«Главные члены предложения. Подлежащее»

Предлагаю Вам конспект урока  для учащихся пятых классов по теме «Главные члены предложения. Подлежащее». Данный материал поможет учителю углубить основные знания по  теме «Главные члены предложения. Подлежащее»; научить работать в системе рейтинговой оценки; обобщить основные способы выражения подлежащего;  повторить личные местоимения, признаки глагола, попутно повторить орфограммы (безударная гласная в корне слова, непроизносимая согласная в корне, правописание –тся –ться в глаголах), повысит...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филинова Елена Святославовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ № 2 с углубленным изучением английского языка»

г. Сосновый Бор Ленинградская область

Тема: «Главные члены предложения. Подлежащее».

Класс: 5

Программа: М. Т. Баранова и Т. А. Ладыженской. Русский язык 5 -9 кл., 2006 г.

Учебник: Русский язык 5 класс. Авторы составители: Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И.И. Кулибаба. - М,2006 г;

Методические пособия: Г. А. Богданова. Уроки русского языка в 5 классе.- М., "Просвещение",2009 г.;

2)Русский язык. Поурочные планы. По учебнику Т. А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой, Л. Т. Григорян, И.И. Кулибабы. 5 класс.(1-2 полугодие) Авт.-сост . И.В. Карасева, изд-во «Учитель», Волго-град,2007г.;

Современные педагогические технологии в преподавании предметов гуманитарного цикла: русский язык, литература, история, МХК, музыка. Методическое пособие - СПб., 2009 г.

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока:

Обучающие: - углубить основные знания по теме «Главные члены предложения. Подлежащее»;

- научить работать в системе рейтинговой оценки;

- обобщить основные способы выражения подлежащего;

- повторить личные местоимения, признаки глагола, попутное повторение орфограмм (безударная гласная в корне слова, непроизносимая согласная в корне, правописание -тся -ться в глаголах);

Развивающие:- развить умение находить в предложении подлежащее и определять способ его выражения;

- способствовать становлению и развитию умения работать индивидуально;

Воспитательные: - возбудить интерес к работе в системе рейтинговой оценки,

- способствовать раскрытию самостоятельной работы учащихся и умению дополнять и исправлять ответ своего товарища.

Оборудование: таблица рейтинговой оценки (для каждого учащегося), доска, учебник, раздаточный материал, мультимедийный проектор.

Методическая деятельность: репродуктивная, частично поисковая.

Форма и виды текущего контроля: работа в системе рейтинговой оценки (опрос, самостоятельная работа, творческое задание).

Современные педагогические технологии, используемые в ходе урока: работа в системе рейтинговой оценки, использование приема «список известной информации».

Ход урока:

  1. Орг. момент (настрой учащихся на работу в классе). Обозначение темы урока.

  • О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

  • Какие цели мы поставим перед собой?

  1. Проверка домашнего задания: Учащимся предлагалось дома проработать информацию параграфа 32. Использование приема «список известной информации». Учащимся предлагается записать в тетради все, что они помнят о подлежащем (примерно 3-5минут).

Перечень вопросов, которые задает учитель, чтобы письменный ответ учащихся был наиболее полным:

  • С каким членом предложения вы познакомились в параграфе?

  • Что такое грамматическая основа предложения? Пример.

  • С помощью каких вопросов находим подлежащее?

  • Какими частями речи может быть выражено подлежащее (пример)?

  • Придумайте вопрос по материалу параграфа, который вы бы хотели задать своему товарищу?

Из курса 3 - 4 классов учащимся известно, что подлежащее и сказуемое - главные члены предложения; подлежащее отвечает на вопрос кто? Или что?, обозначает, о ком или о чем говорится в предложении, и чаще всего выражается существительным или местоимением. О сказуемом учащиеся знают: оно обозначает, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делает предмет? И чаще всего выражается глаголом. Известно им также, что остальные члены предложения называют второстепенными.

Далее следует опрос нескольких человек и оценка данного задания в рейтинговой таблице (каждым учащимся). Если учащийся записал наиболее полный ответ, то он получает 2 балла; если не полный ответ, то ставится 1 балл.

  1. Закрепление материала.

А) Запись под диктовку предложений.

Задание: запишите, найдите грамматическую основу в предложениях (подчеркните); надпишите, какими частями речи выражены подлежащие в предложениях.

Я ночую в старой беседке. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьет сквозь листву. Воробьи с удивлением заглядывают в беседку. Их привлекают часы. Они тикают на круглом столе.

  • Выпишите местоимения, выступающие в роли подлежащих.

  • Глаголами какого времени выражены сказуемые?

  • Что мы знаем о глаголах в прошедшем времени?

Делаем вывод о том, что подлежащее может выражаться не только существительными, но и личными местоимениями.

Данное задание проверяется в виде опроса нескольких учащихся, в таблице оценивается максимально в 1 балл.

Б) Нахождение грамматической основы.

Задание : Учитель обращает внимание на раздаточный материал, учащимся нужно выписать из предложений только подлежащие и определить, чем они выражены.

Учитель сообщает о Правиле - помощнике: подлежащее найти легче, если к нему поставить вопрос от сказуемого.

1) Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу.

2) Веселые отблески огня играли на стекле.

3) Она вытащила из-под снега охапку хвороста.

4) Сырой туман висел над рекой.

5) Они вывели бычка на улицу.

6) Сто ужей на двух ребят подозрительно шипят.

7) Земля в саду усыпана осенними листьями.

8) Темная дождливая вода непрерывно хлестала в окна.

9) Я увидел на стекле три капли дождя.

10) Нам доверили важное поручение.

Данное задание оценивается максимально в 1 балл. Учитель просит одного учащегося на доске записать только подлежащие и способ выражения.

Делаем вывод о том, что подлежащее может так же выражаться группой слов, которые отвечают на вопрос кто? И что? и связаны со сказуемым по смыслу и грамматически.

В) Творческое задание с элементами проверки орфографических навыков.

Игра «найди подлежащее». (Текст представлен на мультимедийном проекторе)

Прошло теплое _______. Наступает ненастная, дождливая _______.Перелетные ______ собираются в дальний путь. Длинными цепочками улетают летние _______. Счастливого вам пути, наши дорогие друзья!

  • Учащимся предлагается записать в тетради подлежащие, подходящие по смыслу.

  • Составить схему второго предложения в тетрадях.

  • Распределить и записать слова в три столбика (с объяснением), в зависимости от вида орфограммы (безударная гласная в корне, непроизносимая согласная в корне и другие виды орфограмм).

После выполнения в тетрадях задания, к доске выходят два человека. Каждый показывает правильность выполнения одного из перечисленных заданий, остальные с места проверяют.

Примерный ответ:

1-й учащийся: лето, осень, птицы, певцы.

2-й учащийся:

Безударная гласная в корне

Непроизносимая согласная в корне слова

Другие

Цепочками - цепи

Улетают - полет

Дорогие - дорог, дороже

Дождливая - дождик

Ненастная - ненастен, ненастье,

счастливого - счастье

Прошло (приставка про)

Наступает -1 спр.

Друзья (раздели-

т ельный мягкий знак)

собираются ( что делают? несов. вид)

Дополнительное задание для учащегося (если ученик приводит в пример слово «наступает»): какие глаголы являются исключением из первого спряжения и относятся ко второму?

Максимальное количество баллов за задание - 2 балла.

Подведение итогов и подсчет баллов в таблице. Подсчет баллов в таблице.

Оценка результатов: 6 баллов - «5»,

5-4 балла - «4»,

3 балла - «3»,

Ниже трех -«2».

Ниже в таблице учащимся предлагается поставить плюсики там, где они считают нужным, как элемент рефлексии и оценки своей деятельности на уроке.

Фамилия ученика

Номер

задания

1-е задание

Теоретическая разминка

2-е задание

Определение способа выражения подлежащего

3-е задание Грамматич.

основа предложения

4-е задание

«Творческая работа» (орфографические навыки)

Итог

Максимально 2 балла

Максимально 1 балл

Максимально 1 балл

Максимально 2 балла

Макс 6 баллов

Рефлексия

Всё было понятно

Было трудно

Было интересно

Могу рассказать другим

Опросить учащихся: сколько человек получило оценку «5», «4», «3» за урок.



  • Достигли ли мы поставленной цели?

  • Осталось ли что-то непонятным для вас?

  • Какие трудности возникали в ходе урока? Почему? Как удалось избежать их?

5. Домашнее задание:

- параграф 31 -32: попробовать составить кластер по материалу параграфа (для сильного учащегося),

- упражнение 158 (уточнение: записать слова с орфограммами в виде таблицы, распределив их по видам орфограмм) - для всех остальных учащегося;







Приложение 1



Упражнение 158

Подлежащее может быть выражено не только одним словом, но и сочетанием слов (или словосочетанием). Спишите, подчеркивая подлежащее и сказуемое.

  1. Три д…вицы под окном

Пряли поз..но вечерком.



  1. И тридцать вит..зей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных.



  1. Входят семь б..гатырей. (А. С. Пушкин)


















Приложение 2


Таблица рейтинговой оценки


Фамилия ученика

Номер

задания

1-е задание

Теоретическая разминка

2-е задание

Определение способа выражения подлежащего

3-е задание Грамматич.

основа предложения

4-е задание

«Творческая работа» (орфографические навыки)

Итог

Макс. 2 балла

Макс. 1 балл

Макс. 1 балл

Максимально 2 балла

Макс 6 баллов

Рефлексия

Всё было понятно

Было трудно

Было интересно

Могу рассказать другим







Приложение 3

1) Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу.

2) Веселые отблески огня играли на стекле.

3) Она вытащила из-под снега охапку хвороста.

4) Сырой туман висел над рекой.

5) Они вывели бычка на улицу.

6) Сто ужей на двух ребят подозрительно шипят.

7) Земля в саду усыпана осенними листьями.

8) Темная дождливая вода непрерывно хлестала в окна.

9) Я увидел на стекле три капли дождя.

10) Нам доверили важное поручение.



9



© 2010-2022