразительное чтение с обоснованием его особенностей; заучивание наизусть; активное слушание художественного чтения; составление плана, заголовки которого стимулируют живое, образное воспроизведение эпизодов; близкие к тексту пересказы, художественное рассказывание; составление сценариев, иллюстрирование прочитанного произведения рисунками; непосредственные читательские отзывы о прочитанной книге, кинокартине, спектакле; рассматривание иллюстраций к тексту и оценка их; сочинения по живым впечатлениям.

2. Эвристический метод. Освоение произведения, его анализ обычно связаны с разрешением художественных, нравственных, общественных или философских проблем, поставленных писателем. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся обнаружить эти проблемы, найти пути их разрешения в художественном тексте, учить анализировать произведение, понимать его единство в многообразии компонентов, учить рассуждать, оформлять свои размышления в связной, последовательной, доказательной речи - устной или письменной. Этому способствует эвристический (частично-поисковый) метод.

Такой метод осуществляется большей частью в эвристической беседе. Однако, когда учащиеся уже приобрели необходимые умения, беседа может быть заменена самостоятельной работой по вопросам и заданиям учителя, которые могут иметь различную степень сложности в зависимости от подготовки школьников.

Для эвристического метода характерны следующие приемы:

  1. Построение логически четкой системы вопросов (по анализу текста художественного произведения, по критической статье, по теоретическим или историко-литературным вопросам), которые бы последовательно вели мысль учащихся от наблюдения над явлением к его анализу, от выводов частного характера к выводам более обобщающим; система вопросов, составляющая эвристическую беседу, должна не только привести учащихся к самостоятельно добытым знаниям, но и раскрыть пути, методы приобретения этих знаний.

  2. Построение системы знаний по тексту художественного произведения или по критическим статьям (задания выполняются устно или письменно).

  3. Постановка проблемы учителем или по его предложению учащимися, проведение диспута.

Эвристический метод способствует усвоению школьниками методов анализа литературного произведения (в доступном им объеме), понятий по теории литературы, фактов и закономерностей историко-литературного процесса. Этот метод развивает критическую мысль школьников, учит самостоятельному приобретению знаний.

Виды деятельности учащихся при эвристическом методе: подбор материала из художественного произведения, из критической статьи, учебника и других пособий для ответа на заданный вопрос; пересказ с элементами анализа текста; анализ эпизода, сцены, всего (небольшого) произведения; анализ образа героя; сравнительный анализ героев, эпизодов, пейзажей, стилевых особенностей произведения; составление плана к развернутому ответу, докладу, сочинению; конспективное изложение результатов анализа произведения; постановка проблемы и ее решение с привлечением не только литературных источников, но и материалов из смежных искусств; выступление на диспуте; сочинение на частные и обобщающие темы.

3. Исследовательский метод. Цель исследовательского метода - раскрытие некоторых новых аспектов изучаемого произведения, не освещавшихся ранее на занятиях, развитие умения самостоятельного анализа произведения, оценки его идейных и художественных достоинств, совершенствование художественного вкуса.

Это достигается путем постановки проблемных вопросов, исследовательских заданий.

Исследовательский метод близок к эвристическому по функциям. Отличие их заключается в следующем: при эвристическом методе учитель ставит частные задачи и в значительной мере направляет поиск учащихся; при исследовательском методе школьники, уже овладевшие приемами работы, самостоятельно решают более сложные задачи, требующие умения применять имеющиеся знания к конкретному новому материалу и высказывать свои обоснованные, доказательные суждения. Исследовательский метод применяется на уроках, но особенно на семинарских занятиях, литературных конференциях.

Приемы проявления исследовательского метода: выдвижение учителем проблемы для всего класса, причем ряд аспектов этой проблемы разрабатывается группами школьников или индивидуально; подготовка докладов и выступлений в качестве оппонента; самостоятельный анализ произведения, не изученного по программе; выполнение заданий творческого характера по эстетическим, литературоведческим, нравственным проблемам. Выдвигая темы, учитель консультирует учащихся, стимулируя их поиск, обеспечивает правильное идейное направление их работы.

Виды деятельности учащихся при исследовательском методе: самостоятельный анализ части изучаемого произведения; анализ целого, не изучаемого в школе произведения; сопоставление двух или нескольких произведений; сопоставление литературного произведения с его экранизацией; самостоятельная оценка спектакля; оценка просмотренной кинокартины, выставки живописи и т.д.; краеведческие изыскания и другие работы. Результаты могут быть оформлены в виде докладов (на семинарских или обычных классных занятиях); в том числе для учащихся других классов; в сочинениях; в выступлениях на диспутах; в статье для газеты или школьного литературного журнала.

Эвристический и исследовательский методы в наибольшей степени способствует развитию мышления учащихся, овладению умениям, связанными с работой по данному учебному предмету.

Применение только этих метод не обеспечивает достаточной широты и - главное - систематизации знаний. Самостоятельное усвоение всей необходимой суммы знаний потребовало бы значительно большего времени, чем допустимо в условиях общеобразовательной средней школы. К тому же, есть такие знания (например, историко-литературные факты), которые не могут быть приобретены путем размышлений, а отсылать учащихся к сложным для них научным трудам, энциклопедиям нецелесообразно. В этих случаях лучше самому учителю дать необходимый материал или рекомендовать прочесть его в доступных изданиях, прежде всего - в учебниках. Таким образом, в процессе преподавания литературы в школе необходимостью становится репродуктивный метод.

4. Репродуктивный метод. Сущность его заключается в том, что учащиеся получают знания как бы в готовом виде - в слове или лекции учителя, в учебнике, в учебном пособии, научно-популярных книгах, критических статьях и пр.

Репродуктивный метод - не значит догматический: сам характер сообщаемых учащимся знаний требует не механического запоминания, а сознательного усвоения. Кроме того, и прочность знаний зависит не только от установки на запоминание, но и от интенсивности мыслительной деятельности школьников.

Развитию мысли учащихся при репродуктивном методе особенно способствует проблемное изложение материала, в процессе которого учитель выдвигает проблему, раскрывает различные точки зрения на ее сущность, предлагает пути к правильной ее постановке и разрешению. Пользуясь репродуктивным методом, педагог может не только изложить те или иные знания, но и конкретно показать, как можно овладеть определенными умениями. Словесник может, например, провести анализ небольшого произведения, стихотворения, или отдельного эпизода, или образа героя, специально обратив внимание школьников на метод анализа, а затем поручить им выполнить аналогичную работу самостоятельно на другом материале.

Значение репродуктивного метода заключается не только в сообщении учащимся новой информации, но и в обобщении суммы знаний, полученных ими, в раскрытии перед ними перспектив развития искусства и науки

Приемы репродуктивного метода: рассказ учителя о жизни и творчестве писателя; обзорная лекция с демонстрацией учебных пособий, использованием технических средств; задания по учебнику, по учебным пособиям: ответы на вопросы с привлечением материала, подобранного учеником, подготовка иллюстративного материала.

Виды деятельности учащихся: запись плана или конспекта лекции учителя, составление плана, конспекта или тезисов прочитанных статей учебника, критических статей, составление синхронистических таблиц; подготовка устных ответов по материалу лекции учителя, учебника, учебных пособий; подготовка докладов, сочинений обобщающего характера с использованием имеющегося материала по данной теме или проблеме.

Репродуктивный метод обеспечивает сознательность и прочность приобретенных знаний в том случае, если ученик умеет на сравнительно небольшом материале самостоятельно творчески работать. При условии развития мышления учащихся, их умения критически отнестись к любому материалу, репродуктивный метод не будет таить опасности догматического усвоения знаний.

Сегодня всем понятно, интерес к изучению художественных произведений у подростков зависит от того, насколько урок литературы соответствует их возрастным психологическим и умственным потребностям и возможностям.

Одна из психологических потребностей ученика - спорить. Учитель, естественно, делает объектом спора на уроке не себя и свои суждения, а научные истины, те или иные концепции, взгляды, положения, по отношению к которым он сам, и его ученики выступают как одинаково ревностные соискатели истины, равноправные собеседники. Такие отношения равноправных собеседников между учителем и учащимися на уроке являются необходимым условием преподавания литературы в современной школы с ее сравнительно развитыми учениками, с ее стремлением к развивающему обучению.

Чтение книг, особенно для ребенка, познающего мир, полезно всегда, поскольку открывает перед ним мир, в который он пришел, причем делает это так, как может искусство: в виде художественной модели этого мира, зрительно представляемой и эмоционально переживаемой. Но осмысление законов и правил этого мира, точности и яркости картин, нарисованных художниками, сила эмоционального восприятия зависят от уровня читательской грамотности ребенка. Особенно важно это для осмысления и переживания нравственных проблем, поставленных автором в произведении, поскольку нравственный потенциал произведения сам не переходит во внутренний мир читателя - нравственные ценности «впаяны» в художественный текст, а не впрямую сформулированы и извлекаются в процессе читательской деятельности.

Язык - очень живая структура, он не стоит на месте, а изменяется, впитывает себя окружающие феномены. И, чтобы оградить его от пагубных влияний, естественно, нужны и законодательные акты тоже. Но реализовываться они должны не столько на уровне официальных разговоров депутатов, сколько на уровне школы и общества в целом.


© 2010-2022