Урок русского языка на тему Состав слова в 5 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Состав слова

Цель:

Обучающая: формировать умения выделять в слове морфемы, находить однокоренные слова, выполнять разбор слова по составу.

Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать.иметь представление, что корень, приставка,суффикс, окончание-значимые части слова (морфемы), какие слова называются однокоренными.

Воспитательная: прививать любовь к русскому языку.

Оборудование: презентация.

Методы: частично-поисковый

Ход урока

Эпиграф урока:

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

3.Формулировка темы и цели урока.

-Назовите морфему с общим главным лексическим значением? Корень

-Что значит найти корень?

- Дайте грамматическое определение корня?

Пока я шла в школу, по дороге нашла загадочный сверток. Что же в нём?

-Давайте разберёмся, на доске графически обозначена : приставка, корень, суффикс, окончание.

-Да это обозначения приставки, корня,суффикса, окончания. 4.Игра: «За кем последнее слово». Устно

-Перед вами сказочный бочонок,там находятся листочки, на которых написан корень, назвать с этим корнем как можно больше однокоренных слов.

-Вод- (вода)

-Земл-(земля)

-Рос-(рости)

-Син-(синий)

-Бел-(белый)

5.Словарно-орфографическая работа

Орфография. Орфос- правильный

Графо - пишу (греч.)

Орфограмма. Орфос - правильный

Грамма- письмо (греч)

6. Понятие об орфограмме.

На тр..ве-(тра´вы)

Р..синки- (ро´сы)

Пос..дка-(са´дик)

Мал..нький-(мале´нько)

Тр..пинка-(тро´пы)

7. Орфографический разбор: М..лодая тр..ва (на) з..мле от р..сы пос..дела.

Задание: указать и объяснить орфограммы.

8.Закрепление. Работа с учебником.

1. Упражнение 1

Ученики по очереди заполняют таблицу. Слова для разбора диктует преподаватель. Правильный ответ - 3 балла.

Разбор слова по составу

Словообразовательный анализ слова

Слова для разбора: сверхсекретный, внештатный, раскрасавиц, завхоз, спецкор, пароходный, подгруппа, санчасть, предгрозовой, сбербанк, паровоз, нефтеналивной, неурожай, наушник.

Упражнение 2

Ученики по очереди выполняют упражнение на доске, учитель диктует слова для разбора. Правильный ответ - 2 балла.

Составьте словообразовательную цепочку по образцу: Красноватенький - красноватый - красный.

Доледниковый, долголетие, прескучный, пересоленный, сверхготовность, ненаучный, раскрасавец, бесчеловечный.

(Ледник, долгий, скучный, соль, готовность, наука, красавец, человек...)

Упражнение 3

Выполняется аналогично второму упражнению. Правильный ответ - 3 балла.

Восстановите слова, которые в словообразовательном ряду находились между исходным и полученным словом по образцу: Лесочек - лес; лесочек - лесок - лес.

Болезненность - боль, приукрасить - красить, разговорчивость - говор, сверхзащитный - защита.

(Болезнь, украсить, разговор, защитный.)

9. Тест -опрос «Состав слова» 1. Подчеркни те слова, которые обозначают части слова. Союз, корень, знак, окончание, предлог, речь, приставка, слово, основа, текст, суффикс. 2. Какая часть слова может изменяться? ___________________________ Для чего она служит?_________________________________________ 3. Какие части слова служат для образования новых слов? ____________________________________________________________ 4. Устно разбери слова по составу. Запиши слова в нужный столбик. Повозка, берёзка, лесок, поход, смелый, сад, дожди, дождик, прокол, осенний, ледяной, подснежники, день, цветник, привёз, выдумщики. 5. Образуйте от существительных прилагательные и глаголы. Мороз - ___________________ , ____________________ ; Зелень - ______________________ , _______________________ ;

10.Рефлексия

11.Оценивание

12.Домашнее задание.


© 2010-2022