- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка на тему Состав слова в 5 классе
Урок русского языка на тему Состав слова в 5 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дробнич Н.В. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Состав слова
Цель:
Обучающая: формировать умения выделять в слове морфемы, находить однокоренные слова, выполнять разбор слова по составу.
Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать.иметь представление, что корень, приставка,суффикс, окончание-значимые части слова (морфемы), какие слова называются однокоренными.
Воспитательная: прививать любовь к русскому языку.
Оборудование: презентация.
Методы: частично-поисковый
Ход урока
Эпиграф урока:
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
3.Формулировка темы и цели урока.
-Назовите морфему с общим главным лексическим значением? Корень
-Что значит найти корень?
- Дайте грамматическое определение корня?
Пока я шла в школу, по дороге нашла загадочный сверток. Что же в нём?
-Давайте разберёмся, на доске графически обозначена : приставка, корень, суффикс, окончание.
-Да это обозначения приставки, корня,суффикса, окончания. 4.Игра: «За кем последнее слово». Устно
-Перед вами сказочный бочонок,там находятся листочки, на которых написан корень, назвать с этим корнем как можно больше однокоренных слов.
-Вод- (вода)
-Земл-(земля)
-Рос-(рости)
-Син-(синий)
-Бел-(белый)
5.Словарно-орфографическая работа
Орфография. Орфос- правильный
Графо - пишу (греч.)
Орфограмма. Орфос - правильный
Грамма- письмо (греч)
6. Понятие об орфограмме.
На тр..ве-(тра´вы)
Р..синки- (ро´сы)
Пос..дка-(са´дик)
Мал..нький-(мале´нько)
Тр..пинка-(тро´пы)
7. Орфографический разбор: М..лодая тр..ва (на) з..мле от р..сы пос..дела.
Задание: указать и объяснить орфограммы.
8.Закрепление. Работа с учебником.
1. Упражнение 1
Ученики по очереди заполняют таблицу. Слова для разбора диктует преподаватель. Правильный ответ - 3 балла.
Разбор слова по составу
Словообразовательный анализ слова
Слова для разбора: сверхсекретный, внештатный, раскрасавиц, завхоз, спецкор, пароходный, подгруппа, санчасть, предгрозовой, сбербанк, паровоз, нефтеналивной, неурожай, наушник.
Упражнение 2
Ученики по очереди выполняют упражнение на доске, учитель диктует слова для разбора. Правильный ответ - 2 балла.
Составьте словообразовательную цепочку по образцу: Красноватенький - красноватый - красный.
Доледниковый, долголетие, прескучный, пересоленный, сверхготовность, ненаучный, раскрасавец, бесчеловечный.
(Ледник, долгий, скучный, соль, готовность, наука, красавец, человек...)
Упражнение 3
Выполняется аналогично второму упражнению. Правильный ответ - 3 балла.
Восстановите слова, которые в словообразовательном ряду находились между исходным и полученным словом по образцу: Лесочек - лес; лесочек - лесок - лес.
Болезненность - боль, приукрасить - красить, разговорчивость - говор, сверхзащитный - защита.
(Болезнь, украсить, разговор, защитный.)
9. Тест -опрос «Состав слова» 1. Подчеркни те слова, которые обозначают части слова. Союз, корень, знак, окончание, предлог, речь, приставка, слово, основа, текст, суффикс. 2. Какая часть слова может изменяться? ___________________________ Для чего она служит?_________________________________________ 3. Какие части слова служат для образования новых слов? ____________________________________________________________ 4. Устно разбери слова по составу. Запиши слова в нужный столбик. Повозка, берёзка, лесок, поход, смелый, сад, дожди, дождик, прокол, осенний, ледяной, подснежники, день, цветник, привёз, выдумщики. 5. Образуйте от существительных прилагательные и глаголы. Мороз - ___________________ , ____________________ ; Зелень - ______________________ , _______________________ ;
10.Рефлексия
11.Оценивание
12.Домашнее задание.