Программа Развитие смыслового чтения на уроках

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа формирования навыков смыслового чтения

(основное образование)

2015-2020 г.г.

Автор-составитель Шабалина Е.Г.


Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования наряду с другими ставит задачу формирования навыков чтения и работы с текстом. Образовательная программа основного общего образования заложила в предметном материале учебников технологию развития смыслового чтения, технологию продуктивного чтения и работу с текстом в среднем звене, начиная уже с 5-го класса. В последнее время наблюдается снижение уровня читательской компетенции, снижается интерес к чтению. Вместе с тем в современном мире увеличивается количество потоков информации и объем самой информации. Все это создает объективные трудности в отборе, понимании, хранении и передаче информации. Именно поэтому назрела необходимость создания программы формирования навыков чтения и работы с текстом.

Программа составлена на основе требований стандарта второго поколения к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы ООО МБОУ г.Иркутска СОШ № 43.

Реализация программы осуществляется комплексно через образовательные отношения, внеурочную и внешкольную деятельность, преемственность от начального к основному общему образованию.

Цель программы:

Сформировать устойчивый интерес и навык чтения как одно из необходимых условий продолжения и совершенствования своего образования.

Задачи программы:

  • Создать условия для овладения учащимися различными способами чтения.

  • Научить осуществлять поиск информации, понимать прочитанное и передавать свою информация в виде текста.

  • Сформировать навык работы по преобразованию и интерпретации текста, по оценке информации.

В ходе реализации данной программы учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

Учащиеся научатся

  • Использованию стратегий смыслового чтения и работе с информацией.

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

  • Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

  • Практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

При изучении учебных предметов учащиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

  • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

  • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий - концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

  • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Учащиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.

Школьники усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).

Учащиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.

Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.

В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Учащиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

Технология продуктивного чтения обеспечит понимание текста за счёт овладения приёмами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения (приложение 1). Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивает умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например умения извлекать информацию из текста.

Реализация этой технологии обеспечена методическим аппаратом учебников, в части текстов которых размещены подсказки для организации беседы учителя с учениками, нацеленной на полное понимание текста.

В рамках введения ФГОС ООО на занятиях по многим предметам предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, и, прежде всего, - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого. Роль внеурочной деятельности в формировании личностных результатов также велика.

В ходе реализации задач надпредметного курса «Программа развития навыков смыслового чтения»:

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Поиск информации и понимание прочитанного

  • Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

  • Определять главную тему, общую цель или назначение текста

  • Выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

  • Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

  • Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

  • Объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

  • Сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;

  • Находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

-определять назначение разных видов текстов;

-ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

-различать тему и подтемы специального текста;

-выделять главную и избыточную информацию;

-прогнозировать последовательность изложения идей текста;

-сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

-выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;

-формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции;

-понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Анализировать изменение своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.

Преобразование и интерпретация информации

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления, проводить проверку правописания, использовать в тексте таблицы, изображения;

  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в т.ч. динамические, электронные,), переходить от одного представления данных к другому;

  • интерпретировать текст:

-сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера;

-обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

-делать выводы из сформулированных посылок;

-выводить заключения о намерении автора или главной мысли текста.

Выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализ подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Оценка информации

  • откликаться на содержание текста:

-связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

-оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

-находить доводы в защиту своей точки зрения.

  • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения;

  • на основе имеющего знания, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую конфликтную информацию;

  • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

  • критически относиться к рекламной информации;

  • находить способы проверки противоречий информации;

  • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Формы организации учебного процесса, направленного на формирование навыка осмысленного чтения и работы с текстом.

Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону его ближайшего развития в рамках УУД и их свойств.

Условия, обеспечивающие формирование осмысленного чтения и работы с текстом:

  • формирование навыка осмысленного чтения и работы с текстом определяет как конкретные цели, так и организацию образовательных отношений (приложение 2);

  • формирование навыка осмысленного чтения и работы с текстом происходит в контексте усвоения разных учебных дисциплин и внеурочной деятельности (приложение 3);

  • формирование навыка осмысленного чтения и работы с текстом может быть осуществлено только при выполнении учащимися учебной работы определенного вида на основании использования педагогами технологий, методов и приемов организации учебной деятельности.

Формы учебной деятельности как условие формирования навыка осмысленного чтения и работы с текстом

Учебное сотрудничество

Педагог:

  • воспринимает учащегося как равноправного партнера и участника учебного процесса,

  • организует взаимообщение, диалог;

  • организует работу учащихся в парах, в группах, самостоятельную работу с использованием различного вида источников информации;

  • организует работу по освоению различных способов чтения и переработки информации;

Творческая, проектная, учебно-исследовательская деятельность

Работа в этом направлении гармонично дополняет классно-урочную деятельность и совершенствует навык работы с информацией по построению текстового сообщения.

Контрольно-оценочная и рефлексивная деятельность

Самооценка является ядром самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми.

На развитие самооценки существенное влияние оказывает специально организованное действие контроля.

Предметом оценивания выступают учебные действия по наработке способов чтения и речевой деятельности и их результат, а также способы взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности.

Формирование умения сотрудничества и применения критериев дифференцированной оценки, включая анализ причин неудач и выделение недостающих операций и условий, которые бы обеспечили выполнение учебной задачи

Оценка формирования навыка осмысленного чтения и работы с текстом.

Основной формой оценки сформированности навыка осмысленного чтения и работы с текстом является многокритериальная экспертная оценка текущих работ как на уроке, так и во внеурочной деятельности. На ряду с этим учащиеся проходят текущую аттестацию на освоение технических навыков, выполняя специально-сформулированные учебные задания. При этом фиксируются и отслеживаются индивидуальные достижения каждого школьника посредством разрабатываемых критериев. Подбор текстов осуществляется в соответствии с возрастными особенностями учащихся, а задания проверяют степень сформированности того или иного способа работы с информацией.

Формирование у учащихся навыка осмысленного чтения и работы с текстом требует от учителей использования специальных методов и приемов:

  • учитель должен быть настроен на формирование этого навыка;

  • потребуется изменение дидактических целей типовых заданий (выделение формирования навыка осмысленного чтения и работы с текстом);

  • на уроках следует уделять время для самостоятельной работы с текстом с дальнейшим групповым обсуждением.

План реализации программы формирования навыка осмысленного чтения и работы с текстом

Направление реализации программы

Содержание деятельности, его форма

Сроки, дата исполнения

Результат, форма отчетности

ответственный

Повышение квалификации педагогических работников в области формирования навыка осмысленного чтения и работы с текстом

Прохождение курсов на базе ИМЦРО

По графику ИМЦРО

1.Ведение журнала прохождения курсовой подготовки.

2.Проведение семинара.

Использование материалов курсов на уроке.

Заместитель директора по УВР

Методическая деятельность по оказанию помощи учителям ОУ в использовании различных способов чтения и работы с текстом

1.Индивидуальные консультации по вопросам использования различных способов чтения и работы с текстом.

2.Подготовка уроков с использованием различных способов чтения и работы с текстом.

По заявкам учителей ОУ.

Создание базы данных по формированию различных способов чтения и работы с текстом

Заместитель директора по УВР

Мониторинг различных способов чтения и работы с текстом

Осуществление мониторинговых исследований всех направлении различных способов чтения и работы с текстом

По плану работы ОУ

Создание базы данных и критериев анализа исследования

Заместитель директора по УВР

Обобщение и распространение передового педагогического опыта формирования навыка различных способов чтения и работы с текстом

1.Творческие отчеты учителей-предметников.

2.Проведение методических дней и семинаров, совещаний при директоре.

В течение года по плану работы

1. Наличие на сайте школы материалов по формированию различных способов чтения и работы с текстом.

2. Реализация программы формирования навыка осмысленного чтения и работы с текстом

Заместитель директора по УВР

Работа с учащимися

1.Организация обучения учащихся различным способам и приемам работы с информацией на всех уроках во всех классах, в том числе и обучающихся по государственным стандартам 2004 г 2.Внедрение технологий обучения учащихся различным способам и приемам работы с информацией на всех уроках во всех классах, в том числе и обучающихся по государственным стандартам 2004 г

3. Участие школьников во внеурочных и внеклассных мероприятиях, на которых совершенствуются различные способы и приемы работы с информацией (всех классов, в том числе и обучающихся по государственным стандартам 2004 г.).

В течение года

Активное участие школьников и их самореализация

Учителя-предметники

Работа с родителями

1.Проведение классных и общешкольных родительских собраний.

2.Индивидуальные консультации родителей по формированию читательской компетенции их детей

По плану работы ОУ

Создание базы данных родительских собраний

Заместитель директора по УВР


© 2010-2022