Конспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по родам (3 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательн6ая школа №27»

Городского округа Подольск, Московской области








Конспект урока по русскому языку

в 3 классе

«Изменение имён прилагательных по родам».








Подготовила

учитель начальных классов

Брянцева Любовь Сергеевна







Г.о. Подольск

2016

«Изменение имён прилагательных по родам»

Цели и задачи урока:

Обучающие:

  • Ознакомить с изменениями имён прилагательных по родам;

  • Отрабатывать умение составлять словосочетания из имён прилагательных и имён существительных.

Развивающие:

  • Развивать умение определять род имён существительных и имён прилагательных;

  • Формировать навыки правописания родовых окончаний имён прилагательных;

  • Развивать связную речь, логическое мышление, память.

Воспитательные:

  • Воспитывать усидчивость, аккуратность.

  • Побудить интерес к уроку русского языка.

Оборудование:

  1. Учебник русского языка В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 3 класс, часть 2.

  2. Конверты 4-5 штук.

  3. Слова, разрезанные по слогам под-снеж-ник, пти-ца, ве-те-рок, по-го-да, пе-ни-е, солн-це, тёп-лый.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее -

Начнём скорей урок.

- Открываем тетради. Записываем число и классная работа.

II. Минутка чистописания. Повторение правила с парной согласной в корне слова.

- Отгадайте загадку.

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла …

- Кто же пришёл к нам? (Весна).

- Какой первый звук вы слышите в слове весна? ([в`]).

- Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, звонкий, мягкий, парный, обозначается буквой «вэ»).

- Сегодня в чистописании мы будем прописывать букву «в». Запишите, продолжив закономерность.

Вв в Ввв в Вввв …

- Ребята, вы сказали, что звук [в] парный. Какой звук составляет пару? (Звук [ф]).

- Придумайте и запишите три слова с парной согласной «вэ» в корне слова. (Кузов, справка, прививка и др.).

- Каким правилом вы пользовались при проверке парной согласной? (Чтобы проверить парную согласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная).

Взаимопроверка.

III. Орфографическая минутка.

- Весной природа пробуждается от зимнего сна. Постепенно сходит снег. На водоёмах быстро тает лёд. Распускаются цветы, отовсюду раздаётся пение и щебет птиц. Начинается настоящая красота.

Работа в группах.

- Ребята, сейчас вы разделитесь на группы и выполните задание. В конвертах слоги, из которых необходимо составить слова на тему весны. Полученные слова запишите в тетради, подчеркните орфограммы.

- Какие слова получили? (Под-снеж-ник, пти-ца, ве-те-рок, по-го-да, пе-ни-е, солн-це, тёп-лый).

- Какие орфограммы встретились в словах? Назовите их.

IV. Введение в тему урока.

Обратите внимание на получившийся ряд слов.

- Какое из них «лишнее»? (Тёплый).

- Что общего у оставшихся слов? (Имена существительные)

- Почему вы так считаете? (Эти слова отвечают на вопросы кто? и что?).

- Определите род имён существительных. Что вам в этом поможет? (Имена существительные, которые можно заменить местоимениями он, - мужского рода, она - женского рода, оно - среднего рода).

- Что получили? (Существительные мужского рода - подснежник, ветерок, существительные женского рода - птица, природа, существительные среднего рода - солнце, пение).

V.Постановка проблемной ситуации.

- Теперь посмотрим на «лишнее слово».

- Можем ли мы определить род этого слова задав вопросы кто? или что? (Нет, не можем).

- Почему? (Другая часть речи?)

- Какая часть речи? (Имя прилагательное).

- Как вы определили? (Слово тёплый отвечает на вопрос какой?)

- Могут ли имена прилагательные изменяться по родам? Сегодня мы попытаемся дать ответ на этот вопрос.

Формулирование темы урока.

VI. Открытые нового знания.

- Что мы знаем об имени прилагательном? (Часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и др.)

Гимнастика для глаз.

- Сидим прямо. Крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их. Повторяем 8 раз. Данное упражнение укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.

Связь имен прилагательных с именами существительными.

Работа по учебнику.

Упражнение 124, страница 72.

Задание. Прочитайте. Спишите, выделяя окончания имён прилагательных. Определить род имён существительных.

Молодой лес (- ой, м.р.), молодая роща (- ая, ж.р.), молодое дерево (- ое, с.р.), весенний дождь (- ий, м.р.), весенняя погода (- яя, ж.р.), весеннее утро (- ее, с.ср).

Можно ли сказать, что имя прилагательное в каждом словосочетании стоит в том же роде что и имя существительное? Какая значимая часть у имён прилагательных указывает на изменение по родам? Назовите окончания имён прилагательных мужского, женского и среднего родов.

- В самом названии - имя прилагательное - уже содержит намёк на то, что слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться.

- Посмотрите на слова, которые вы записали в тетрадь в начале урока.

- Подумайте, с каким именем существительным будет сочетаться слово тёплый? (Ветерок).

- Составьте и запишите это словосочетание. (Тёплый ветерок).

- Попробуйте подобрать к существительным женского и среднего родов имена прилагательные однокоренные к слову тёплый.

- Что получилось? (Тёплая погода, тёплое солнце).

- Следовательно, имя прилагательное (прилагается) зависит от имени существительного. Если имя существительное ветерок мужского рода, то и имя прилагательное тёплый будет тоже мужского рода.

VII. Первичное закрепление.

Работа с правилом.

Учебник страница 72.

- Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу. Имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам.

- На странице 73 рассмотрим таблицу «Изменение имён прилагательных по родам».

Мужской род

Какой?

Женский род

Какая?

Средний род

Какое?

- ой / - ый / - ий

- ая / - яя

- ое / - ее

добрый (день)

дальний (путь)

лесной (зверь)

добрая (весть)

дальняя (роща)

лесная (тишь)

доброе (дело)

дальнее (поле)

лесное (эхо)

- Посмотрим на первый столбик нашей таблицы. Поставим ударения в словах имён прилагательных.

- Что заметили? (У имён прилагательных мужского рода, отвечающих на вопрос какой?, окончание - ой всегда ударное, а окончания - ый, - ий всегда безударные.

Физминутка.

Я привстану на носочки

Хорошенько потянусь

Раз - наклон, два - наклон,

Словно буква «О» свернусь

И попрыгаю немножко,

И руками покручу,

Постою на правой ножке

И головкой покручу…

Тихо сяду, улыбнусь,

И работою займусь!

VIII. Закрепление изученного материала

Самостоятельная работа. Работа по учебнику.

Упражнение 126, страница 73.

Задание. Составить и записать словосочетания имён прилагательных с именами существительными. Имя прилагательное поставить в том же роде, что и имя существительное. Указать род имён прилагательных, выделить окончания.

Детский рисунок (-ий, м.р.), детская комната (-ая, ж.р.), детское пальто (-ое, с.р.).

Золотой ключ (-ой, м.р.), золотая рожь (-ая, ж.р.), золотое кольцо (-ое, с.р.).

Горячая вода (-ая, ж.р.), горячий чай (-ий, м.р.), горячее молоко (-ее, с.р.).

Смелый поступок (-ый, м.р.), смелая мысль (-ая, ж.р.), смелое решение (-ое, с.р.).

Тест.

- Предлагаю вам небольшой тест на тему «Род имён прилагательных». Перед вами три разноцветных листочка. Зелёный - сложный (Приложение 1), синий - средней сложности (Приложение 2), жёлтый - простой (Приложение 3). Результат оцениваться будет по выбранному цвету: если всё правильно, зелёный - на «5», синий - на «4», жёлтый - на «3».

IX. Рефлексия

- Наш урок приближается к завершению.

- Почему прилагательные так называются? (Они прилагаются к именам существительным).

- Как изменяются имена прилагательные? (По родам).

Х. Домашнее задание.

Упражнение 127 страница 74, выучить правило на странице72.

Список использованной литературы


1.Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций с прил. На электрон. Носителе. В 2 ч. Ч. 2 - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. ped-kopilka.ru/blogs/skirpichnikova-natali/proverochnye-testy-po-ruskomu-jazyku-v-3-klase-na-temu-imja-prilagatelnoe.html

  2. gigabaza.ru/doc/23249.html

  3. festival.1september.ru/articles/514881/

  4. ycilka.net/tvir.php?id=507


© 2010-2022