Конспект урока по русскому языку для 5 класса Особенности устного и письменного общения. Знакомство с учебником

Разработка представляет собой конспект и презентацию к уроку русского языка в 5 классе «Особенности устного и письменного общения. Знакомство с учебником». Презентация размещена на этом же сайте отдельно. Урок нацелен на получение учащимися представления об особенностях устного и письменного общения; о средствах, способствующих эффективному общению; о средствах для усиления выразительности письменной речи, используемых в учебнике. В конспекте использованы условные обозначения, ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Замешаева Елена Иннокентьевна - учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 20 г. Улан-Удэ.

Предмет: русский язык. Класс: 5. УМК: Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.

Урок № 3.

Тема урока: Особенности устного и письменного общения. Знакомство с учебником.

Цель урока: Дать учащимся возможность получить представление

  • об особенностях устного и письменного общения;

  • о средствах, способствующих эффективному общению;

  • о средствах для усиления выразительности письменной речи, используемых в учебнике.

Используемые средства: учебник, презентация.

Условные обозначения, используемые в конспекте урока:

Ở - учащиеся наблюдают, думают, самостоятельно формулируют мысль, отвечают, самостоятельно выполняют задание или что-либо выразительно читают;

ק - учащиеся делают запись, чертят таблицу, подчёркивают что-либо;

▼ - следующий шаг (клик) в презентации;

жирным шрифтом выделено то, что записывается в тетрадь;

разрядкой выделены те слова, которые нужно произносить с особым логическим ударением;

‽ № ... - ключевые вопросы темы.

! В конспекты уроков включено слово учителя в форме прямой речи, но без её оформления. Необходимость внесения готовых фраз продиктована тем, что самостоятельный подбор мог бы вызвать дополнительные траты времени при подготовке к уроку, но строгое оформление прямой речи значительно увеличило бы объём конспекта, что нежелательно. Отсутствие кавычек и знаков, свойственных для записи диалога, в некоторой степени компенсируется изменением размера шрифта.

I. Организационный момент.


! Перед уроком необходимо выяснить, кто из учащихся перерабатывал слайды к выступлению,

загрузить их варианты на ноутбук; собрать и раздать тетради.

  • Приветствие.

  • Знакомимся с планом урока (▼, слайд 2): вначале мы проверим д/задание (проведём конкурс), затем изучим новую тему и закончим самостоятельной работой по изученной теме.

II. Проверка домашнего задания

и комментарий к проверенным письменным работам.


  • Расскажите о понятиях язык и речь, покажите различия между этими понятиями на примерах. (Ở; в распоряжении отвечающих слайды 3-6, но они могут воспользоваться своим - переработанным - вариантом; могут выступать группой.)

Если будут затруднения и связать воедино записи на слайде у детей не получится, тогда нужно будет им помочь, подсказывая при необходимости части фраз. Текст может быть следующим.

Тема нашего выступления - язык и речь; смысл этих понятий и различия между ними.

Язык - это система средств для словесного выражения информации. Речь - это с помощью языка выраженная мысль.

Покажем разницу между этими понятиями на примерах.

Представим, что язык - систему словесного выражения мыслей - можно хранить в сундуке, как сокровище, ведь язык, в общем-то, и является сокровищем.

Тогда можно представить и то, что все части языковой системы аккуратно разложены в этом сундуке. А это - звуки речи, соответствующие им на письме буквы, части слова, из которых образуются слова (приставки, корни, суффиксы, окончания), огромное количество самих слов, которые делятся по значению на несколько частей речи и называются существительными, прилагательными, глаголами и т. д.

Частью системы словесного выражения мыслей, т. е. частью языка, являются правила: правила изменения, произнесения и написания слов, правила построения, интонирования и написания предложений, а также правила построения, интонирования и написания текста. Всё вместе - это язык, т. е. система словесного выражения мыслей.

А речь (повторимся) - это с помощью языка выраженная мысль.

Например, сказанная мальчиком Сашей фраза «Я вечером фильм по телеку смотрел», - это речь. Для того, чтобы сказать это, мальчик взял из языка (языковой системы) нужные ему слова: местоимение я, наречие вечером, существительное фильм и т. д. Но ведь слова состоят из звуков и частей слова, значит, он взял из системы звуки и части слова. Местоимение я, например, состоит только из корня, наречие вечером - из корня и суффикса…

Саша использовал и правила.

Правила изменения слов: не какие попало формы слов взял, а подходящие (привести пример с неправильной формой).

Правила произнесения слов тоже использовал: произнёс слова с верным ударением (привести пример неправильного).

Не забыл правила построения предложений. Вот, например, что могло получиться, если бы он не применил правила построения предложений: "фильм по вечером я телеку смотрел".

И правила интонирования предложений он тоже использовал. Объясняя, почему он вечером не пошёл гулять, он произнёс: ... А вот варианты неверного интонирования: …

И ещё кое-что было использовано при записи речи мальчика: это буквы и правила написания слов и предложений. Слово смотрел, например, записано с буквой о по правилу о безударной проверяемой гласной в корне. А правила написания предложений выражаются в том, что предложение написано с большой буквы, без лишних знаков и с точкой в конце.

Чтобы высказать какую-то другую мысль, например, высказать просьбу, обращённую к брату, мальчик взял бы из языка другие слова, другие звуки, использовал другие правила. Например, мог сказать так: «Ваня, отойди от телевизора».

Итак, мы показали на примерах, чем отличаются понятия язык и речь. Повторим ещё раз определения, упростив их: язык - это всё, чем мы можем воспользоваться, когда выражаем свои мысли с помощью слов; речь - это мысль, выраженная словами.


  • Учитель даёт комментарий к проверенным работам.

III. Изучение новой темы.


Открываем тетради (тетради собраны и розданы до начала урока), записываем (▼; слайд 7) число, "кл. работа". (ק)

‽ № 1. Прежде чем записать тему сегодняшнего урока, отгадайте ключевое (т. е. главное) слово темы по его значению (▼; слайд 8): обмен информацией с целью организации какой-либо деятельности или с целью получения эмоционального отклика. (Ở. Общение.) Вы правы, это значение слова общение (▼: появляется слово). А теперь назовите формы речи (▼: появляется термин формы речи)? (Ở. Устная и письменная.) Верно, (▼) устная и письменная. А это значит, что и общаемся мы либо… (Ở. Указываем на слово устная) устно, либо… (Ở. Указываем на слово письменная) письменно. Вот теперь запишем тему урока (▼; слайд 8): Особенности устного и письменного общения. (ק) В процессе изучения данной темы мы будем знакомиться с учебником, поэтому поставим точку и запишем (▼): Знакомство с учебником. (ק) Пока пишут, повторить тему на доске. Если доска закрывается экраном, то придётся ограничиться тем, что тема будет в тетрадях, т. к. повторять её на слайдах не удастся из-за большого объёма информации.

Скажите, а зачем нам нужно изучать особенности устного и письменного общения? (Ở) Верно, чтобы научиться общаться, чтобы, общаясь, достигать желаемого, т. е. чтобы наше общение - с кем бы то ни было - было эффективным.

Можете ли вы сформулировать значение слова эффективный, т. е. сказать, что значит это слово? (▼: слайд 9, пока только слово эффективный.) (Ở) Да, вы, конечно, правы. А вот какое определение этому слову дают словари (▼): эффективный - значит действенный, результативный, плодотворный, приносящий желаемый результат. Следовательно, эффективное общение - это общение… (Ở.▼) действенное, результативное, плодотворное, приносящее желаемый результат. Давайте запишем определение понятия «эффективное общение» в тетрадь, а значение слова эффективный уберём (▼: исчезает определение слова эффективный), чтобы эта запись нам не мешала. (ק)

Научиться эффективно общаться не просто. Вы учились этому в начальной школе, продолжите сейчас, на сегодняшнем уроке, и всё время обучения, вплоть до 11 класса, будете развивать свою способность к эффективному общению, потому что это, в общем-то, и есть главная цель обучения языку. Любому языку: русскому, английскому, бурятскому или какому-то другому.

На сегодняшнем уроке мы сделаем всего лишь очередной шаг на этом пути: мы поговорим об особенностях устного и письменного общения. (▼; слайд 10, пока пустой)

Отступив строку от предыдущей записи, начертите посередине следующей строки (▼; слайд 11, появляется линия) короткую вертикальную линию (от строки до строки, ק). Слева от линии запишите (▼) устное общение (ק), справа (▼) - письменное общение (ק). На следующей строке, поставив цифру один, запишем следующее (▼): совершаемые участниками общения действия (ק). Строку ниже (▼: появляется следующая линия) опять разобьём на две равные половины (ק).

‽ № 2. И задумаемся: какие же действия мы совершаем, когда общаемся устно, и какие - когда общаемся письменно? Имейте в виду, что назвать надо основные действия, а не вспомогательные или вообще не имеющие отношения к речевому общению. (Ở) Возможно, что ответят верно, тогда продолжаем так: Молодцы! А я-то готовила вам подсказки, вывела на слайд эти действия. Вот они (▼: появляются слова читаем…): читаем, говорим, слушаем, пишем (записывать их пока не надо). Возможно, ответят неверно, тогда предлагаем подсказку - список глаголов, сопровождая это подходящим комментарием.

Итак, во время устного общения мы или говорим, или… (Ở) слушаем (▼: появляется пара говорят <-> слушают). Запишем эту пару глаголов так, как показано на слайде (мы записываем глаголы в другой форме, потому что речь идёт о любых участниках общения, а не только о нас). (ק) Кстати, почему или-или: или говорим, или слушаем? (Ở. Если участники общения говорят одновременно, они друг друга не поймут.)

Во время письменного общения мы пишем или… (Ở) читаем (▼: появляется пара пишут <-> читают, ק).

‽ № 3. И опять вопрос: можете ли вы объяснить, почему слова говорят и слушают, пишут и читают соединены двойными (указываем на них) стрелками? (Ở) В процессе общения - и устном, и письменном - всегда два участника: тот, кто говорит или пишет, и тот, кто слушает или читает. Говорят, чтобы их услышали и поняли; слушают, чтобы понять собеседников. Пишут, чтобы написанное ими прочитали и поняли; читают, чтобы писавших понять. Вот это взаимное стремление - желание быть понятым и понять - и символизирует двойная стрелка.

‽ № 4. А теперь скажите, принесёт ли общение желаемый результат, если кто-то из участников недостаточно умело говорит / пишет (указать на эти слова на слайде) или недостаточно умело слушает / читает (указать), или же вообще не очень-то и старается «дотянуться» до собеседника в процессе общения? (Ở. Вряд ли.) А вывод из этого какой? (Ở) Верно, надо учиться и говорить, и слушать, и писать, и читать (произносить, указывая на глаголы).

Определили цель, начинаем к ней двигаться. Сделаем следующий шаг на пути к умению общаться: поработаем с учебником. То есть какому из действий поучимся (указать на все четыре действия)? (Ở Подводим к тому, что будем учиться читать.)

Откроем учебники на стр. 6 и прочтём название параграфа. (Ở. Общение устное и письменное.) Под заголовком вы видите значок: книжка и звёздочка над ней - это одно из условных обозначений, используемых в учебнике. Где мы будем искать значение этого знака? (Ở) Верно, на первых страницах учебника, а именно - на 3-й. Нашли? Читаем. (Ở. Материал...) Вернёмся на 6-ю страницу и рассмотрим материал для самостоятельных наблюдений.

Мы видим здесь задание и 3 картинки. Прочтём задание. (Ở) Так на каком рисунке показано устное общение? (Ở. На первом.) Кто с кем общается? (Ở. Вероятно, ученик и учитель.) Кто сейчас говорит, а кто слушает? (Ở. Ученик, стоящий у доски, говорит, а учитель и остальные учащиеся слушают.) Можно ли понять по рисунку, о чём говорит мальчик? (Ở. Судя по записи на доске, о правописании слов извини, спасибо.)

На двух остальных рисунках показано… (Ở) письменное общение. Кто с кем общается? (Ở. Учитель и ученик. Возможно, ученики не сразу сумеют так ответить и потребуются наводящие вопросы, зато в дальнейшем этим можно воспользоваться.) Кто из них пишет, а кто читает? (Ở. Ученик пишет, учитель читает.) На самом деле учитель не только читает, но и делает записи в тетради ученика, а ученик их потом прочтёт. Получается, что учитель и ученик находятся в постоянном письменном общении, посылают один другому сообщения. Ученик, списывая, например, текст и вставляя в слова буквы, как бы говорит: «Я считаю, что в этом слове пишется такая-то буква, а учитель, проверяя тетрадь, отвечает: «Вот это слово ты написал правильно, молодец, а вот здесь ошибся, постарайся запомнить, как пишется это слово». А ведь вы не сразу поняли, что даже при выполнении домашнего задания и его проверке между людьми происходит общение!

Ну что же, двинемся дальше. Под рисунками мы видим упражнение, его номер… (Ở. 4.) Обратите внимание на то, как в этом учебнике выделяются номера упражнений: номер находится в начале строки, на фоне синего прямоугольника. Читаем задание к упражнению. (Ở) Задание понятно? (Да.) Теперь читаем то, что написано в первой колонке. (Ở) Во второй. (Ở) И в какой же колонке говорится об устном общении? (Ở. В левой.) А о письменном в правой, так? (Да.) В этом упражнении перечислены некоторые из особенностей устного и письменного общения. Воспользуемся этой таблицей для заполнения своей.

‽ № 5. Начнём с особенностей, названных во втором пункте. Прочтите второй пункт и там, и там и скажите, какой заголовок можно было дать перечисленному здесь? (Ở) Верно, в этих пунктах перечислены средства, которыми пользуются при устном и письменном общении. Имейте в виду: не все средства, а только те, которыми устное и письменное общение отличаются.

Итак, запишем в нашей таблице (▼: слайд 11, появляется незавершённая таблица, но без списка действий), стараясь разместить запись посередине строки, следующее (▼): «2. Используемые средства.» (ק)

Продолжим вертикальную линию, захватив ею на этот раз 15 строк (▼: появляется продолжение линии). В тексте упражнения 4 были названы следующие средства устной формы общения: голос, темп, тон, громкость, жесты, мимика. Но дело в том, что темп, тон и громкость - это то, что мы создаём с помощью голоса, и всё это входит в понятие «интонация». Вот это слово, поставив чёрточку, мы и запишем (▼: на слайде появляется слово интонация, ק). Обратите внимание: слово интонация выделено фиолетовым цветом. И так будет выделено не только это слово, но в тетради пишите одной пастой. Чуть позже мы вернёмся к тому, зачем использован фиолетовый цвет.

А теперь от слова интонация начертим стрелочку (▼ ק) с тремя ответвлениями и запишем все составляющие этого понятия (все стороны интонации): (▼) темп, (▼) тон, (▼) громкость. (ק)

Чтобы вы поняли, о чём идет речь, приведём примеры. Ребёнок, находясь с мамой в магазине, говорит: «Ма-а-а-м, моро-о-о-женое купи-и!» То, как произнёс ребёнок предложение, - это и есть интонация. И состоит она из определённого темпа, тона, громкости. В каком темпе ребёнок говорит эту фразу (темп, ребята, это скорость)? (Ở. В замедленном, растягивая слова.) Каким тоном говорит: угрожающим, ласковым, равнодушным, просящим? (Ở. Просящим тоном.) Насколько громко? (Ở) Достаточно громко, что говорит о его невоспитанности. Теперь понятно, что такое интонация и из чего она образуется? (Ở)

Идём далее. Есть ещё одно средство, примыкающее к интонационным и добавляющее выразительности устной речи, - это (▼) паузы. Запишем. (ק) В качестве примера использования паузы как средства выразительности я произнесу сейчас такую фразу (здесь тоже необходимо сделать паузу): «Бойся больше всего // равнодушия» (помимо паузы, произнося это предложение, слово всего нужно растянуть, слегка повысив тон, а слово равнодушие только растянуть, чтобы не потерять интонации завершения предложения). Вы, наверное, сами почувствовали, как сконцентрировались, когда я держала паузу, сосредоточились на том, что сейчас услышите. А теперь закончите эту фразу сами: Бойся больше всего… (Ở. Равнодушия.) Посмотрите: почти весь класс произнёс это слово! Это сыграла свою роль пауза, она привлекла ваше внимание, и вы запомнили произносимое.

Но интонационные средства - это ещё не всё, что мы можем использовать в устной речи! Какие ещё средства упомянуты в упражнении? (Ở) Верно, (▼) жесты и (▼) мимика. Запишем их в таблицу (ק).

Прежде чем пойдём дальше, скажите, что такое жесты, жест? (▼: слайд 12, на слайде только слово жест. Ở) Верно. А вот какое определение этому понятию дают словари: «Жест - (▼) это движение руками или другое телодвижение, имеющее определённый смысл». Так что в целом вы правы. А что значит мимика? (▼: слайд 12, появляется слово мимика. Ở) Опять-таки верно. Но вам будет полезно знать, как сформулировано значение этого понятия в словарях: «Мимика - (▼) это движения мышц лица, отражающие душевные состояния и мысли человека».

Каким же жестом мог бы сопровождать ребёнок свою просьбу? (Ở. Умоляюще сложить ладошки.) А как бы он мог воспользоваться мимикой? (Ở) Верно, посмотрите друг на друга и покажите то, что сейчас показали мне! (Дети оборачиваются друг к другу и пытаются изобразить «просящий вид».) У некоторых из вас мимика очень выразительна - мамы не устояли бы.

‽ № 6. Ну что же, продолжим. Мы перечислили все основные средства, используемые в устной речи. Перейдём к письменной. (▼: слайд 13, появляется незавершённая таблица.)

Надеюсь, вы понимаете, какая из форм речи первична (т. е. появилась вначале) - устная или письменная? (Ở) Конечно, устная. Вначале первобытный человек научился говорить, и только потом писать. Причём и теперь, каждый раз, прежде чем писать, человек вначале продумывает то, что он напишет. А ведь мыслительный процесс - это тоже разновидность устной речи. Вот и выходит, что письменная речь - это, в общем-то, перевод устной речи в письменную. Помня об этом, запишем средства письменной формы общения, но опять немного подробнее, чем в учебнике.

В первую очередь запишем, поставив чёрточку, основное средство (▼): знаки препинания (ק). Перечислите их. (Ở) Верно, это запятые, скобки, тире, точки и т. д. Затем запишем первое из перечисленных в упражнении (▼) - шрифт. (ק) А теперь опять нарисуем (▼) стрелку, на этот раз с шестью ответвлениями, и перечислим те изменения шрифта, которые используют для выразительности письменной речи. Но вначале давайте попробуем назвать их. (Ở) Вы правы, это (▼) размер шрифта (ק); (▼) курсив (ק; курсив - это особый, чуть наклонный шрифт, похожий на рукописный; используется в печатном варианте письменной речи); (▼) жирность (ק; тоже в печатном варианте); (▼) разрядка (ק; разрядка - это увеличение интервала, т. е. расстояния, между буквами); (▼) стиль шрифта (ק; если вы что-нибудь печатали на компьютере, то знаете, что существуют разные стили шрифта -Times, Arial, Calibri и множество других - и отличаются они начертанием букв: в одном стиле буквы абсолютно прямые, в другом - с завитками, в третьем - широкие, в четвёртом - узкие и т. д.); последнее из шрифтовых средств, которое мы назовём - это (▼) цвет шрифта (ק). Примыкает к шрифтовым средствам (▼) подчёркивание. (ק) Помимо этого, общаясь письменно, мы используем (▼) кавычки (ק); (▼) абзацы (т. е. отступы от начала строки в местах, где начинается новая смысловая часть) и (▼) пробелы между строк (подразумеваются дополнительные пробелы между смысловыми частями текста). (ק) Добавим к списку ещё три вспомогательных средства (▼) - маркеры списка (ק), (▼) цвет фона и (▼) условные обозначения (ק).

‽ № 7. А теперь обратим внимание на обе колонки и подумаем о том, с какой целью часть списков выделена фиолетовым цветом? (Ở) Верно, в левом списке выделены интонационные средства устной речи, в правом - то, что отражает интонацию на письме. Может, кто-то сомневается в том, что это так, и вы хотите возразить, сказать, что подчёркивание, жирный шрифт используются для того, чтобы выделить главное, а не отразить интонацию? Дело в том, ребята, что интонация и смысл - две стороны одной медали: интонация отражает смысл, а вспомогательные средства письменной речи отражают интонацию и с нею - смысл.

Давайте ещё раз пройдёмся по списку и докажем прямую связь средств, используемых для выразительности письменной речи, с интонацией.

  • Знаки препинания, например, точно отражают интонацию, вы это знаете с начальной школы: когда слышите интонацию перечисления, ставите запятые. Маркеры, кстати, тоже используются там, где что-то перечисляется, а значит, возникает перечисли-тельная интонация.

  • Курсив, жирный шрифт, разбивка, размер и цвет шрифта, подчёркивание выделяют значимые слова на письме, а в устной речи значимые слова произносятся с особой интонацией.

  • Остались абзацы и пробелы между строк. Что отражают они? (Ở) Конечно, паузы, более или менее длительные, между смысловыми частями текста: закончил говорить об одном, нужно сделать паузу, прежде чем начать говорить о другом, иначе слушатель не уловит перехода к другой теме и не поймёт говорящего.

Итак, сделаем вывод из сказанного: почти все вспомогательные средства письменной формы общения служат для отражения… (Ở В качестве подсказки указываем на фиолетовую часть списка в обоих столбцах.) интонации на письме.

‽ № 8. Идём далее. Нашей следующей задачей будет поиск этих средств (указать на правый столбик на слайде) в письменной речи. Где же мы можем найти сейчас образцы письменной речи, чтобы потренироваться? (Ở. В своих тетрадях, на слайде, в таблицах на стенах, в телефонах, планшетах и в учебниках.) Поскольку на сегодняшнем уроке мы должны знакомиться с учебником, с ним и поработаем. Обратим внимание на 7-ю страницу учебника: какие из перечисленных средств использованы авторами учебника на этой странице? (Ở) Далее в порядке нахождения:

- Мы видим разный по размеру шрифт; причём для записи задания к упражнению и для текста самого упражнения используется не просто разные по размеру шрифты, но и разные по стилю. Как вы думаете, почему? (Ở) Чтобы не запутаться, где задание, а где - текст упражнения. А ещё для того, чтобы текст упражнения был оформлен таким шрифтом, который больше походит на рукописный, что помогает настроиться на аккуратную, красивую запись.

- Мы видим на этой странице слова, записанные курсивом: слушаете, читаете, говорите, пишете и… (Ở) познакомиться. Зачем они выделены? (Ở. Чтобы те, кто читает, обратили на них внимание, а при чтении выделили их интонационно, т. к. эти слова - главные в высказывании).

- Мы видим здесь слова выделенные жирным шрифтом: «ознакомительного чтения». Эти слова, конечно, тоже нужно интонационно выделять как важные, но почему в одном случае использован курсив, а в другом жирный шрифт? (Ở) Да, слова, выделенные жирным шрифтом более значимы. В данном случае отличие ещё и в том, что «ознакомительное чтение» - это не просто важные слова, это термин. Знаете, что такое термины? (Ở) Термины (▼: слайд 14, на слайде только слово термин) - это (▼) названия научных понятий. Без знания терминов той или иной науки невозможно изучение этой науки. На следующем уроке мы обязательно будем знакомиться с термином «ознакомительное чтение». А теперь вернёмся к таблице (▼: слайд 15, незавершённая таблица) и поищем другие средства, обеспечивающие выразительность письменной речи.

- Мы видим знаки препинания: скобки, запятые, точки, точки с запятой, двоеточие.

- Мы видим, что названия параграфов учебника выделены фиолетовым цветом.

- Мы видим условные обозначения. Какое значение у знака, которым помечено упражнение 8-е? Куда идём за значением? (Ở На 3-ю страницу. Задания повышенной трудности.) Что напоминает этот значок? (Ở Головоломку.) Согласитесь, хороший символ подобран для таких заданий.

А что обозначает условный знак «книжка со стрелкой»? (Ở) Да, такой знак в этой книге обозначает, что справа от него помещены теоретические сведения. А что это значит (▼: слайд 16, на нём - понятие) - «теоретические сведения»? (Ở) Научная информация, конечно! (▼: слайд 16, появляется значение.) В данном случае - касающаяся науки о языке. Давайте прочтём теоретические сведения, помещённые под упражнением 7. (Ở) Вам хорошо видны границы этой информации? Сколько строк она занимает? (Ở. Четыре.) Что помогло нам разглядеть эти границы? (Ở. Стиль и размер шрифта.) А ещё что помогло? (Ở) Абзац и дополнительные пробелы между строчками. Посмотрите, какое расстояние от 7-го упражнения до теоретических сведений (указать на эти пробелы, развернув учебник к детям). Раз в 5 больше, чем расстояние между строчками в самом упражнении № 7 (указать на пробелы) и во столько же раз больше, чем между строчками текста с теоретическими сведениями (указать). В этом учебнике есть ещё одно средство, помогающее разглядеть границы научных сведений, помещённых в параграфе: это… (Ở) «полосатая линейка» справа от текста; этот графический символ примыкает к условным обозначениям учебника, хотя в их списке он не упомянут.

А теперь немного о самих теоретических сведениях. Перечитайте информацию. (Ở) Скажите, сейчас, отыскивая на этой странице средства усиления выразительности письменной речи, какой деятельностью из названных в этом тексте мы занимаемся? (Ở) Учимся читать, воспринимать и усваивать информацию.

Вот и продолжим. Что ещё есть на этой странице из перечисленных на слайде средств? (▼: слайд 17, таблица)

- Мы видим маркеры в теоретических сведениях, с которых начинается 3-й параграф. Для чего они нужны? (Ở) Маркеры показывают, что в этом месте текста идёт перечисление чего-то важного для раскрытия темы. Кстати, цифры тоже могут использоваться как маркеры списка.

- Мы видим, что под номером упражнения фон не белый, а синий. Для чего использован фон? (Ở Чтобы быстро находить упражнения на странице.)

Из всех перечисленных средств, используемых для усиления выразительности письменной речи, мы не нашли на этой странице всего три средства. Найдите их в списке на слайде и назовите. (Ở. Разрядка, подчёркивание и кавычки.) Кавычки подразумеваются либо обозначающие «понятие, о котором говорят», либо обозначающие ироническую интонацию; если найдётся время, можно это средство обсудить.

‽ № 9. А теперь сравните оба списка и скажите: У кого больше средств для того, чтобы его речь была выразительной и обеспечила успешное, эффективное общение, - у говорящего или у пишущего? (Ở. Вероятно, дети ответят, что у пишущего, сравнив величину списков.) А вот Бернард Шоу (▼: слайд 18, на нём: Бернард Шоу сказал:), известный ирландский писатель, сказал так (▼): «Существует 50 способов сказать да и 500 способов сказать нет, но <есть> лишь один способ это [Как вы думаете, каким словом завершится фраза? Ở, ▼] написать». Попробуйте передать смысл высказывания своими словами. (Ở. Обсуждаем, произносим слова да и нет несколько раз, каждый раз меняя интонацию.)

Конечно, передать все оттенки интонации средствами письменной речи невозможно. Бернард Шоу прав: общаясь устно, мы располагаем намного большими возможностями, чем тогда, когда общаемся письменно. Правда, писатель преувеличил беспомощность пишущего: способов написать слова да и нет всё-таки несколько больше. Подумайте, как можно записать слово да, чтобы при этом запись отражала разные варианты интонирования. (Ở. Вначале выслушать несколько вариантов, можно попросить записать на доске.) Обобщим и дополним. 1-й способ - обычный (▼): да. 2-й способ - курсивом (▼): да. Используют курсив тогда, когда говорят о слове да, как мы, например, сейчас; звучит оно в таких случаях по-особенному. Сравним. Я спрошу у вас, а вы ответьте словом «да» и прислушайтесь к тому, как произнесли слово. Завтра четверг? (Название дня недели должно соответствовать следующему дню.) (Ở. Да.) А теперь произнесите: «Слово да - это частица». (Ở) Хорошо вслушались? (Учитель ещё раз произносит обе фразы.) Уловили разницу в интонации? Трудновато, согласна, но разница есть. Кстати, курсив можно использовать, только если текст печатный. В рукописном тексте в таком случае используются (▼: появляется вариант да в кавычках.) кавычки.

Пойдём дальше. Наверняка, кто-то из вас, когда я задала вопрос о том, какой сегодня день недели, задумался, потому что не помнил дня. И, если бы мы спросили именно этого ученика, то он начал бы что-то медленно вспоминать, и эта неуверенность могла отразиться на интонации. Попробуйте произнести да неуверенно. (Ở) Возможно, будут разные варианты, но нам необходимо подвести к записи на слайде, поэтому, похвалив ребят и даже, если возникнет удачная идея, записав на доске другие варианты, остановимся на варианте с долгим [д]. Как вам такой вариант: «Д-да». Выражает неуверенность? Как бы вы записали такое да? (Ở) Давайте сравним с записью на слайде (▼: появляется д-да). Так что вы молодцы, сами справились! (Или: Ну что же, теперь будете знать, каким образом можно отразить на письме долгий звук).

Сколько различных вариантов да у нас получилось? (Четыре.) А вот ещё один вариант (▼: появляется Дааа!). Прочитайте эту запись сами. (Ở. Спросить нескольких ребят.) Вероятно, будут различные варианты интонирования, учитель тоже может добавить пару вариантов. Прокомментировать: На этих примерах мы с вами убедились, что в письменной речи всё же немало средств отражения интонации на письме. Но последний пример показывает, что устная речь обладает всё-таки несоизмеримо большими возможностями для передачи интонации, а с ней и смысла.

Вновь выведем заполняемую нами таблицу на экран (▼: слайд 19). Обратите внимание: список средств пришлось немного сжать, чтобы вся таблица поместилась на одном слайде. Давайте покажем разницу между возможностями вспомогательных средств устной и письменной речи таким образом: поставим большой плюс (▼) при средствах устной речи (ק), при средствах письменной - тоже плюс (▼), но поменьше (ק). Мы покажем этим, что, хотя средств здесь всё же много, они не могут полностью отразить всё разнообразие интонаций устной речи.

‽ № 10. Теперь вернёмся к 4-му упражнению (оно на 6-й странице) и прочтём первые и последние пункты в обоих столбцах. (Ở) О чём в этих пунктах говорится? (Ở) Здесь сравниваются устное и письменное общение, устная и письменная речь с точки зрения времени для построения и исправления высказывания, для отбора точных языковых средств. Запишем на следующей строке (▼): «3. Количество времени для построения и исправления высказывания.» (ק) Строки ниже (четыре строки) опять разобьём вертикальной линией (▼), стараясь провести её ровно под предыдущей. (ק)

Каким же количеством времени для обдумывания, построения и исправления высказывания обладают те, кто общается устно? (Ở) Конечно, минимальным, ведь говорящий создаёт свои высказывания непосредственно во время общения. И что запишем в левый столбик? (Ở) Чтобы было коротко и понятно, можно записать (▼): минимальное. (ק)

А что запишем в правый столбик? (Ở) Давайте так (▼): обычно больше. (ק) А почему обычно, а не всегда? (Ở) Верно, ребята! Бывают ситуации, когда наш собеседник, общаясь с нами устно, готов ждать сколько угодно, пока мы обдумываем очередную свою мысль, но это большая редкость. И, наоборот, иногда время написания бывает предельно ограничено: время написания экзаменационного ответа, например, или отчёта, или статьи (журналисты часто оказываются в таком положении), или записки, которую срочно надо передать другу, сдающему экзамен.

В каком же столбике на этот раз мы поставим маленький плюс? (Ở) В первом, причём совсем маленький (▼ ק). А во втором поставим большой (▼ ק).

Согласитесь, если мы хотим что-то кому-то доказать, «достучаться» до собеседника, надо быть убедительным, надо подобрать такие слова, такие фразы, чтобы нас обязательно поняли, а для этого нужно время. Поэтому говорящему сложнее (указываем на маленький плюс в левом столбике), а пишущему легче (указываем на большой плюс в правом).

Кстати, не все, увы, пользуются этим преимуществом письменной речи - возможностью подольше подумать. Иной раз, читая сочинения, учитель видит, что ученик совсем не задумывался над тем, что писал. И это грустно: не задумывается - значит, не учится, не учится - значит… (Ở) и не научится. Не научится формулировать свои мысли, высказывать мнение, добиваться желаемого. Ни устно, ни письменно.

IV. Закрепление материала.


Задание № 1 (▼: слайд 20; ▼: появляется задание): В упражнении 6 учебника несколько пословиц. Необходимо найти и выписать в таблицу те из них, которые советуют нам быть осторожными, когда мы намереваемся что-то сказать или написать. Работаем в парах: обсуждаем, затем записываем. (Ở ק)

Итак, вы завершили работу, проверяем. Вначале вернём на экран таблицу (▼: слайд 21), поставим восклицательный знак (▼), в данном случае - как знак предупреждения. И какую же пословицу вы выписали в левый столбик? (Ở Слово не воробей…) Верно! (▼: появляется пословица.) Как видите, на слайд пословица полностью не вошла, поэтому я завершу запись многоточием (▼: появляется многоточие). Теперь в правый столбик ставлю восклицательный знак (▼). Какую пословицу вписали сюда? (Ở Что написано пером…) Опять верно! (▼: появляется пословица.) Как видите, и здесь пословица целиком не вошла, поэтому запись снова придётся завершить многоточием (▼: появляется многоточие). Все справились с заданием? Порадуемся этому (▼: смайлик).

Скажите, а какое умение из этих четырёх: говорить, слушать, писать, читать (указать на все четыре действия в таблице) - мы развивали, когда выполняли первое задание? (Ở) Конечно, умение читать: мы вдумывались в прочитанное - в смысл задания и пословиц. Умение писать - в меньшей степени, потому что мы здесь не столько писали, сколько списывали, ничего сами не формулируя, знаков препинания не выбирая.

А вот следующее задание будет направлено на умение формулировать собственные мысли, в этот раз устно. А это значит, что мы будем учиться… (Ở) говорить: подбирать слова, строить предложения, выбирать подходящие интонации.

Задание № 2 (▼: слайд 22; ▼: появляется задание): Устно объяснить смысл записанных пословиц. Работаем в парах: готовимся вместе; отвечает один, другой дополняет. (Ở) Спросить ребят по каждой из пословиц.

Третье задание - на умение превращать табличный материал в связный текст. Нечто подобное вы проделывали дома, готовясь к сегодняшнему уроку.

Итак, задание № 3 (▼: слайд 23; ▼: появляется задание): Подготовьте выступление на тему «Особенности устного и письменного общения». Работаем в парах: обсуждаем и выступаем вместе (один может рассказывать, другой - подсказывать, поправлять).

Для этого задания будет предоставлен следующий слайд (24-й), на котором всё будет появляться почти так же, как и при объяснении нового материала. (Ở)

V. Домашнее задание (▼: слайд 25, ק или фотографируют).


1) упр. № 6 (+ объяснить значение выбранной пословицы письменно);

Предупредить: выполняя упражнение, не брать для объяснения те пословицы, которые уже обсудили на уроке.

Напомнить: если при упражнении запись в скобках с плюсом, это означает, что выполняем задание, данное в самом упражнении, плюс то, что записано в скобках.

2) пользуясь таблицей в тетради, подготовить выступление на тему «Особенности устного и письменного общения».

Внимание! На перемене можно загрузить слайд на флешку.

VI. В оставшееся время.


Задание № 4 (▼: слайд 26; ▼: появляется задание): Найдите на странице 41 учебника все

использованные здесь средства, способствующие выразительности письменной речи. Работаем в парах: обсуждаем и записываем в тетрадь.

Запишите в тетрадь № 4 и приступайте. (Ở)

На слайде есть весь список средств, использованных на 41-й странице. Комментарий к заданию № 4 нужно начать с того, что в списке на слайде все средства размещены в порядке их использования на странице, и двигаться следует от заголовка.

Единственное, что упомянуто не в порядке появления, - это знак и номер параграфа. Они обсуждаются вместе с пунктами 1 и 2 и отнесены к разновидностям маркеров списка, поскольку никакое иное название составителем не найдено.

Обязательно обратить внимание на роль синего и розового фона в учебнике.

Коричневым цветом на слайде выделены средства, которых не было в таблице. Эти средства желательно обсудить:

  • иллюстрации используются для разных целей, в том числе для того, чтобы заинтересовать учащихся, помочь «включить» воображение, предложить самостоятельно подобрать подходящие слова и т. д.;

  • графические символы (на странице 41 это стрелки) можно было бы отнести к условным обозначениям, но, поскольку они понимаются без дополнительных разъяснений, т. к. обычны, всем знакомы, их нет среди условных обозначений.

В связи с не упомянутыми в таблице, но найденными в учебнике средствами следует сделать вывод: в таблице перечислены не все особые средства письменной формы общения.

! Желательно найти время и остановиться на этом задании, так как оно закрепит умение учащихся «фокусироваться» на конкретном материале учебника. Можно не давать это задание для самостоятельной, а работать вместе.

! Для уроков можно заготовить какие-нибудь помеченные особым знаком карточки и раздавать их за правильные ответы. Оценку выставлять - исходя из количества накопленных карточек. Можно также позволить накопить достаточное для пятёрки количество за несколько уроков.

Упражнения даются по учебнику: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в 2 ч. / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]. 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабайцева В. В. Русский язык: Синтаксис и пунктуация / В. В. Бабайцева. - М.: просвещение, 1979. - (Библиотека учителя русского языка.)

2. Баранов М. Т. Обучение орфографии в 4-8 классах / М. Т. Баранов. - Киев: Раднянська школа, 1987.

3. Богородицкий В. А. Общий курс русской грамматики / В. А. Богородицкий. - М.; Л., 1935.

4. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.

5. Валгина Н. С. Современный русский язык. Синтаксис / Н. С. Валгина. - М.: Высшая школа, 2003.

6. Зарва М. В. Русское словесное ударение: Словарь. - Около 50 000 слов. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

7. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. Пособие для учителя / В. Ф. Иванова. - М.: Просвещение, 1975.

8. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе: пособие для учителя. - 2-е изд., переработанное / В. В. Иванов, З. А. Потиха. - М.: Просвещение, 1985.

9. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения. - 2-е изд., / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. - М.: Линка-Пресс, 1994.

10. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: уч. пособие для студ. пед. ин-тов, обучающихся по спец. № 2101 "Рус. яз. и лит." / М. Р. Львов. - М.: Просвещение, 1988.

11. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. - 2-е изд., испр. / М. И. Мещерякова. - М.: Рольф, 2001.

12. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова; под ред. Р. И. Аванесова. - М.: Рус. яз., 1988.

13. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение: Ок. 25 000 единиц" / И. Л. Резниченко. - М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2003.

14. Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальной школе / Н. С. Рождественский. - М.: Учпедгиз, 1960.

15. Розенталь Д. Э. Современный русский язык. - 5-е изд., испр. / Д. Э. Розенталь. - М.: Айрис-пресс, 2003.

16. Розенталь Д. Э. Справочник по орфографии и пунктуации / Д. Э. Розенталь. -Челябинск: Юж.-Ур. кн. изд., 1994.

17. Текучёв А. В. Методика преподавания русского языка / А. В. Текучёв. - М.: Просвещение, 1980.

18. Текучёв А. В. Об орфографическом и пунктуационном минимуме в средней школе: Пособие для учителей. - 2-е изд., испр. и доп. / А. В. Текучёв. - М.: Просвещение, 1982.

19. Штоль А. А. Русский язык в таблицах: учеб.-справ. пособие. - 4-е изд., испр. и доп. / А. А. Штоль. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002.

20. Грамматика современного русского литературного языка / М.: Наука, 1970.

21. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова - М.: Академия, 2000.

22. Современный русский литературный язык: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. "Филология" / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин и др.; под редакцией П. А. Леканта - М.: Дрофа, 2000.

23. Современный русский язык / под редакцией Л. А. Новикова - С./П.; М.; Краснодар, 2003.

24. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в 2 ч. / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]. 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014.

25. Словари и энциклопедии на Академике: dic.academic.ru/

11


© 2010-2022