- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по родам (3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по родам (3 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Брянцева Л.С. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательн6ая школа №27»
Городского округа Подольск, Московской области
Конспект урока по русскому языку
в 3 классе
«Изменение имён прилагательных по родам».
Подготовила
учитель начальных классов
Брянцева Любовь Сергеевна
Г.о. Подольск
2016
«Изменение имён прилагательных по родам»
Цели и задачи урока:
Обучающие:
-
Ознакомить с изменениями имён прилагательных по родам;
-
Отрабатывать умение составлять словосочетания из имён прилагательных и имён существительных.
Развивающие:
-
Развивать умение определять род имён существительных и имён прилагательных;
-
Формировать навыки правописания родовых окончаний имён прилагательных;
-
Развивать связную речь, логическое мышление, память.
Воспитательные:
-
Воспитывать усидчивость, аккуратность.
-
Побудить интерес к уроку русского языка.
Оборудование:
-
Учебник русского языка В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 3 класс, часть 2.
-
Конверты 4-5 штук.
-
Слова, разрезанные по слогам под-снеж-ник, пти-ца, ве-те-рок, по-го-да, пе-ни-е, солн-це, тёп-лый.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее -
Начнём скорей урок.
- Открываем тетради. Записываем число и классная работа.
II. Минутка чистописания. Повторение правила с парной согласной в корне слова.
- Отгадайте загадку.
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла …
- Кто же пришёл к нам? (Весна).
- Какой первый звук вы слышите в слове весна? ([в`]).
- Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, звонкий, мягкий, парный, обозначается буквой «вэ»).
- Сегодня в чистописании мы будем прописывать букву «в». Запишите, продолжив закономерность.
Вв в Ввв в Вввв …
- Ребята, вы сказали, что звук [в] парный. Какой звук составляет пару? (Звук [ф]).
- Придумайте и запишите три слова с парной согласной «вэ» в корне слова. (Кузов, справка, прививка и др.).
- Каким правилом вы пользовались при проверке парной согласной? (Чтобы проверить парную согласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная).
Взаимопроверка.
III. Орфографическая минутка.
- Весной природа пробуждается от зимнего сна. Постепенно сходит снег. На водоёмах быстро тает лёд. Распускаются цветы, отовсюду раздаётся пение и щебет птиц. Начинается настоящая красота.
Работа в группах.
- Ребята, сейчас вы разделитесь на группы и выполните задание. В конвертах слоги, из которых необходимо составить слова на тему весны. Полученные слова запишите в тетради, подчеркните орфограммы.
- Какие слова получили? (Под-снеж-ник, пти-ца, ве-те-рок, по-го-да, пе-ни-е, солн-це, тёп-лый).
- Какие орфограммы встретились в словах? Назовите их.
IV. Введение в тему урока.
Обратите внимание на получившийся ряд слов.
- Какое из них «лишнее»? (Тёплый).
- Что общего у оставшихся слов? (Имена существительные)
- Почему вы так считаете? (Эти слова отвечают на вопросы кто? и что?).
- Определите род имён существительных. Что вам в этом поможет? (Имена существительные, которые можно заменить местоимениями он, - мужского рода, она - женского рода, оно - среднего рода).
- Что получили? (Существительные мужского рода - подснежник, ветерок, существительные женского рода - птица, природа, существительные среднего рода - солнце, пение).
V.Постановка проблемной ситуации.
- Теперь посмотрим на «лишнее слово».
- Можем ли мы определить род этого слова задав вопросы кто? или что? (Нет, не можем).
- Почему? (Другая часть речи?)
- Какая часть речи? (Имя прилагательное).
- Как вы определили? (Слово тёплый отвечает на вопрос какой?)
- Могут ли имена прилагательные изменяться по родам? Сегодня мы попытаемся дать ответ на этот вопрос.
Формулирование темы урока.
VI. Открытые нового знания.
- Что мы знаем об имени прилагательном? (Часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и др.)
Гимнастика для глаз.
- Сидим прямо. Крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их. Повторяем 8 раз. Данное упражнение укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.
Связь имен прилагательных с именами существительными.
Работа по учебнику.
Упражнение 124, страница 72.
Задание. Прочитайте. Спишите, выделяя окончания имён прилагательных. Определить род имён существительных.
Молодой лес (- ой, м.р.), молодая роща (- ая, ж.р.), молодое дерево (- ое, с.р.), весенний дождь (- ий, м.р.), весенняя погода (- яя, ж.р.), весеннее утро (- ее, с.ср).
Можно ли сказать, что имя прилагательное в каждом словосочетании стоит в том же роде что и имя существительное? Какая значимая часть у имён прилагательных указывает на изменение по родам? Назовите окончания имён прилагательных мужского, женского и среднего родов.
- В самом названии - имя прилагательное - уже содержит намёк на то, что слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться.
- Посмотрите на слова, которые вы записали в тетрадь в начале урока.
- Подумайте, с каким именем существительным будет сочетаться слово тёплый? (Ветерок).
- Составьте и запишите это словосочетание. (Тёплый ветерок).
- Попробуйте подобрать к существительным женского и среднего родов имена прилагательные однокоренные к слову тёплый.
- Что получилось? (Тёплая погода, тёплое солнце).
- Следовательно, имя прилагательное (прилагается) зависит от имени существительного. Если имя существительное ветерок мужского рода, то и имя прилагательное тёплый будет тоже мужского рода.
VII. Первичное закрепление.
Работа с правилом.
Учебник страница 72.
- Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу. Имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам.
- На странице 73 рассмотрим таблицу «Изменение имён прилагательных по родам».
Мужской род
Какой?
Женский род
Какая?
Средний род
Какое?
- ой / - ый / - ий
- ая / - яя
- ое / - ее
добрый (день)
дальний (путь)
лесной (зверь)
добрая (весть)
дальняя (роща)
лесная (тишь)
доброе (дело)
дальнее (поле)
лесное (эхо)
- Посмотрим на первый столбик нашей таблицы. Поставим ударения в словах имён прилагательных.
- Что заметили? (У имён прилагательных мужского рода, отвечающих на вопрос какой?, окончание - ой всегда ударное, а окончания - ый, - ий всегда безударные.
Физминутка.
Я привстану на носочки
Хорошенько потянусь
Раз - наклон, два - наклон,
Словно буква «О» свернусь
И попрыгаю немножко,
И руками покручу,
Постою на правой ножке
И головкой покручу…
Тихо сяду, улыбнусь,
И работою займусь!
VIII. Закрепление изученного материала
Самостоятельная работа. Работа по учебнику.
Упражнение 126, страница 73.
Задание. Составить и записать словосочетания имён прилагательных с именами существительными. Имя прилагательное поставить в том же роде, что и имя существительное. Указать род имён прилагательных, выделить окончания.
Детский рисунок (-ий, м.р.), детская комната (-ая, ж.р.), детское пальто (-ое, с.р.).
Золотой ключ (-ой, м.р.), золотая рожь (-ая, ж.р.), золотое кольцо (-ое, с.р.).
Горячая вода (-ая, ж.р.), горячий чай (-ий, м.р.), горячее молоко (-ее, с.р.).
Смелый поступок (-ый, м.р.), смелая мысль (-ая, ж.р.), смелое решение (-ое, с.р.).
Тест.
- Предлагаю вам небольшой тест на тему «Род имён прилагательных». Перед вами три разноцветных листочка. Зелёный - сложный (Приложение 1), синий - средней сложности (Приложение 2), жёлтый - простой (Приложение 3). Результат оцениваться будет по выбранному цвету: если всё правильно, зелёный - на «5», синий - на «4», жёлтый - на «3».
IX. Рефлексия
- Наш урок приближается к завершению.
- Почему прилагательные так называются? (Они прилагаются к именам существительным).
- Как изменяются имена прилагательные? (По родам).
Х. Домашнее задание.
Упражнение 127 страница 74, выучить правило на странице72.
Список использованной литературы
1.Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций с прил. На электрон. Носителе. В 2 ч. Ч. 2 - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
-
ped-kopilka.ru/blogs/skirpichnikova-natali/proverochnye-testy-po-ruskomu-jazyku-v-3-klase-na-temu-imja-prilagatelnoe.html
-
gigabaza.ru/doc/23249.html
-
festival.1september.ru/articles/514881/
-
ycilka.net/tvir.php?id=507