Разработка урока по русскому языку Суффикс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Суффикс.

Цель:

  1. Конкретизация представлений учащихся о строении слова, его значимых частях.

  2. Формирование умений образовывать однокоренные слова при помощи данных суффиксов.

  3. Уточнение представлений учащихся о суффиксе как части основы слова, который может придавать слову оттенки значений или образовывать слово с новым значением.

Тип урока: Урок- путешествие

Метод: Словесный, наглядный.

Наглядность: Карточки, интерактивная доска


Ход урока:

I. Орг. Момент

II. Фронтальный опрос

Всё на свете из чего-либо состоит:

облако из капель воды, лес - из деревьев.

Наша речь состоит из … (предложений), а предложения состоят из … (слов).

А слова имеют свой строительный материал.

Сегодня мы продолжим работу по теме «Словообразование» и уточним представление о суффиксе, как части основы.

- Вспомните, как называются слова, которые имеют несколько значений? (Многозначные.)

- Как думаете, о составе чего будем говорить на уроке? (О составе слова.)

Разработка урока по русскому языку Суффикс Отправляемся в путешествие Станция «Корень»

- Вспомните, о какой части слова вы узнали на прошлых уроках? (О корне.)

- Задайте вопросы друг другу по этой теме?

Что такое корень?

Как найти корень в слове? или Что надо сделать, чтобы правильно выделить корень?

Какие слова называются однокоренными? (2 признака однокоренных слов.)

Разработка урока по русскому языку СуффиксСтанция «Сказочная»

Что за сказка отгадайте,

Быстро руки поднимайте.

Баба с дедом в ней живут,

Мыши удалые.

Даже куры здесь несут

Яйца золотые… (Курочка Ряба)

Задание 1: Вставить в тексте пропущенные буквосочетания.

Разработка урока по русскому языку Суффикс

Он к меду поднимался

И умудрялся петь:

«Я тучка, тучка, тучка,

я вовсе не медведь»… (Винни Пух)

Задание 2: Посмотрите, Винни Пуха окружили неправильные пчелы. Давайте найдем в них ошибки, подобрав проверочные слова.

Разработка урока по русскому языку Суффикс

Многим долго неизвестный

Стал он каждому дружком

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком

Очень просто и недлинно

Он зовется... (Чипполино)


Задание 3: Помогите Чиполлино найти лишнее слово. Как называются оставшиеся слова? Выделите корень в этих словах.

Разработка урока по русскому языку Суффикс

Разработка урока по русскому языку СуффиксСтанция «Суффикс»

III. Сообщение темы и цели урока.

Цель: На уроке узнаете:

Что такое суффикс?

Где он стоит?

Для чего нужен?

Нос

лед

Мышь

Носик

ледок

Мышонок

- Как называются эти пары слов? (однокоренные слова)

- Сравните слова ЛЁД и ЛЕДОК. (Толстый и тонкий)

- Изменился ли смысл слова? (да)

- Что сделало слово другим? (Суффикс ОК)

- Запишите пары слов, выделите значком корень и суффикс, подумайте, на какие вопросы вы можете мне дать ответ?

- Слово лед и ледок - это одно и то же слово или разные слова? (разные)

- Что сделало слово другим? (суффикс)

- Значит, для чего нужен суффикс? (для образования новых слов)

Вывод: Образовывать новые слова - это «работа» суффикса или его роль.IРазработка урока по русскому языку Суффикс Станция «Закрепление»

ІV. Закрепление:

Из цветка тюльпана вышла,

Зимовала в норке мыши,

Ласточка ее спасла

В страну эльфов унесла… (Дюймовочка)

Задание 4: Давайте поможем Дюймовочке образовать новые слова, обозначающие маленькие предметы при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Разработка урока по русскому языку Суффикс


  • Работа в парах.

- Сейчас мы познакомимся с различными суффиксами и выясним, какими они могут делать слова. Для этого, поработаем в парах.

На середине стола у вас лежат карточки. Переверните. Прочитайте слова. Посоветуйтесь и решите вместе: какую роль сыграл суффикс?

Прочтите первую пару. ( Иван - Иванушка)

Какое получилось слово? (ласковое)

- Какая часть слова сделала имя Иван ласковым? (суффикс -УШК-)

- Приведите примеры.

- У кого ещё есть ласковые слова? (заяц - заюшка)

- С помощью какого суффикса оно образовалось? (суффикс - ЮШК-)

- Какой суффикс сделал ласковыми ваши другие слова? (- ЕНЬК-, -ОНЬК-)

- Итак, какие суффиксы делают слово ласковым. Слова с такими суффиксами употребляются в разговорной речи, в сказках, в народных песнях, потешках.

- Используете ли вы в речи такие суффиксы?

- Назовите своего соседа ласковым именем.

  • Поднимите руки, у кого есть слова с суффиксом -ОК-?

- Какое значение он вносит?

- Какие ещё суффиксы делают слова «маленькими»? (-ИК-, -ЧИК-)

Разработка урока по русскому языку СуффиксСтанция «В мире животных»

ФОТОДИКТАНТ

Разработка урока по русскому языку СуффиксРазработка урока по русскому языку СуффиксРазработка урока по русскому языку СуффиксРазработка урока по русскому языку СуффиксРазработка урока по русскому языку Суффикс

Разработка урока по русскому языку СуффиксРазработка урока по русскому языку СуффиксРазработка урока по русскому языку СуффиксРазработка урока по русскому языку СуффиксРазработка урока по русскому языку СуффиксРазработка урока по русскому языку Суффикс

V. Творческая работа.

Пользуясь изученными суффиксами, попробуйте изменить мое стихотворение, сделайте его более ласковым (устно):

Мама сказала:

«Дочка, вставай. Солнце уж встало.
В школу отправляться время настало»

Вывод: Все эти суффиксы, имеют уменьшительно-ласкательное значенРазработка урока по русскому языку СуффиксРазработка урока по русскому языку Суффикс

Разработка урока по русскому языку Суффикс

Разработка урока по русскому языку СуффиксСтанция «Вывод»

VI. Подведение итогов.

Итак, давайте подведем итог:

Закончи предложение: СУФФИКС НУЖЕН…

Разработка урока по русскому языку Суффикс

VII.Домашнее задание: Упражнение 8,9 стр. 67. Повтор. правил.










Открытый урок

по русскому языку

в 5 «Б» классе на тему:

« Суффикс»







© 2010-2022