Организация лингвистических исследований старшеклассников. Из опыта работы использования хрии на уроках литературы

В качестве альтернативы списанным из сборников готовых сочинений и скачанным из Интернета работам на уроках литературы с недавнего времени я стала использовать в своей работе один из методов обучения развитию речи, с помощью которого в классической русской школе оттачивали своё мастерство и М.В. Ломоносов, и А.С. Пушкин, и Н.В. Гоголь. Итак, это составление сочинения-речи по хрии. Хрия – это краткое рассуждение, модель доказательства тезиса (афоризма), в котором развитие мысли происходит в опре...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация лингвистических исследований старшеклассников.

Из опыта работы использования хрии на уроках литературы.

В качестве альтернативы списанным из сборников готовых сочинений и скачанным из Интернета работам на уроках литературы с недавнего времени я стала использовать в своей работе один из методов обучения развитию речи, с помощью которого в классической русской школе оттачивали своё мастерство и М.В. Ломоносов, и А.С. Пушкин, и Н.В. Гоголь.

Итак, это составление сочинения-речи по хрии. Хрия - это краткое рассуждение, модель доказательства тезиса (афоризма), в котором развитие мысли происходит в определённом порядке. Этот метод рассуждения призван дисциплинировать ум через упорядочение речи.

В старой школе этому искусству обучали учителя риторики - как изобретать мысли и слова. Причём в дальнейшем одни из теоретиков словесного искусства, выученные риторикой, критиковали эти методы обучения за их схоластику (таковыми были Белинский и Добролюбов), другие отстаивали их творческий характер (как учителя царскосельских отроков Кошанский и Галич), но победили первые, требовавшие словами Тургенева: «Аркадий, друг, не говори красиво». Вот и не говорим. Мало того, когда ЕГЭ утратил статус эксперимента и стал одним из обязательных видов итоговой аттестации старшеклассников, один из моих прагматично настроенных учеников договорился до того, что не мешало бы уроки литературы использовать в качестве уроков подготовки к ЕГЭ по русскому языку: решать на них тесты, а не приобщаться к великой русской и зарубежной классической литературе.

Так вот, наряду с другими темами творческих работ, предлагаемых учащимся в конце изучения творчества того или иного писателя, составляем сочинения-речи по хрии. Темой хрии избирается обычно какое-либо изречение, или пословица, или любое положение, которое предстоит доказывать, и применять к нему рекомендуемые смысловые модели доказательства и распространения содержания рассуждения.

Традиционный порядок хрии таков:


  1. Приступ (вступление).

задача - овладеть вниманием, расположить читателя-слушателя, настроить на восприятие сочинения-речи.

  1. Определение, или ясное и точное толкование тезиса (положения). Здесь важно то, что учащиеся совершенствуют навык нахождения ключевых слов, работают с разными видами толковых словарей.

  2. Причина, объясняющая, почему данное положение верно.

  3. Опровержение, то есть доказательство от противного.

  4. Сравнение (пояснение мысли сравнением или уподоблением).

  5. Пример (подтверждение мысли примером).

На первых порах в качестве примера используется произведение, откуда взято доказываемое положение. По мере освоения хрии примеры важно приводить и из других изученных ранее или прочитанных самостоятельных произведений. Для этого с 5-го класса мы ведём читательский дневник. Тем самым накапливается аргументация для помощи в написании сочинения-рассуждения в части «С» на экзамене по русскому языку.

  1. Свидетельство (подтверждение данного положения мыслью из авторитетного источника).

  2. Заключение (вывод).

В качестве примера возьмём пословицу «Береги честь смолоду» и попробуем построить рассуждение по образцу хрии.

/Приступ/:

Русская пословица гласит: «Береги платье снову, а честь смолоду». А.С. Пушкин в качестве эпиграфа к своему историческому роману «Капитанская дочка» взял не всю пословицу, а только часть её, самую главную - «Береги честь смолоду».

/Определение понятия честь/:

Честь - это морально-этическая категория. Для лучшего осмысления этого понятия обратимся к происхождению слова честь. В далёкие времена «чес» было корнем, а -ть- суффиксом. Это суффикс глагола в неопределённой форме, например: бежать, говорить. Так что же на Руси принято было честь, почитать, уважать? Уважали у нас «внутреннее нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, благородство души и чистую совесть». Именно так определяется понятие чести в «Толковом словаре живого великорусского языка» Вл.И.Даля.

/Причина/

Возникает вопрос: в молодом или зрелом возрасте человеку надо заботиться о сохранении достоинства своей личности, о чести.

Конечно, об этом надо думать на протяжении всей жизни, но именно в молодости закладываются основы того, как жить и трудиться с достоинством, как с достоинством переживать радости и огорчения. Юный человек учится в самых трудных обстоятельствах не переступать ту черту, за которой заканчивается властвование разума над поступками и начинается тёмная стихия инстинктов и эгоистических заблуждений. Поэтому призыв: «беречь честь смолоду» - считается наиболее актуальным.

/Доказательство от противного/

Представим, что наше юношество не будет заботиться о чести и достоинстве с ранних лет. Можно ли будет говорить об их положительной репутации в обществе, когда они станут взрослыми людьми? Думается, нет. Следовательно, противоположное почти невозможно. Как трудно бывает зрелому человеку, осознавшему ошибки молодости, занять свою нишу среди добрых и порядочных людей; заставить других уважать своё внутреннее человеческое достоинство.

/Сравнение/

Сравним понятия чести и честолюбия, бесчестия. В жизни каждый человек соприкасается с радостью и горем, красотой и мерзостью, в его жизни бывают часы торжества и часы страдания. Человек чести имеет благородные убеждения и мысли, которые являются его нравственным иммунитетом, не позволяющим унижаться, терять совесть. Значит, честь - это сила человека. А вот честолюбивым называют человека тщеславного, стремящегося к ненужной, напрасной славе. Это прямая дорога к бесчестью, когда благополучие добывается за счёт унижения других людей; когда чужое горе не вызывает сочувствия у окружающих.

/Пример/

Во многих русских народных сказках действуют противопоставленные друг другу герои, люди чести (Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Емеля) в конце сказки, пройдя множество испытаний, становятся добрыми молодцами, а бесчестные, тщеславные люди (царёвы дочки, старшие братья, придворные) всегда бывают наказаны, осмеяны, изгнаны.

/Свидетельство - мнение авторитетного лица/

Российская императрица Екатерина II Великая призывала: « Храните в себе те великие душевные качества, которые составляют отличительную принадлежность человека честного, человека великого и героя. Страшитесь всякой искусственности. Зараза пошлости да не помрачит в вас античного вкуса к чести и доблести».

/Заключение/

Поэтому каждому человеку смолоду надо развивать, возвышать человеческое достоинство, учиться властвовать над своими порывами и стремлениями. С самого раннего возраста в сознании подрастающего поколения надо утверждать убеждение о безнравственности и мерзости недостойного.

Думается, Пушкин не случайно взял в качестве эпиграфа такую пословицу. С помощью побудительного по цели высказывания предложения писатель хочет убедить, заставить КАЖДОГО своего читателя «беречь честь смолоду».

© 2010-2022