Разработка урока в 5 классах по теме: Весна

Интегрированный урок  на тему «Весна». Цель урока: 1. Помочь 5-классникам научиться всматриваться и вслушиваться  в природу; 2. Развивать связную речь учащихся (устной и письменной), памяти, внимания, творческого воображения; 3. Воспитание эстетического вкуса учащихся, привитие любви и бережного отношения к природе.                                                   Ход урока. Оборудование: репродукция картины К.Ф.Юона «Мартовское солнце», пословицы, поговорки и загадки о весне, запись музыки П.И. Чайковского  «Времена года». (Урок проводится в начале марта). Вступительное слово учителя. - Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить о весне, о том, как писали о ней поэты, композиторы, как изображали ее художники. 2. Лексико- орфографическая работа со словом весна. -Давайте произносим слово «весна» отчетливо, выразительно,  все вместе. Что слышится вам в этом слове? ( Что-то обновляющее,  очищающее. Ведь весна – это утро года. За этим словом  стоят три месяца: март, апрель, май). -Обратимся к истокам этого слова. Загляните в этимологический словарь. ( Работа со словарем: весна от веселый). -Подберите однокоренные слова к слову весна.  К какому словарю нам лучше обратиться?         ( Работа  со словообразовательным словарем). Запись в тетрадях: Весна, весной, веснушка, веснянка, весенний, предвесенний, по-весеннему. - Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне. А) Птица рада весне, а младенец матери. Б) Ласточка весну начинает, а соловей лето кончает. В) Кто весной трудиться рад, будет осенью богат. Г) Март-с водой, апрель- с травой, а май – с цветами. Д) Весна красна цветами, а осень пирогами. Е) Тает снежок,      Ожил лужок,      День прибывает. Когда это бывает?  (весной). Ж) Только снег в лесу сошел,       Я голубеньким  расцвел. (Подснежники). - Какое у вас представление  о весне? (Мы любим весну. О ней много сложено песен, загадок, прибауток, пословиц и поговорок.  В них названы различные приметы весны. -Весна-это победа солнца, света. -Весна –это победа воды. Вода поит землю. -Весна – это победа зелени. Благодаря солнцу,  появятся почки, из них – зеленые листочки). - А чем пахнет весна? (Талым снегом, первой водой, цветами). 3. - У вас на партах текст веснянки, русской народной песни. Весна, весна красная! Приди весна, с радостью, радостью, С великой милостью: Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебом обильным! (Чтение про себя, затем вслух). -Что представляет собой первая строчка песни? Есть ли здесь еще обращения? -Почему стоит двоеточие? А какое это предложение по цели высказывания?  4. – А сейчас послушаем стихотворение «Весенние воды» Ф.И.Тютчева.  ( включается запись, дети слушают) -Какова интонация стихотворения? (Бодрая, жизнерадостная). -Каким рисует весенний день Тютчев? -Назовите непривычные слова. Попробуйте сами объяснить их значение. (Брег-берег; гласят-поют,  кричат. В этих словах есть беглые гласные). -Кто такие гонцы? ( Гонцы – оповестители, посыльные,  глашатаи.  Они предвещают весну. В стихотворении гонцы- это весенние воды, они предвещают наступление весны). - Слов какой части речи в стихотворении больше всего? Почему? ( Глаголов, потому что весна- это жизнь, движение, действие) -Выпишите эти глаголы. -Назовите эпитеты в стихотворении.  Почему именно эти слова выбрал автор? ( Брег сонный; молодая весна; тихие, теплые майские дни; румяный, веселый хоровод) 5.  Далее проводится работа над выразительностью чтения. Учащиеся отмечают слова, на которые падают логические ударения, обозначают длинные  и короткие паузы , анализируют роль знаков препинания. Затем 2-3 ученика выразительно читают стихотворение. - А теперь вы прочитаете известные вам стихотворения о весне. Правильно подберите темп чтения.  ( Учащиеся вспоминают и читают выученные наизусть стихотворения о весне Майкова, Плещеева, Жуковского и других поэтов). - А знаете ли вы, ребята,  какой у весны голос? Сейчас зазвучит музыка, прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны, весеннюю песню. Музыка передаст настроение, ощущение того, что происходит в природе. Попробуйте  представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, на полянку, на речку. (Слушаем  музыку  Э. Грига или П.Чайковского).  -Какие звуки у весны?  (Капель, журчание ручья, шелест веток,  крик птиц, треск ломающегося льда).            Обратимся к лирической миниатюре писателя М.М. Пришвина «Рожденье звука»         Работа по учебнику литературы,  чтение учащимися сначала про себя, затем одним учеником вслух. - Как описано здесь утро года? - Какие краски преобладают в этой миниатюре? - Как же рождается звук весны, ее голос?  Составьте  и запишите нераспространенные предложения по тексту  миниатюры. (Снег осел. Хвоинки вытаивают. Бегут ручьи. Тишина. Рождаются капли.)  Как Пришвин распространяет эти предложения?  (С помощью эпитетов ).
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок на тему «Весна».

Цель урока: 1. Помочь 5-классникам научиться всматриваться и вслушиваться в природу;

2. Развивать связную речь учащихся (устной и письменной), памяти, внимания, творческого воображения;

3. Воспитание эстетического вкуса учащихся, привитие любви и бережного отношения к природе.

Ход урока.

Оборудование: репродукция картины К.Ф.Юона «Мартовское солнце», пословицы, поговорки и загадки о весне, запись музыки П.И. Чайковского «Времена года».

(Урок проводится в начале марта).

  1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить о весне, о том, как писали о ней поэты, композиторы, как изображали ее художники.

2. Лексико- орфографическая работа со словом весна.

-Давайте произносим слово «весна» отчетливо, выразительно, все вместе. Что слышится вам в этом слове? ( Что-то обновляющее, очищающее. Ведь весна - это утро года. За этим словом стоят три месяца: март, апрель, май).

-Обратимся к истокам этого слова. Загляните в этимологический словарь. ( Работа со словарем: весна от веселый).

-Подберите однокоренные слова к слову весна. К какому словарю нам лучше обратиться? ( Работа со словообразовательным словарем).

Запись в тетрадях:

Весна, весной, веснушка, веснянка, весенний, предвесенний, по-весеннему.

- Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне.

А) Птица рада весне, а младенец матери.

Б) Ласточка весну начинает, а соловей лето кончает.

В) Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.

Г) Март-с водой, апрель- с травой, а май - с цветами.

Д) Весна красна цветами, а осень пирогами.

Е) Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает? (весной).

Ж) Только снег в лесу сошел,

Я голубеньким расцвел. (Подснежники).

- Какое у вас представление о весне? (Мы любим весну. О ней много сложено песен, загадок, прибауток, пословиц и поговорок. В них названы различные приметы весны.

-Весна-это победа солнца, света.

-Весна -это победа воды. Вода поит землю.

-Весна - это победа зелени. Благодаря солнцу, появятся почки, из них - зеленые листочки).

- А чем пахнет весна? (Талым снегом, первой водой, цветами).

3. - У вас на партах текст веснянки, русской народной песни.

Весна, весна красная!

Приди весна, с радостью, радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

(Чтение про себя, затем вслух).

-Что представляет собой первая строчка песни? Есть ли здесь еще обращения?

-Почему стоит двоеточие? А какое это предложение по цели высказывания?

4. - А сейчас послушаем стихотворение «Весенние воды» Ф.И.Тютчева. ( включается запись, дети слушают)

-Какова интонация стихотворения? (Бодрая, жизнерадостная).

-Каким рисует весенний день Тютчев?

-Назовите непривычные слова. Попробуйте сами объяснить их значение. (Брег-берег; гласят-поют, кричат. В этих словах есть беглые гласные).

-Кто такие гонцы? ( Гонцы - оповестители, посыльные, глашатаи. Они предвещают весну. В стихотворении гонцы- это весенние воды, они предвещают наступление весны).

- Слов какой части речи в стихотворении больше всего? Почему? ( Глаголов, потому что весна- это жизнь, движение, действие)

-Выпишите эти глаголы.

-Назовите эпитеты в стихотворении. Почему именно эти слова выбрал автор? ( Брег сонный; молодая весна; тихие, теплые майские дни; румяный, веселый хоровод)

5. Далее проводится работа над выразительностью чтения. Учащиеся отмечают слова, на которые падают логические ударения, обозначают длинные и короткие паузы , анализируют роль знаков препинания. Затем 2-3 ученика выразительно читают стихотворение.

- А теперь вы прочитаете известные вам стихотворения о весне. Правильно подберите темп чтения. ( Учащиеся вспоминают и читают выученные наизусть стихотворения о весне Майкова, Плещеева, Жуковского и других поэтов).

- А знаете ли вы, ребята, какой у весны голос? Сейчас зазвучит музыка, прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны, весеннюю песню. Музыка передаст настроение, ощущение того, что происходит в природе. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, на полянку, на речку. (Слушаем музыку Э. Грига или П.Чайковского).

-Какие звуки у весны? (Капель, журчание ручья, шелест веток, крик птиц, треск ломающегося льда).

Обратимся к лирической миниатюре писателя М.М. Пришвина «Рожденье звука»

Работа по учебнику литературы, чтение учащимися сначала про себя, затем одним учеником вслух.

- Как описано здесь утро года?

- Какие краски преобладают в этой миниатюре?

- Как же рождается звук весны, ее голос? Составьте и запишите нераспространенные предложения по тексту миниатюры.

(Снег осел. Хвоинки вытаивают. Бегут ручьи. Тишина. Рождаются капли.) Как Пришвин распространяет эти предложения? (С помощью эпитетов ).

- Какой эпитет нашел писатель для слова весна? (Стремительная).

- А какой она еще может быть? (Ранняя, поздняя, запоздалая, радостная, молодая и др).

Вывешиваю репродукцию картины К.Ф. Юона «Мартовское солнце».

- Константин Федорович Юон - замечательный живописец, художник- пейзажист. Его картины жизнерадостны и праздничны. Он часто писал солнечные сельские пейзажи. В картине «М.с.» художник с большим мастерством передает радостное настроение солнечного дня первого весеннего месяца.

- Что изобразил художник на картине? (Изображена деревенская улица, дома, уходящие вдаль, огромные высокие деревья, отяжелевшие под солнечными лучами сугробы снега и глубокие сине-голубое весеннее небо с редкими, быстро мчащимися облаками.

Пейзаж тесно связан с жизнью человека, его трудом. На переднем плане художник изобразил двух деревенских ребятишек на лошадях. Они приносят в картину жизнь и движения.

В центре картины стройные белоствольные березы. От деревьев падают длинные синеватые тени.

Крыши домов покрыты снегом, но он должен вот-вот сойти, соскользнуть вниз. Небо на картине большое-большое, без конца и без края.

На картине нет солнца, но виден розоватый, золотистый свет на деревьях и на снегу. Теплым светом мартовского солнца пронизано все вокруг).

- Какое сочетание цветов использовал художник, чтобы передать светлое, радостное настроение, которое возникло у него, когда он увидел этот мартовский день? (Сочетание розовато-голубого, сиреневого, золотистого, желто-голубого, бело-розового. Такой колорит - сочетание различных цветов- помог художнику передать настроение весеннего дня).

- Ваши впечатления от картины?(Казалось бы, ничего красивого нет. А между тем, как все прекрасно и даже празднично, когда светит мартовское солнце. Художник заставил нас увидеть красоту природы в обыкновенный будничный день.).

- Вот и кончился наш «весенний » урок. (Подведение итогов урока)

Д\з : прочитать другие миниатюры М.М. Пришвина из цикла «Весна»; написать сочинение по картине К. Юона «М.с.». Желающие могут подготовить рисунки на тему «Весна».



© 2010-2022