План-конспект по литературе №3

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК

Тема №4: Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Своеобразие лирики поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова.

Цели урока:

Образовательная цель урока: Повторить этапы биографии поэта, сообщить новые факты и обобщить информацию о его жизни и творчестве. Определить основные мотивы поэзии Лермонтова;

Развивающая цель урока: Проследить особенности истории и литературы в России в период с 1828 по 1841 гг. Сопоставить темы, поднимаемые в лирике поэта с проблемами сегодняшнего дня. Определить основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова;

Воспитательная цель урока: Познакомить с любовной, философской, гражданской лирикой М. Ю. Лермонтова, вызвать интерес к личности и творчеству поэта.

Тип урока: Изучение нового материала. Лекция. Беседа.

Материальное обеспечение: Выставка литературы.

Литература: М.Ю. Лотман "Биография поэта". Просвещение 1981 г.

Е.С. Лобикова «В кругу друзей» Москва 1990 г.

Ход урока:

Организационная часть урока: Проверка присутствующих и готовности к уроку. Отметка в журнале.

Повторение материала: На прошлом уроке мы с вами познакомились с русской литературой Х I Х века. Выявили направления русской литературы. Вспомнили исторические события этого времени. А так же разобрали поэму А. С. Пушкина «Медный всадник».

Устный опрос по пройденному материалу.

Проверка домашнего задания.

Изложение нового материала: Биография М. Ю. Лермонтова.

Творчество Лермонтова М. Ю. известно каждому в нашей стране. Прожив короткую жизнь, поэт оставил стихи, прорвавшиеся к нам сквозь века благодаря своей искренности, и таланту.

М.Ю. Лермонтов родился 3 (15) октября 1814г. в Москве. Отец - капитан в отставке Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831), мать - Мария Михайловна (1795-1817).

Детство Лермонтов проводит в усадьбе своей бабушки Е. А. Арсеньевой в с. Тарханы Пензенской области. Трижды (1818, 1820, 1825) он ездит на Кавказ для лечения минеральными водами. Кавказ производит на Лермонтова неизгладимое впечатление, становится для него поэтической родиной ("Горы Кавказа для меня священны; вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас, да о небе"). 1827 - Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву.

В 1830 - Лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета. К этому времени относится начало интенсивной литературной деятельности: он пишет лирические стихи (например, цикл, посвященный Н. Ф. Ивановой), поэмы, драмы ("Испанцы",1830, "Люди и страсти", 1830). Основное время Лермонтов проводит в Петербурге, где он делается "душою общества молодых людей высшего круга, запевалой в беседах, в кружках, бывает в свете, где забавляется тем, что сводит с ума женщин, расстраивает партии", для чего "разыгрывает из себя влюбленного в продолжение нескольких дней".

В 1835 - первое появление Лермонтова в печати. До тех пор Лермонтов известен как поэт лишь в офицерских и светских кругах. Один из его товарищей, без его ведома, забирает у него повесть "Хаджи-Абрек" и отдает ее в "Библиотеку для Чтения". Лермонтов очень недоволен. Повесть имеет успех, но Лермонтов долго еще не хочет печатать своих стихов. В этом же году Лермонтов узнает, что Варвара Лопухина, которую он издавна любил и не переставал любить до конца жизни, выходит замуж за Н.И. Бахметьева.

1837 - Лермонтов узнает о гибели А. С. Пушкина и пишет стихотворение "Смерть поэта". Сначала стихотворение оканчивалось словами: "И на устах его печать". В таком виде оно быстро распространяется в списках, вызывает бурю восторгов, а в высшем обществе возбуждает негодование. Затем Лермонтов дописывает страстный вызов "надменным потомкам" (последние 16 стихов). Стихотворение воспринимается как "воззвание к революции"; начинается дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтова переводят в Нижегородский драгунский полк, действующий на Кавказе. Благодаря связям бабушки, 11 октября 1837 г. следует приказ о переводе Лермонтова в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, стоящий в Новгороде. Лермонтов неохотно расстается Кавказом и подумывает даже об отставке.

15 июля 1841 - состоится дуэль между Лермонтовым и Мартыновым, закончившаяся трагической гибелью поэта. 17 июля Лермонтова хоронят на городском кладбище "при стечении всего Пятигорска". Позже, в 1842г., прах Лермонтова был перевезен в Тарханы и похоронен в семейном склепе Арсеньевых. В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.

Эпоха Лермонтова в 30-е годы.

30-е годы XIX века - времена тяжелейшей политической реакции. Поколение Пушкина жило мечтой о реформах, верило в высокое предназначение, строило планы. Но после декабристского восстания начинаются годы реакции, усиливается цензура, повсеместно шпионы царской жандармерии, на корню душится проявление всякого инакомыслия. В литературе этот период, 30-е годы, условно назван «эпохой безвременья».

- Почему такое определение дали? Лермонтов гневно осуждал свое поколение за бездеятельность, за страх и покорность. Он гневно называет такое общество толпой, а из-за отсутствия гражданской позиции причисляет молодое поколение к отцам. Эти мотивы звучат в двух программных его произведениях - Дума», «Как часто пестрою толпою окружен»

Чтение и анализ стихотворения «Дума».

- Какие разноречивые чувства вызывает у вас это стихотворение (гнев, горечь, иронию, грусть)?

- Как бы вы определили жанр стихотворения (элегия, сатира, реквием)?

- В чем упрекает автор свое поколение? Почему при этом в 1-й строфе он употребляет местоимение «я», а далее «мы»?

Какой смысл придает стихотворению кольцевая композиция? Как в финале доказываются положения «пролога»?

- В чем богатство изобразительно-выразительных средств, использованных автором?

- Почему в финале поэт называет свое поколение «толпой»?

Анализ стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…».

- Какие два мира владеют чувствами лирического субъекта в стихотворении?

- Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует автор? (Маскарадность мира; все в нем лживо; мир наполнен резкими звуками, а его зрительные очертания туманны; мир видится «как будто бы сквозь сон». Мир-маскарад как бы лишен красок, он черно-белый. Реальный мир неясен, но его звуки неприятны лирическому субъекту.)

- Как характеризует реальный мир глагольная лексика? (Глаголов мало, что говорит о внутренней статичности текста, а это не соответствует внешней суете маскарада. Их лексическое значение - мелькают, касаются - создает ощущение чего-то незначительного, случайного. Ср.: «И ненавидим мы, и любим мы случайно» в «Думе».)

Как меняется пространство текста во 2-й строфе? Какой смысл при этом выявляется? (Мир как бы приближается к лирическому субъекту, руки «красавиц городских» касаются рук поэта, и именно это становится последней каплей его терпения. Мир-маскарад отвратителен, лирический субъект с трудом освобождается от его оков, убегая в мечты.)

- Каким предстает мир мечты, мир воображаемый? Каковы его ключевые образы? - Почему в тексте описание воображаемого мира занимает больше места, чем описание мира реального? Это мир правдивый, живой, цветной, а не маскарадный; лирический субъект ощущает его краски, звуки, запахи.)

- Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней опять появляется образ «толпы»? В чем ее конфликт? Каким пафосом проникнуты финальные строки? Как это настроение подчеркивается элементами художественной формы? (В строфе противопоставлены толпа и мечта. Толпа царствует, она законодательница жизни, а мечта - робкая, неуверенная, ее можно легко спугнуть, она «незваная гостья». В финальных строках появляется настроение гнева и протеста. Это крик души поэта, страстно желающего «смутить веселость» толпы «железным стихом». Именно стихом, т. е. одной строчкой, мощной, как оружие. Но это пока только порыв. Категоричность нравственного решения подчеркивается глаголами в форме инфинитива.)

Итог урока. В обществе масок, лжи и пошлости не может взрасти духовность, такое общество не способно к душевным порывам, оно никогда не оставит после себя нерукотворных памятников и поэтому обречено на преждевременную смерть и забвение.

Самостоятельная работа на дом: Сообщение: История создания стихотворений «Поэт», «Смерть поэта». Сравнительный анализ Лермонтов и Пушкин «Пророк», знать идею, тему, устный анализ.

Сообщение оценок.

Преподаватель: Хилько С. А.



























«Как часто, пестрою толпою окружен…» Михаил Лермонтов.

1-е Января

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бестрепетные руки, -

Наружно погружась в их блеск и суету,

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, - памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребенком; и кругом

Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится - и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою:

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье

С глазами полными лазурного огня,

С улыбкой розовой, как молодого дня

За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин -

Я долгие часы просиживал один,

И память их жива поныне

Под бурей тягостных сомнений и страстей,

Как свежий островок безвредно средь морей

Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,

И шум толпы людской спугнет мечту мою,

На праздник незванную гостью,

О, как мне хочется смутить веселость их,

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!..

















Михаил Лермонтов стихотворение «Дума».

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию - презренные рабы.

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты - его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,

Тая завистливо от ближних и друзей

Надежды лучшие и голос благородный

Неверием осмеянных страстей.

Едва касались мы до чаши наслажденья,

Но юных сил мы тем не сберегли;

Из каждой радости, бояся пресыщенья,

Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным наш ум не шевелят;

Мы жадно бережем в груди остаток чувства -

Зарытый скупостью и бесполезный клад.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

И предков скучны нам роскошные забавы,

Их добросовестный, ребяческий разврат;

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

© 2010-2022