Конспект урока по русскому языку на тему Служебные части речи

1.     Вспомнить о служебных частях речи; 2.     Показать роль служебных частей в предложении; 3.     Научить конструировать предложения, используя служебные части речи.   Без служебных частей речи нам не обойтись и вы все об этом знаете. В предложения они привносят особое значение: связывают, разделяют, указывают или дают силу.                                                                                                                                                                         ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка по теме

«Служебные части речи»

7 класс

Цель урока:

  1. Вспомнить о служебных частях речи;

  2. Показать роль служебных частей в предложении;

  3. Научить конструировать предложения, используя служебные части речи.

Ход урока

  1. Приветствие

Быть должны всегда в порядке:

Ручки, книжки и тетрадки

А девиз у нас такой:

«Все, что надо - под рукой!»

  1. Организационный момент

(Запись числа, классной работы)

- Они неделимы и целы

Корней и приставок в них нет

Нельзя отыскать в них морфемы -

И в этом их главный секрет.

- О каких частях речи говорится в данном стихотворении?

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Что мы будем изучать на уроке?

- Что нам нужно уметь?

3. Изучение новой темы.

- Запишите тему урока в свои рабочие листы.

- Почему служебные части неделимы и не имеют морфем?

- Без служебных частей речи нам не обойтись и вы все об этом знаете. В предложения они привносят особое значение: связывают, разделяют, указывают или дают силу.

- Для начала отгадайте следующие загадки.

  • В предложениях на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает.

(Предлог)

  • Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час

Порою я совсем не повторяюсь

Порою повторяюсь много раз.

(Союз)

  • Могу оттенки придавать значеньям

Могу усилить их без напряженья

Могу помочь я форм образованью

Могу вообще подвергнуть отрицанью

Всё то, что кто-нибудь произнесет

(Частица)

- О каких ещё частях речи мы не сказали?

- Что же такое междометие? Давайте узнаем историю возникновения этого слова.

- Термин междометие впервые появился в 1619 году в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого. Междометие - с лат. interjectio, в котором inter - между, а jectio - «бросание, невольное высказывание».

- Послушайте сказку «Без чего в речи не обойдешься?»

«Я - самое важное слово в разговоре без меня никак не обойтись, потому что я чувства и всякие настроения человеческие выражаю. Больно кому - он кричит «Ай- ай-ай!» или «Ой-ой-ой!». Весело ему - смеется «Ха-ха-ха, хи-хи-хи, хе-хе-хе!». Встретились двое сразу, ко мне за помощью: «Привет! Здравствуйте! Спасибо! Пожалуйста!»

Чуть дело плохо, говорят: «Дело - табак! Крышка! Капут!». А все эти: ну, эге, ага, ого, эх, ох, ах, гм-гм и им подобные - это ведь тоже мои братцы».

- Ребята, скажите, что же такое междометие, приведите примеры?

- Последний термин, который у нас остался - это звукоподражание.

- Послушайте стихотворение, в котором употреблены звукоподражания и попробуйте самостоятельно сформулировать трактовку звукоподражания.

Иго-го, - заржал ребенок.
Значит, это... жеребенок.
-Ме-е, - заблеял вдруг ребенок.
Это маленький... козленок.
- Му-у, - мычит в хлеву ребенок.
- Это маленький... теленок.
-Мяу, - замяукали ребятки
Узнаете? Мы -... котятки.
- Бе-е, - заблеял вдруг ребенок
Это маленький... ягненок.
Чей-то маленький сынок.
Вдруг залаял: я щенок! гав-гав!
- Хрю, - захрюкали ребята
Значит, это... поросята.

- Посмотрите на слайд, перед вами текст. Давайте прочитаем его.

Лотос

Лотос - символ чистоты благородства. Он произрастает иле мутной воде, не загрязняется ими.4 Лотосом можно сравнить людей, которые себя не запятнали, не покорились злу тяжелой судьбе.

Зацветает лотос июле, августе тихих прудах. Толпы удивленных, восхищающихся людей утра вечера не покидают берега водоемов. Изящными очертаниями белых нежно-розовых лепестков, характерным шелестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление.

«Лотос - друг солнца», - писали священных книгах Индии. Сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня.4 Уже четвертый день прекрасные цветки вянут. Только листья его, зонтики, продолжают стоять воде.

- Понятен ли вам смысл данного текста?

- Чего не достает в тексте?

- Давайте попробуем привести наш текст в порядок. Прочитаем его еще раз.

Лотос

Лотос - символ чистоты и благородства. Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими.4 С лотосом можно сравнить людей, которые себя не запятнали, не покорились злу и тяжелой судьбе.

Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивленных, восхищающихся людей с утра до вечера не покидают берега водоемов. Изящными очертаниями белых или нежно-розовых лепестков, характерным шелестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление.

«Лотос - друг солнца», - писали в священных книгах Индии. К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня.4 Но уже на четвертый день прекрасные цветки вянут. И только листья его, как зонтики, продолжают стоять на воде.

- Что вам известно об этом цветке?

- Послушайте легенду о Лотосе. Во время прослушивания в свои рабочие листы записывайте служебные части речи, распределяя их по колонкам.

ЛЕГЕНДА О ЛОТОСЕ

В глуши прикаспийской, где шепчутся травы
С рогозом, над гладью задумчивых вод.
Качая головкой, красою сверкая,
Под ласкою солнечной лотос цветет.
Причудливо цвет ежечасно меняя
Венца лепестков безупречных своих,
Он взор изумленный всегда восхищает
Игрою загадочных красок живых.
Когда же пред ночью заря затухает,
Блеснувши последним, прощальным лучом,
Неясные, чудится, звуки летают,
Как будто бы кто-то печально вздыхает,
Как будто бы кто-то тоскует о чем.
Не знаю, кто это, ручей ли журчащий,
Иль ветер, чуть слышно крылами шумящий,
Из царства несбыточных, сказочных грез
Мне отзвук преданий забытых принес…

То было в тумане миллионов столетий…
У Ганга - реки, что извечно текла,
В преданьях старинных и песнях воспетой,
Прекрасная дева когда-то жила.
Как звезды в безлунной тропической ночи,
Мерцали красавицы чудные очи.
И часто сидела она над водой,
Любуясь, как в зеркале, их красотой.
И юноша жил от нее недалеко…
Был он для нее всех на свете милей,
Но, гордая дивной красою своей,
Она его сердцем играла жестоко.
Не выдержал юноша пытки всечасной,
Что душу сомненьем терзала и жгла:
Однажды безумною ночью несчастной
Река его тело к себе приняла.
Грустна и печальна над тихой водой
Уже не любуется дева собой…

Великий, живущий в веках Мегадева -
Всех сущих и бывших миров властелин -
За сердцем прекрасной, но ветреной девы
Орла посылает с незримых вершин.
На землю спустился посланец летучий,
С кровавою ношей стремительно взмыл
И вдруг это сердце из лапы могучей
Он в воды священной реки уронил.
Волшебною силой чудо свершилось:
Лишь обнял его чудодейный поток,
Как сердце кровавое вмиг превратилось
Прекрасного лотоса в дивный цветок.

На небо Крылатый ни с чем возвратился
И в гневе был прогнан владыкою глаз;
Зиждителем мира навеки проклятый
Орел получил наказанье - приказ:
Как день загорится, от солнца восхода
До тьмы, приносящей живущим покой,
Из месяца в месяц, несчетные годы
Искать это сердце над грешной землей.
С тех дней и до наших, едва загорится
Восходом багряным заря над землей,
На поиски сердца кровавого мчится,
Ужасный орел, истомленный и злой.
Нередко над лотосом он пролетает,
И с трепетным чувством предсмертной тоски
При мысли, что сердце посланец узнает,
Головку прелестную лотос склоняет,
И в страхе бледнеют его лепестки.

Когда же, пред ночью заря затухает,
Блеснувши прощальным последним лучом,
Неясные, чудится, звуки витают…
То - сердце красавицы - лотос вздыхает,
Тоскуя о друге погибшем своем.

- Скажите, какие колонки у вас остались незаполнены?

- Составьте предложения о цветке лотоса, в которых бы вы употребили междометия и звукоподражания.

- Давайте послушаем ваши предложения. Остальные, слушая отвечающих, заполняют те колонки, которые остались пустыми.

4. Итог урока

- О каких частях речи мы говорили на уроке?

- Назовите служебные части речи

- Скажите, можно ли обойтись без употребления служебных частей речи?

- Для чего мы их употребляем в речи?

- Что нового вы узнали на уроке?

- О каком растении мы говорили?

- Что является родиной этого цветка?

5. Домашнее задание

© 2010-2022