Урок по ПДД Путешествие в страну дорожных наук

УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ  В СТРАНУ ДОРОЖНЫХ НАУК                                                                          Цели: повторить и закрепить полученные знания; обогатить словарный запас; Задачи:  формировать живой интерес к русскому языку;воспитать убежденного участника дорожного движения при освоении навыков безопасного поведения на улице и дороги Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал (карточки с текстами), кроссворд1.Вступительное слово: Учитель: Сегодня, ребята, мы отправим...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ

В СТРАНУ ДОРОЖНЫХ НАУК






5 КЛАСС




Тема: Урок-путешествие в Страну дорожных наук

Цели: повторить и закрепить полученные знания; обогатить словарный запас;

Задачи: формировать живой интерес к русскому языку;

воспитать убежденного участника дорожного движения при освоении навыков безопасного поведения на улице и дороги

Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал (карточки с текстами), кроссворд, видеоролик

Ход урока


1 слайд


1.Вступительное слово:

Учитель: Сегодня, ребята, мы отправимся в сказку, в некоторое царство, в некоторое государство, в Страну дорожных наук. На пути нас ожидают различные препятствия, которые мы должны будем преодолеть. Если мы справимся со всеми заданиями, только тогда достигнем цели.

2 слайд

Мотивация

Представим себе, что из школьного класса мы вышли на улицу. Утром и вечером беспрерывным потоком здесь движутся автомобили, трамваи, троллейбусы. Слаженная, четкая работа транспорта и безопасность движения зависит и от водителей, и от пешеходов.

Поэтому правила дорожного движения должны знать не только те, кто сидит за рулем, но и прохожие. Эти знания мы сможем получить в Школе дорожных наук. Добираться туда долго, путь неблизкий. Давайте воспользуемся транспортом. Итак, мы пришли на остановку. С момента нашего появления на остановке мы становимся пассажирами общественного транспорта.

2.Первое препятствие.

- Вспомните, как нужно вести себя на остановке. Какие слова понадобятся нам, чтобы рассказать об этом? На нашем пути первое препятствие - словарный диктант. Справитесь?

- Разгадайте загадки и запишите название транспортного средства, объясняя орфограммы. (Учащиеся записывают слова, затем проверяют написанное, комментируя написание слов).

3- 11 слайды

1.Маленькие домики

По улицам бегут,

Детей и взрослых в городе

Домики везут (автомобили)

2.Что за чудо - длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином (автобус)

3.Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками (троллейбус)

4. Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём .(Велосипед)

5. Что ж, дружочек, отгадай,
Только это не трамвай.
Вдаль по рельсам быстро мчится
Из избушек вереница. (Поезд)

6.Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется над лугами,
Отливает серебром (Самолёт)

7.Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза…
Как это называется? (Машина)

8.Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей. (Метро)

9.Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (Трамвай)

10.Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей!(Транспорт)

12 слайд (взаимопроверка)

3.Второе препятствие

13 слайд.

Учитель: К остановке подъехали сразу автобус, троллейбус и трамвай. В автобус садятся ученики первого ряда, в троллейбус - ученики второго, а в трамвай - третьего.

-Скажите, как вы будете входить в транспорт, в какие двери? ( В заднюю дверь.)

- Кому можно входить в переднюю дверь? (Инвалидам, пассажирам с малолетними детьми, пожилым людям).

Посмотрим, кто из вас быстрее доедет до Школы дорожных наук. И чтобы дорога не казалась долгой, пассажиры получают задания. Если справимся с этим заданием, то преодолеем второе препятствие и приблизимся к цели.

Задание.

Выполняют пассажиры в троллейбусе. (1 ряд)

От имен существительных единственного числа образуйте существительные множественного числа.

Слайды 14-18

Переход - переходы

поворот - повороты

метро - …

пешеход - пешеходы

транспорт - …

Выполняют пассажиры в автобусе. (2 ряд)

От глаголов неопределенной формы образуйте существительные

Слайды 19-22

Переходить - переход

тормозить - тормоз

бежать - бег

спешить - спешка

Выполняют пассажиры в трамвае.(3 ряд)

От глаголов неопределенной формы глагола образуйте существительные

Слайды 23 -26

Обгонять - обгон

Пересекать - пересечение

Проезжать - проезд

Регулировать - регулировщик, регулирование

4.Третье препятствие.

Игра «Допиши слово».

Слайды 27 -29

Учитель: Мы так увлеклись работой, что не заметили, как остановились возле белых полос, нарисованных на дороге. Что это за полосы? Правильно, это переход. Вспомнить правила перехода нам поможет очень интересное задание - игра «Допиши слово». Оно и будет следующим препятствием на нашем пути по дороге к Школе дорожных наук.

Если ты спешиш… в пути

Через ул..цу пройти,

Там иди, где весь наро..,

Где есть надпись… (Переход)

Четвертое препятствие.

Учитель: Отгадайте ещё одну загадку, и тогда вы, ребята, догадаетесь, кто помогает нам перейти дорогу

Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трёхглазое
На одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу
Людям перейти (Светофор)

Слайд30

Лексико-орфографическая работа:

Слайд31

- Ребята, попробуем определить, как образовано слово светофор, что обозначает и к какой лексической группе слов относится.

(Свет и фор. Фор произошло от греческого форос, что означает несущий или носитель. А вместе - светофор - значит носитель света, несущий свет. Он, действительно, несет свет, причем трех разных цветов: красного, желтого, зеленого).

6. Проверка домашнего задания: История светофора (индивидуальное домашнее задание)

1 ученик. А знаете ли вы, когда появился привычный для нас светофор?

Оказывается, регулировать движение с помощью механического прибора начали уже 140 лет назад, в Лондоне.( Слайд32)Первый светофор стоял в центре города на столбе высотой 6 метров. Управлял им специально приставленный человек. С помощью системы ремней он поднимал и опускал стрелку прибора. Потом стрелку заменил фонарь, работавший на светильном газе. В фонаре были зелёные и красные стёкла, а жёлтые ещё не придумали.

Первый электрический светофор появился в США, в городе Кливленде, в 1914 году. Он тоже имел лишь два сигнала - красный и зелёный - и управлялся вручную. Жёлтый сигнал заменял предупреждающий свисток полицейского. Но уже через 4 года в Нью-Йорке появились трёхцветные электрические светофоры с автоматическим управлением.

2 ученик. Интересно, что в первых светофорах зелёный сигнал находился наверху, но потом решили, что лучше поместить сверху красный сигнал. И теперь во всех странах мира сигналы светофора располагаются по единому правилу: вверху-красный, посередине - жёлтый, внизу - зелёный.

У нас в стране первый светофор появился в 1929 году в Москве.(Слайд32) Он был похож на круглые часы с тремя секторами - красным, жёлтым и зелёным. А регулировщик вручную поворачивал стрелку, устанавливая её на нужный цвет.

Потом в Москве и Ленинграде (так тогда назывался Санкт- Петербург) появились электрические светофоры с тремя секциями современного типа. А в 1937 году в Ленинграде на улице Желябова (ныне Большой Конюшенной улице), около универмага ДЛТ, появился первый пешеходный светофор.


7.Вынужденная остановка.

Слайд34

Проверка домашнего задания: (индивидуальное домашнее задание)

Учитель: Вынужденная остановка. Что случилось? На нашем пути светофор. Пока он смотрит сердитым красным глазом, послушайте стихотворение А. Северина «Три чудесных цвета».

1 ученик

Чтоб тебе помочь 2 ученик.

Чтоб спокойно перешел ты,

Путь пройти опасный, Слушай наш совет:

Горим и день, и ночь - - Жди! Увидишь скоро желтый

Зеленый, желтый, красный. В середине свет.

Наш домик - светофор, А за ним - зеленый свет

Мы три родные брата. Вспыхнет впереди,

Мы светим с давних пор Скажет он:

И взрослым, и ребятам. - Препятствий нет,

Мы три чудесных цвета, Смело в путь иди!

Ты часто видишь нас, Коль выполнишь без спора

Но нашего совета Сигналы светофора,

Не слушаешь подчас. Домой и в школу попадешь,

Самый строгий - красный свет, Конечно, очень скоро!

Если он горит:

- Стой! Дороги больше нет.

Путь для всех закрыт.


  1. Пятое препятствие

Учитель: Красный свет не гаснет. Пока он будет гореть, мы постараемся выполнить следующее задание.

Слайд35

Работа с текстом

Наступает в_сна. По улицам и тр_туарам б_гут веселые руч_и. Ярко светит со(_)нце. Так хочется поиграть с друзьями на улице!

Но будь осторожен! Не выб_гай на проезжую часть! Дорога сколь_кая и водитель не успеет быстро зат_рмозить. Играйте только во дворе или на детской площадке.

Задание: Прочитать, вставить пропущенные орфограммы и запятые. Объяснить их постановку. Отметить побудительные предложения. Списать текст.

9.Шестое препятствие Учитель: Ребята, закрепим свои знания о правилах дорожного движения

Кроссворд про движение на дороге для школьников

Урок по ПДД Путешествие в страну дорожных наук

Слайд 36

Водители - лихачи очень любят его совершать. (Обгон)

Трехглазый постовой. (Светофор)

Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие)

Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар)

Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП)

Пешеходный переход по-другому.( Зебра)

Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток)

Это "говорит" желтый свет светофора. (Внимание)

Часть автомобиля, под которую попадает разиня. (Колесо)

Его боятся нарушители правил. (Инспектор)

В него попадает зазевавшийся водитель. (Кювет)

10.Заключительное слово:

Учитель: Молодцы, ребята! Все успешно сдали экзамен и зачислены в волшебную Школу дорожных наук. Думаю, что в этой школе вы будете учиться только на «отлично».

Я надеюсь, что основные правила дорожного движения ребята Никто из вас не станет играть на проезжей части, даже если в это время нет машин. Мне бы хотелось только посоветовать быть особенно внимательными на улицах с интенсивным движением, остерегаться недисциплинированных водителей.

Не стремитесь переходить улицу. Как только зажегся зеленый свет, подождите пару секунд и убедитесь, что все машины остановились. Не бегите через дорогу, когда зеленый сигнал уже начал мигать и вот-вот переключится на желтый. Потому что иногда нетерпеливые водители срываются с места раньше времени. Соблюдайте правила дорожного движения, даже если кто-то рядом их нарушает

11.Домашнее задание. Слайд37

Написать небольшой рассказ (мини-сочинение) на одну из тем:

  1. Знать и выполнять правила движения должны взрослые и дети.

  2. Когда переходишь улицу, следи за сигналами светофора.

  3. Выбирай самую безопасную дорогу в школу.

12.Просмотр видеоролика на закрепление ПДД


© 2010-2022