- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Организация лингвистических исследований старшеклассников. Из опыта работы использования хрии на уроках литературы
Организация лингвистических исследований старшеклассников. Из опыта работы использования хрии на уроках литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Савосто Л.М. |
Дата | 08.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Организация лингвистических исследований старшеклассников.
Из опыта работы использования хрии на уроках литературы.
В качестве альтернативы списанным из сборников готовых сочинений и скачанным из Интернета работам на уроках литературы с недавнего времени я стала использовать в своей работе один из методов обучения развитию речи, с помощью которого в классической русской школе оттачивали своё мастерство и М.В. Ломоносов, и А.С. Пушкин, и Н.В. Гоголь.
Итак, это составление сочинения-речи по хрии. Хрия - это краткое рассуждение, модель доказательства тезиса (афоризма), в котором развитие мысли происходит в определённом порядке. Этот метод рассуждения призван дисциплинировать ум через упорядочение речи.
В старой школе этому искусству обучали учителя риторики - как изобретать мысли и слова. Причём в дальнейшем одни из теоретиков словесного искусства, выученные риторикой, критиковали эти методы обучения за их схоластику (таковыми были Белинский и Добролюбов), другие отстаивали их творческий характер (как учителя царскосельских отроков Кошанский и Галич), но победили первые, требовавшие словами Тургенева: «Аркадий, друг, не говори красиво». Вот и не говорим. Мало того, когда ЕГЭ утратил статус эксперимента и стал одним из обязательных видов итоговой аттестации старшеклассников, один из моих прагматично настроенных учеников договорился до того, что не мешало бы уроки литературы использовать в качестве уроков подготовки к ЕГЭ по русскому языку: решать на них тесты, а не приобщаться к великой русской и зарубежной классической литературе.
Так вот, наряду с другими темами творческих работ, предлагаемых учащимся в конце изучения творчества того или иного писателя, составляем сочинения-речи по хрии. Темой хрии избирается обычно какое-либо изречение, или пословица, или любое положение, которое предстоит доказывать, и применять к нему рекомендуемые смысловые модели доказательства и распространения содержания рассуждения.
Традиционный порядок хрии таков:
-
Приступ (вступление).
задача - овладеть вниманием, расположить читателя-слушателя, настроить на восприятие сочинения-речи.
-
Определение, или ясное и точное толкование тезиса (положения). Здесь важно то, что учащиеся совершенствуют навык нахождения ключевых слов, работают с разными видами толковых словарей.
-
Причина, объясняющая, почему данное положение верно.
-
Опровержение, то есть доказательство от противного.
-
Сравнение (пояснение мысли сравнением или уподоблением).
-
Пример (подтверждение мысли примером).
На первых порах в качестве примера используется произведение, откуда взято доказываемое положение. По мере освоения хрии примеры важно приводить и из других изученных ранее или прочитанных самостоятельных произведений. Для этого с 5-го класса мы ведём читательский дневник. Тем самым накапливается аргументация для помощи в написании сочинения-рассуждения в части «С» на экзамене по русскому языку.
-
Свидетельство (подтверждение данного положения мыслью из авторитетного источника).
-
Заключение (вывод).
В качестве примера возьмём пословицу «Береги честь смолоду» и попробуем построить рассуждение по образцу хрии.
/Приступ/:
Русская пословица гласит: «Береги платье снову, а честь смолоду». А.С. Пушкин в качестве эпиграфа к своему историческому роману «Капитанская дочка» взял не всю пословицу, а только часть её, самую главную - «Береги честь смолоду».
/Определение понятия честь/:
Честь - это морально-этическая категория. Для лучшего осмысления этого понятия обратимся к происхождению слова честь. В далёкие времена «чес» было корнем, а -ть- суффиксом. Это суффикс глагола в неопределённой форме, например: бежать, говорить. Так что же на Руси принято было честь, почитать, уважать? Уважали у нас «внутреннее нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, благородство души и чистую совесть». Именно так определяется понятие чести в «Толковом словаре живого великорусского языка» Вл.И.Даля.
/Причина/
Возникает вопрос: в молодом или зрелом возрасте человеку надо заботиться о сохранении достоинства своей личности, о чести.
Конечно, об этом надо думать на протяжении всей жизни, но именно в молодости закладываются основы того, как жить и трудиться с достоинством, как с достоинством переживать радости и огорчения. Юный человек учится в самых трудных обстоятельствах не переступать ту черту, за которой заканчивается властвование разума над поступками и начинается тёмная стихия инстинктов и эгоистических заблуждений. Поэтому призыв: «беречь честь смолоду» - считается наиболее актуальным.
/Доказательство от противного/
Представим, что наше юношество не будет заботиться о чести и достоинстве с ранних лет. Можно ли будет говорить об их положительной репутации в обществе, когда они станут взрослыми людьми? Думается, нет. Следовательно, противоположное почти невозможно. Как трудно бывает зрелому человеку, осознавшему ошибки молодости, занять свою нишу среди добрых и порядочных людей; заставить других уважать своё внутреннее человеческое достоинство.
/Сравнение/
Сравним понятия чести и честолюбия, бесчестия. В жизни каждый человек соприкасается с радостью и горем, красотой и мерзостью, в его жизни бывают часы торжества и часы страдания. Человек чести имеет благородные убеждения и мысли, которые являются его нравственным иммунитетом, не позволяющим унижаться, терять совесть. Значит, честь - это сила человека. А вот честолюбивым называют человека тщеславного, стремящегося к ненужной, напрасной славе. Это прямая дорога к бесчестью, когда благополучие добывается за счёт унижения других людей; когда чужое горе не вызывает сочувствия у окружающих.
/Пример/
Во многих русских народных сказках действуют противопоставленные друг другу герои, люди чести (Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Емеля) в конце сказки, пройдя множество испытаний, становятся добрыми молодцами, а бесчестные, тщеславные люди (царёвы дочки, старшие братья, придворные) всегда бывают наказаны, осмеяны, изгнаны.
/Свидетельство - мнение авторитетного лица/
Российская императрица Екатерина II Великая призывала: « Храните в себе те великие душевные качества, которые составляют отличительную принадлежность человека честного, человека великого и героя. Страшитесь всякой искусственности. Зараза пошлости да не помрачит в вас античного вкуса к чести и доблести».
/Заключение/
Поэтому каждому человеку смолоду надо развивать, возвышать человеческое достоинство, учиться властвовать над своими порывами и стремлениями. С самого раннего возраста в сознании подрастающего поколения надо утверждать убеждение о безнравственности и мерзости недостойного.
Думается, Пушкин не случайно взял в качестве эпиграфа такую пословицу. С помощью побудительного по цели высказывания предложения писатель хочет убедить, заставить КАЖДОГО своего читателя «беречь честь смолоду».